Национальный идеал и национальная действительность

«...все эти писатели, художники, публицисты вели за собой людей, направляли их поступки. Вели иногда в разных направлениях, но уводили всегда от одного общего: от душевной узости и отсутствия широты, от мещанства, от «бескомпромиссной» погруженности в повседневные заботы, от скупости душевной и жадности материальной, от мелкой злости и личной мстительности, от национальной и националистической узости во всех ее проявлениях...» (459)

Карточка № 5

Познакомьтесь с отрывками из работ современного ученого И. Рейбандта, посвященными исследованию особенностей русской души, русского менталитета. Выпишите основные качества, присущие русскому человеку, которые выделяет ученый. Сделайте выводы, ответив на вопрос,

sкакие особенности русского менталитета выделяет Рейбандт?

И. Рейбандт. Менталитет русской культуры[173].

«Самым главным качеством русского человека... является доброта и ее проявление к людям любого племени. Доброта русского народа во всех его слоях проявляется в отсутствии злопамятности. Русские не умеют ненавидеть. Смирение, незлобивость, душевная открытость, мягкость, почти слабость характера свойственны им... Как и доброта, русскому народу присущи жалостливость, отзывчивость к чужой беде, которые обнаруживаются в том, что простой люд относится к заключенным как к несчастным и стремится облегчить их участь, хотя считает наказание заслуженным...

...но эта доброта не безгранична, и русский характер несет в себе некоторое проявление жестокости. Существует много ее видов, и некоторые могут встречаться у людей по натуре совсем не злых... На все есть свои причины, и хотелось бы отметить точку зрения Достоевского: он полагал, что многие отрицательные стороны поведения объясняются чрезвычайной нищетой, множеством несправедливостей, обид и притеснений, ведущих к крайнему озлоблению.

Для русского человека характерны леность и пассивность, которые встречаются во всех слоях общества. Эту характерную черту, как нельзя лучше, описал А. И. Гончаров в романе «Обломов»...

Естественно, что большинству людей для нормальной жизни, которая бы удовлетворяла их потребностям, нужно выполнять ту или иную работу. Часто это не доставляет удовольствия, и над человеком властвует только желание поскорее сбросить тяжелую ношу с плеч долой. При этом вся работа делается на «авось» и «небось», русские надеются, что «кривая выведет». Эти слова и выражения, отлично характеризующие типично русское поведение даже в критических ситуациях, непереводимы ни на один язык мира. Скорее всего, они отражают судьбу в форме недоверия к себе и веру в свое предназначение. Иногда это вера в иностранцев, а иногда и поиски в этих же иностранцах виновников всех несчастий.

А может, знаменитое «авось» — наклонность дразнить удачу? Русские в непредсказуемых ситуациях необычайно азартны. Они готовы рисковать самым драгоценным, они азартны в выполнении своих предположений и идей. Они готовы страдать, голодать, даже идти на самосожжение (как сотнями сжигали себя староверы) ради своей веры, своих убеждений.

Но русский люд насколько быстро загорается, настолько быстро и гаснет. При угрозе неудачи русские готовы на все плюнуть и начать все снова, на новом месте в другой раз. Не может не удивлять поразительная уверенность, что на это хватит сил и что обязательно представится случай это осуществить. Переход из уверенности в уныние и из уныния опять в уверенность. Поражает неустойчивость и непредсказуемость: непредсказуемость для самих себя.

Русский не умеет контролировать себя, не знает меры, не желает идти средним путем. «Золотая середина» — это не про него. Или все — или ничего...»

Карточка № 6

Познакомьтесь с отрывками из работ писателя В. Г. Распутина, посвященными исследованию особенностей русской души, русского менталитета. Выпишите основные качества, присущие русскому человеку, которые выделяет писатель. Сделайте выводы, ответив на вопрос,

sкакие особенности русского менталитета выделяет Распутин?

В. Распутин. От каких несчастий мы произошли?[174].

«О русском типе как о типе человека несостоявшегося, изломанного, неокультуренного, непредсказуемого, то впадающего в спячку, то в буйство, говорили всегда. Но никогда, по-моему, так плотно и яростно, как теперь... Но и сами мы, составляющие сердцевину этого типа... знаете, как искры с треском из костра, взвиваемся и вопрошаем: что мы за люди?! Что в нашей душе такого, что мы только и можем, что радоваться ярму и сталкивать друг друга в яму? От каких несчастий мы произошли?..

