Рассказывание по картине во второй младшей и средней группе
Источник: Э. П. Короткова, "Обучение рассказыванию в детском саду", М., 1978 г.
OCR Detskiysad.Ru
Во второй младшей группе осуществляется лишь подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста еще не могут самостоятельно составить связное описание, поэтому педагог учит их с помощью вопросов называть то, что нарисовано на картине. Можно сказать, что полнота и последовательность передачи ребенком содержания картины целиком определяется предложенными ему вопросами.
На занятиях по развитию речи широко используются картины из серий «Мы играем» (автор Е. Батурина), «Наша Таня» (автор О. И. Соловьева) «Картины для развития речи и расширения представлений детей второго и третьего года жизни» (авторы Е. И. Радина и В. А. Езикеева) и др.
Нельзя не отметить, что в практике детских садов проведение занятий по обучению рассказыванию по картине вызывает значительные трудности, поэтому мы считаем целесообразным рассмотреть на нескольких примерах содержание занятий такого типа, методику их построения; выделить основные обучающие приемы, активизирующие связную речь детей.
Приведем подробное описание занятия по картине «Осень» (из серии «Наша Таня») (накануне дети гуляли в осеннем саду, собирали букеты из листьев).
Ход занятия.
Воспитатель (показывает букет). Дети, что вы видите у меня в руках?
Дети. Желтые и красные листочки.
Воспитатель. У меня в руках букет осенних листьев. Кто собирал этот букет?
Дети. Мы! Мы!
Воспитатель. Где мы с вами собрали такой красивый букет?
Дети. В нашем саду.
Воспитатель. А теперь посмотрите на эту картину. Кого вы видите на ней?
Дети. Девочку.
Воспитатель. Что она несет в руке?
Дети. Желтые листья.
Воспитатель. Девочка несет букет осенних листьев. Она улыбается, радуется тому, что собрала красивый букет. Эту девочку зовут Таня. Как вы думаете, кому Таня несет желтые листья?
Дети. Она несет их маме.
Воспитатель. Конечно, этот букет она отдаст маме. А где Таня собирала желтые листья? Посмотрите внимательно на картину.
Дети. На дорожке, на траве.
Воспитатель. Таня собирала листья в саду на дорожке, на траве. (Показывает на картине.) Где еще лежат желтые листья?
Дети. На скамейке.
Воспитатель. Везде желтеют листья: на скамейке, на траве, на дорожке сада. Где еще много желтых листьев вы видите?
Дети. На деревьях.
Воспитатель. А на этом кусте есть желтые листья? (Показывает.)
Дети. Нет.
Воспитатель. Где же они?
Дети. Они упали на траву.
Воспитатель. Да, листья опали с кустов и деревьев. Смотрите: вот лист падает вниз. (Показывает.) Кругом много желтых листьев. А что это зеленеет в саду?
Дети. Елочка.
Воспитатель. Правильно. Когда же бывает так много желтых листьев?
Дети. Осенью.
Воспитатель. Значит, Таня гуляет в саду осенью. Как она оделась на прогулку?
Дети. Тепло.
Воспитатель. Что надето на Тане?
Дети. Красное пальто с капюшоном. Колготки и ботинки.
Воспитатель. Почему Таня оделась потеплее?
Дети. Потому что холодно.
Воспитатель. Правильно, осенью становится холодно, вот Таня и оделась потеплее. Какие игрушки она взяла с собой в сад?
Дети. Куклу и машину.
Воспитатель. Как она играет с ними?
Дети. Она возит куклу на машине.
Воспитатель. А кто бежит рядом с Таней?
Дети. Собачка.
Воспитатель. Это щенок бежит рядом с Таней. А теперь, дети, послушайте рассказ о том, как Таня гуляла осенью в саду.
Наступила осень. В саду на деревьях пожелтели листья. Они опадают с деревьев и кустов и лежат на траве, на дорожках сада, на скамейке. Везде желтеют осенние листья. Только одна елочка зеленеет в саду.
