Рассказывание с использованием игрушек и предметов в подготовительной к школе группе


Источник: Э. П. Короткова, "Обучение рассказыванию в детском саду", М., 1978 г.
OCR Detskiysad.Ru

В подготовительной к школе группе продолжается обучение рассказыванию на основе восприятия — дети учатся наблюдать и отражать наблюдаемое в рассказах-описаниях.
У ребенка в возрасте шести-семи лет мыслительно-речевая деятельность приобретает более сложные формы. Он интересуется не только содержанием слышимой речи, но его внимание все больше начинает привлекать языковая форма выражения мыслей, суждений, впечатлений.
Установлено, что дети этого возраста, опираясь на опыт, накопленный при обучении в средней и старшей группах, способны выполнять достаточно сложные речевые задания. В связи с этим на занятиях по описанию игрушек и предметов выбор объектов для показа и составления рассказов несколько усложняется, а следовательно, усложняется и языковой материал, которым оперируют дети.
Задание описать объект побуждает ребенка быть наблюдательнее, последовательно излагать увиденное и услышанное, активнее пользоваться словарным запасом, рассказывать обдуманно и осмысленно.
Покажем несколько видов занятий, которые рекомендуется проводить в подготовительной группе.
Занятие «О чем хочется послушать рассказ?»
Цель: учить детей проявлять инициативу в отборе фактов для своих рассказов; формировать умение дополнять и оценивать выступления сверстников.
Для описания используются предметы мебели, находящиеся в групповой комнате.
Ход занятия.
Педагог обращается к группе: «В нашей комнате много различной мебели. (По просьбе воспитателя дети перечисляют предметы.) О мебели можно рассказать много интересного. Например, описывая стул, можно сказать, из чего он сделан, какого цвета его сиденье и спинка, жесткие они или мягкие, где стул стоит в комнате. А говоря о шкафе, можно сказать о его цвете, о том, сколько в нем полок, какой они ширины; где стоит шкаф и что лежит на его полках».
Затем педагог предлагает детям подумать, о каком предмете мебели они хотят послушать рассказ, и просит кого-либо из ребят назвать этот предмет. «Ира хочет послушать рассказ о книжной полке. Посмотрите внимательно на полку и подумайте, о чем вы будете говорить. (Делает паузу.) А сейчас мы узнаем у Иры, чей рассказ ей хотелось бы послушать. (Ребенок называет имя своего товарища.) Мы все с интересом послушаем рассказ Лены. (Девочка описывает книжную полку.) Что в рассказе Лены вам особенно понравилось? Кто дополнит ее описание? (Дети высказываются.) Послушаем теперь другие выступления. (Обращается к ребятам с предложением высказывать свои пожелания.) Алеша хочет услышать рассказ Тани о столике в книжном уголке. (Девочка описывает названный предмет.) А мне хотелось бы услышать рассказ Васи о письменном столе». (Ребенок по предложению педагога описывает стол.) Воспитатель обращается еще к двум-трем детям и в конце занятия оценивает проявленную ими активность и качество рассказов.
Как видно, содержание занятия и его структура программируются так, чтобы обеспечить возрастание активности, самостоятельности и инициативности детей, выполняющих учебное речевое задание.
Воспитатель предоставляет детям возможность обдумать различные аспекты выполнения задания: выбрать объекты для описания, наметить рассказчика. В этих условиях дети проектируют самый процесс речевого общения, осознают свою учебную деятельность. Дети заинтересованнее выслушивают выступления сверстников: ведь то, о чем рассказывают, и самих рассказчиков они наметили и выбрали сами.
Так дети шести-семи лет под руководством воспитателя учатся быть активными участниками речевого общения в условиях учебных занятий.
Воспитатель целенаправленно побуждает детей к активному участию в общении, для этого он еще при подготовке к занятию программирует проявления детской активности, самостоятельности, инициативы, выбирает продуктивные средства активизации дошкольников. «Бывает, что даже значительное количество занятий, дидактических игр, упражнений, проведенных воспитателем не дает должного результата в умственном развитии ребенка. Причина этого часто кроется в том, что воспитатель планирует лишь свою деятельность».
Таким образом, успехи в обучении рассказыванию во многом зависят от планирования педагогом активного участия детей в организованном речевом общении.
Игра-занятие «Кто дополнит рассказ?»
Цель: упражнять детей в точном и подробном описании предметов, учить их внимательно выслушивать и дополнять рассказы товарищей.
Для игры необходимо подготовить набор предметов: тетрадь, альбом, две коробки цветных карандашей, коробку с красками, портфель.
Ход игры-занятия.
Воспитатель обращается к группе: «Сегодня вы будете рассказывать о хорошо знакомых вам вещах. Посмотрите на них», (Показывает размещенные на столе предметы.) Затем педагог объясняет задание: все должны внимательно слушать выступления сверстников и стараться дополнить их. За каждое дополнение ребенок получает зеленую фишку. «В конце занятия мы посчитаем фишки и узнаем, кто лучше всех дополнял прослушанные рассказы. Дети, которые будут рассказывать, тоже могут получить фишку другого цвета, например оранжевую, если их описания будут точными и подробными и никто не сможет их дополнить».
