В каком фильме, которому скоро исполняется 30 лет, прозвучали стихи Вяземского?

Фильм: "О бедном гусаре замолвите слово", 1980. Режиссер Эльдар Рязанов.

Песня: "В сердце томная забота", автор Вяземский (стихотворение "Хандра"), композитор А. Петров.

Что такое ветрило в стихотворении Пушкина "Погасло дневное светило..."?

Ответ: парус.

1. Вика
1) Лит. развитие начала 19 века: традиции и новые тенденции. Общая характеристика творчества поэтов-«радищевцев» А.Е. Измайлова, В.А. Озерова.

По Измайлову найти материал не удалось.

Всякие народные крестьянские волнения портят кровь правительству Павла 1. Придворные тоже не отстают и с 11 на 12 марта 1801г. устраивают дворцовый переворот. Новый царь Александр 1 видя такое положение вещей поначалу идет на кой-какие уступки либерально настроенному обществу – разрешает частные типографии, ввоз книг из-за границы, вводит новый цензурный устав, ограничивающий административное вмешательство в дела печати, открывает кучу университетов и гимназий и т.п. следующий пункт нашей программы – война 1812 года, которая как война народная и священная пробудила народное самосознание и обнаружила огромные силы нации. Как ярость благородная вскипела волной, как рус. народ освободил от козлов французских всю Европу, так прямо и прочувствовал необходимость нац. освобождения. Отсюда все гражданские и рев. темы в литературе. Большие разговоры про отмену крепостного права, бочки на самодержавие и обществ. устройство страны.

Самые хитовые жанры лит-ры: издыхающий классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.

Вольное общество любителей словесности, наук и художеств. В начале 19 века меняется тип литератора. 18 столетие знало литератора-философа, социолога, моралиста, для которого литература оставалась все же главным занятием (Фонвизин, Муравьев). Оживление социологической и филологической мысли в начале александровского царствования приводит к появлению типа ученого, социолога, занимающегося литературной деятельностью. Образовавшееся в 1801 году «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств» объединило литераторов именно этого рода (сначала под названием Дружеского общества любителей изящного). Передовые члены – Дмитриев, Востоков, Остолопов, Иванов, Тербенев, Пнин, Попугаев, Радищев и еще куча всяких членов. Попугаев: «Предметом упражнений своих избрало общ-во словесность, науки и художества с целью взаимно себя усовершенствовать в сих отраслях способностей человеческих». Поэтические и беллетристические опыты Пнина и Попугаева – наиболее видных деятелей общества, - как правило, неоригинальны и прямо зависят от господствующих сентиментальных и преромантических веяний; самые же значительные их труды - «Вопль невинности, отвергаемой законами» (1801), «Опыт о просвещении относительно к России» (1804) Пнина, «Негр» (1804) и «О благоденствии нар. обществ» (1807) Попугаева – являются, по существу, учеными или публицистическими сочинениями, поднимающими проблемы социального статуса «незаконных» детей, просвещения, крепостного права. В пнинском «Опыте о просвещении» фишка шла про причину обществ. зла – невежество и светлое будущее просвещения. Последнее Пнин понимал «в том, когда каждый член общ-ва совершенно знает и исполняет свои должности». Далее Пнин гонит на деспотизм – типа власть должна не повелевать, а управлять, т.е. соблюдать правосудие, соблюдать законы и охранять просвещение, и все такое. Книгу, кстати, запретили. У Попугаева в «Благоденствии анр. обществ» тоже наезды на крепостное рабство и соц. неравенство Даже самый крупный поэт Вольного общества – А.Х. Востоков – входит в русскую культуру более всего своими филологическими работами.

Тенденция к сокращению философии, социологии и литературы воздействовала и на шкалу эстетических ценностей, проблематику, жанровую систему, на саму поэтику. Вольное общество ориентировалось на умеренное, или левое, крыло французского просветительства – Монтескье, Мобли, Рейналя - и их социально-философские идеи, созвучные настроениям передового дворянства России, клало в основание литературного творчества. Все это предопределяло выбор тем и их освещения: антикрепостническая направленность, антитиранические мотивы; деизм просветительского толка окрашивал и целую серию философских од. Художественная проблематика произведений общества найдет свое продолжение в социальном дидактизме гражданской литературы 20-х годов. В стихах членов общества можно увидеть прямое предвестие тем и даже языка поэтов-декабристов – культ «поэта-гражданина», систему «слов-сигналов». Это была поэзия мысли, но мысли просветительской и преимущественно ориентированной в область социальной философии и политики.

