Как провести инсценирование?

Теперь можно приступать к инсценированию. Рассмотрим, как протекает этот процесс на примере драматической сказки С.Я. Маршака “Терем-теремок”.

Инсценирование драматической сказки С.Я. Маршака “Терем-теремок”

Если для инсценирования выбирается стихотворное драматическое произведение, то в задачу воспитателя и детей входит заучивание текста наизусть. В этом случае на помощь должны прийти родители, которые дома вместе с ребенком постепенно разучат текст.

Рассмотрим, как организовать работу над инсценированием стихотворного произведения на примере сказки С.Я. Маршака “Терем-теремок”.

В основе сказки Маршака – хорошо известная дошкольникам фольклорная сказка, поэтому они легко запомнят фабулу произведения и поймут его смысл. Однако Маршак вводит в сюжет и новые персонажи – злого и доброго дедов, – создает характеры и организует действие с помощью ритма, задаваемого как стихотворным текстом, так и композицией, основанной на антитезе – противопоставлении светлого радостного теремка и царящих в нем законов дружбы темному лесу и законам хитрости.

Конечно, если воспитатель решится выбрать именно эту пьесу для постановки в детском саду, то лучше было бы, чтобы роли доброго деда и злого деда играли взрослые, потому что эти персонажи ведут действие, общаются со зрителями и могут помочь маленьким актерам, поддержать их, если они что-то забудут или растеряются.

Дети играют роли как добрых животных, так и злых (всего семь персонажей). Конечно, хорошо, если исполнители ролей медведя и волка будут крупнее своих сверстников, хотя при наличии костюмов это не обязательно.

Познакомив детей со сказкой, воспитатель объявляет творческий конкурс (или, как сейчас модно говорить, кастинг) на исполнение ролей. Для этого дети разучивают как стихи слова всех персонажей и стараются их выразительно прочитать.

Если этап занимает по времени больше 20 минут, то он проводится в течение нескольких дней.

Этап 1

Сначала выясняем, какой характер у каждого доброго животного.

Лягушка– персонаж основательный, спокойный; она хорошая хозяйка, потому что радуется домашней утвари, которая есть в теремке, и хочет приготовить еду. Автор называет ее лупоглазой из-за больших выпуклых глаз. Но в контексте сказки это может означать и “внимательная, хорошо видящая”.

Мышка– персонаж более подвижный, быстрый, она пуглива: это подчеркивается приложением “норушка” (т.е. живущая в норке, в темноте), – но тоже любит стряпать.

Петух крупнее, и смелее. Он любит петь песни, радовать. Он уверен в себе, может быть, немного красуется перед лягушкой и мышкой. В фольклоре петух – защитник слабых, он – птица, связанная с солнцем, светлыми силами: его крик разгоняет нечисть. Маршак дает ему характеристику “горластый”.

Еж оказывается хорошим сторожем: его иголки отпугивают врагов, и он не спит ночью. Еж строг и серьезен.

У каждого есть свои обязанности в теремке, и вместе зверям жить легче, чем поодиночке.

Выясняя, какими голосами будут говорить персонажи (тембровая окраска, характерная интонационная манера), режиссер предлагает будущим актерам попробовать себя в разных ролях.

Лягушка, конечно, должна квакать, ее голос будет чуть скрипучим, она будет растягивать гласные звуки:

– Кто-о-о, кто-о-о в теремо-очке живе-от?

Ее речь – неспешная, размеренная.

Мышка говорит гораздо быстрее и тоньше. Ее голос может напоминать шуршание.

Голос у петуха звонкий, громкий, задорный. Маршак использует звукопись, подчеркивая особенности петушиного говора: Ко-ко-ко, кукареку!

А ежик говорит тихо, спокойно, серьезно, негромко, но основательно.

Дети легко запомнят слова: ведь в репликах каждого персонажа много повторяющихся фраз: это удивление, с которого начинается реплика мышки и петуха Это что за теремок? Он не низок, не высок; вопрос, который задает каждый персонаж: Кто, кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет? Каждый персонаж называет себя и спрашивает о том, кто же стучится в теремок: Я лягушка-квакушка, а ты кто?; Я мышка-норушка, а ты кто?; Я петушок – золотой гребешок; Я – ежик, ни головы, ни ножек. Рифма и ритм помогают детям запомнить эти фразы. Вопрос А ты кто? задается по очереди: спрашивает последний поселившийся в теремке.

