Образ богатыря в былине «На заставе богатырской».

Класс

Вопросы

Образ богатыря в былине «На заставе богатырской».

Обличение человеческих пороков в басне И. А. Крылова «Два мальчика»

Реальное и фантастическое в балладе В. А. Жуковского «Лесной царь»

4. Тема природы в стихотворениях А. С. Пушкина (на примере 1 стихотворения).

Тема природы в стихотворениях М. Ю. Лермонтова

Крестьянские дети в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг».

Картины природы в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг».

Трудный путь школьника Н. А. Некрасова.

Почему повесть «Детство» Л. Н. Толстого называется автобиографической?

10. Борьба добра и зла в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» (на основе фрагментов из романа)

Смешное и грустное в рассказах А. П. Чехова.

Трудное детство Алёши (по повести М. Горького «Детство»).

Тема родной природы в стихотворениях И. А. Бунина.

Что такое настоящая дружба? (по 1 – 2 произведениям русской литературы).

Подвиг советского солдата в стихотворении К. Симонова «Сын артиллериста».

Ответы на вопросы имеют рекомендательный характер. Вы можете дать свой ответ. Он должен соответствовать теме.

Образ богатыря в былине «На заставе богатырской».

Былина - песня-сказание о богатырях, народных героях и исторических событиях Древней Руси. В былинах отражены события, происходившие на Руси в 9-10 веках. Героями былин были отважные воины, защитники Родины, и могучие хлебопашцы. Называют героев былин богатырями. К древним богатырям относят Святогора, Микулу Селяниновича. К молодому поколению – Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алёшу Поповича. Илья Муромец родом из города Мурома, 33 года он был болен, затем его исцелили калики перехожие, и стал он защитником земли Русской.

В былине «На заставе богатырской» рассказывается о силе, смелости, мудрости Ильи Муромца. Под г. Киевом стояли богатыри на заставе. Атаманом заставы был Илья Муромец. Мимо богатырей никто не мог пройти – «зверь не проскользнёт», «птица не пролетит». Однажды разъехались богатыри по делам, а Илья Муромец заснул. В это время проехал мимо заставы чужанин. Мудрое принимает решение атаман: не разрешает Илья отправить в погоню ни Ваську Долгополого, который заплетётся в полах и погибнет; ни Гришку боярского, так как начнёт хвастаться в бою и тоже погибнет, ни Алёшу Поповича, который может позавидовать злату да серебру. Отправили Добрыню, но испугался он чужанина и вернулся на заставу ни жив ни мёртв. Поскакал сам Илья Муромец. Увидел чужанина, который силой своей хвастался. Нахвальщик, увидев богатыря, поскакал навстречу. Для описания силы чужанина используется гипербола (преувеличение) – «земля под ним содрогнулась», «озёра, реки выплеснулись». Но не испугался ни Илья Муромец, ни его конь Бурушка. Сражаются несколько дней. Вдруг поскользнулся Илья Муромец и упал. Обрадовался чужанин. Илья от земли русской силы набрался, подбросил богатыря высоко, тот упал и ушёл в землю по пояс. Так побеждён был чужанин славным богатырём Ильёй Муромцем.(255 слов)

Обличение человеческих пороков в басне И. А. Крылова «Два мальчика»

Басня – это нравоучительный рассказ, в котором высмеиваются человеческие пороки. Всегда в начале или конце басни есть мораль. Действующими лицами басни чаще всего являются животные, под которыми подразумеваются люди. Выдающимся баснописцем в России был Иван Андреевич Крылов. Он написал много известных басен: «Ворона и Лисица», «Квартет», «Слон и Моська», «Мартышка и очки».

В этом году мы познакомились с басней И. А. Крылова «Два мальчика». (Выразительное чтение басни наизусть). В этой басне высмеиваются жадные, хитрые люди, которые используют труд друзей для достижения своей цели. Федюша забыл о своём друге, который помог ему взобраться на дерево. Мы видим его жадность, стремление заботиться только о себе. Он думает, как добыть что-то себе, и ему безразличен то­варищ, без которого он не смог бы полу­чить каштаны. (116 слов)

Крестьянские дети в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг».