Просветительские идеи выражались в периодических изданиях, издаваемых обществом и связанных с ним – альманах «Свиток муз» (1802 - 1803), жур. «Периодическое издание общ-ва любителей…»(1804 – вышел только один номер), жур. «Северный вестник» (1804 - 1805), «Журнал рос. словесности» (1805), «Санкт-Петербургский вестник» (1812) и др. В журналах рядились все на те же темы крепостного права, гос. устройства и просвещения.

Общ-во просуществовало до 1807 года, после внутренних разборок руководство перешло к умеренным по взглядам членам, и оно зачахло, утратив прежнее значение.

Владислав Александрович Озеров (1769 - 1816).

Сентиментализм был одним из основных жанров рус. лит. начала 19 века. Его фишки – интерес автора к личности, характеру человека, его внутр. миру, стремление показать обыденную жизнь, обогащение худ. средств раскрытия внутр. мира людей, выражение авт. индивидуальности, разработка нового худ. языка, новых средств и приемов словесного выражения. Герои – простые люди. Проникает сент. и в драматургию, на сцене появляется туча сент. драм, где авторы сочувствуют страданиям простых людей, и соц. конфликты разрешаются победой великодушия и чувствительности, сближающих героев разл. соц. положений.

Центральным жанром классицизма была трагедия. Вершинной точкой ее развития было творчество Княжнина, затем начался упадок этого жанра. Но спас ее просочившийся и туда сент. Именно на фоне этого упадка трагедии Озерова явились как мгновенная и очень яркая вспышка; головокружительный успех «Эдипа в Афинах» (1804), «Фингала» (1805), «Димитрия Донского» (1806) и последующая неудача «Поликсены» (1808) были потрясением и для самого драматурга, во многом определив и его личную судьбу – душевную болезнь – и последующую «легенду об Озерове» как жертве зависти и интриг. Озеров начинал как ученик Княжнина, но успехам свои он был обязан как раз отклонениям от драматургической системы своего учителя: он ослабил действие, сделав трагедию статичной, и перенес центр тяжести на монолог, причем не трагический, а лирико-элегический.

Творчество Озерова знаменовало конец, или точнее перерождение классической трагедии.

По Белинскому: несмотря на дарование, ярко-замечательное, он был результатом направления данного русской литературе Карамзиным. В трагедиях Озерова преобладающий элемент – сентиментальность. По форме же они – сколок с французской трагедии.

«Эдип в Афинах». Сюжет Софокла переломляется через сентиментальную переделку франц. драматурга Дюси. Царь Эдип у О. – чувствительный отец, невинно страждущий и гонимый, готовый плакать и прощать. Но сильная и священная власть добродетели в самой себе несет утешение, так что гнев богов обрушивается на гонителя невинных Креона.

«Фингал». Сюжет спионерил у Оссиана, но при этом заставил своих героев подробно в духе сент. излагать свои чувства, суровую дикость героических характеров Оз. знаменит обильными розовыми соплями сентиментализма – чувствительностью и меланхолией, оттесняя на задний план героику битв. У Оссиана Оззи приколола суровая обстановка и мрачный северный колорит.

«Димитрий Донской». Основное внимание уделено личным разборкам Димы Донского и князя Тверского, кот. не могут поделить новгородскую княжну Ксению, и в принципе драка с татарами на Куликовом поле – из-за нее, родимой. Шоб жизнь медом не казалась, Оззи притаскивает девку накануне боя в стан русских воинов, что на хрен расстраивает всю их предбоевую подготовку и грозит полным абзацем всему войску, кабы не самоотверженность героев, сумевших сжать потенцию в кулак и подумать о гражданском долге. После победы над татарами впечатленный достоинствами Димы князь Тверской отказывается от бабы в пользу героя. Мудик. Исторической верности здесь нет ни в подробностях, ни в характерах, за что Оззи раскритиковали все подряд от Вяземского до Пушкина. Но публике понравилось, особенно во время наполеононенавистничества.

Главное завоевание драматургии Озерова – ее глубокий психологический анализ. Но он так и не решился окончательно порвать с трад. формой классич. трагедии, с условностями в изображении характеров и александрийским стихом, а в изображении характеров не освободился от условности и односторонности сентиментализма. Это выдвигало перед русскими драматургами новые задачи, не решенные драматургией Озерова.

