Межтекстовые связи и понятия стилизации, пародии, сказа, реминисценции.

1. Общее и различное в понятиях стилизации, пародии, сказа;

2. Формы и функции реминисценции;

3. Межтекстовые связи и понятие интертекстуальности.

Ключевые слова: стилизация, пародия, сказ, плагиат, подражание, цитация, вольный перевод, мифологема.

Литература:4,10,1618,,20,23,29,30.

Стилизация –последовательное и целенаправленное воспроизведение существенных черт стиля писателя, литературного течения и т.д. Существенные черты стиля, взятого за образец, при стилизации сохраняются, но выступают уже как художественное средство (Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича…», сказки А.С. Пушкина).

Стилизацию следует отличать от подражания, воспроизводящего внешние черты стиля с определенными художественными задачами. Подражания могут быть ученическими и зрелыми, тяготеющими к стилизации (А. Пушкин «Подражание Корану»). В отличие от стилизации, подражание основано на сходстве, адекватности воссоздания.

Плагиат (от лат. рlagio – похищение) - литературное воровство, заключающееся в опубликовании под своим именем чужого произведения или его части, даже если были сделаны незначительные поправки, изменения для маскировки заимствования.

Пародия (от греч. противопеснь) – вид сатирического произведения, целью которого служит осмеяние литературного направления, стиля, манеры писателя, отдельного произведения. Осмеяние может быть юмористическим, ироническим, саркастическим. Комический эффект достигается в основном за счет передачи в гиперболизированном виде характерных черт объекта пародии, доведения их до абсурда. Пародия тем более действенна, чем вернее в ней уловлены слабые стороны критикуемого явления, и наоборот: «Как скоро истинное достоинство задето – пародия неудачна» (А. Добролюбов). Древнегреческая «Война мышей и лягушек» - пародия на эпос Гомера; интересны пародии К. Пруткова.

Сказ, в отличие от стилизации и пародии, ориентирован на «внелитературную», устную, разговорную (не авторскую) речь. Сказ – принцип повествования, основанный на стилизации в монологе стиля подставного рассказчика, чаще – представителя какой-либо исторической или этнографической среды («Очарованный странник» Н. Лескова, «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н. Гоголя).

Реминисценция – присутствующие в художественном произведении «отсылки» к предшествующему литературному произведению, это «образы литературы в литературе».

Формы реминисценции:

­ точная/скрытая цитата;

­ простые упоминания произведений и их авторов, их оценка;

­ заимствование части сюжета;

­ введение персонажей ранее созданных произведений;

­ вольные переводы с иностранного языка (баллады В. Жуковского);

­ отсылки к созданиям других видов искусства (например, к архитектуре в «Соборе Парижской Богоматери» В. Гюго);

­ очень распространены отсылки к христианским, евангельским и мифологическим текстам («Мастер и Маргарита» М.Булгакова).

Функции реминисценции:

- благодарное восприятие искусства других авторов;

- творческая полемика с ними;

- осмеяние каких-либо стереотипов данного произведения (повесть А. Пушкина «Станционный смотритель» содержит элементы реминисценции из повести Н. Карамзина «Бедная Лиза»: сентиментальные обороты речи и др.)

Понятие интертекстуальность было введено в науку о художественном тексте филологами структуралистской направленности – Ю.Кристевой, Р. Бартом, ранее – Б. Томашевским. Интертекстуальность – свойство текста впитывать и видоизменять другие тексты, включать в себя бессознательные автоматические цитаты, без кавычек. Интертекстуальность создается автором непреднамеренно, т.к. он независимо от собственной воли воспроизводит тексты предшествующей культуры и современности, происходит неявное цитирование.

Несколько иную – игровую – природу интертекстуальность имеет в постмодернизме.

В современной филологии термин «интертекстуальность» стал чаще использоваться в более широком значении – как общая совокупность межтекстовых связей, в состав которых входят не только бессознательное и автоматическое цитирование, но и целенаправленные отсылки к предшествующим текстам.

