Заявление Канадскому радио и телевидению

«Я говорю из квартиры Солженицына. Я потрясен его арестом. Я уверен, что арест Александра Исаевича — месть за его книгу, разоблачающую зверства в тюрьмах и лагерях. Если бы власти отнеслись к этой книге как к описанию прошлых бед и тем самым отмежевались от этого позорного прошлого, можно было бы надеяться, что оно не возродится.

Мы воспринимаем арест Солженицына не только как оскорбление русской литературы, но и как оскорбление памяти миллионов погибших, от имени которых он говорит».

Московское обращение

«Все, кто знаком с книгой Солженицына, знают, что его «предательство» заключается в том, что он с потрясающей силой раскрыл всему миру чудовищные преступления, совершавшиеся в СССР в недавнем прошлом. Десятки миллионов невинных людей: коммунистов и некоммунистов; атеистов и верующих; интеллигентов, рабочих и крестьян; людей самых различных национальностей пали жертвами террора, прикрывавшегося лозунгами социальной справедливости.

Мы требуем:

1. опубликовать «Архипелаг ГУЛАГ» в СССР и сделать его доступным каждому соотечественнику;

2. опубликовать архивы ЧК, ГПУ, НКВД, МГБ;

3. оградить Солженицына от преследований и дать ему возможность работать на родине».

А. Сахаров, Е. Боннэр, В. Максимов, А. Марченко, Л. Богораз...

13 февраля 1974

«Правда». Статья «Путь предательства»

«Солженицын удостоился того, к чему стремился, участи предателя, от которого не может не отвернуться с гневом и презрением каждый честный человек на земле».

Сообщение ТАСС

«Указом Президиума Верховного Совета СССР за систематическое совершение действий, несовместимых с принадлежностью к гражданству СССР и наносящих ущерб Союзу Советских Социалистических республик, лишен гражданства СССР и 13 февраля 1974 года выдворен за пределы Советского Союза Солженицын А. И.

Семья Солженицына сможет выехать к нему, как только сочтет необходимым».

«В России литература никогда не была развлечением, имела цель более высокую даже, чем нравственное совершенствование, — это был орган народной души, помогавший отличить правду от лжи, выразить смутные импульсы совести народа.

Ранить литературу — значит, поставить под смертельную угрозу духовную жизнь народа.

А по ней сыплются удар за ударом уже которое десятилетие: от расстрела Гумилева до депортации Солженицына. И мы молчим, рождаем детей, которых воспитываем, чтобы и они молчали.

Пора ужаснуться и опомниться! В какой стране будет жить нынешняя молодежь, какую родину станут любить наши дети, если мы с равнодушным молчанием будем глядеть, как отрывают от тела России чудом ей данного и сохраненного великого писателя? А может, и молчать не будем: единодушно оценим его на собраниях и пойдем домой досматривать телевизоры?»

В. Шафаревич

13 февраля 1974

В чужой одежде, под сильным конвоем, писатель был доставлен в аэропорт.

До самого приземления Солженицын не знал, куда его везут. И только когда самолет коснулся земли, прочитал сквозь иллюминатор надпись на чужом языке: «Франкфурт-на-Майне».

Конвой остался в самолете. На аэродроме Солженицына встречали сотни людей.

Правительству СССР по поводу изгнания Солженицына

«Безответственные правители великой страны! К длинному ряду ваших преступлений добавилось еще одно.

Человека, который в глазах всего мира стал выразителем народной совести России, вы насильственно оторвали от родной земли; человека, который всю свою жизнь посвятил непримиримой борьбе с ложью, вы оболгали с такой силой ненависти, которой вы уже давно не удостаивали никого в нашем Отечестве; человека, с именем которого стали связаны самые светлые надежды на духовное возрождение России, вы объявили изменником Родины...

С выходом в свет «Архипелага ГУЛАГ» пробил роковой для вас час истории... Вы имеете дело не с маленькой кучкой людей, решивших больше не лгать, на вас поднялись десятки миллионов убитых, замученных, опозоренных жертв, на чьей крови ваши архитекторы замешали цемент того здания, в котором мы с вами ныне живем и которое обречено на крушение.