Совсем немного и кратко про Измайлова:

Измайлов (Александр Ефимович, 1779 - 1831).

"Бедная Лиза" Карамзина вызвала большое количество подражаний. Сложился своеобразный жанр сентиментальной повести, например, "Бедная Маша" (1801) А.Е.Измайлова (где встречаются понимание и развитие лучших тенденций прозы Карамзина). Герои и окружающие их лица нарисованы довольно жизненно. Любопытен образ свахи, отличающейся большой бытовой верностью. Метко схвачены в повести некоторые черты быта. Однако реалистические тенденции не нашли развития в повести, и она заканчивается сентиментально-мелодраматическим описанием смерти героев.

В 1799 он написал роман «Евгений, или Пагубные следствия дурного воспитания и сообщества» (учтите, это был отрицательный персонаж, и звали его Евгением Негодяевым – можно приплести насчёт того, что у Пушкина неслучаен подбор имён героев в «ЕО» – народная и незабитая «Татьяна» и обычно изображающийся отрицательным «Евгений»), где он описал похождения отъявленного морального урода. Но при этом он очень чётко описывал некоторые бытовые моменты, за что его уважали реалисты. Потом стал писать басни, не такие и хорошие, но про быдло и низшее сословие, с омерзительными и отвратительными подробностями. Кроме заимствованных и общих баснописцам всех народов, у Измайлова есть ряд оригинальных басен с чисто русским юмором и на специально русские темы. В них и сказалась особенность его дарования - какая-то добродушная грубость, наклонность к реализму, что и заставило современников называть его "писателем не для дам", а критиков, искавших двойников русским писателям в западной литературе и западном искусстве, - российским Теньером 2-м (1-й Теньер - Нарежный ).

Позже стал издавать журнал "для дам", где публиковал всякий бред, задерживал выпуски, пропускал номера и вообще был отъявленным подонком и бездельником. А ещё после задержки номера оправдывался внутри в тексте от редактора в следующем ключе: "ну я же, типа, тоже человек, я вот запраздновался, с женой-детьми загулял, так что потому и выпускаю номер так поздно". Ну не скотина? Вспомните, как журналисты мечутся, чтобы успеть в дедлайн. Вот так.


2) Лирика А.С. Пушкина 2-ой половины 1820-х годов (после ссылки в Михайловское)

1824-1826 – ссылка в Михайловское

Творчество второй половины 1820-х гг. – сентября 1826 – начало сентября 1830

Хронологические рамки этого периода определены 2 событиями в жизни П. 1 - разговор с Николаем I в Москве 8 сентября 1826 года изменил его судьбу. П. был возвращен из ссылки, ему разрешили жить в Москве, в 1827 году и в Петербурге. 2 – приезд в Болдино для устройства имущественных дел накануне женитьбы на Н.Н. Гончаровой. Между этими событиями 4 года.

Размышления о современности, о перспективах нового царствования привели поэта к тема Петра I («Стансы», неоконченный исторический роман «Арап Петра Великого», поэма «Полтава». В «Стансах» (1826) П. призвал Николая I быть во всем похожим на “пращура». Новый царь поразил поэта прямотой и готовностью к реформам.

В 27-28 гг. П. испытал на себе коварство царя: у него требовали показаний по делам о распространившемся в списках отрывке из элегии «Андрей Шенье» 1825, озаглавленном «14 декабря», и об авторстве поэмы «Гавриилиада», написанной еще на юге. Политика «ласкового кнута»: царь великодушно миловал П. за литературные «грехи» молодости и обещал свое расположение, а через шефа жандармов А.Х. Бенкендорфа выражал неудовольствие поступками П., мелочно придираясь и требуя от него безусловной лояльности.

«Полтава» 28г. – единств. историческая поэма П. В ней представлена «героическая» концепция личности Петра I и Петровской эпохи. Подробнее о поэме в 27 билете, второй вопрос.