Собралась Таня в сад погулять. Оделась потеплее: надела пальто с капюшоном, теплые ботинки. Взяла с собой куклу и машину. Вышла Таня в сад, посадила куклу в машину и стала катать ее по дорожке. А на дорожке, на траве — желтые листья. Захотелось Тане собрать красивый букет. Девочка быстро собрала много листьев. Несет Таня букет из желтых листьев, радуется: она отдаст его маме. А рядом с Таней бежит щенок, черненький, с белым пятном на лбу.
Весело Тане гулять осенью в саду. (Один мальчик поднимает руку.)
Воспитатель. Что ты, Юра хочешь сказать?
Юра. Я хочу рассказать стихотворение про осень.
Воспитатель. Мы слушаем тебя. (Мальчик читает наизусть стихотворение.)
Воспитатель. Юра вспомнил стихотворение про осень, про желтые и красные листья, про то, как дети для мамы собирают осенние листочки. Сейчас мы пойдем гулять в сад и каждый из вас соберет для мамы в саду желтые и красные листья.
Проанализируем структуру занятия.
Для того чтобы дети лучше поняли содержание картины, воспитатель проводит с ними предварительную беседу, в которой используется личный опыт ребят, воспоминания о событиях, сходных с изображенными на картине. Педагог обращает внимание малышей на многокрасочный букет из осенних листьев. Это вызывает у детей оживление, определенный эмоциональный настрой, так как связано с яркими жизненными впечатлениями: они сами собирали желтые листья и делали из них букеты.
Переход от вступительной беседы к рассматриванию самой картины был логически последовательным и плавным. Вопросами «Кого вы видите на картине?», «Что несет в руке девочка?» воспитатель переключает внимание детей на картину, сразу же выделив в ней центральный образ. Дети с интересом рассматривали девочку с букетом таких же осенних листьев, какие они сами недавно собирали.
Как уже отмечалось, вопросы воспитателя являются основным методическим приемом, они помогают детям наиболее точно определять свойства и качества предметов. В данном случае вопросы педагога помогли малышам раскрыть настроение Тани - они увидели ее улыбку и поняли, почему девочка радуется.
Вопросы побуждали детей не только выделять объекты и их качества, но и объяснять доступные пониманию ребенка явления («Куда же делись листья с кустов?» — «Они упали на траву»). Анализ осеннего пейзажа проходил не в отрыве от действий героя, а в тесной взаимосвязи, что обеспечивало целостность восприятия картины. Вопрос «Где собирала Таня листья?» одновременно поддерживал интерес к главному персонажу и выделял новые аспекты картины.
Вопросом «Когда же бывает так много желтых листьев?», требовавшим от детей обобщающего ответа («Осенью»), педагог закончил рассматривание основной части картины.
Переход от анализа одной группы фактов к анализу другой не нарушал целостности восприятия картины. «Таня гуляет в саду осенью. Как она оделась на прогулку?» — этими словами воспитатель переключил внимание детей на описание одежды девочки. Ребята смогли не только назвать предметы одежды, но и объяснить, почему осенью одеваются тепло.
С помощью вопросов воспитатель затем сосредоточил внимание детей на игрушках и игровых действиях героя.
Таким образом, последовательность задаваемых вопросов обеспечила целостность восприятия картины и помогла детям сделать правильный вывод: «Тане весело гулять в саду осенью».
Большую роль играли не только вопросы воспитателя, но и его высказывания, которые обобщали детские ответы и служили образцом построения предложений. Педагог не только синтезировал детские впечатления, но и эмоционально окрашенным словом усиливал воздействие картины на детей. Он вводил в речь новые слова и словосочетания, показывал детям процесс словообразования (листья желтые — листья желтеют), давал пример точного и выразительного высказывания. Речь воспитателя еще более сосредоточивала внимание детей на картине, и при повторном ее рассматривании новые слова и словосочетания закреплялись в их памяти.