Никогда не соглашусь с тем, что русский человек не умеет работать. Не умеет работать русский человек — и «сработал» огромную державу в шестую часть суши. В ХIХ веке создал не последнюю культуру, в ХХ — не последнюю в мире науку...

Другое дело — русский человек чрезвычайно чувствителен к характеру работы. Ему необходимо воодушевление в работе, азарт, соревновательность, он любит напряжение, трудность и, конечно, смысл. В размеренной, текущей работе он становится вялым, она ему неинтересна, не отвечает его порывистой натуре...

Да, русский человек не умеет беречь себя... Он не умеет и ценить себя. В его спешке, в том, что хватается за самое тяжелое, выбирает самое опасное, в неупорядоченной жизни есть какая-то жертвенная струна, звучащая постоянно. Он словно бы обманут, ибо задумывался творцом и приходил в мир с иной целью, нежели предлагается здесь, и для другой жизни, нежели сложилась на земле. Я не уверен, что устремлен он к Царствию Божию, но к чему-то, помимо земного пути, стремится, торопится жить и не принимает тесные формы жизни...

Культа денег у нас не было... Русский человек приходил к истине, что хищничество убьет человека, что ограниченное право на богатство имеют лишь те, кто способен многократно трудиться над восполнением нравственных и духовных ценностей...»

sКакие особенности русского национального характера выделяют философы?

Исследуя особенности русского национального характера, философы и ученые выделяют разные доминирующие черты: Аскольдов называет сильные начала русской души — святое и звериное; Бердяев отмечает противоречивость русской натуры, соединение в ней «природного дионисизма и христианского аскетизма», «способность нести страдания и жертвы во имя своей веры, какова бы она ни была, устремленность к трансцендентному»; для Ильина главное — душа, предрасположенная к чувству, сочувствию и доброте, вера, мечтательность, естественность и простота, легкость; для Лихачева — доброта, стремление к свободе, воле, открытость людям, щедрость. Вместе с тем Бердяев, говоря о соответствии русской души русскому пейзажу, говорит о ее широте, Ильин и Лихачев, более подробно развивая эту мысль, размышляют о мягкости, сердечности, душевной щедрости. И. Рейбандт обращает внимание на другие свойства: рядом с добротой в русском характере присутствует жестокость; уверенность в своих силах часто сменяется неуверенностью, работоспособность и лень легко уживаются, отсутствие чувства меры в поступках и помыслах делает их непредсказуемыми. В. Распутин подчеркивает трудолюбие, желание осмысленного труда, азарт, бескорыстие, жертвенность. Он говорит об осознании русским человеком своего высшего предназна­чения.

sКакие черты «открыты» В. Беловым, В. Шукшиным и В. Рас­путиным, а какие совпадают с теми, которые названы писателями-философами?

Герои Белова жестко загнаны в социальные условия жизни, которые во многом объясняют и высвечивают черты исторического времени. Нищета и социальное бесправие не ожесточают людей, в них живет доброта, «горячая любовь» к жизни, друг к другу, к другим людям, ощущение лада, мира в душе, умение быть счастливыми и дарить счастье родному человеку. Восхищаясь их трудолюбием, мужеством в каждодневной борьбе за жизнь, писатель говорит о том, что они смирились с горькой крестьянской долей, с горечью описывает их тяжелое, безвыходное положение.

Для Шукшина главное в героях — неуспокоенность, поиск веры, смысла жизни, умение «нести свой крест», стремление к свободе, бунтарство. Герои противоречивы: добры и обозлены, открыты людям и сосредоточены на себе. Представления Шукшина не противопоставлены выводам ученых, но открытие состоит в том, что человек изображен в конкретной исторической обстановке, в эпоху застоя, и человек этот сохранил черты своей уникальности, непохожести на других, что дает ему право вести себя естественно, так, как он хочет, и чувствовать себя свободным, хотя и несчастным, одиноким, непонятым. При этом шукшинский герой как бы свободен от социальной оболочки: он личность, и это главное.