Вторая половина 20-х – время создания многих лирических шедевров – высокий уровень творческого самосознания Пушкина. Размышления о поэте получили законченный, концептуальный характер в программных стихотворениях “Поэт” (1827), “Поэт и толпа” (1828) и “Поэту” (1830). Усилился интерес Пушкина к философской проблематике: написаны стихотворения “Воспоминание” (“Когда для смертного умолкнет шумный день...”), “Дар напрасный, дар случайный...”, “Предчувствие”, “Утопленник”, “Анчар” (все — 1828 г.), «Дорожные жалобы», «Жил на свете рыцарь бедный», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» (все - 1829 г.). Эти произведения отразили жизненный опыт поэта, круг философских вопросов, которые не переставали волновать его и в 1830-е гг.

Лирика второй половины 1820-х гг. свободна от жанровых и стилевых ограничений. Лирическому слову “возвращен был его предметный смысл, и тем самым поэту дано невиданно острое орудие для выражения насущной, современной мысли” (Л.Я.Гинзбург).

Осуществлению многих творческих замыслов Пушкина мешала суетная петербургская и московская жизнь. Поэт разрывался между светскими обязанностями и литературными делами, поездками и любовными увлечениями. С трудом продвигалась работа над заключительными главами “Евгения Онегина”.

В жизни Пушкина в конце 1820-х гг. появился новый мотив: поиск дома, семьи, общества близких людей. В 1828 г. П. сделал предложение А.А. Олениной и получил отказ. В декабре этого же года на балу у московского танцмейстера Иогеля он встретил Н.Н. Гончарову и 1 мая 1829 г. сделал ей предложение, однако родители красавицы дали неопределенный ответ.

В мае — сентябре 1829 г., не получив разрешения царя, Пушкин совершил самое большое путешествие после южной ссылки — на Кавказ (Орел, Кубань, Кабарда, Ингушетия, Армения). Его итогом стали дорожные записи, изданные в 1836 г. под названием “Путешествие в Арзрум”. В апреле 1830 г. Пушкин сделал повторное предложение Н.Н.Гончаровой. На этот раз оно было принято.

А дальше можно только разобрать стихи, которые он в эту пору написал.

Это в билете 14 (2)

Например:

Стихотворение “Поэт” — квинтэссенция пушкинских размышлений о сущности поэта. Поэт предстает в стихотворении сложным существом, отмеченным Богом, наделенным частью его творящей силы, но в то же время обычным, земным человеком. Перемены начинаются в нем лишь тогда, когда Бог посылает ему вдохновение. Поэт преображается — это уже не один из многих людей, втянутых в повседневную суету, а человек необыкновенный: его слух становится чутким, он способен услышать “божественный глагол”. Прежнюю жизнь он оценивает как “забавы мира”, людская молва его угнетает — он готовится произнести новые слова о мире. Это уже не молва, а слова поэта, в котором нет ничего обыденного, пошлого. Просыпается душа поэта:

Душа поэта встрепенется,/Как пробудившийся орел.

Он становится гордым, “диким и суровым”, то есть погружается в себя, в свои творческие думы. Поэт не может творить, находясь среди обычных людей, в мирской суете. Вдохновение требует одиночества, свободы от повседневности. И т.д.

2. Серёжа
1) Элегический и гражданский романтизм в русской литературе 1-ой четверти 19 века.

В творчестве Жуковского и Батюшкова возникло новое литературное направление, принесшее окончательную гибель классицизму, - романтизм. Вокруг Жуковского и Батюшкова образовалась группа литераторов, которые подхватили, углубили и расширили полемику карамзинистов и сентименталистов вообще против «классиков». Они боролись не только во имя «нового слога», но и во имя новой литературы в целом. Выйдя за рамки сентиментализма, они стали романтиками.

Автор учебника приводит долгий спор о том, какими всё-таки терминами характеризовать две если не полностью противоположные, то по крайней мере различные тенденции в русском романтизме, существование которых признается всеми. Вместо терминов, какими пользуемся мы – элегический и гражданский, предлагалось огромное множество других наименований – регрессивный и прогрессивный, пассивный и активный, реакционный и революционный, индивидуалистический и социальный соответственно и т.д. Понятно, что некоторые термины (реакционный и революционный, например) применялись только в советское время с точки зрения маразматических и абсолютно бредовых теорий Маркса и Ленина. Другие термины недостаточно точны и объективны. Поэтому элегический (мечтательный, мистический) и гражданский (бунтарский, боевой, героический) самое то.

Главным представителем элегического романтизма является, конечно, Василий Андреевич Жуковский. Начал свое литературное творчество с элегий в сентиментальном духе и приобрел известность вольным переводом элегии Грея «Сельское кладбище» (1802), но, развив романтические тенденции, зародившиеся еще в эпоху сентиментализма, Жуковский скоро стал романтиком и вышел за пределы сентиментальной «чувствительности».