Занятие завершилось обобщающим рассказом педагога. Это дало детям возможность еще раз вслушаться в слова и фразы, которые воспитатель ранее включал в свои вопросы и пояснения («В саду на деревьях пожелтели листья. Желтые листья опадают с деревьев и кустов. Кругом желтеют листья. Елочка зеленеет в саду» и др.).
Как уже отмечалось, в практике детских садов обучение рассказыванию по картине связано с значительными трудностями. В основном это вызвано ошибками, которые допускают воспитатели в методике проведения таких занятий. Например, из-за отсутствия вводной беседы дети оказываются неподготовленными к восприятию картины, а вопросы типа "Что нарисовано на картине?" или «Что вы видите на картине?» нередко побуждают малышей к разрозненному перечислению всего, что попадает в поле их зрения. Последующие вопросы «А еще что вы видите на картине? А еще?» нарушают целостное восприятие картины и ведут к тому, что дети без связи одних фактов с другими указывают на изображенные предметы. К тому же порою бывает так, что, приступая к рассматриванию картин, различных по теме, сюжету и жанру, воспитатель всякий раз обращается к малышам с одними и теми же словами: «Что нарисовано на картине?» Этот вопрос становится трафаретным, шаблонным, интерес детей к занятию снижается, а их ответы носят в таких случаях характер простого перечисления.
Порою при рассматривании картины педагог не выделяет в ней с самого начала то, что является существенно важным и в то же время эмоционально привлекательным. Например, анализируя картину «Осень», воспитатель останавливает внимание детей на том, как одета Таня. Рассказывать об одежде героя надо, но вначале следует вызвать у детей интерес к этому персонажу, к его действиям, желание подробнее рассказать о нем.
Особо необходимо остановиться на вопросе о речи педагога:
она должна быть четкой, лаконичной, выразительной, так как произведение живописи, воздействуя на детей наглядными и красочными образами, требует, чтобы о нем говорили образно, эмоционально.
Таким образом, педагог должен учить детей последовательно и осмысленно воспринимать картину, выделять в ней главное, отмечать яркие детали. Это активизирует мысли и чувства ребенка, обогащает его знания, развивает речевую активность.
В серии «Наша Таня» есть картина о зиме. Рассмотрим занятие по картине.
Ход занятия.
Подготавливая детей к осмысленному и эмоциональному восприятию этой картины, педагог в начале занятия проводит краткую вступительную беседу об играх и развлечениях ребят зимой. В процессе ее дети, оживляясь, вспоминают, как они катаются на санках, лепят снежную бабу. Переключая внимание детей на картину, воспитатель спрашивает, хотят ли они узнать, как играла зимой Таня. Дети с интересом смотрят на картину, сразу же замечают главное и на вопрос «Как же играла Таня зимой в саду?» дают развернутый ответ: «Таня катала на санках куклу».
Дальнейшие вопросы нацеливают младших дошкольников на восприятие отдельных фактов, связанных с главным действующим лицом: «Как Таня одела куклу? Что на нее надела девочка?» Дети детально описывают одежду и объясняют, почему Таня позаботилась о кукле и одела ее тепло, по-зимнему. Вопрос «Как одета сама Таня?» направляет внимание малышей на предметы зимней одежды: «Таня одета тепло — в шубке, в теплой шапке. На руках — варежки, на ногах — валенки». Обобщая детские высказывания, педагог употребляет доступные малышам речевые обороты: «Таня одета по-зимнему, на ней меховая шубка» и т. д.
Анализ зимнего пейзажа в картине также связан с образом девочки. Педагог предлагает ребятам внимательно посмотреть, в каком саду гуляет Таня, что покрыто снегом. Выслушав ответы, воспитатель обобщает их, употребляя выразительные речевые обороты: «Снега в саду много: он лежит на земле, на деревьях, на скамейке, на заборе. В саду — снежный сугроб. Все в саду зимой от снега белым-бело».