Перед тем как начать игру, воспитатель еще раз напоминает, что только тот может сделать хорошее дополнение, кто внимательно слушал рассказ и как следует рассмотрел объект описания.
Затем педагог начинает игру: «Миша, подойди, пожалуйста, к столу и возьми предмет, о котором ты хочешь рассказать». Ребенок выбирает коробку цветных карандашей, внимательно рассматривает ее и начинает рассказ: «В коробке лежат цветные карандаши: красный, синий, зеленый, черный, желтый, голубой, розовый; коробка голубая, на ней нарисована картинка». Если выступление закончено, педагог обращается к группе: «Кто дополнит рассказ? Гена хочет что-то сказать? (Ребенок отмечает, что коробка сделана из картона; за это ему дается фишка.) Кто еще дополнит рассказ Миши?» (В случае, если дети не смогут этого сделать, педагог сам вносит дополнение, например, говорит, что карандаши отточенные, что в коробке их семь штук и т. п.)
Продолжая занятие, воспитатель предлагает рассказать о другой коробке карандашей, которая отличается от первой (карандаши неотточенные, расположены в два ряда). В том случае, если это описание не нуждается в дополнении, рассказчик получает оранжевую фишку.
В ходе занятия педагог побуждает детей проявлять инициативу в выборе предметов для описания.
Занятие заканчивается подсчетом фишек, и дети узнают, кто из них сумел внести больше дополнений. Педагог поощряет тех детей, чьи рассказы были исчерпывающими.
Игру рекомендуется через некоторое время провести повторно, но с использованием других предметов, например детских головных уборов: панамки, берета, меховой шапки, кепочки и т. п.
В методических рекомендациях к проведению описанного выше занятия следует подчеркнуть следующее.
В связи с тем что описание может быть существенно дополнено слушателями, целесообразно повторное прослушивание рассказа в улучшенном варианте.
Когда все дополнения внесены, воспитатель предлагает ребенку-рассказчику повторить описание с включением дополнений. И сам рассказчик и все слушатели при этом убеждаются, насколько рассказ обогатился содержанием, полнее отражает признаки, качества описываемой вещи. Предоставив ребенку возможность повторно выступить с рассказом в новом варианте, педагог к тому же имеет возможность убедиться, внимательно ли выслушаны и усвоены рассказчиком дополнения, побуждает приложить волевые усилия для улучшения качества описания. В случаях затруднения воспитатель помогает включить в структуру описания указания, сделанные коллективом. Так, педагог учит детей с уважением относиться к сотрудничеству, побуждает совершенствовать речевую деятельность.
Игра-занятие «Из чего что сделано?»
Цель: упражнять детей в умении группировать вещи по материалу, из которого они сделаны; описывать группу предметов, используя прилагательные деревянный, стеклянный, пластмассовый, металлический.
Для описания используются предметы, находящиеся в групповой комнате, или специальные наборы игрушек — пластмассовых, деревянных, металлических.
Занятию предшествует проведение планируемой в соответствии с программой детского сада работы по ознакомлению с материалами, используемыми для изготовления различных вещей. Это способствует формированию у детей конкретных представлений и своевременно обогащает их словарный запас.
Ход игры-занятия.
Педагог предлагает найти в комнате все вещи, сделанные из дерева, назвать их и подробно рассказать об этой группе предметов. В своих описаниях дети отмечают, что из дерева сделаны стулья, столы, шкафы и т. д., и рассказывают о них. Затем они называют и описывают предметы из стекла, или металла, или пластмассы.
В подготовительной группе, как и в других группах, на занятиях по рассказыванию используются различные игрушки, однако и сам подбор игрушек, и постановка учебных речевых заданий усложняются.
Примером может служить игра-занятие «Кто пришел покачаться на качелях?»
Цель: совершенствовать умение детей описывать действия с игрушками; побуждать использовать в речи порядковые числительные; повышать интерес к рассказыванию по наблюдению.
Для занятия надо подготовить игрушки, изображающие персонажей любимых детьми сказок (Красная Шапочка, Буратино, Снегурочка и др.).
Ход игры-занятия.
Воспитатель показывает игрушечные одноместные качели и предлагает детям посмотреть, кто придет на них покачаться, а затем рассказать об этом.
Педагог сажает на качели Красную Шапочку, спрашивает: «Кто первым пришел покачаться?» — и побуждает детей к следующему высказыванию: «Первой пришла покачаться на качелях Красная Шапочка». — «А кто придет вторым, третьим, четвертым? Посмотрите и продолжите рассказ», — дает указания педагог и поочередно сажает на качели Буратино, Снегурочку, Петрушку. Снимая игрушки с качелей, воспитатель размещает их в той последовательности, в какой они включались в игру.
