Пересказ во второй младшей и средней группе
Источник: Э. П. Короткова, "Обучение рассказыванию в детском саду", М., 1978 г.
OCR Detskiysad.Ru
Связная монологическая речь детей успешно развивается на занятиях по пересказу:
«Пересказ художественного произведения доступен и близок детям дошкольного возраста в силу того, что ребенок получает готовый образец, который действует на его чувства, заставляет сопереживать и тем самым вызывает желание запомнить и пересказать услышанное».
Начиная с раннего возраста детям систематически рассказывают сказки, читают рассказы, стихи, заботясь о том, чтобы произведения художественной литературы оказывали действенное влияние на их поведение, игры, речевое развитие.
Во второй младшей группе педагог учит детей следить за развитием действия в сказке, рассказе, сочувствовать положительным героям и постепенно подводит их к воспроизведению текста. Это осуществляется на занятиях по ознакомлению с художественной литературой.
Речевая деятельность детей, связанная с пересказом, выступает первоначально в форме ответов на вопросы. Задаваемые воспитателем вопросы целиком определяют полноту и последовательность передачи ребенком прочитанного. Детей можно также привлекать к совместному пересказу с педагогом, побуждая произносить отдельные слова или предложения (при повторном рассказывании воспитателем сказки).
Начиная со средней группы программой детского сада предусмотрено систематическое проведение занятий по пересказу. Обучение пересказыванию вводится с декабря — января, однако, если у всех детей группы речь развита хорошо, занятия можно начинать с сентября. В течение учебного года дети пересказывают восемь — десять литературных текстов.
Выбор литературно-художественных произведений — важнейший вопрос методики обучения. Для пересказа в средней группе могут быть рекомендованы следующие произведения1: русские народные сказки «Репка», «Козлятки и волк», рассказы «Гуси» К. Д. Ушинского, «Сел дед пить чай...», «Деду скучно было дома...», «У Розки были щенки...», «Пришла весна, потекла вода...» Л. Толстого, «Праздник» Я. Тайца, «Вот так дежурные» Н. Калининой.
Пересказ является новым для детей видом речевой деятельности. Важно умело подвести их к этому этапу, вызвать живой интерес к пересказыванию, поддерживать проявления активности и самостоятельности. Необходимо учитывать и особенности детского восприятия литературно-художественных произведений, а также особенности процессов мышления и речи, памяти, воображения, уровень развития внимания и т. д.
На самых первых занятиях детям предлагают пересказывать сказки, хорошо знакомые им ранее, а на последующих — новые, только что прослушанные тексты. В этом случае ознакомление с произведением сближается во времени с пересказом. Такие условия выполнения задания требуют от ребенка несколько усложненной мыслительно-речевой деятельности, в связи с чем процесс овладения художественным материалом проходит интенсивнее.
Надо учитывать, что дети пятого года жизни только начинают накапливать опыт восприятия текста для последующего его воспроизведения, поэтому на качестве их пересказа непосредственно отражается степень осмысления и эмоционально-эстетического освоения литературного материала, его содержания и формы. Чтобы суметь освоить литературное произведение и воспроизвести его в пересказе, дети четырех-пяти лет нуждаются в помощи педагога. Им сложно самим вникнуть в суть описанных событий, проследить логическую связь между частями рассказа или сказки. Поэтому в изложении детей могут возникать пропуски, искажения, перестановки материала, и тогда пересказ не будет соответствовать содержанию и структуре оригинала. Ребенок еще не умеет самостоятельно вычленять образные описания, сравнения и опускает их, от этого его пересказ становится схематичным, обедненным. В данном случае в его активный словарь поступает далеко не весь языковой материал произведения.
Как установлено исследователями, дети четырех-пяти лет способны в условиях педагогического руководства осмысленно-эмоционально воспринимать художественное слово; относительно полно и конкретизирование воссоздавать в пересказе образы персонажей, ситуации; передавать события в нужной последовательности; выражать личное отношение к герою и его поступкам. Для того чтобы подготовить детей к пересказу, воспитатель читает текст, затем беседует с ними о прочитанном, показывает иллюстрации, дает указания. Средствами выразительного чтения, вопросами, уточняющими пояснениями он стремится сосредоточить внимание детей на каждой части повествования, подчеркнуть ее связь с другими частями. Педагог добивается того, чтобы дети поняли прочитанное и эмоционально отнеслись к описанным событиям и поступкам героев.
