Картины природы в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг».
И. С. Тургенева называют мастером пейзажа. Картины природы помогают ему ярче изобразить действительность, красоту окружающего мира, передать душевное состояние человека.
Рассказ «Бежин луг» начинается с описания природы. Места, упоминаемые в рассказе, находятся рядом с усадьбой Спасское-Лутовиново, где прошло детство писателя. Роскошная природа с детства впечатляла писателя. Яркие картины природы рисует автор в рассказе. Летний день начинается с описания солнца. Утром оно «приветно лучезарное», а днём становится «могучим светилом», вечером «спокойно закатывается», оставляя алый след. Затем автор рисует картину приближающейся ночи. Ночь сравнивает с «грозовой тучей». Темнота не только лилась с вышины, но и поднималась от земли. Для описания мрака используется эпитет «угрюмый», который подчёркивает тревожное состояние охотника, который заблудился в лесу. Звёзды на небе оживают с помощью олицетворения «зашевелились». Картину летней ночи автор называет «чудесной»: в темноте он различает и кустик, и тонкий язык пламени, и лошадь, и траву, и тростник, и тёмное небо, слышит плеск рыбы, шум волны, треск сучьев, вдыхает особенный свежий аромат русской ночи. Рассказ завершается описанием утра. Для создания картины автор использует цветовые эпитеты: «бледно-серый», «обагрённый», «алый», «красный», «золотой», «зеленеющий». Темнота ночи сменяется ярким утром. Мир словно вновь оживает. Такие чудесные картины природы мог создать только человек, влюблённый в свой край, в свою родину. (178)
Трудный путь школьника Н. А. Некрасова.
Стихотворение «Школьник» написал великий русский поэт Н. Некрасов. Все знают такие известные его произведения, как «Несжатая полоса», «Генерал Топтыгин», «Кому на Руси жить хоршо»
Главным героем стихотворения Н. А. Некрасова «Школьник» является мальчик, которого автор встречает на дороге.
(прочитать стихотворение наизусть)
Мальчишка отправился в школу пешком, выглядит он очень бедно: «ноги его босы», «грудь едва прикрыта» - у него нет хорошей одежды и обуви. Но зато в котомке у мальчишки лежит книга. Отец на её покупку «потратил последний грош (2 копейки)». Далее автор рассказывает об «архангельском мужике» - М. Ломоносове, который стал известным учёным благодаря своей целеустремлённости и желанию учиться. Главное, отмечает автор, - необходимо работать, трудиться, и тогда все твои мечты сбудутся. Мо мнению автора, именно из народа выходит много людей славных, добрых, благородных, любящих. (99 слов)
Примечание. У вас есть сочинение по этому стихотворению. Можете строить ответ на этот вопрос на основе своей работы.
Почему повесть «Детство» Л. Н. Толстого называется автобиографической?
Повесть Л. Н. Толстого «Детство» называется автобиографической. Автобиография – это жизнеописание какого-либо лица, составленное им самим. Таким образом, в повести Л. Н. Толстого есть события, факты, которые были взяты из жизни самого писателя. Главный герой произведения – Николенька Иртеньев. В главе «Гроза» мальчика поразил нищий с красной культяпкой вместо руки, который просил милостыню. Страх и ужас объяли мальчика при виде этого жалкого существа. Но как только нищий скрывается из глаз, появляется первый луч солнца, и ужас сменяется радостью и весельем. В главе «Ключик» Николенька отправляется по просьбе отца в его кабинет за подарком. Чувство любопытства овладевает мальчиком при виде папиного портфеля, и он с помощью ключика его открывает и рассматривает содержимое. Ребёнку стыдно за свой поступок. Николеньку наказали за плохое поведение и заперли в чулане. Ему кажется, что его все не любят и ненавидят – бабушка, папа, брат Володя, он желает убить учителя Джерома. Вдруг он представляет себя героем Николаем, потом умершим ребёнком, который на небесах встречается со своей мамой. Николенька привык анализировать все свои поступки, мысли, чувства. Именно таким образом он пытается понять себя и воспитать. (174)
10. Борьба добра и зла в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» (на основе фрагментов из романа)
Вариант 1
В начале главы «Мальчики» из романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» мы узнаём о школьниках, которые недоброжелательно относятся к своему однокласснику – они безжалостно кидают в него камни. Соперник их выглядит болезненно, но отчаянно сопротивляется. Далее мальчики рассказывают Алёше Карамазову причину такого ненавистного отношения: оказывается, он пырнул перочинным ножом Красоткина, одного из одноклассников. Алёша пытается помочь бедному мальчику Илюше, но тот, словно озлобленный зверёнок, бросается на Алёшу и кусает его за палец. После этого случая Илюша тяжело заболел, обессилел и даже не мог передвигаться без помощи отца. Те мальчики, которые бросали в него камни, ходили к Илюше каждый день и пытались ему помочь справиться с болезнью. Он ждал Красоткина, чтобы узнать судьбу Жучки. Когда-то Илюша бросил голодной собаке кусок хлеба с гвоздями и отчаянно смеялся над её мучениями. Красоткин возненавидел Илюшу за такой жестокий поступок и перестал с ним общаться. Для Илюши приход Красоткина стал настоящим счастьем: Жучка оказалась живой. Помирился он и с Красоткиным. Илюша умирает от тяжёлой болезни. На его могиле мальчики поклялись никогда не забывать Илюшу, быть добрыми и честными, умными и великодушными, сильными и смелыми.(178)
Вариант № 2 (Работа есть в ваших тетрадях, она была написана по следующему плану)
1. Расскажите о войне добра и зла.
2. Сделайте переход к роману Ф. М. Достоевского. Напишите, что в этом романе показано противоборство тьмы и света, добра и зла.
3. Коротко расскажите о том, почему мальчики преследовали Илюшу.
4. Расскажите о том, как Алеша Карамазов пробудил в их сердцах добрые чувства. Какую клятву произносят мальчики на могиле Илюши?