Детали картины также воспринимаются через действия героя. На вопрос педагога «Для чего Таня вынесла в сад лопатку, что она будет ею делать?» дети дают правильный и полный ответ: «Таня вынесла лопатку, чтобы расчистить снег на дорожке».
В конце занятия воспитатель может спросить детей, хотят ли они покатать на санках своих кукол, зайцев и мишек. Малыши с радостью откликнутся на это предложение, оденут по-зимнему кукол, зверушек и возьмут их с собой на прогулку.
В процессе рассматривания картины, изображающей Таню в саду летом, педагог задает вопрос «Где девочка может отдохнуть в саду?». Дети отвечают, что она может посидеть на скамейке. «Почему на этой скамейке приятно посидеть в солнечный жаркий денек?» — спрашивает воспитатель, нацеливая детей на логический ответ: «Потому что скамейка стоит под деревом, в тени». Чтобы закрепить в речи дошкольников слово калитка, педагог не задает прямого вопроса «Что вы видите?», а советует подумать, как Таня может выйти, если захочет погулять около сада. Дети еще раз вглядываются в картину, замечают калитку и правильно отвечают целой фразой: «Она откроет калитку и выйдет».
Итак, на занятиях по картине педагог упражняет детей в связных высказываниях, формирует внимание к точной и эмоционально выразительной речи. Картины помогают обогатить содержание детских высказываний, усиливают желание ребенка делиться с товарищами своими впечатлениями, мыслями, чувствами.
Картины различны по тематике и по содержанию, по композиции и системе изобразительных средств; анализ их требует такой методики, при которой учитывалось бы своеобразие каждой конкретной картины.
Приведем подробное описание занятия по картине «Мы флажки несем» (из серии «Картины для детских садов». Авторы Л. А. Пеньевская и Е. И. Радина).
Ход занятия.
Воспитатель (показывает музыкальные игрушки). Дети, скажите, что это такое?
Дети. Барабан! Дудочка!
Воспитатель. Леночка, иди поиграй на дудочке, а ты, Саша, на барабане.
Дети играют. Все оживились, улыбаются.
Воспитатель. Мы послушали, как звонко поет дудочка, как громко бьют барабанные палочки. А теперь посмотрите на картину. Кто на картине играет на дудочке и на барабане?
Дети. Мальчик играет на дудочке, а девочка — на барабане.
Воспитатель. Для кого они играют?
Дети. Для детей.
Воспитатель. Правильно, они играют для этих малышей. (Показывает на картину.) А теперь посмотрите на эту девочку и мальчика, на их лица. Как вы думаете, им весело?
Дети. Да!
Воспитатель. Малыши на картине улыбаются. Им тоже весело. Почему?
Дети. Потому что играет дудочка и бьет барабан.
Воспитатель. На кого смотрят дети?
Дети. На мальчика с дудочкой, на девочку с барабаном.
Воспитатель. Что делают малыши?
Дети. Идут с флажками.
Воспитатель. Дети под музыку идут друг за другом с красными флажками. Как они несут флажки? Покажите, как они высоко держат в руках флажки.
Дети поднимают руки, улыбаются, приговаривают: «Вот так!»
Воспитатель. А кто еще играет для детей? Посмотрите на картину.
Дети. Воспитательница.
Воспитатель. Воспитательница бьет в бубен. Вы сказали: дети несут красные флажки. А где еще вы видите красный флажок?
Покажи, Гена. Где развевается флажок? (Показ.)
Дети. На лодочке.
Воспитатель. Посмотрите, как одеты малыши. Какое у девочки платье?
Дети. Красное платье с белыми горошками и с белым воротничком.
Воспитатель. Все одеты по-летнему, так как теплый летний день. А теперь послушайте, что я расскажу вам про этих детей.
Малыши с воспитательницей вышли погулять на участок. Взяли барабан, дудочку и красные флажки. Таня громко ударила в барабан, а Сережа заиграл на дудочке. Дети с красными флажками в руках пошли друг за другом под музыку. Им было радостно.