Сознательное и бессознательное цитирование (цитацию) нужно отличать также от случайных совпадений. Так, М. Цветаева неявно цитировала В. Ходасевича, молодой Б.Пастернак – А.Белого, и др.

Проблема цитации, интертекста, "чужого" слова в "своем" является в настоящее время одной из самых популярных, хотя и начала разрабатываться сравнительно недавно. Вплоть до 1960-х гг. цитирование не становилось предметом специального интереса в отечественном литературоведении. В то же время тема цитации подспудно присутствовала в целом ряде работ, посвященных проблеме художественных взаимосвязей и влияний, в трудах отечественных и зарубежных компаративистов. Однако ученые достаточно редко употребляли само слово "цитата" (или "реминисценция", "аллюзия"), предпочитая говорить о заимствованиях, образных и сюжетно-тематических перекличках, влияниях, намеках, полемической интерпретации мотива и т.д. Как правило, проблема цитирования затрагивалась исследователями лишь косвенно, для решения конкретных задач историко-литературного характера, а слова "цитата", "реминисценция", "аллюзия" употреблялись как служебные понятия, маркирующие факт наличия художественных связей между теми или иными произведениями.

Качественно новый этап осмысления проблемы в России пришелся на 1960-е годы, когда в активный читательский и литературоведческий оборот была введена поэзия рубежа веков, в особенности лирика акмеистов. Сначала на примерах творчества виднейших поэтов "серебряного века", а затем целого ряда других художников было показано, что цитата, аллюзия, любая форма литературной переклички - не частный, второстепенный элемент текста, а указание на существенную грань авторского замысла. Цитирование стало рассматриваться как принципиально важный прием художественного смыслообразования и одновременно апелляция к авторитетной, актуальной в глазах автора литературной традиции.

Вопросы для самоконтроля:

- Определите сходство и различие в понятиях стилизации, пародии, сказа.

- Дайте определение плагиата.

- Какие цели может преследовать автор пародии?

Основы стихосложения.

1.Понятие о стихотворной речи и ее особенностях;

2.Силлабо-тоническая система стихосложения (размер, рифма, строфа).

Ключевые слова: стихотворная речь, силлабо-тоническая система стихосложения, размер, рифма, строфа, стопа, ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест, пиррихий, спондей, дольник, паузник, ассонанс, консонанс, клаузула.

Литература:4,6,13,31.

В 30-х гг. XVIII в. В. Тредиаковским, а вслед за ним М.Ломоносовым была введена силлабо–тоническая система стихосложения (силлабо – слово, тонос – ударение), основанная на чередовании ударных и безударных слогов, причем ударные слоги стоят на определенном месте. Такое чередование образует стопу. Стопа – основной признак силлабо-тонической системы. Стопа – чередование одного ударного слога с одним или двумя безударными.

Стопа образует размер. Различают двусложные и трехсложные размеры.

К двусложным относятся хорей и ямб.

Хорей – двусложный размер с ударением на одном слоге. Например:

Мчатся тучи! Вьются тучи!

- v / - v / - v / - v

Ямб - двусложный размер с ударением на 2-ом слоге.

Пора, пора, рога трубят!

v - / v - / v - / v -

У А.С. Пушкина 90% стихотворений написано ямбом.

К трехсложным размерам относятся дактиль, амфибрахий и анапест.

Дактиль – трехсложный размер с ударением на первом слоге.

Сейте разумное, доброе, вечное…

- vv / - vv / - vv / - vv

Амфибрахий – трехсложный размер с ударением на втором слоге (среднем).

Как ныне сбирается Вещий Олег…

v - v / v - v / v - v / v -

Анапест – трехсложный размер с ударением на третьем слоге (от греч. – обратно ударяемый).