Поскольку речевая практика дошкольников на занятиях по пересказу строится в основном на языковом материале прочитанного произведения, воспитатель различными приемами привлекает внимание детей к словосочетаниям, оборотам, точным словам-обозначениям, ритмическим особенностям текста и т. д. Учитывая, что малыши при пересказе пользуются простыми грамматическими конструкциями, педагог побуждает их повторять за ним то или иное сложное предложение, т. е. побуждает следовать языковому образцу.
Ставя задачу пересказать для слушателей рассказ или сказку, педагог помогает детям постепенно овладевать доступными им средствами выразительной речи, элементарными формами исполнительского творчества: дошкольники учатся использовать различные интонации, силу голоса, темп речи и т. д. Они начинают приобретать первоначальный опыт передачи переживаний действующих лиц и своего отношения к описанным персонажам, событиям, действиям.
На занятиях по обучению пересказу применяются разнообразные методические приемы: обеспечивающие осмысленно-эмоциональное восприятие детьми литературного материала; обеспечивающие педагогическое руководство самим процессом пересказывания и, наконец, обеспечивающие анализ и оценку речевой деятельности детей.
Чтобы показать, как воспитатель может использовать эти приемы обучения, рекомендуем примерные разработки занятий по пересказу в средней группе детского сада.
Занятие по пересказу русской народной сказки «Репка».
Цель: учить детей пересказывать знакомую сказку полно и последовательно, используя сказочные повторы; побуждать дошкольников рассказывать выразительно, прибегая к изменению интонации, темпа речи, высоты голоса.
Ход занятия.
В начале занятия воспитатель напоминает детям их любимую сказку и спрашивает, кто из ребят сам рассказывал «Репку» (брату, сестре, маме или бабушке).
После такой предварительной беседы педагог читает сказку и затем, выдержав небольшую паузу, обращается к детям с вопросом «Кто помог деду вытянуть из земли репку?». (Воспитатель добивается, чтобы в ответах малышей сохранялась нужная последовательность появления персонажей.)
Далее педагог предлагает кому-либо из детей повторить сказку вместе с ним.
В ходе пересказа он помогает ребенку — сам начинает сказку, подсказывает нужное слово, исправляет речевые ошибки. По окончании пересказа воспитатель оценивает речевые действия малыша, например: «Коля (Наташа, Костя) сумел сам припомнить всю сказку, рассказывал не торопясь, радостно произнес слова «Вытянули репку!» и т. п. Затем еще двое-трое ребят пересказывают «Репку».
В конце занятия можно предложить детям сыграть сказку - показать, как дед тянул репку, как ему помогала бабка и т. д. Педагог сопровождает действия детей чтением текста.
После занятия воспитатель выставляет в уголке книги иллюстрированное издание «Репки», чтобы дети в любое время могли рассматривать рисунки.
Таким образом, упражняясь в пересказе знакомых сказок и рассказов, ребенок накапливает первоначальный опыт воспроизведения литературных текстов. В дальнейшем детям становится доступен пересказ произведений, впервые прочитанных на занятии. В этом случае первая часть занятия отводится развернутому, обстоятельному ознакомлению детей с текстом, вторая часть — пересказу. Воспитатель использует различные приемы обучения, обеспечивающие успешное выполнение усложненного задания.
Приведем в пример занятие по пересказу рассказа К. Д. Ушинского «Гуси».
Цель: учить детей пересказывать ранее незнакомый рассказ, добиваясь передачи его содержания без пропусков и искажений; поощрять использование авторских слов и словосочетаний; побуждать к выразительной речи.
Вышла хозяюшка и манит гусей домой: «Теги-теги-теги! Гуси белые, гуси серые, ступайте домой!» А гуси шеи длинные вытянули, лапы красные растопырили, крыльями машут, носы раскрывают: «Га-га-га! Не хотим мы домой идти! Нам и здесь хорошо».
