ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ сочинения-рассуждения

Языковые средства и синтаксические конструкции, которые можно использовать для связи тезиса и аргументов, для перехода к примеру брать из материала, посвященного сочинению С 2.1.

Примерные ШАБЛОНЫ ЗАКЛЮЧЕНИЯ сочинения-рассуждения

  1. Автор(либо назвать автора)убедил меня (убеждает нас) в том, что…
  2. Текст (назвать автора) призывает нас задуматься над… (например, своим отношением к людям)и позволяет избежать ошибок в реальной жизни.
  3. Нельзя не согласиться с автором в том, что…
  4. С автором текста трудно не согласиться. Действительно…
  5. Обобщение основных мыслей автора – самая типичная и логичная концовка сочинения.

Таким образом, пока в мире есть доброта и милосердие, даже очень трудные времена не страшны.

Итак, (назвать автора) призывает сохранять детство в душе, не оставлять в прошлом радостное, непосредственное восприятие жизни. А ведь окружающий мир поистине прекрасен. Просто, взрослея, люди часто забывают об этом.

  1. Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос.

Художественная литература дарит нам несметные сокровища человеческого духа! Разве имеет право кто-либо из нас отказываться от этого бесценного дара?

  1. Призыв, обращение к читателю.

Итак, перед тем как включить телевизор и погрузиться в чудесный, но ненастоящий мир, подумайте о том, нет ли вокруг вас людей, которые нуждаются в утешении, помощи, просто в добром живом слове. Вспомните: вас окружает подлинный мир, полный звуков, красок, ощущений. Подумайте: кем вы хотите быть - творцом своей жизни или просто зрителем?

  1. Использование цитаты, афоризма, пословицы, поговорки, но они должны быть обыграны и записаны в виде формулы, вывода, рекомендации.

В заключение я хочу снова обратиться к мысли древнегреческого философа Сократа. Итак, заговори со мной, мой новый собеседник, чтобы я тебя увидел, чтобы я понял, что ты за человек и чего мне ждать от тебя!

Языковые средства и синтаксические конструкции, которые можно использовать для связи доказательств и выводабрать из материала, посвященного сочинению С 2.1.

Список наиболее часто встречающихся проблем текстов

Социальные

• проблема отношений личности и общества (способно ли общество по достоинству оценить личность при жизни?);

• проблема исторической памяти (надо ли помнить имена соотечественников, прославивших себя в какой-либо профессии?);

• проблема оценки таланта современниками (почему современники не всегда могут по достоинству оценить талантливого человека?);

• проблема любви к родине; проблема русского характера (в чем особенность русского патриотизма? в чем особенность русского характера? в чем сила русского характера?);

• проблема истинного и формального отношения к памяти павших;

• проблема памяти, социальной незащищенности;

• проблема эмиграции;

• проблема национализма;

• проблема наркомании;

• проблема выбора профессии;

• проблема общения с близкими;

• проблема неуважительного отношения юношества к старости и к старикам;

Нравственные

• проблема человеческого поступка (что управляет человеческим поведением?);

• проблема нравственного долга;

• проблема нравственного выбора;

• проблема жестокости (что делает людей жестокими?Почему даже минимальная власть делает некоторых людей жестокими?);

• проблема исчезновения милосердия, сочувствия, доброго отношения к людям;

• проблема одиночества;

• проблема внутренней культуры человека;

• проблема истинных ценностей на войне;

• проблема чести и человеческого достоинства;

• проблема ошибок и возможности их исправить,

• проблема человеческой совести,

• проблема любви (достоин ли любви человек, сам неспособный любить?) и т.п.

Философские

• проблема добра и зла;

• проблема истинных и ложных ценностей;

• проблема свободы личности;

• проблема соответствия целей и средств;

• отношение человека к красоте и т.п.

Образцы сочинений-рассуждений на морально-этическую тему (С2.2)

Текст № 1

(1) Славик притащил ёжика в шапке, подбежал к дивану, на котором лежал папа с раскрытой газетой, и, задыхаясь от счастья, закричал:

(2) - Пап, смотри!