Назови мне такую обитель…

vv - / vv - / vv - / v

Если в силлабо-тонической системе встречаются длинные слова, несущие только одно ударение, то образуется облегченная стопа, которая называется пиррихием: vv (2 безударных слога).

Если же в одной строке сойдутся два слова или части двух слов, каждый из которых несет ударение, то образуется утяжеленная стопа - спондей--(2 удар.)

Иногда в поэтической строке предыдущее слово отдает свое ударение последующему, что обозначается воздушной стрелкой и называется проклитикой. Обратное явление называется энклитикой:

Швед, русский колет, рубит, режет,

Бой барабанный, крики, скрежет…

_ _ | V _ |V _ |V _ |V

V V |V _ |V _ |V _ |V

- Это четырехстопный ямб (двусложный размер стиха с ударением на втором слоге) со спондеем в первой строке и пиррихием во второй строке.

Основным принципом большинства стихов является рифма – созвучное окончание двух или нескольких стихотворных строк. Основное назначение рифмы – быть сигналом конца строки. Ее различают по пяти признакам:

1.По характеру звучания:

точная – испУга – дрУга, неточная – простОрами – стОроны;

2.По форме: простая – золотая/ улетая, составная – палимы/ росли мы;

3. По слоговому объему. Слоговой объем, образующий конец строки, называется клаузулой, которую начинают определять от последнего ударного слога стихотворной строки до конца строки: По этому признаку рифма бывает односложная мужская – ОлЕг/набЕг, двусложная женская – обИтель/ хранИтель, трехсложная дактилическая – стрАнники / изгнАнники, многосложная гипердактилическая – приплЯсывая/ опоЯсывая.

4.По положению в строке: начальная, срединная, внутренняя, конечная.

5. По положению в строфе. Строфа – группа стихотворных строк с определенным расположением рифмы. Каждая строфа четко выделяется графически: двустишие, трехстишие, четверостишие с парной, перекрестной или кольцевой рифмой и т.п. Строфой с обязательным расположением рифмы является онегинская строфа, состоящая из 14 строк ( 4 перекрестных, 4 парных, 4 кольцевых, 2 парных).

«Серебряный век» русской поэзии породил промежуточные формы стиха:

Дольник - сочетание разных двусложных размеров, где пропущенный безударный слог заменяется паузой (^):

Пусть всегда ^будет солнце _ V| _ ^|_ V |_ V|

Паузник – сочетание трехсложных размеров, где пропущенный безударный слог заменяется паузой (^):

Буря хохочет в седых ^кудрях _ V V| _ V V| _ ^ V| _

В поэзии также различаются свободный стих (верлибр) и стихотворения в прозе.

Вопросы для самоконтроля:

- Что такое стихотворная речь и каковы ее особенности?

- Расскажите о силлабо-тонической системе стихосложения.

- Расскажите о рифме, ее признаках и видах.

- Охарактеризуйте известные вам двусложные и трехсложные размеры стиха, промежуточные формы стиха.

ПРАКТИКУМ

Понятие о художественной речи:

1. Система прямых значений слова;

2. Художественные тропы;

3. Фигуры синтаксиса;

4. Звукопись.

Вопросы и задания:

- Рассмотрите художественные тексты по следующей схеме:

1.Система прямых значений слова. 2.Художественные тропы. 3.Синтаксическая организация речи. 4.Фонетические особенности.

- Что включает в себя понятие художественной речи?

- Какие языковые явления входят в систему прямых значений слова?

- Какие виды тропов основаны на категории количества?

- Какие фонетические явления рассматривает звукопись?

- Определите приемы художественной речи в приведенных отрывках.

- Распределительные диктанты: отличите историзмы от архаизмов; диалектизмы от варваризмов и просторечий; диалектизмы от жаргонизмов и устаревших слов.

- Выборочные диктанты на нахождение заданного явления художественной речи.

- Используя предложенные слова, создайте максимально возможное количество фигур художественной речи.

- Подберите перифразы к данным словам.

- Составьте с заданными словами словосочетания на основе оксюморона.