Затем дети с помощью вопросов и указаний педагога продолжают рассказ. «...Вторым пришел покачаться на качелях Буратино, третьей пришла покачаться Снегурочка, четвертым покачался на качелях Петрушка».
Закончив игровые действия со всеми куклами, воспитатель предлагает двум-трем ребятам воспроизвести весь рассказ от начала до конца (дети видят перед собой все игрушки, размещенные в нужной последовательности, и справляются с заданием без затруднений).
В конце занятия педагог дает образец рассказа: «Захотелось куклам на качелях покачаться. Первой пришла покачаться Красная Шапочка, вторым — Буратино. Третьей покачалась на качелях Снегурочка. Петрушка на качелях покачался четвертым. Все покачались! По очереди — один за другим!» Подобная игра может быть связана и с другим сюжетом: куклы катаются на санках. В подготовительной к школе группе рекомендуется проводить игру-занятие «Кто плясал в хороводе?»
Цель: упражнять детей в употреблении выразительных словосочетаний и оборотов.
Для игры надо подготовить куклу, зайца, мишку, лису.
Ход игры-занятия.
Воспитатель предлагает детям посмотреть, кто собрался поплясать в хороводе, и назвать игрушки.
Затем педагог инсценирует игровой эпизод (например, показывает пляску куклы) и спрашивает: «Кто пустился в пляс?»
С помощью речевого образца воспитатель побуждает детей ответить на вопрос распространенным предложением: «В хороводе пустилась в пляс кукла».
«Кто закружился в пляске вслед за куклой?» (Инсценируется эпизод с зайцем.) — «В хороводе закружился в пляске зайчик», — отвечают дошкольники.
«Кто вслед за зайцем стал отплясывать в хороводе»? (Инсценируется эпизод с медведем.) — «В хороводе вслед за зайцем стал отплясывать медведь». — «Чья очередь подошла плясать?» - «Подошла очередь лисичке поплясать». — «Весело плясали игрушки в хороводе», — говорит педагог, заканчивая первую половину игры-занятия.
В этой части занятия педагог сосредоточивал внимание детей на использовании в речи выразительных словосочетаний и оборотов (пуститься в пляс, закружиться в пляске и т.п.). Для этого были применены различные методические приемы: речевой образец, где употреблялись эти обороты, вопросы, которые побуждали к ответам в форме распространенного предложения с включением в них выразительных словосочетаний.
Во второй части игры используется новый набор игрушек, например Петрушка, матрешка, белочка и козочка. Педагог располагает игрушки хороводом, а затем предлагает одному ребенку выставлять их на середину в той очередности, в какой ему хочется, а другому — сопровождать эти действия рассказом. В том случае, если рассказчик использует одни и те же слова (например: «В хороводе начал плясать Петрушка», «В хороводе начала плясать матрешка»), педагог подсказывает нужные словосочетания. Вслед за первыми двумя детьми инсценируют сюжет и сопровождают его рассказом еще две-три пары ребят, при этом в хороводе можно заменить ту или иную игрушку.
Таким образом, от занятия к занятию речевая деятельность детей становится все более активной и самостоятельной.
Эффективность обучения рассказыванию повышается, если речевая деятельность дошкольников тесно связана с их игровым творчеством. В этом случае дети могут одновременно описывать предметы и рассказывать о своих игровых замыслах. Приведем пример занятия такого типа.
Для занятия надо подготовить набор кукол: школьницу, повара, строителя, врача и т. п.
Ход занятия.
В первой части занятия воспитатель показывает одну куклу за другой и просит детей последовательно описать их.
Во второй части педагог предлагает подумать о том, как можно играть с каждой из этих кукол. «Выберите любую игрушку и постарайтесь рассказать подробно, интересно и весело, как вы будете с ней играть», — советует воспитатель.
Дошкольники могут рассказывать об играх не только с одной игрушкой, но и с целым комплектом, например с набором строительной техники (панелевоз, подъемный кран, самосвал) или транспортных средств (легковой автомобиль, троллейбус, автобус, трамвай). В этом случае дети расскажут о том, как они строят дома или играют в уличное движение.
Набор игрушек, в который входят самолет, пароход, поезд, побудит детей к воплощению в рассказах замысла игры в путешествие. Если составить комплект из таких игрушек, как слон, тигр, обезьяна, дети выразят желание поиграть в цирк, в зоопарк, в дрессировщиков.
Рассказы об игрушках и игровых замыслах активизируют интерес дошкольников к игровому творчеству. Между занятиями и ролевыми творческими играми устанавливается живая, непосредственная связь. То, что дети обдумывали, усваивали на занятии, продолжает длительное время привлекать их внимание, мысли и чувства в играх.
Таким образом, составление описательных рассказов при опоре на восприятие — ценный вид речевой деятельности. Занятия такого типа способствуют лучшей подготовке детей к школьному обучению.





Наши рекомендации