Пробуем выразительно прочитать наизусть каждую сцену появления нового жителя. Режиссер предлагает детям читать то за лягушку, то за мышку, то за петуха или ежика. Постепенно текст выучивают все дети, а режиссер отбирает тех, у кого лучше всего получается.

Этап 2

Теперь перечитываем эпизод появления волка и выясняем, какой же характер у этого персонажа, как он ведет себя, как говорит.

Волку Маршака, как и в фольклорной сказке, – глупец, дурень, хотя силен и зол. Он сам характеризует себя: А я – волк, зубами щелк! Он появляется из “чащи темной”. Он бездомен, как были бездомны раньше обитатели теремка. Его привлекает дым из трубы и запах вкусной еды. Говорит он хрипло. Волк сразу же пытается обмануть хозяев, он “поет”, выдавая себя за маленького, доброго, неопасного. Но ему не хватает ума и терпения сдержать свою злобу и аппетит. Первое сражение волк проигрывает.

Итак, волк будет не говорить, а подвывать, т.е. петь по-волчьи, голос у него хриплый, поэтому сочетание попыток петь потоньше с природной хрипотой будет рождать комический эффект. Но волк должен все делать всерьез. В третьей реплике волка уже нет никакого притворства: он говорит громко, низко, хрипло, отрывисто и злобно.

Этап 3

Появляется новый персонаж – лиса,очень напоминающая свою фольклорную предшественницу. Она также умна, хитра и хочет поживиться за чужой счет. Лиса прикидывается слабой, а на самом деле она ловкая, быстрая. Ее речь должна течь плавно, напевно, быть сладкой, как мед. Она любит уменьшительные именования – хвостатенький, петушатинка, Мишенька-медведь.

Диалог волка и лисы – это разговор глупого с умным. Задача волка – так рассказать о теремке, чтобы лисе обязательно захотелось помочь волку отпереть крепкие ворота. Поэтому рассказ волка должен быть очень “вкусным”, он не сразу называет лисе, кто живет и чем занимается в теремке, возбуждает ее аппетит постепенно, дает ей возможность увидеть “еду” и почуять ароматы. У лисы на наших глазах начинают течь слюнки, но она не хочет тратить свои силы на отпирание ворот.

Выучить этот диалог сложнее, чем разучить первую сцену, но объем текста невелик, поэтому в процессе тренировок постепенно дети запомнят и этот фрагмент.

Этап 4

Медведь – новый персонаж сказки – очередной фольклорный глупец. Медведь силен и непроходимо глуп, его легко заставить выполнить самую сложную работу, пообещав вкусную еду, что и делают лиса и волк. Речь медведя чуть замедленная, тягучая, у него низкий, очень громкий голос.

Текст в этой сцене во многом повторяет предыдущий фрагмент. Добавляется только преувеличение: лиса и волк словно раскрашивают перед медведем картину аппетитных яств: лягушка не просто печет пироги, а пироги капустные, подрумяненные, вкусные, а петух и ежик режут сало.

Этап 5

Самый сложный эпизод сказки – последний. Это сцена сражения за теремок. Она сложна и в плане сценического действия: на сцене все персонажи, и все двигаются, причем двигаются быстро, – и в плане сценической речи: текста много, он не повторяется, а между репликами не должно быть пауз, иначе потеряется динамика и эпизод не будет вызывать переживаний у зрителей, исчезнет необходимое напряжение. Поэтому его нужно разучивать постепенно, разделив на мини-эпизоды. Границы мини-эпизодов обозначены у Маршака репликами злого и доброго дедов.

1.Медведь начинает. Он кричит самоуверенно, не просит, а требует. Жители теремка пытаются его образумить, но если мышка и лягушка просят, объясняют, опасаются за свое тесто, то петух и еж угрожают, предупреждают.

Реакцию медведя можно сыграть по-разному. Это может быть недоумение: он не понимает, почему хозяева не выполняют его требование. А может быть констатация факта: он сообщает лисе и волку, что хозяева отказываются его впустить. А может быть и скрытая угроза.

Лиса берется за организацию взлома, думая прежде всего о себе: она оказывается с краю. Произнести слова лисы нужно быстро, так, чтобы волк и медведь не успели понять, что им выпадает самая сложная работа.

