Поэзия послеоттепельного двадцатилетия
В ней были представлены и реализм, и модернизм, и постмодернизм. Однако модернистские и постмодернистские произведения не печатались, да и реалистическая поэзия представала далеко не в полном своём объёме, так как идеологическая обстановка в обществе ужесточилась, волна гражданской поэзии, доминировавшей в период оттепели, пошла на спад. Но её функции берёт на себя в этот период авторская песня, возникшая ещё в годы оттепели и начавшая играть роль «звучащего самиздата».
Авторская песня
Создатели авторской песни – представители нонконформистского крыла русской литературы и культуры. Они выступают одновременно как авторы текста, музыки и исполнители своих собственных произведений. Авторская песня противостояла, с одной стороны, дешёвой безвкусной эстрадной песне, с другой стороны, пропагандистской официальной песне ура-патриотического плана.
С конца 1950 годов в СССР приходит так называемая магнитофонная культура: у людей появляются первые магнитофоны. И хотя большинство представителей авторской песни не печатали своих произведений и их пластинки не выпускались, люди переписывали друг у друга записи на плёнки, и бороться с этим было практически невозможно. Получалось, что представителей печатного самиздата читали десятки, иногда сотни человек, а представителей звучащего самиздата слушали тысячи, и их социокультурное действие было весьма весомым. Наиболее высоко ценилось песенное творчество Высоцкого, Галича, Окуджавы.
Тихая лирика
В поэзии в собственном смысле слова на смену гражданской, «громкой» поэзии приходит «тихая лирика». Гражданская поэзия, как правило, посвящена общественно-политической проблематике и обращена к широким массам, тихая же поэзия, которая занимает значительное место в творчестве авторов послеоттепельного двадцатилетия, обращена к проблемам нравственно-философским, к душе конкретного человека и часто имеет медитативный, созерцательный, философический характер.
Для тихой лирики характерен мотив возвращения к истокам, незамутнённым истокам человеческого бытия: во-первых, к природе как истоку жизни всего человечества, во-вторых, к детству как истоку жизни конкретного человека. Зачинатель тихой лирики – Владимир Соколов. В стихотворениях «Болезнь», «Первое свидание» он поэтизировал чистоту первозданных человеческих чувств и красоту мира, виденного глазами влюблённого. Но наибольшую известность среди представителей тихой лирики получил всё же Николай Рубцов. То, что он успел сделать, оставило существенный след в истории русской поэзии и повлияло на других авторов почвеннической ориентации (Владимир Карпец, Юрий Кузнецов, Анатолий Передреев, ранний Станислав Куняев).
Продолжал начатое Владимир Соколов, который больше прозвучал после смерти Рубцова. У него преобладают не христианские, а общечеловеческие ценности, на которые он ориентируется. Лучшее произведение Соколова – поэма «Сюжет», написанная в 1979.
В поэме «Однофамилец» Олега Чухонцева можно найти типологическое сходство с Соколовым и влияние Рубцова.
Философская лирика
Развивается во второй половине 1960-х – первой половине 1980-х и философская лирика. Она разрабатывается как в духе реалистической традиции, например, у Арс. Тарковского в стихотворении «Жизнь, жизнь», так и в духе романтической традиции, предполагающей философское осмысление бытия. Наиболее органична философская тематика для поэтов-модернистов. У них она является основной. Ссылаются в этой связи на таких авторов, как Бродский, Кенжеев, Кривулин. Самая значительная фигура модернистской поэзии и вообще поэзии второй половины века – Иосиф Александрович Бродский (1940-1996). Бродский стал основной фигурой поэзии третьей эмигрантской волны.Надо сказать, что среди представителей русского зарубежья Бродский затмил не всех талантливых поэтов. Это Наум Коржавин, Юрий Тугановский, Бахыт Кенжеев, Дмитрий Бобышев, Лев Лосев.
Неоавангардистская поэзия
Неоавангардизм играл двойную роль в искусстве 1950-80-х годов. Во-первых, он был фактором разложения языка официальной литературы, во-вторых, нащупывал новые возможности художественного творчества. В условиях андеграунда был создан большой пласт неоавангардных произведений. Неоавангардисты стремились вернуть форме активное творящее значение. Они перестраивают существующую образную парадигму, всё более приближая её к мышлению современного человека. Неоавангардисты не составляли единого течения, но, как правило, объединялись небольшими группами: СМОГ, «Палиндром», «Хеленкуты» и другие. Кроме того, существовали поэты-одиночки, например, Геннадий Айги.
В отличие от зачинателей авангардизма, акцентировавших своё первородство, отказ от культурного наследия, новое поколение авангардистов демонстрирует свою приверженность к традициям русского и зарубежного авангарда.