Видит хозяйка, что добром от гусей ничего не добьешься: взяла длинную хворостину и погнала их домой.
Эффективность занятия значительно повысится, если за несколько дней до его проведения дети с помощью воспитателя внимательно рассмотрят соответствующую картину, например «Гуси и утки» (из серии «Домашние животные». Автор С. Веретенникова). Влияние картины на качество детских пересказов усилится, если воспитатель введет в описание ее слова и словосочетания из рассказа, а также побудит детей использовать этот словесный материал в их речи. Например: «Гуси шеи длинные вытянули; гусь крыльями машет, нос раскрывает» и т. д. В процессе рассматривания можно рассказать детям о том, как подзывают гусей, или предложить путем игровой имитации воспроизвести гоготание этих птиц и т. п. Безусловно, после такой подготовки дети более полно и живо воспримут, а затем и воспроизведут рассказ.
Ход занятия.
Начиная занятие, педагог напоминает детям о картине и предлагает послушать рассказ «Гуси». Затем он неторопливо и выразительно, с выделением абзацев, с логическими ударениями читает текст. Такое чтение активизирует мысль и воображение ребенка, способствует эмоциональному восприятию художественного произведения.
После чтения проводится краткая беседа, в ходе которой воспитатель задает три вопроса.
Первый вопрос — «Как хозяюшка манила гусей домой, как звала их?» — позволяет упражнять детей в интонационно выразительной передаче прямой речи (например, педагог предлагает ребенку говорить громче, чтобы гуси могли услышать, произнести слова с лаской в голосе — ведь хозяйка ласково зовет гусей, по-доброму просит их идти домой и т.п.).
Второй вопрос — «А что гуси сделали в ответ на слова хозяюшки?» — побуждает детей пересказывать близко к тексту, оперируя при этом преимущественно авторской речью с ее словарем, строем и темпом. Здесь уместно прибегнуть и к выборочному чтению абзаца. Это еще раз сосредоточит внимание детей на описании и предотвратит пропуск в пересказах.
Третий вопрос — «Что сделала хозяйка, чтобы гусей домой погнать?» — сопровождается указанием воспитателя: «Припомните конец рассказа». Для того чтобы ответить на этот вопрос, дети должны не только воспроизвести содержание заключительной части рассказа, но и вспомнить все, что было усвоено раньше (педагог при этом дополняет и уточняет высказывания дошкольников). В конце беседы можно посоветовать детям повторить рассказ дома и поинтересоваться, кому они будут рассказывать.
Затем воспитатель читает текст еще раз и говорит: «Послушаем, как рассказывает Аня (Юра, Витя)». Если ребенку трудно начать пересказ, воспитатель сам произносит первую фразу, причем с такой интонацией, которая побуждает малыша включиться в пересказывание. В том случае, если ребенок, изложив первую часть рассказа, затрудняется перейти к следующей, педагог вновь помогает ему.
По окончании пересказа педагог отмечает, с чем ребенок справился хорошо, а что надо улучшить. При этом он дает конкретные советы, например предлагает рассказчику произнести ту или иную фразу громче или ласковее, выговорить то или иное слово отчетливее и т. п. Следуя его указаниям, ребенок упражняется в речевых навыках и умениях. Такого рода конкретные требования хорошо усваиваются не только рассказчиком, но и остальными детьми, что значительно влияет на качество последующих пересказов.
Дошкольники нередко воспроизводят текст с существенными пропусками. Поэтому надо учить их давать описание ближе к тексту и более полно. Например, в рассказе «Гуси» мы читаем: «А гуси шеи длинные вытянули, лапы красные растопырили, крыльями машут, носы раскрывают: «Га-га-га! Не хотим мы домой! Нам и здесь хорошо». Эта часть текста в одном из пересказов была передана так: «А гуси кричат: «Га-га-га! Не хотим мы домой! Нам и здесь хорошо».