В творчестве Жуковского черты романтизма отчетливо обнаруживаются во второй половине первого десятилетия. В 1808 году в «Вестнике Европы» печатается баллада Жуковского «Людмила», представляющая собой вольный перевод баллады «Ленора» Бюргера, поэта немецкого предромантизма. Основанное на народных преданиях с их фантастикой и суровым колоритом, произведение Жуковского прозвучало новым словом в русской литературе.

Наряду с Жуковским в русской литературе выдвинулся и другой богато одаренный поэт нового направления – Константин Николаевич Батюшков. В 1805-1806 гг. в «Северном вестнике» и других журналах печатается ряд его стихотворений, в которых можно почувствовать критическое отношение автора к прежним литературным течениям («Послание к стихам моим»), расслышать мотивы новой романтической поэзии «Элегия», «Мечта», «Послание Н.И. Гнедичу») и подметить ту идейно-художественную тенденцию, которая найдет дальнейшее развитие в творчестве молодого поэта («Совет друзьям»).

Будучи ранним этапом в развитии русского романтизма, поэзия Жуковского, Батюшкова и их последователей отразила ранний этап социально-исторического перелома, наметившегося в России. В этом течение нет ещё решительного разрыва со старым, уходящим, а новое кажется непонятным, тревожным, опасным.

Элегический романтизм нес идею свободы, идею личности, свободной от оков. Но понятие свободы здесь далеко не равнозначно понятию политической свободы, воодушевлявшей романтиков гражданского романтизма. Для элегического романтизма характерно понимание свободы как категории психологической, моральной, а не социальной, политической. Личность рассматривалась абстрактно-психологически, вне зависимости от национальных, исторических и социальных условий.

Разлад с окружающим внешним миром заставляет лишь погружаться в свой внутренний мир, в переживания личности. Этим определялась свойственная романтизму субъективность как яркое проявление личности, ее дум и чувств в восприятии и изображении действительности. Но, в отличие от сентименталиста, остававшегося в пределах своей субъективности, романтик стремится противопоставить неприемлемой действительности иной, «лучший мир», созданный его мечтой.

Романтизм как новое литературное направление, глубоко затронувшее все области словесного искусства, создает не только новый идейно-образный мир, но и новый художественный метод, новые принципы и средства художественного отражения действительности. Противопоставляя свой «мечтательный мир» реальной действительности, поэт-романтик стремится воплотить этот мир в образах. Поэтому романтический образ, отражая те или иные элементы действительности, а это свойственно природе художественного образа, становится в то же время воплощением элементов, «явлений» романтического мира, созданного воображением поэта, воплощением его мечты, его идеалов. С таким соотношением реального и идеального, внешнего и внутреннего связана субъективность, свойственная художественному методу романтизма. Не объект, а субъект, не действительность, а личность художника становятся в романтизме основным принципом построения образа. Этим определяется роль лирического начала в творчестве романтиков, глубоко проникающего у них в эпические (баллада, поэма) и драматические жанры.

В элегическом романтизме складывается новый стиль, новая схема художественного языка. Романтики предпочитали эмоциональные эпитеты предметным, охотно пользовались экспрессивными интонационно-синтаксическими средствами (например, система повторений вопросительно-восклицательных предложений у Жуковского) и т.д.

Выход одного за другим двух изданий сборника стихотворений Жуковского (1815 и 1818) был значительным литературным событием. Вместе с вышедшими в 1817 «опытами в стихах и прозе» Батюшкова это явилось своего рода вехой в истории русской поэзии, но вехой, обозначавшей конец определенного периода. Элегический романтизм сыграл свою роль, и новая историческая обстановка потребовала расширения границ поэзии.

Окончательно оформились новые тенденции, существенно отличные от романтизма Жуковского и Батюшкова. Зародилось новое течение, которое МЫ называем гражданским романтизмом. Полного развития оно достигло в творчестве Пушкина и литераторов-декабристов.