У неоавангардистов царит культ возрождения, ощущение неофитов, открывших затонувшую Атлантиду, участвующих в раскопках Трои. Авангардисты прежние стремились интегрироваться в окружающую действительность, хотели, чтобы искусство вышло из музеев на улицы, чтобы были эстетизированы предметы быта. Неоавангардисты, напротив, духовно дистанцируются от окружающей действительности, уходят в андеграунд, социум в социуме. Зачастую неоавангарду присуща демонстративная элитарность, отношение к искусству как форме выживания, самореализации. Это искусство самоутверждалось в своей отверженности. Неоавангардисты предпочитают два типа поэтов: 1) чистые поэты, которые живут только в мире искусства и творчества, которых не касаются вопросы политики;
2) «антипоэты», которые в комедийных целях, каждый по-своему, ломают язык официальной культуры.
Задача неоавангардистов – спасение самого русского языка, чрезвычайно забюрократизированного, заштампованного, изгаженного в годы советской власти. Слово перестало обозначать то, что значило прежде.
В годы советской власти считалось, что полностью завершил своё существование футуризм. На самом деле это не так: продолжали жить до 1960-х годов кое-кто из футуристов (Кручёных), да и традиция жила, например, в творчестве Сосноры, который напомнил о важности слово- и образотворчества, фоники, рифмы. В своих произведениях он активно играет со значением и звучанием слова. Главная цель этой игры отнюдь не формалистическая, её цель – сгущение смыслов. Соснора любит сдвоенные и тройные созвучия рядом стоящих слов, активно прибегает к паронимии. Немаловажная роль придаётся звукосимволизму, подзабытому в официальной литературе: «В Кунсткамере – покуда не в аду». Звук [у] здесь наделён ореолом уныния, грусти. Специфическим открытием Сосноры стали окказионализмы, созданные способом сложения двух и более слов, каждое из которых является окказионализмом. Происходит приращение значений, обновление взгляда на вещи, освежение поэтического языка.
Лучшие текстыСосноры в годы гласности были собраны в книге «Возвращение к морю».
Некоторые представители неоавангардизма, следующие традиции футуризма, стремились актуализировать функцию отдельной буквы, показать её значимость для литературного текста. Елена Коцюба актуализирует функцию каждой отдельной буквы в «Азбуке». Станислав Красовицкий, когда ему не хватало букв, придумывал новые знаки и тем самым в каком-то смысле обновлял язык.
Своих последователей обрёл не только футуризм, но и давно похороненный имажинизм. Как о младоимажинисте можно говорить о Леониде Губанове. Хотя он полностью не прошёл мимо обретений футуризма. Важнейшее свойство его стиля – интертекстуальность.
Эзотерический, сложный, понятный только посвящённым язык использует в своих текстах Геннадий Айги. Большая часть его текстов – метафизические пейзажи, не реальные, а созданные его воображением, которые ему хотелось бы мыслить существующими в мире ином. Этот автор скрестил в своей поэзии традиции символизма и футуризма, кроме того, вообще для него характерна идея культурного синтеза. Он скрещивает традиции русской, французской, чувашской поэзии (сам по происхождению чуваш).
Лианозовскую группу характеризуют как постобэриутов: Холин, Сапгир, Вс. Некрасов, примыкал Лимонов (по возрасту был ближе к смогистам). Лианозовцы восприняли и преобразовали такие принципы обэриутской поэтики, как примитивизм, ирония, игра, благодаря чему стремились создать неотретушированный образ советской действительности. Слово деиделогизируется, в стих входит конкретика жизни.
Наибольший радикализм присущ Всеволоду Некрасову. Некрасов создал новый тип стиха – аструктурированный стих, которого ранее не было в русской литературе. Стих Некрасова ориентирован на живую речь.
Подобная же работа велась представителями андеграунда за рубежом. Кузьменский и Сергей Ковалёв: первый очень вычурно одевался, к чему в своё время придиралась ленинградская милиция. Дома Кузьменский большую часть времени лежал на тахте и сочинял стихи, а то – слушал чужие стихи. У Кузьменского была идеальная память: он с первого раза всё, что ему читали, запоминал. Когда он эмигрировал, он вывез эти тексты (в своей голове!) за рубеж и издал антологию новейшей русской поэзии «У голубой лагуны» (8 томов) вместе с Ковалёвым. Вообще люди андеграунда очень много знали наизусть. Этим изданием начата была систематизация и сбор огромного рассеянного культурного материала неоавангардистов.