- Подберите к данным словам составные сравнения.

- Назовите особенности художественной речи следующих отрывков:

- Вечер. Взморье. Вздох ветра.

Величавый возглас волн.

Близко буря. В берег бьется

Чуждый чарам черный челн.

Чуждый чистым чарам счастья,

Челн томлений, челн тревог

Бросил берег, бьется с бурей,

Ищет светлых снов чертог... (К. Бальмонт)

- Желтый снег покорно свозили. Шелестел шелест лопат, как старушечий шепот весеннего времени. Ленивая, лунная ночь, лепетавшая талыми пятнами, изливалась льющимся лепетом. Громыхали пролетки: «Тра-ра-ра-та…старое…Все то же». Ворона с тающей кучи удивленно хрипела в мокроту. ( А.Белый)

- Верхняя земля. Так называли тебя казахи. Здравствуй, пустынная громада! Ты лежишь, раскинувшись, от Арала до Каспия. Кто знает, какие ветры времени проносились над тобой? Какие побоища кочевников оглашали криками твои просторы? И какая прошлая жизнь скрыта твоими степными могильщиками, солончаковыми топями Барса-Кельмес («Пойдешь – не вернешься»), пыльными ураганами? (Ч.Айтматов)

- Не доказано, что риск – благородное дело, но благородное дело – это почти всегда риск.

– Нет уверенности в завтрашнем дне: какое оно будет, завтрашнее дно?

- Неприятная закономерность: деньги то начинают кончаться, то кончают начинаться.

- Хочешь всего и сразу, а получаешь ничего и постепенно.

- Мечта женщины – быть женщиной мечты.

- Наши кони идут к деревушке,

где ты был убит,

команданте.

Как в политике, пропасть –

и слишком налево,

и слишком направо.

Отпустите поводья, мучачос,

Коням их спокойно отдайте,

может, вывезут кони, -

иначе мы сгинем напрасно. (Е. Евтушенко)

- Минуты,

Дни

Или года

Промчатся в этот вечер.

Любовь одна.

И жизнь одна.

И ночь одна –

До встречи.

А. Дементьев.

- Я рад тому, что ветка у окна,

дождем набрякшая, скользит по раме

и, мысли пасмурные отогнав,

меня роднит с лесами и ветрами.

Я рад тому, что мыслить мне дано,

что взгляд мой в миллиардолетьях тонет,

что я Вселенной призрачное дно

ищу. Мне звезды холодят ладони. (С. Щипачев)

- И упало каменное слово на мою еще живую грудь (А.Ахматова).

- А в двери – бушлаты, шинели, тулупы (Маяковский).

- Все спит – и человек, и зверь, и птица (Гоголь).

-Редкая птица долетит до середины Днепра! Пышный! Ему не равной реки в мире (Гоголь).

-Прекрасный человек Иван Иванович! Он очень любит дыни (Гоголь).

-О, как мучительно тобою счастлив я (Пушкин).

-Во всем мне хочется дойти до самой сути.

В работе, в поиске пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

До их причины,

До оснований, до корней,

До сердцевины (Б. Пастернак).

-Моих ушей коснулся он,

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дальней лозы прозябанье (Пушкин).

- Настанет день, – печальный говорят! –

Отцарствуют, отплачут, отгорят, –

Остужены чужими пятаками, –

Мои глаза, подвижные, как пламя

И – двойника нащупавщий двойник –

Сквозь легкое лицо проступит – лик.

О, наконец тебя я удостоюсь,

Благообразия прекрасный пояс! (М. Цветаева)

-«Любезная мама Евдокия Петровна Кордюкова. Спешу вам писать, что я нахожусь в Красной Конной армии товарища Буденова, а также тут находится наш кум Никон Васильевич, который есть в наше время красный герой. Они взяли меня к себе в экспедицию политотдела». (И.Бабель)

-Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром

Как бы резвясь и играя,

Грохочет в небе голубом (Тютчев)

- Гуди, набат, гуди сильнее,

Гуди над Русью без конца…

Пусть от твоих ударов мощных

Дрожат холодные сердца (Шкулев)

Литература:5, 6,13,15,20,21,31.