Воспитатель, выслушав ребенка, может указать на ошибку: «Женя не все рассказал о гусях. А нам интересно послушать, что делали гуси, когда услышали голос хозяйки. Припомните рассказ. Ты вспомнил, Витя? Расскажи». Если никто из детей не дает правильного ответа, педагог сам воспроизводит нужную часть текста или зачитывает ее. После этого он предлагает одному-двум детям повторить услышанное, произнести вслух несколько фраз, которые составляют законченное описание.
В дальнейшем, если дети продолжают делать пропуски в описании, педагог обращается ко всей группе с просьбой напомнить последовательность рассказа и указать пропущенный текст.
Распространенной ошибкой при пересказе является неудачная замена авторских словосочетаний, оборотов своими словами (например, вместо слов длинная хворостина ребенок может употребить слова большая хворостина). В этом случае педагог напоминает текст и предлагает вслед за ним правильно произнести данное словосочетание.
Следует помнить, что дети могут перенимать ошибки друг от друга, поэтому очень важно своевременно исправлять те речевые проявления, которые засоряют пересказ. Например, во фразе «Не хотим мы домой, нам и здесь хорошо» ребенок сказал «хочем» вместо хотим.
По ходу пересказа педагог интонационно выделяет это слово в правильной грамматической форме, а после того как ребенок закончит, просит еще раз сказать, что ответили гуси хозяйке. Если ребенок опять допускает ошибку, воспитатель предлагает повторить эту фразу вслед за собой.
Очень часто в пересказах дети опускают конец текста. В этом случае педагог может сказать: «Ты не до конца, Коля (Катя, Миша), рассказал. Чем все закончилось? Вспомни». Если ребенку трудно это сделать, воспитатель помогает сам или привлекает других детей. Можно также прочитать заключительные строки текста, нацелив рассказчика и всю группу на завершение пересказа. Таким образом, с помощью различных методических приемов педагог учит детей воспроизводить материал рассказа полно, без пропусков, искажений, побуждает оперировать языковым материалом текста, вырабатывает навыки связной выразительной речи. Анализ приведенного занятия свидетельствует о том, что педагогическое руководство самим процессом пересказывания, оценка результатов речевой деятельности детей — важные факторы эффективного обучения связной речи на материале художественных произведений.
В средней группе проводят занятие по пересказу миниатюр Л. Толстого «Сел дед пить чай...», «Деду скучно было дома...».
Цель: учить детей передавать диалог, доносить до слушателей живые интонации глубоко содержательной, лаконичной, выразительной разговорной речи.
Сел дед пить чай.
— Дед! И мне чаю дай.
— Вот тебе, внук, чай. Пей, на себя не лей.
Деду скучно было дома. Пришла внучка, спела песню.
Ход занятия.
В начале занятия воспитатель читает рассказ («Сел дед пить чай...»). Далее он предлагает детям подумать, сколько лет, по их мнению, было внуку. Затем педагог спрашивает, каким голосом говорил внук, а каким — дед, и нацеливает детей на следующий ответ: «У внука был звонкий голос, тоненький, дед говорил более грубым голосом и медленнее». После речевых упражнений дети еще раз слушают текст целиком и пересказывают его.
Во второй части занятия педагог читает рассказ «Деду скучно было дома...». Рассказ состоит всего из двух фраз и по теме связан с миниатюрой «Сел дед нить чай...». Такая последовательность в восприятии ребенком этих произведений усиливает его впечатления от прочитанного. После двукратного чтения дети без труда перескажут этот рассказ.
Занятие по рассказу Л. Толстого «Пришла весна, потекла вода...» рекомендуется проводить весной, когда ребята на прогулке пускают лодочки в ручейки, смотрят, как они плывут, догоняют их. Сближением произведений литературы с реальной жизнью педагог добивается живого эмоционального отклика на прочитанное.
Пришла весна, потекла вода.
Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку по воде. Лодочка плыла, а дети бежали за нею, кричали и ничего впереди себя не видали и в лужу упали.
Ход занятия.