Они уже давно стучатся в нашу жизнь, но некому было открыть им дверь; Солженицын сделал это — и отныне ход истории становится качественно иным, ибо в их лице в нее вошла новая и неодолимая сила, перед которой вся ваша несостоятельность вскроется быстро и неизбежно...»

Л. Л. Регельсон

17 февраля 1974

«Больно расставаться с Россией. Больно, что на жизнь без Родины обречены наши дети... Силы вынести эту боль дает только вера — мы вернемся. Не знаю когда и как, но верю твердо. Верю потому, что на моих глазах к России, казалось уже погребенной и забывшей себя, начали возвращаться живое дыхание и память».

Наталья Солженицына

27 марта 1974

«Солженицын покинул свою страну не навсегда. Не исключено, что он вернется на свою родину через несколько лет, и мы сможем ему устроить почетную и дружескую встречу. Но при любых поворотах судьбы Солженицын вернется в нашу страну в своих книгах, и он по праву займет место в рядах ее самых великих сынов».

Рой Медведев

17 февраля 1974[13].

«Не удивительно, что люди по-разному воспринимали и самого писателя, и решение правительства о выдворении его из страны.

В приемную Верховного Совета идут письма советских граждан с откликами сначала на газетные статьи, а затем и на Указ. К концу марта таких писем было зарегистрировано более 150. Судя по аналитической справке, составленной в приемной, из 89 писем, полученных к 22 февраля, в 52 выражалось полное одобрение действия властей, а 37 содержали критику (в том числе авторы 5 писем были недовольны мягкостью мер, принятых в отношении писателя). Только 10 из этих 37 писем были анонимные, а в остальных указывались фамилии и даже адреса.

В приемной Президиума эти письма были подшиты в отдельное дело, хранящееся сейчас в Государственном архиве Российской Федерации.

Перед читателем часть этих писем. Документы публикуются в том порядке, в котором они оказались в деле. Стиль, орфография и пунктуация подлинников в ряде случаев сохранены. Адреса сохранены до названия населенных пунктов.

«Уважаемые члены ЦК КПСС и министры

Ваше решение отпустить из Советского Союза писателя Солженицына за границу — я не одобряю. Вы сделали большую ошибку. Разве мало грязи и лжи на Советский Союз льют радиостанции «Свобода» и «Свободная Европа», чтобы опорочить строй социализма, а вы пополняете кадры лжецов, даете новое пополнение в лице Солженицына... Писатель Солженицын — сын России. Он здесь родился, вырос, получил высшее образование, а чем он заплатил за все это? Тем, что стал лить грязь на Советский Союз. Солженицыну противен строй социализма... Вы свободно выслали Солженицына из Советского Союза в лагерь наших врагов, это одобрить нельзя.

Н. Анисимов

18. 02. 74

Калининград»

«Сорную траву с поля вон

Одобряю Указ Президиума Верховного Совета СССР.

Таких солженицыных-лженицыных гнать в три шеи.

Ст. преподаватель Ленинградского Ордена Трудового Красного Знамени Сельско-Хозяйственного института Астахов Е. В.

14. 02. 74 г.»

«В Верховный Совет СССР

Приемная.

От гражд. Билибина Владимира Степановича

Заявление

С возмущением узнал об изгнании писателя Солженицына А. из родной страны: протестую против подобного акта Верховного Совета СССР. Поддерживаю А. Солженицына в его антикоммунистическом выступлении. Не зная в подлиннике писателя, горячо поддерживаю писателя в данном вопросе. Считаю, что «свобода объявить свои мысли составляет существенное право гражданина». Данное высказывание Вольтера подходит и к нашему честному писателю Солженицыну. Опыт моей жизни подсказывает правоту писателя.

Владимир Степанович Билибин, рабочий

21 февраля 74 г.»

«Всем нам известна история с Солженицыным. Что же это получается? Человек живет на нашей Земле, или вернее в нашей стране, ест хлеб, выращенный нашим народом, пользуется всеми другими благами, может быть, даже далеко не каждый имеет столько благ материальных. И в то же время поносит, на чем свет стоит, издевается над нашей страной, над нашим народом. А сейчас, видя, наверное, безнаказанность, и угрожать начинает...