Герой Распутина — праведник и правдолюбец. Он постоянно размышляет о смысле жизни, о причинах деградации соотечественников. Он трудолюбив и не жалеет себя ради общего дела.

Герои Белова и Распутина — люди «общинного», «коллективного» сознания. Часто они жертвуют собой, своим здоровьем ради общего дела.

Но рядом с ними живут и Митька с Мишкой Петровым, архаровцы, умеющие, но не желающие трудиться на общее благо просто так, бесплатно.

Открытие писателей состоит в мысли о том, что социальные условия сильно изменяют характер, нравственность или безнравственность общества влияет на поведение человека. Тяга русского к справедливости и отсутствие при этом чувства меры во всем приводит к самому непредсказуемому социальному поведению.

Вторая учебная ситуация

Беседа.

Учитель. С момента написания произведений прошло почти два десятилетия. Оценивая прошлое, критик Г. Нефагина считает повесть «Пожар» В. Распутина произведением «рубежного периода», отразившим «многие черты переходного времени». Мир, в том числе и крестьянский, изменился. Изменились люди, изменились приоритеты, особенно нравственные. Резкая смена социального лица общества повлекла за собой социальные катаклизмы. Хочется вслед за В. Распутиным воскликнуть: «От каких несчастий мы произошли?» Как вы думаете,

sможно ли объяснить историю нашей страны особенностями национального характера русского человека? Какие черты мешают нам чувствовать себя счастливыми?

В русском характере — и, наверное, в каждом человеке — слишком много полярных, несоединимых, взаимоисключающих черт, столько противоречий, так много непредсказуемости, что в кризисные моменты доброта и смирение сменяются жестокостью и яростью, звериная природа торжествует, подчиняя себе «святое» начало. Широта души, непредсказуемость, перепады настроения, жажда чуда бросают нас из огня да в полымя, заставляя искать лучшей доли, забывать о прошлом. Такой тип поведения не может принести стабильности, поэтому мы не чувствуем себя счастливыми.

sМожете ли вы смоделировать тип человека, который необходим для выведения страны из кризиса?

Это должен быть «практический» человек, который обязан:

· быть трудолюбивым, деятельным, не гнушаться никакой работой, иметь устойчивую привычку к любому труду, даже монотонному;

· заботиться о результате труда больше, чем о процессе;

· материальное поставить выше духовного;

· отдать все силы улучшению материальной стороны жизни, обустройству страны;

· быть целеустремленным в желании сделать страну богатой и процветающей;

· быть законопослушным;

· быть порядочным и честным;

· уметь рационально жить: рассчитывать свои силы и средства;

· ставить рациональное выше эмоционального;

· быть «разумным эгоистом».

Учитель. Получается, для того чтобы «обустроить Россию», нам придется отказаться от многого, чем мы гордились на протяжении длительного времени — нам не нужна «загадочная русская душа». Не нужна непредсказуемость, порывистость, «общинная» преданность, незаурядность, склонность к чудачествам, максимализм, созерцательность, правдолюбие. Не нужна доброта, милосердие, самоотречение. Не нужно искать ответы на вечные вопросы — это не дело созидательного самодостаточного «винтика» в огромной государственной строительной машине.

Что выберете вы? Отказаться от индивидуальности, отдать всего себя на дело улучшения материальной стороны жизни? Или сохранить свой внутренний мир, свою самоценность — «самость» и провести двадцать первое столетие в привычном разорении и нищете? К сожалению, сочетать эти две грани мы не научились.

Третья учебная ситуация

Работа с эпиграфом. Письменная работа.

Учитель. Теперь, когда вы познакомились с произведениями писателей ХХ века, с размышлениями философов и ученых о русском национальном характере, согласитесь ли вы со словами Анатолия Приставкина, вынесенными в эпиграф? Он имел право это сказать, так как здоровьем, годами жизни уже заплатил и еще платит за свое знание.

Письменно ответьте на вопрос.

s А вы согласны с тем, что мы «безразличны к собственной судьбе», что мы «народ с жесткими традициями», что «милосердие в нашем народе не ночевало»?

Наши рекомендации