Приведенный пример показывает, как эмоциональное восприятие картины помогает детям более глубоко проникнуть в ее содержание, побуждает к разнообразной речевой деятельности. Активизация в речи детей связных высказываний достигается различными путями и осуществляется с учетом возрастных возможностей дошкольников, а также своеобразия самих картин.
Огромную роль играет рассказ педагога, который является для детей речевым образцом. Качеству этого образца в каждом конкретном случае необходимо уделять самое большое внимание. Обратимся еще к одному занятию — по картине «Дети кормят курицу и цыплят» (из серии картин для развития речи и расширения представлений детей второго и третьего года жизни).
Ход занятия.
В структуре занятия четко выделяются две части: беседа по картине и рассказ педагога.
Беседа воспитателя с детьми проходит в форме диалога, т. е. в виде вопросов и ответов:
«Кого вы видите на картине?» — «Маленького мальчика, девочку. И курицу с цыплятами». — «Что делает девочка?» -«Она сыплет зерна курице и цыплятам». (По предложению педагога дети имитируют изображенное на картине движение — сыплют курам зерна.) «В чем лежат у девочки зерна?» — «Они лежат в красной мисочке, девочка берет из миски зерна и сыплет их курице и цыплятам». — «А что делает мальчик-малыш?» - «Он присел на корточки, смотрит на курицу и цыплят и подзывает их: цып-цып-цып» (воспитатель побуждает детей к звуковому подражанию). «Что делает курица?» — «Она пьет воду». — «А что начали делать два цыпленка?» — «Они начали клевать зерна». - «Что сделают другие цыплята?» — «Они тоже подбегут к корму и начнут клевать зернышки». — «Какого цвета цыплята?» - «Цыплята желтенькие». — «А какого цвета курочка?» — «Белая, с черными перьями в хвосте. У нее красный гребешок». — «Что зеленеет вокруг?» — «Трава, деревья». — «А что вы видите среди травы?» — «Желтые и белые цветы».
Затем воспитатель предлагает детям послушать рассказ о том, что нарисовано на картине: «Девочка и мальчик-малыш пришли покормить курицу с цыплятами. Девочка принесла в мисочке зерна. Она берет зерна и сыплет их. Мальчик подзывает курицу и цыплят: цып-цып-цып. Два цыпленка начали клевать зерна. Скоро подбегут и остальные цыплята. Курица напьется воды и тоже будет клевать зерна. Курица белая, с черными перышками в хвосте, а цыплята — желтенькие. Кругом зеленеют деревья, трава, среди зеленой травы пестреют желтые и белые цветы».
Живой, содержательный и в то же время лаконичный рассказ воспитателя помогает дошкольникам осмыслить содержание многопредметной сюжетной картины, разобраться во взаимоотношениях персонажей. Дети на практике видят, как можно в устной форме передать содержание картины, учатся соотносить рассказ с картиной.
Всредней группе на занятиях по развитию речи широко используются картины, изданные в качестве учебных наглядных пособий для детских садов. Цель обучения остается прежней - учить детей описывать изображенное на картине. Однако к четырем-пяти годам у ребенка возрастает мыслительная и речевая активность, совершенствуются речевые навыки, в связи с этим несколько расширяется объем связных высказываний, увеличивается самостоятельность в построении сообщений. Все это дает возможность готовить детей к составлению небольших связных повествований.
В средней группе у детей формируют навыки самостоятельного описания картины, которые будут развиваться и совершенствоваться в старшей группе.
По-прежнему одним из основных методических приемов являются вопросы педагога.
Вопросы должны быть сформулированы так, чтобы, отвечая на них, ребенок учился строить развернутые связные высказывания, а не ограничивался одним-двумя словами. (Развернутый ответ может состоять из нескольких предложений.) Чрезмерно дробные вопросы приучают детей к однословным ответам. Нечетко поставленные вопросы также тормозят развитие у детей речевых навыков. Надо иметь в виду, что непринужденные, свободные высказывания позволяют детям живее выразить впечатления от увиденного, поэтому при рассматривании картин следует устранять все, что повлечет за собой скованность детских высказываний, снизит эмоциональную непосредственность речевых проявлений.