Понятие о теме, проблеме и идее художественного произведения.

1. Понятие о теме, проблеме и идее. Тематика, главные и частные темы, тематический мотив.

2. Соотношение темы и проблемы. Типы проблематики.

3.Идея как отражение авторского мировоззрения.

4. Пафос и его виды.

Вопросы и задания:

- Определите тему, проблему и идею данных текстов.

- Определите тип проблематики известных произведений художественной литературы. Аргументируйте свой ответ.

- Каковы способы художественного выражения идеи произведения?

- Найдите ошибки в формулировках тем школьных сочинений, объясните их причины.

- Определите, раскрыта ли тема в предложенных творческих работах.

- Найдите в тексте главную и частные темы, тематические мотивы.

- Каково соотношение темы и идеи с конфликтом?

- Прокомментируйте высказывание Н.Г.Чернышевского: «Искусство воспроизводит жизнь, чтобы объяснить ее значение и вынести свой приговор». Для обсуждения предлагается ряд других высказываний по теме.

Задания для самостоятельной работы учащихся(даются учителем на занятии либо выборочно в качестве домашнего задания):

1.Определите тему, проблему и идею басни Крылова «Стрекоза и муравей».

2.Какое значение имеет проблематика для автора и читателя?

3.Определите тип проблематики в рассказе Лескова «Левша».

4.Каковы способы художественного выражения идеи произведения?

5.Что мы имеем в виду, когда говорим о теме как об объективной стороне художественного содержания?

6.В чем особенности тем конкретно-исторических и вечных? Приведите примеры соответствующих художественных произведений. Могут ли они сочетаться в одном художественном произведении?

7.Что определяет выбор темы писателем?

8.Какое значение имеет проблематика для автора и читателя?

9.Назовите и охарактеризуйте основные типы проблематики. Что общего и различного в социокультурном и национальном типах проблематики?

10.В какой сфере художественного произведения выявляется отношение автора к миру и его ценностям?

11.Может ли идея не совпадать с авторским художественным замыслом? Приведите примеры.

12.Какова взаимосвязь с темой и идеей такого понятия, как конфликт? Покажите на конкретном литературном примере.

13.Дайте определение пафоса и определите его виды. В чем различие между а) героикой и романтикой; б) сатирой и юмором; в) сатирой и инвективой? Приведите примеры литературных произведений с различными видами пафоса.

14.Определите тему, проблему, идею, назовите приемы создания образа в стихотворении В. Брюсова «Путник», стихотворении А. С. Пушкина «Анчар».

15.Произведите лингвистический анализ стихотворения М. Лермонтова «Нищий».

16.Определите тему, проблему, идею стихотворений А.С. Пушкина:

***

Глухой глухого звал к суду судьи глухого,

Глухой кричал: «Моя им сведена корова», -

«Помилуй, - возопил глухой тому в ответ, -

Сей пустошью владел ещё покойный дед».

Судья решил: «Пошто ж идти вам брат на брата,

Не тот и не другой, а девка виновата».

Золото и булат

«Всё мое», - сказало злато;

«Всё мое», - сказал булат.

«Всё куплю», - сказало злато;

«Всё возьму», - сказал булат.

17.Произведите лингвистический анализ басни И. Крылова «Разборчивая невеста», назовите вид пафоса.

18. Определите тему, проблему, идею и вид пафоса следующих басен И. Крылова «Петух и жемчужное зерно», «Две бочки», «Лев, серна и лиса» (1 по выбору).

19.Определите приемы создания образа в рассказе А. Чехова «Смерть чиновника». Сформулируйте его тему, проблему, идею.

Литература:3,4,8,13,29,21.

Наши рекомендации