Возрождённый модернизм и особенно неоавангардизм как наиболее радикальная его ветвь подготовили почву для обновления поэзии России и появления постмодернизма. Постмодернизм в поэзии появился в 1970-е годы. Зачинатели его – Всеволод Некрасов, Лев Рубинштейн, Дмитрий Александрович Пригов. К ним присоединились Сухотин, Друк, Кибиров и некоторые другие. Постмодернистская поэзия, как и проза, создаётся через деконструкцию культурного интертекста и практику нелинейного цитатного письма. Развитие постмодернистской поэзии в годы послеоттепельного двадцатилетия осуществлялось по следующим направлениям:
Создание децентрированных художественных произведений, характеризующееся появлением соц-арта.
Появление первых паралитературных произведений (в поэзии их немного).
Обращение к концептуализму.
Первоначально все постмодернистские тексты именовались концептуалистскими, так как слова «постмодернизм» не знали. Под концептами понимали клишированные, долго бывшие в употреблении и совершенно износившиеся языковые единицы, подвергаемые пародированию. По творчеству Вс. Некрасова можно в общих чертах представить, как перетекал неоавангардизм в постмодернизм. В последующем аструктурированный стих был совмещён с цитатным письмом и реализован принцип «мир как текст». Это видно на примере стихотворения «Свобода есть» (редакции 1964, 1970-х и 1990-х годов). Некрасов повлиял на многих авторов, среди которых Лев Рубинштейн, произведший дальнейшее аструктурирование текста, что связано с его полным рассыпанием и фрагментацией. Рубинштейн создал жанр стихов на карточках. Каждая библиографическая карточка содержит один фрагмент текста. Организует их в целое принцип картотеки.
Характерное явление – соц-арт: искусство деконструкции текстов официальной советской культуры с целью её развенчания как индустрии социальных мифов и пропагандистской лжи, укрепляющей основы тоталитарного режима. Соц-артовцы активно используют программные документы КПСС, продукцию средств массовой информации, литературу социалистического реализма, откуда извлекались расхожие концепты и даже прямые цитаты, с которыми писатели вели комедийную игру, помещая их в новый контекст и подвергая пародийно-ироническому, а то и абсурдистскому перекодированию, благодаря чему высмеивалась репрезентируемая ими идеология. Сильнейший толчок развитию соц-арта дало творчество Пригова. Значительная часть текстов Пригова написана от лица гиперсоветского поэта, маской которого пользуется настоящий автор. Сбивает с толку то, что автор называет свои имя, фамилию, отчество. Этот гиперсоветский поэт пишет гражданскую лирику со стилевыми клише официальной литературы. Образ подвергается пародированию, а вместе с ним и все его тексты. Одно из средств пародирования – использование графоманской поэтики. Благодаря этому графоманскому письму скомпрометированы оказываются и пропагандистские благоглупости. Основная часть текстов вошла в книгу «Советские тексты: 1979 – 1984», изданную впервые на родине в 1997.
Соц-арт расшатывал стереотипы массового сознания и указывал способы противостояния идеологическому монополизму, несовместимому со свободой слова и правами человека.
В дальнейшем появятся и наследники Пригова: Тимур Кибиров, Владимир Друк, Виктор Коркия и другие авторы стали представителями соц-арта.
И в поэзии тоже появляются первые паралитературные произведения. Таковыми стали «Черновики Пушкина» Сапгира (1985). Они созданы, как это и должно быть, на границах литературы и литературной критики с использованием двух языков культуры и двух типов дискурса: художественного и научного. Соответственно, этот текст создан одновременно на границах поэзии и прозы. Внутри же художественного дискурса обращает на себя внимание полижанровость, использование очень многих жанровых форм. С опорой на тексты Пушкина Сапгир отстаивает собственные идеи, актуальные для времени написания произведения.
В момент зарождения концептуализма, в 1970-е, наиболее популярным были акции, в которых может быть заимствовано небольшое количество людей, такое, как маленькая литературная группа. В годы гласности акции по-прежнему проводятся, не она первый план выходят постановочные акции – перформансы. По разным причинам хэппенинги в России по-настоящему не прижились.
Первым получил известность так называемый московский концептуализм. Совпадение таково, что зачинателями русского концептуализма выступили те же авторы, у которых впервые встречаем децентрированные тексты: Всеволод Некрасов, Лев Рубинштейн, Дмитрий Александрович Пригов. В дальнейшем с ходом времени к ним прибавились Арабов, Друк, Искренко, Кибиров, Сухотин и некоторые другие.
Как перформер больше всех прославился Пригов, может быть, потому, что проведение перформансов требует чисто актёрского дарования, которое у Пригова, несомненно, было.