Связь между двумя течениями очевидна, и в то же время между ними пролегает глубокий водораздел, который постепенно становится все заметнее. Новое романтическое течение складывалось на новой идейной основе и выражало иные, чем ранний романтизм, общественные интересы. Революционный романтизм явился выражением дворянской революционности как мощного и широкого идейного и общественно-политического движения. (Это, наверно, цитата из собрания сочинений Ленина J)

Одним из первых, кто отразил новые общественные настроения и литературные интересы был Федор Николаевич Глинка, член ранних декабристских организаций, позднее вышедший из тайного общества (Союз Благоденствия) и ставший во главе негласно связанного с декабристами Вольного общества любителей российской словесности. В «Рассуждении о необходимости иметь историю Отечественной войны 1812 года» Глинка, восхищаясь самоотверженностью и мужеством простого народа, спасшего отечество, призывает писателей прославить подвиги народных героев. Этой задаче будет отвечать слог, исполненный «важности, силы и ясности». Но он должен быть понятен «не для одних ученых, не для одних военных, но для людей всякого состояния, ибо все состояния участвовали в славе войны и в свободе Отечества.»

Новыми литературными интересами была вызвана организация многочисленных литературных обществ. В соответствии с уставом Союза Благоденствия, рекомендовавшим членам организации создавать вольные общества для распространения легальными средствами освободительных идей, было организовано литературное общество «Зеленая лампа» (Трубецкой, Глинка, Гнедич, Дельвиг, Энгельгардт и др.; частым гостем там был и Пушкин). Можно сказать, что, организуя литературные общества, декабристы распространяли передовые идеи в широких общественных кругах и оказывали свое влияние на литературную борьбу.

Гражданская эстетика романтизма формировалась в борьбе с «регрессивными» и «реакционными» течениями. Основной удар был направлен против эпигонского классицизма. Но, выступая в качестве представителей реакционных архаистов, дворянские революционеры отмежевывались и от тех романтиков, которые стали выразителями консервативных тенденций. Они вели последовательную борьбу против элегического, пассивного романтизма. Ведь в понимании декабристов литература должна стать действенным средством пропаганды передовых общественных идей, высоких гражданских идеалов. А этого, как мы помним, элегическим романтикам явно не доставало.

Важное место занимала идея народности литературы.

Что же касается художественного метода революционного романтизма, то социальный идеал, утверждаемый декабристами, оказывался в разрыве с окружающей действительностью, переход от неприемлемого сегодня к желанному завтра мыслился довольно неопределенно. (Понятное дело, что неопределенно! Это только Ленин с ВЧК и Дзержинским весьма определенно его представлял. Но – на то он и гений!) На этой идейной основе в творчестве декабристов возникало характерное для романтизма противопоставление, расхождение идеала и действительности. Мечты и реальности.

Отрицание существующего общественного порядка вызвало появление обличительно-критических тенденций в творчестве декабристов, особенно в лирике.

Историческое значение декабризма как широкого общественного движения помогает понять историческую роль и порожденного им гражданского романтизма. Это был важный этап в развитии русской эстетической мысли и литературы. Романтики выдвинули идею народности литературы как условия ее национальной самостоятельности и оригинальности; раскрыли общественно-воспитательное значение литературы, обязывающее поэтов и писателей служить своим искусством высоким гражданским принципам; обосновали необходимость новых жанровых и стилистических форм, отвечающих развитию жизни и новым историческим задачам.


2) Общая характеристика творчества Пушкина поры Болдинской осени 1830 г. Лирика этого времени: темы, образы, жанры.

В родовое имение отца, село Болдино Нижегородской губернии, Пушкин поехал всего на несколько дней для устройства имущественных дел с связи с предстоящей женитьбой на Н.Н. Гончаровой. Однако из-за начавшейся эпидемии холеры поэту пришлось пробыть там около трех месяцев. Как и в 1824-1825 в Михайловском, Пушкин снова оказался в русской деревне, вдали от столичной жизни. Многие замыслы и планы, теснившиеся в его сознании разом вырвались наружу; произошел могучий творческий взрыв, в результате которого трехмесячное болдинское «сидение» составило ярчайшую и самую насыщенную страницу пушкинской литературной биографии.