По-моему, он недостоин носить имя нашего гражданина. Если нельзя как-то лишить его гражданства СССР, то, может быть, провести по этому вопросу что-то вроде референдума или поставить этот вопрос на рабочих собраниях. Подумайте, пожалуйста.

С уважением Жидков А. Г.

11. 02. 1974»

«Я, а также мои товарищи, выражаем протест по поводу выдворения из СССР Солженицына. Это лишний раз подтверждает то, что книга его была правдивая. В этой книге критиковалась партия коммунистов, а не народ. Вы показали свои зубы против нелегально демократической партии, в рядах которой стоит полтора миллиона ее членов, рабочих, крестьян и интеллигенции. Мы будем продолжать борьбу против вашей диктатуры, но не против народа. Народ подлинный — это мы. Не трожьте академика Сахарова, иначе подобный ваш акт выльется в хорошо организованные демонстрации во многих городах СССР.

Князев

16. 02. 1974».

«МОСКВА ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР

СУДИТЬ СОЛЖЕНИЦЫНА КАК ВРАГА НАРОДА НЕ ОБРАЩАЯ ВНИМАНИЯ НА БУРЖУАЗНЫЙ ПРОТЕСТ КЛАССОВОЙ БОРЬБЕ ВРАГ УНИЧТОЖАЕТСЯ ТРИЖДЫ РАНЕННЫЙ ВЛАСОВЦАМИ ФАШИСТАМИ ТАТАРИНОВ

МИНСК»

«Вы варвары...

Вы невежды выгнали ПРАВДИВОГО писателя.

Клеветники.

Народ будет судить Вас.

г. Вольск

21. 02. 1974».

Вариант выполнения задания.

В 1974 году, когда разворачиваются драматичные события в жизни писателя, мы видим в нем человека, который сделал свой окончательный выбор, и продолжает, несмотря на все потери, жертвы, идти вперед, не подавая ни единого повода для предположения, что могло бы быть иначе.

В основе преклонения одних и ненависти других лежит разное представление о том, что есть истина, что значит говорить правду. Правда Солженицына и тех, кто разделяет его точку зрения, воспринимается как самая грязная ложь теми, кто защищает устои жизни в советском государстве. И те и другие искренни, и те и другие убеждены, что отдают себя служению Родине.

Карточка для организации работы третьей группы

Испытание возвращением

В 1990 году Правительство Советского Союза принимает решение о возвращении А. Солженицыну советского гражданства и обращается к писателю с приглашением вернуться в родную страну.

А. Солженицын возвращается в 1994 году уже не в Советский Союз, а в новую Россию.

Познакомьтесь с хроникой возвращения писателя в Россию, с материалами периодической печати второй половины 1990-х годов.

Ответьте на вопросы.

1. Можно ли считать, что писатель воспринял возвращение в Россию как свою победу?

2. Каким испытанием стало для писателя возвращение на родину? Как он встретил это испытание?

Возвращение на Родину[14]

Н. Струве. «Этот возврат через Дальний Восток был замыслен с самых первых если не дней, то, во всяком случае, месяцев его изгнания. Он решил, что не вернется через Москву. Это родилось из его глубокого убеждения, что Россия Москвой не исчерпывается. Он даже вначале думал поселиться на Аляске, чтобы именно быть ближе к русскому континенту, чтобы в случае возвращения не преодолевать препятствия пространства».

В. Филиппов. «В конце ХХ в., когда книги писателя вернулись в Россию, а сам он получил возможность широкого общения с россиянами, А. Солженицын предстал как публицист, как писатель, как мыслитель. Можно принимать или не принимать его взгляд на перспективы возрождения России, можно критически относиться к его многотомной, хроникальной эпопее «Красное колесо». Но нельзя отрицать громадного значения для мирового общественного сознания и для современной русской литературы его книг «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор», «Архипелаг ГУЛАГ» и др. После их написания и публикации изменилась сама литературная ситуация. Эти книги во многом предвещали и жизненные перемены в России.