Очень важно целенаправленно упражнять детой в умении составлять высказывания из нескольких предложений несложной конструкции. С этой целью в процессе рассматривания сюжетной картины рекомендуется выделять те или иные объекты для развернутого описания их, не нарушая в то же время целостности восприятия. Вначале педагог дает пример стройного, лаконичного, точного и выразительного высказывания. Дети с помощью вопросов и указаний воспитателя пробуют справиться с описанием следующего объекта, опираясь при этом на речевой образец. Высказывание, относящееся к тому или иному объекту, будет органически входить в беседу о картине в целом.
Как практически осуществляется обучение детей связным высказываниям описательного характера? Какие методические приемы при этом используются?
Чтобы ответить на эти вопросы, проанализируем занятие по картине «Кошка с котятами» (из серии «Домашние животные». Автор С. А. Веретенникова).
Ход занятия.
Воспитатель показывает картину, обращается к группе: «Дети, кого вы видите на картине? Правильно: кошку с котятами. Давайте внимательно посмотрим на кошку и расскажем о ней. Рассказывать начну я, а вы продолжите».
Затем педагог дает образец речевого высказывания: «Кошка пушистая, с черной шерстью на спине и на голове. У нее черный хвост, а кончик хвоста — беленький. Где еще у кошки белая шерстка? Расскажите об этом». Дети, используя речевой образец, продолжают: «У кошки белая шерсть на боках и на грудке, лапки у нее тоже беленькие». Воспитатель заканчивает описание: «У кошки зеленые глаза и острые ушки. Кошка лежит — лапку одну поджала».
Педагог предлагает одному из детей еще раз рассказать все, о чем только что говорилось. После того как ребенок выполнит задание, он обращается к группе: «Внимательно посмотрите на котят. Сейчас я вам расскажу о белом котенке с черными пятнами. О других котятах вы сами расскажете. Беленький котенок с черными пятнами на спине и на ушке, с черным хвостом лежит около кошки. Он пригрелся и крепко спит. А теперь, Люся, расскажи вот об этом котенке». (Указывает на серого котенка, лакающего молоко.) С помощью вопросов и указаний педагог ориентирует ребенка на следующее описание: «Серенький котенок с белыми лапками лакает из блюдца молоко. У него розовый язычок».
Об этом же котенке воспитатель предлагает рассказать еще двум-трем детям, затем переходит к рассказу о третьем котенке. Вызванный ребенок, а вслед за ним двое-трое других детей составляют развернутое описание. В заключение дошкольники слушают рассказ педагога, синтезирующий материал высказываний, сделанных в ходе занятия.
Какие основные этапы представленного выше занятия можно выделить? Какими средствами была реализована задача упражнять детей в описании картины с использованием развернутых связных высказываний?
На протяжении всего занятия давались четкие указания о характере речевой деятельности — дети знали, что от них ждут рассказа о картине.
В первой части занятия был применен прием совместных действий: педагог начинал описание, а дети продолжали его. Во второй части использовался речевой образец — пример короткого, но вполне законченного высказывания. Опираясь на этот пример, дети составляли из двух-трех предложений самостоятельное описание однородных объектов (если было нужно, воспитатель помогал). Заканчивалось занятие обобщающим рассказом педагога.
Таким образом, на занятиях по рассматриванию картин дошкольники упражняются в построении высказываний, состоящих из нескольких предложений, объединенных единым содержанием. Они также учатся сосредоточенно выслушивать рассказы педагога по картинам, так что их опыт восприятия описательных рассказов постепенно обогащается. Все это несомненно подготавливает детей к самостоятельному составлению рассказов на предстоящих этапах обучения — в старшей и подготовительной группах.