Соединение тишины и досуга, необходимых для раздумий, и тревожного и веселого напряжения, рождаемого чувством приближения грозных событий, выплеснулось неслыханным даже для Пушкина, даже для его «осенних досугов», когда ему бывало «любо писать», творческим подъемом. В сентябре были написаны «Гробовщик» и «Барышня-крестьянка», завершен «Евгений Онегин», написана «Сказка о попе и работнике его Балде» и ряд стихотворений. В октябре — «Метель», «Выстрел», «Станционный смотритель», «Домик в Коломне», две «маленькие трагедии» — «Скупой рыцарь» и «Моцарт и Сальери», писалась и была сожжена десятая глава «Евгения Онегина», создано много стихотворений, среди них такие, как «Моя родословная», «Румяный критик мой...», «Заклинание», ряд литературно-критических набросков. В ноябре — «Каменный гость» и «Пир во время чумы», «История села Горюхина», критические статьи. В Болдинскую осень пушкинский талант достиг полного расцвета.

Однако как ни удивительно количество созданного Пушкиным в Болдине, еще более замечательным является необыкновенное многообразие болдинского творчества. Пушкин не только пишет в это время и в стихах, и в прозе, но и словно бы пробует всевозможные жанры словесного творчества – от тончайшей любовной лирики до социального памфлета («Моя родословная»), резкой полемической статьи, от психологической драмы исключительной глубины и проникновения до шутливой стихотворной повести, веселой пародии, нарочито упрощенной реалистической новеллы.

Но самым поразительным является даже не столько многообразие болдинского творчества, сколько наличие в нем совершенно различных элементов содержания и стиля, зачастую не только полярных друг другу, но, казалось бы, друг друга исключающих. Между тем эти элементы как-то уживались в творческом сознании Пушкина.

Пушкин приехал в Болдино в подавленном настроении. Не случайно первыми стихотворениями этой осени были одно из самых тревожных и напряженных стихотворений Пушкина «Бесы» и отдающая глубокой усталостью, в которой даже надежда на будущее счастье окрашена в меланхолические тона, «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»).

Известия о холере в Москве вызвали энергичные меры правительства. Николай I, проявив решительность и личное мужество, прискакал в охваченный эпидемией город. Для Пушкина этот жест получил символическое значение: он увидел в нем соединение смелости и человеколюбия, залог готовности правительства не прятаться от событий, не цепляться за политические предрассудки, а смело пойти навстречу требованиям момента. Он ждал реформ и надеялся на прощение декабристов. Вяземскому он писал: «Каков государь? молодец! того и гляди, что наших каторжников простит — дай Бог ему здоровье» (XIV, 122). В конце октября Пушкин написал стихотворение «Герой», которое тайно ото всех переслал Погодину в Москву с просьбой напечатать «где хотите, хоть в Ведомостях — но прошу вас и требую именем нашей дружбы не объявлять никому моего имени. Если московская цензура не пропустит ее, то перешлите Дельвигу, но также без моего имени и не моей рукой переписанную...» (XIV, 121—122). Стихотворение сюжетно посвящено Наполеону: величайшим деянием его поэт считает не военные победы, а милосердие и смелость, которые он якобы проявил, посетив чумный госпиталь в Яффе. И тема и дата под стихотворением намекали на приезд Николая I в холерную Москву. Этим и была обусловлена конспиративность публикации: Пушкин боялся и тени подозрения в лести — открыто высказывая свое несогласие с правительством, он предпочитал одобрение выражать анонимно, тщательно скрывая свое авторство.
Однако стихотворение имело и более общий смысл: Пушкин выдвигал идею гуманности как мерила исторического прогресса. Не всякое движение истории ценно — поэт принимает лишь такое, которое основано на человечности. «Герой, будь прежде человек», — писал он в 1826 г. в черновиках «Евгения Онегина». Теперь эту мысль поэт высказал печатно и более резко:
Оставь герою сердце!
Что же Он будет без него? Тиран... (III, 253)

Наряду с овеянной любовной романтикой элегией «Для берегов отчизны дальней»поэт привозит из Болдина такую резко реалистическую зарисовку «низкой природы», как замечательный и долго смущавший критику своей слишком «грубой натуральностью» отрывок «Румяный критик мой…», который новейшие исследователи справедливо рассматривают в качестве одного из прямых предварений поэзии Некрасова. Маленькие трагедии с их углубленным психологизмом, романтикой обстановки и фабулы, трагической обреченностью героев сочетается в болдинском творчестве с незатейливым повествованием «кроткого» и «смиренного» Ивана Петровича Белкина, с простыми картинами русской помещичьей жизни начала ХIХ века, с рассказом о горькой участи бедного станционного смотрителя, с пародически наивным и вместе с тем заключающим в себе большие социальные обобщения повествованием («История села Горюхиан»). В то же время в творческом пути Пушкина болдинская осень 1830 года представляет собой момент великого перелома. Пушкин не только подводит итоговую черту под ранее сделанным – заканчивает многое, прежде начатое, осуществляет издавна лелеемые замыслы, но и смело устремляется вперед по тому, еще неизведанному пути, который был подготовлен всем предшествовавшем ему литературным развитием и который следом за ним закономерно стал магистральным путем русской классической литературы.