В 1990 г., после возвращения ему гражданства, Солженицын направил в Россию для публикации свой манифест «Как нам обустроить Россию», которого с напряжением ждали все политические силы страны. На чьи весы положит Солженицын свой безусловный авторитет?»

В. Розов. «Я думаю об этом. С кем будет Александр Исаевич, с народом или с правительством, для меня это коренной вопрос. За «Архипелаг ГУЛАГ» ему надо памятник поставить; очень нравятся его ранние вещи, это художественная литература с хорошим социальным зарядом. Но когда прочел «Как нам обустроить Россию», ахнул: он первым призвал разрушить великую, единую и неделимую Россию. По-человечески я отношусь к его приезду очень просто: живи там, где хочешь... Определенные силы будут тянуть его в политику. Почувствует ли он ту боль, которую мы все сейчас чувствуем в связи с развалом страны, покушением на ее уникальность? Думаю, сориентируется и поймет все гораздо лучше меня. На Дальнем Востоке Александра Исаевича встречал не только покойный ныне Борис Можаев, но и орава ельцинских чиновников. Сумеет ли он прорваться сквозь их путину? Ведь сам в «Архипелаге...» описывал, как гениально провели вице-премьера США в сталинские годы, лагеря образцовые показали и исправляющихся заключенных».

В. Распутин. «После двадцатилетнего отрыва ему будет непросто вживаться в Россию. Солженицын возвращается победителем и одновременно обманутым и побежденным, вместе с морально и физически втоптанным в грязь Отечеством. В том и другом он принял деятельное участие, не сумев остановиться перед рубиконом, когда война с коммунизмом перешла в войну против национальной России. Несомненно, жизнь вблизи, внутри на многое откроет ему глаза. А. Солженицына сейчас с удовольствием разодрали бы на сувениры. Двадцать лет назад Александр Исаевич мужественно перенес испытание «барским гневом», теперь начинается проверка возвращением: с кем и для кого он будет обустраивать Россию?

Солженицын достойно выдержал испытание «барской любовью» Ельцина. Триумфальное шествие на телевидении закончилось как раз накануне президентских выборов 1996 года. Его независимость оказалась не по нутру служкам Ельцина, ему, по сути, не дали заниматься общественной деятельностью в рамках ельцинских структур. А в оппозицию встраиваться даже в качестве лидера белого патриотизма Александр Исаевич не пожелал. Может, это и к лучшему, вновь Солженицын заставил говорить о себе как о писателе земли русской».

Вариант выполнения задания.

Александр Исаевич Солженицын не считает, что миссию свою уже выполнил до конца, поэтому не считает себя и победителем... Не преодолено еще непонимание между ним и правительством, между ним и многими гражданами нашей страны. Период надежд на скорые перемены кончился; писатель возвратился к творческой работе. Он по-прежнему тверд в решимости истиной служить своему народу, своей стране.

С какими бы трудностями ни сталкивался А. Солженицын, он оставался твердым, решительным, не знал колебаний, сомнений: он исполнял свой долг.

Учитель. А. Солженицын продолжает свое служение России. И как бы к нему ни относились люди, как бы ни оценивали его деятельность, он уже объединил наше общество в стремлении осознать свою историю.

Известный русский историк ХIХ века В. Ключевский писал: «Одним из отличительных признаков великого народа служит его способность подниматься на ноги после падения. Как бы ни было тяжко его унижение, но пробьет урочный час, он соберет свои растерянные нравственные силы и воплотит их в одном великом человеке или в нескольких великих людях, которые и выведут его на покинутую им временно прямую историческую дорогу».

И если есть такой человек в наши дни, то этот человек — А. И. Солженицын.

Сам Солженицын верит в возможность большей части граждан России стать великими людьми и сделать великим свое Отечество. «Станут нас десятки тысяч — и мы не узнаем нашей страны», — писал он в своем заявлении.

Ответом на вопросы урока станет домашнее задание на тему: «Слово об А. И. Солженицыне».

Лыкова В. Д.

«Один день Ивана Денисовича»

А. И. Солженицын

Наши рекомендации