Вариант № 1.

Главными героями рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг» являются мальчики – Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня. Это крестьянские ребятишки, которые ночью стерегли табун лошадей. Старшим из них был Федя, по мнению автора, он принадлежал к богатой семье, так как на нём была ситцевая рубаха, новый армячок и сапоги. Ночью он оказался с ребятами ради «забавы», а другие ребята - «по нужде». Павлуша был бедно одет: на нём была простая рубаха и заплатанные штаны. Внешне Павлуша был не красив, но автор отмечает его ум и силу, называет его «славным парнем». Также он оказался смелым и смекалистым парнем. Как только он услышал беспокойный лай собак, тут же один бросился в темноту, чтобы выяснить, что произошло. В конце рассказа мы узнаём, что Павлуша разбился, упав с лошади.

Ильюша рассказывает много разных историй, его с удовольствием слушают ребята. Рассказы про Ермилу и Бяшу, домового, лешего, водяного интересны не только ребятам и автору, но и читателям. В описании Кости рассказчик отмечает печальный и задумчивый взгляд. На его худом лице выделялись только "большие глаза». Жуткие истории о нечистой силе производят на маленького Костю сильное впечатление. Однако и он пересказывает друзьям услышанную от отца историю о русалке, о голосе из бучила, а также о несчастном Васе, мальчике из его деревни. Для наименьшего из ребят, Вани, автор не дает портретной характеристики, отмечая только, что мальчику было всего семь лет. Он тихо лежал под своей рогожей, пытаясь уснуть. Ваня молчалив и робок, он смотрит на ночное небо и восхищается похожими на пчел "божьими звездочками".(245)

Вариант № 2. У вас есть статья, написанная по рассказу И. С. Тургенева

Вариант 1

В начале главы «Мальчики» из романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» мы узнаём о школьниках, которые недоброжелательно относятся к своему однокласснику – они безжалостно кидают в него камни. Соперник их выглядит болезненно, но отчаянно сопротивляется. Далее мальчики рассказывают Алёше Карамазову причину такого ненавистного отношения: оказывается, он пырнул перочинным ножом Красоткина, одного из одноклассников. Алёша пытается помочь бедному мальчику Илюше, но тот, словно озлобленный зверёнок, бросается на Алёшу и кусает его за палец. После этого случая Илюша тяжело заболел, обессилел и даже не мог передвигаться без помощи отца. Те мальчики, которые бросали в него камни, ходили к Илюше каждый день и пытались ему помочь справиться с болезнью. Он ждал Красоткина, чтобы узнать судьбу Жучки. Когда-то Илюша бросил голодной собаке кусок хлеба с гвоздями и отчаянно смеялся над её мучениями. Красоткин возненавидел Илюшу за такой жестокий поступок и перестал с ним общаться. Для Илюши приход Красоткина стал настоящим счастьем: Жучка оказалась живой. Помирился он и с Красоткиным. Илюша умирает от тяжёлой болезни. На его могиле мальчики поклялись никогда не забывать Илюшу, быть добрыми и честными, умными и великодушными, сильными и смелыми.(178)

Вариант № 2 (Работа есть в ваших тетрадях, она была написана по следующему плану)

1. Расскажите о войне добра и зла.

2. Сделайте переход к роману Ф. М. Достоевского. Напишите, что в этом романе показано противоборство тьмы и света, добра и зла.

3. Коротко расскажите о том, почему мальчики преследовали Илюшу.

4. Расскажите о том, как Алеша Карамазов пробудил в их сердцах добрые чувства. Какую клятву произносят мальчики на могиле Илюши?