3. Оксана
1) Своеобразие романтизма К.Н. Батюшкова. В.Г. Белинский о его поэзии.

Наряду с Жуковским в русской литературе выдвинулся еще один поэт нового направления (романтизма, конечно же) Батюшков. В 1805-1806 г.г. в «Северном вестнике» и других журналах печатается ряд его стихотворений, в которых можно было почувствовать критическое отношение автора к прежним литературным направлениям, расслышать мотивы новой романтической поэзии (Элегия). И подметить ту новую идейно-художественную тенденцию ,которая найдет развитие в его творчестве.

Творчество Б. иногда рассматривалась как отдельное направление в рус.лит. начала 19в. – неоклассицизм. (Озерова тоже туда приплетали). Основание для этого усматривали в глубоком интересе писателей этой группа к античной литературе и культуре, в свойственных им элементах «классического» стиля, в стремлении к совершенству формы, гармонии частей, пластичности, что особенно заметно в поэтике Б. По этим признакам Белинский готов назвать его классиком, потому что в отличие от Жуковского, его романтизму не свойственна туманность, неопределенность. Но вместе с тем Белинский отмечает, что Б. как поэт того времени «не мог в свою очередь не заплатить дани романтизму. … И как хорош романтизм Б! В нем столько определенности и ясности!»

Вся литературная деятельность и худ. система Б. была направлена против классицизма.

Античность, как и Возрождение Б. воспринимал и отражал романтически, пытаясь понять дух и стиль эпох. Поэтому более правы исследователи, которые относят Б. к романтизму, хотя своеобразии его твор-ва очевидно.

С Жуковским Батюшков сближается в неприятии современной действительности, неудовлетворяющим этическим и эстетическим идеалам поэта, утверждение личности и ее внутреннего мира как высшей ценности (поэты сами чувствовали свое духовное родство, Ж. ему пишет «По музе мне родной», а Б. ему: « по чувству мне родной»).

Романтизм Ж. и Б. отвечал идейным настроениям той группы дворянства, которая под влиянием оживления общественно-политической жизни в первые десятилетия 19в. Стала во враждебные отношения к реакционному лагерю и оказалась восприимчивой к либеральным веяниям эпохи.

Центральными идеями романтизма были идея свободы личности, идея человека и его достоинства вне сословного ранга. Но ни слова о политической свободе, воодушевляющей романтиков-революционеров.

Основное желание Б. : «Сохранить души возвышенной свободу» - свободу от блеска, мишуры, богатства, суеты.

Недостаточность свободы ощущал сам поэт, и в одной из своих записных книжек он писал : «человек в пустыне свободен, человек в обществе раб».

Батюшков как романтик не приемлет мир суеты, богатства и в «Мои пенаты» горячо желает, чтобы к его хижине не нашли дороги лица, развращенные своим богатым положением. Но Б. выбирает уйти от действительности, а не бороться с ней.


2) Социальная и нравственная проблематика в романе Пушкина «Дубровский».

Краткий пересказ:

Кирила Петрович Троекуров, старинный русский богатый барин жил в своем поместье. 2 раза в неделю страдал обжорством, был избалован. В домашнем быту выказывал все пороки человека необразованного. Его противоположностью был Андрей Гаврилович Дубровский, отставной поручик гвардии, имел только 70 душ. Социальная разница не мешала их дружбе. Дубровский (Д) часто бывал у Троекурова (Т). А Троекуров даже подумывал отдать свою Машу за Троекуровского Володьку, если из него получится хорошей человек. Но старший Дубровский был против. Как же так можно сделать своего сына приказчиком избалованной бабенки?

Зависть посеяла ссору между двумя друзьями. У Троекурова было много борзых собак ,он всегда ими хвастался, а гости считали себя обязанными хвалить его собак, и только Д. от зависти морду скрючил. И дерзко заявил, что собаки у него (у

Наши рекомендации