(3) Папа отложил газету и осмотрел ёжика.

(4) - Хороший ёж! - сказал папа. (5) - Симпатяга! Где достал?

(6) - Мне мальчик во дворе дал, - сказал Славик.

(7) - Подарил, значит? - уточнил папа.

(8) - Нет, мы обменялись, - сказал Славик. - (9) Он мне дал ёжика, а я ему билетик.

(10) - Какой ещё билетик?

(11) - Лотерейный, - сказал Славик и выпустил ёжика на пол.

(12) - Откуда у тебя лотерейный билет?

(13) - Я его купил, - сказал Славик.

(14)- Как же ты отдал мальчику свой лотерейный билет?.. (15)А вдруг этот билет что-нибудь выиграл?

(16) - Он выиграл, - сказал Славик, не переставая наблюдать за ёжиком.

(17) –То есть как это - выиграл?— тихо спросил папа, и его нос покрылся капельками пота. (18) - Что выиграл?

(19) - Холодильник! - сказал Славик и улыбнулся.

(20) - Что такое?! (21) - Папа как-то странно задрожал.- (22)Холодильник?!.. (23) Что ты мелешь?.. (24) Откуда ты это знаешь?!

(25) - Как - откуда? — обиделся Славик. (26) - Я его проверил по газете... (27)Там первые три цифирки совпали... и остальные... (28)И серия та же!.. (29) Я уже умею проверять, папа! (30) Я же взрослый!

(31) - Взрослый?! (32) - Папа так зашипел, что ёжик, который вылез из-под дивана, от страха свернулся в клубок. (33) - Взрослый?!.. (34)Меняешь холодильник на ёжика?

(35) - Но я подумал, - испуганно сказал Славик, - я подумал, что холодильник у нас уже есть, а ёжика нет...

(36) - Замолчи! - закричал папа и вскочил с дивана. (37) - Кто?! Кто этот мальчик?!(38) Где он?!

(39)...Сеня стоял посреди двора и со страхом глядел на грозного папу, который в одной руке нёс Славика, а в другой - ежа.

(40) - Где? - спросил папа, надвигаясь на Сеню. - Где билет? Уголовник, возьми свою колючку и отдай билет!

(42) - У меня нет билета! (43) Я из него голубя сделал, - прошептал Сеня и захныкал.

(44) - Не плачь! - сказал папа, стараясь быть спокойным. - (45)Не плачь, мальчик... (46) А где этот голубок?..

(47) - Он на карнизе засел... - сказал Сеня.

(48) - На каком карнизе?

(49) - Вон на том! - И Сеня показал на карниз второго этажа.

(50) Папа снял пальто и полез по водосточной трубе.

(51) Спустившись на землю и тяжело дыша, папа развернул билетик и увидел, что он выпущен два года тому назад.

(52) - Ты его когда купил? - спросил папа у Славика.

(53) - Ещё во втором классе, — сказал Славик.

(54) Папа молча отошёл в сторонку и сел на лавочку.

(55) - Папа, - тихо сказал Славик, подходя к отцу - (56) Ты не расстраивайся! (57) Сенька говорит, что он всё равно отдаёт нам ежика...

(58) - Спасибо! - сказал папа. - Спасибо, Сеня...

(59) Он встал и пошёл к дому.

(60) Ему вдруг стало очень грустно. (61) Он понял, что никогда уж не вернуть того счастливого времени, когда с лёгким сердцем меняют холодильник на ежа.(По Г.Горину)

Задание

С2.2. Объясните смысл последней фразы текста: «Ему вдруг стало очень грустно. Он понял, что никогда уж не вернуть того счастливого времени, когда с лёгким сердцем меняют холодильник на ежа».

Напишите сочинение-рассуждение. Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения (избегайте чрезмерного цитирования). Объем сочинения должен составлять не менее 80 слов (без учета цитат).

Наши рекомендации