После двукратного чтения воспитателем текста проводится краткая беседа. Ребята отвечают на вопросы: «Когда дети сделали лодочку из дощечек? Что случилось, когда они пустили лодочку по воде?» Подтверждая правильные ответы, педагог включает в свою речь словесный материал из произведения. В конце беседы он обращается к детям со словами: «Послушайте рассказ еще раз. И тогда вы сможете сами рассказать о детях и о лодочке, которую они сделали и пустили по воде».
Закончив повторное чтение, педагог предлагает кому-либо из детей передать содержание рассказа.
В процессе пересказа воспитатель помогает ребенку, используя при этом различные приемы — совместный пересказ, вопросы, подсказ и т. д.
Как уже отмечалось выше, в средней группе для пересказа могут использоваться и хорошо знакомые детям произведения, которые им читали в младшей группе. Таковыми являются рассказы «У Розки были щенки» Л. Толстого и «Праздник» Я. Тайца. Рассмотрим примерное содержание занятий по их пересказу.
Занятие по рассказу Я. Тайца «Праздник»
Цель: активизировать процесс овладения структурой и языковыми особенностями художественного произведения; поддерживать у детей радостное настроение и интерес к описанию праздничного события.
Сегодня большой праздник — Первое мая. Все идут на Красную площадь.
Маша тоже хочет идти. Мама ее одела. Красное платье. Красный бант. В одной руке — красный флажок, в другой — красный воздушный шар. Все красное.
Маша рада.
— Я вся красная! Я пойду на Красную площадь!
Ход занятия.
Воспитатель читает рассказ, затем проводит краткую беседу. Он задает вопрос «Как по-праздничному выглядела Маша в день Первого мая?». Помогая детям ответить правильно, воспитатель включает в свою речь словосочетания и фразы, взятые из рассказа: «На Маше красное платье. Красный бант. В одной руке — красный флажок, в другой — красный воздушный шар». Затем дети отвечают на вопрос «О чем Маша радостно сказала?». (Она радостно сказала: «Я вся красная. Я пойду на Красную площадь!»).
После беседы педагог настраивает детей на пересказ и предлагает еще раз послушать текст. Затем три-четыре ребенка пересказывают прочитанное.
Занятие можно закончить инсценировкой: дети берут в руки красный флажок и красный шар и идут друг за другом.
Подведем кратко итоги. Занятия по пересказу, начиная со средней группы, органически входят в систему всех тех занятий, на которых идет обучение начальным формам связной монологической речи.
На занятиях по пересказу дети учатся воспроизводить литературный материал достаточно полно, без пропусков и искажений, передавать события последовательно, в их логической связи, употреблять в своей речи содержащиеся в произведении слова, обороты речи и синтаксические конструкции. Вся работа с детьми над материалом произведения строится с учетом предстоящей речевой деятельности — пересказом прослушанного текста.
Для руководства самим процессом пересказывания педагог применяет различные педагогические приемы: совместный пересказ, подсказ (слова, части фразы), напоминание, вопросы, указание, одобрение и др.
Добиваясь эмоционально осмысленного восприятия текста, воспитатель два-три раза выразительно рассказывает или читает его. В последующей краткой беседе с помощью вопросов он сосредоточивает мысль детей на самом существенном, побуждает использовать в ответах языковой материал произведения, упражняет в интонационно выразительном произнесении фраз.
Для того чтобы дошкольники хорошо освоили литературный материал, педагог может в ходе беседы выборочно зачитать тот или иной отрывок, предоставляя детям возможность еще раз вслушаться в образную авторскую речь.
В свои вопросы воспитатель широко включает текстовой материал, помогая детям лучше усвоить произведение и подготовиться к пересказу. После беседы о прочитанном дошкольники вновь слушают сказку или рассказ и, опираясь на целостное восприятие художественного произведения, строят свое изложение.
Педагог руководит пересказом ребенка и на конкретных речевых примерах учит, как добиваться полноты и последовательности передачи текста, выразительности речи.
Для повышения качества детских пересказов воспитатель в доступной форме анализирует и оценивает выступления детей, поощряет их успехи.
Обучение пересказу наиболее эффективно, если оно связано с другими видами занятий по развитию речи, с наблюдениями, играми детей, с их повседневным речевым общением.