2.Следующий мини-эпизод – открывание ворот. Он исполнен смеха, потому что в нем нарушаются все мыслимые нормы: медведь использует волка как ударный инструмент, не соображая, что тому больно; лиса занимает позицию наблюдателя-руководителя, а волку остается только жаловаться.

Смешна и реакция медведя на то, что волк сбежал: Почему взбесился волк?, – и ответ лисы, явно преуменьшающей последствия медвежьих объятий: Ты слегка его прижал...

3.Очередной мини-эпизод – комическая попытка медведя пролезть в подворотню. Теперь пострадавшим оказывается сам медведь. Его самоуверенные интонации сменяются отчаянным криком о помощи, производящим обратный эффект – лиса сбегает с поля боя.

4.Далее наступает расплата. Каждый из жителей теремка действует, “не жалея злого вора”. Поливая медведя водой, звери радуются своей победе – медведь же ревет и мечется. Эпизод завершается радостным криком петуха, уверенного в победе.

5.Казалось бы, пьеса закончена. Но Маршак осложняет сюжет новым эпизодом – вновь появляется лиса: ее цель не весь теремок, а петух. На наших глазах повторяется басня Крылова о вороне и лисице: лиса лестью добивается того, чего не смогли злые звери сделать силой.

6.А мы встречаемся с очередным фольклорным сюжетом о том, как лиса унесла глупого петушка за далекие леса, за синие моря, за высокие горы. Но Маршак не реализует этот сюжет полностью: на защиту петуха встает сторож еж. Разыгрывается сражение и погоня, в котором лиса теряет хвост. И мышка, и лягушка, и еж не жалеют лису, они разозлились. Лисий хвост становится им наградой за мужество.

7.Но и теперь сказка не завершается: нужно помочь петуху, пострадавшему от лап лисы. Петух переоценивает свое поведение и признает свою вину. Друзья сочувствуют петуху, об этом говорит то, как они его называют: петушок, золотой наш гребешок, бедняжка, птицу бедную, хромую, голубчик.

8.Финальный эпизод – всеобщий праздник.

Мы выделили исполнительские задачи актеров в каждом эпизоде пьесы-сказки. Очевидно, что маленьким детям трудно сыграть всю сказку. Но можно предложить выход из этой ситуации: назначить на одну роль несколько исполнителей. В каждом эпизоде может участвовать новый состав актеров.

Когда дети выучат текст, начинаем работать над движением. В этой сказке много персонажей, поэтому важно заранее мизан-сценировать каждый эпизод, т.е. расставить актеров на сцене и показать, кто и что должен делать, как и куда в какой момент двигаться. Каждое сценическое действие отрабатывается отдельно. Важно дать каждому участнику эпизода конкретную задачу.

Вместе с детьми выбираем характерную походку, жестикуляцию, мимику для каждого персонажа. Дети показывают своих героев: лягушка скачет, мышка бегает, семеня, петух машет крыльями, вертит головой, выбрасывает голову вперед, ежик передвигается вприсядку, но при этом быстро, словно катится. Волк подвижный, лязгает зубами, лиса же пластична, кокетлива, а медведь неуклюж, косолап, ходит вразвалку.

Думается, что даже если работа над инсценированием пьесы сведется только к показыванию персонажей или только к выразительному произнесению их реплик, то и в этом случае она будет способствовать развитию таких психических свойств ребенка, как воображение, речь, моторика, и формированию новообразований – эстетического вкуса, умения зрительно конкретизировать словесные образы, коммуникативных качеств.

Задания

1.Осуществите в группе постановку произведений, рассмотренных в этой главе. Проанализируйте свою деятельность (режиссера или актера) и ответьте на следующие вопросы: какие трудности встретились вам в работе? Что помогло вам достичь цели?

2.Выберите для инсценировки произведения разных жанров, переведите их тексты в драматическую форму.

3.Выделите этапы работы над инсценированием каждого произведения, выстройте фабулу, охарактеризуйте действующих лиц.

4.Выделите мизансцены и опишите их. Сформулируйте исполнительские задачи для актеров.

5. Подготовьте вопросы к детям для каждого этапа работы над инсценированием и предложите свои ответы на эти вопросы.

Наши рекомендации