Вариант 1

В детстве А. П. Чехов рос человеком весёлым и беспечным. Его ранние рассказы – это весёлые шутки и комические сценки. Рассказ «Хамелеон», на первый взгляд, является смешным. Главный герой рассказа - полицейский надзиратель Очумелов- вдруг слышит крик: «Так ты кусаться, окаянная!». Он важно подходит к толпе собравшихся людей и видит мастера Хрюкина, который показывает окровавленный палец, словно победитель. Белый щенок сидит рядом, в его глазах выражение тоски и ужаса. Сначала Очумелов решает оштрафовать владельца собаки за ненадлежащее содержание. Но как только надзиратель узнаёт, что владельцем щенка является генерал Жигалов, его мнение меняется – теперь виновником происшествия становится сам мастер, который «якобы гвоздиком расковырял себе палец». Затем толпа утверждает, что собака не генеральская, и тут же Очумелов советует Хрюкину, проучить хозяина. Когда полицейский надзиратель узнаёт от повара, что собака брата генерала, то он заливается улыбкой умиления и заискивающе хвалит собаку и грозит мастеру Хрюкину. Толпа хохочет над Хрюкиным. Рассказ неслучайно называется «Хамелеон». Хамелеон – это ящерица, которая меняет свой цвет в зависимости от обстановки. Второе значение этого слова – человек, который меняет своё мнение в зависимости от ситуации. Сначала мы смеёмся над Очумеловым, который быстро меняет своё решение в зависимости от чина владельца собаки. А затем понимаем, что автор осуждает героя, который не имеет своего собственного мнения, а его решение о наказании зависит только от должности человека. Никогда такой человек не будет справедливым.(213)

Вариант 2 (Работа выполнена в рабочей тетради)

1. Портрет писателя.

(В-1; Повесть, быль, рассказ, сказ) «Хамелеон» принадлежит перу (в-1; известного, популярного, знаменитого, выдающегося) русского писателя __________. (Кто?) __________ создал множество произведений, в которых (в-1; воспевает, высмеивает, возвеличивает, обличает) различные нравственные (в-1; недостатки, добродетели, достоинства, пороки). Объектом чеховской сатиры стали (в-4; трусость; доброта, щедрость, жадность, глупость, лесть, благородство, зазнайство, скромность, чистота, рабская покорность, мужество) …

2. Смысл названия.

(Автор) __________ не случайно назвал свой рассказ «__________». Кто такой __________ ? В "Энциклопедическом словаре" можно прочитать такое определение: "хамелеоны – семейство пресмыкающихся отряда ящериц. Окраска тела может сильно меняться в зависимости от освещения, температуры, влажности т.п." Автор использует этот образ в (в-1; сатирических, юмористических, балладных, сказовых) целях: так называет человека, который постоянно (что делает?) __________ свои мнения в зависимости от обстоятельств, всегда принимает сторону (в-1; правого, сильного, беззащитного, слабого).

3. Сюжет рассказа.

(Фамилия персонажа) __________ укусила собака. Пострадавший требует, чтобы __________ . Надзиратель Очумелов приказывает собаку __________ , а хозяев __________ . Но тут кто-то в толпе говорит, что это собака принадлежит__________ . Это известие заставляет (кого?) __________ моментально переменить свое решение. Теперь уже виноватым оказывается __________. Очумелова грубо рычит на Хрюкина (привести пример из текста.) __________. Перемены в поведении Очумелова автор показывает с помощью емкой детали: он то снимает (что?) ________, то вновь ее __________ .

Чехов в своем рассказе использует так называемые говорящие фамилия: фамилия Очумелов образована от слова «__________», фамилия «_________» от бранного слова «елдыга» - сварливый человек. Фамилия (чья?) __________ отражает свинский характер главного персонажа.

4. Главная мысль рассказа.

Автор (в-1; воспевает, высмеивает) в своем рассказе (в-2; подхалимство, глупость, жестокость, беспринципность, раболепство, жадность), и не случайно образ (в-1; Елдырина, Очумелова, Жигалова, Хрюкина) стал воплощением нравственного хамелеонства. (В-1; К счастью, К сожалению), и в современной жизни много людей, похожих на __________ . Почему люди превращаются в хамелеонов? Мне кажется (дайте развернутый ответ на поставленный вопрос.)

Класс

Вопросы

Образ богатыря в былине «На заставе богатырской».

Наши рекомендации