Сочинение части С2.1 ГИА (на лингвистическую тему) можно писать по следующему шаблону, вставляя необходимую информацию

Нужны ли нам знания о ……….. ?Безусловно, они необходимы. Знания правил ……….. делает нашу речь грамотнее, понятнее, организованнее.

Вспомним, каковы функции ………... Во-первых, ………………………… .Во-вторых, ……. помогают нам …………………….. .

Рассмотрим, как в тексте (назови автора и название языкового явления) помогают нам лучше понять написанное, выявить замысел автора. Функция ……………….(назови) ярко представлена в предложении № … А предложение: «(Приведи цитату из текста, иллюстрирующую второю функцию явления)» наглядно показывает нам такую функцию ……….., как ………

Анализируя текст ……, мы ещё раз убедились, что ……….необходимы в языке. Без них мы не смогли бы быстро и правильно понять прочитанное, разобраться в тех мысляхи чувствах, которые хотел донести до нас автор.

Пример сочинения по шаблону «Зачем нужнызнаки конца предложения?»

Нужны ли нам знания о знаках конца предложения? Безусловно, они необходимы. Знания правил пунктуации вообще делает нашу речь грамотнее, понятнее, организованнее.

Вспомним, каковы функции знаков конца предложения.Во-первых, завершая предложения, они часто помогают верно передать их смысл. Во-вторых, знаки конца предложения расставляют эмоциональные акценты, помогая нам понять чувства автора.

Рассмотрим, как в тексте А. Алексина знаки конца предложения помогают нам лучше осознать написанное, выявить замысел автора. Функция завершения ярко представлена во всех предложениях текста, но моё внимание привлекло большое количество многоточий в тексте. Это предложения № 5, 15, 24, 32, 36, 39, 48, 51, 55. Многоточия ставят, когда хотят показать, что мысль не досказана, автор как бы предлагает нам вместе с ним поразмышлять над её продолжением.

А. Алексин рассказывает о событиях в семье героя-повествователя взволнованно, эмоционально, заставляя нас сопереживать, сочувствовать персонажам. Такой манере повествования во многом помогают такие знаки завершения, как вопросительные (предложения №7, 39, 40) и восклицательные знаки (предложения 14, 26, 33, 38, 41, 43, 44, 47).

Анализируя текстА. Алексина, мы ещё раз убедились, что знаки конца предложения необходимы в языке. Без них мы не смогли бы быстро и правильно понять прочитанное, разобраться в тех мыслях и чувствах, которые хотел донести до нас автор.

Пример сочинения «Зачем нужно тире?»

Есть речь устная и письменная. Устная речь отличается от письменной. То, что в устной речи можно передать с помощью интонации, мимики, жестов, в письменной речи передается с помощью порядка слов, знаков препинания.

Тире, как любой знак препинания, помогает определить границы синтаксических единиц, понять логику предложения. Так, в предложении ….тире отмечает начало и конец такого синтаксического отрезка, как слова автора.

Также тире может иметь значениячередования ипротивоположности.Предложения с 8…по … — это диалог. Тире используется в значении чередования. С его помощью …… указывает, что в диалоге меняется автор реплики: говорит то …..то …… В предложении 27 тире реализует значение противоположности: «……………….».

Нет, не обойтись без знаков препинания. Ведь они, по словам К. Паустовского, «существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание».

Пример сочинения «Зачем нужно двоеточие?»

Антон с Кириллом спорят о том, нужны ли знаки препинания. Я, как и Антон, считаю, что без знаков препинания обойтись невозможно.

Возьмем, к примеру, двоеточие. Во-первых, этот знак ставят, если хотят пояснить сделанное сообщение. Этим объясняется употребление двоеточия в предложении …., где вторая часть сложного предложения с разными видами связи указывает на причину того, о чем сообщалось в первой части.

Во-вторых, этот знак помогает увидеть такие синтаксические конструкции, как слова автора и прямую речь (предложения № ….).

В-третьих, двоеточие — письменный сигнал интонации пояснения (предложения № ….). Перед знаком голос понижается, после чего следует «предупреждающая» пауза, после знака следующая синтаксическая единица интонируется в более быстром темпе.

Да, без знаков препинания обойтись нельзя. Надеюсь, что теперь и Кирилл так думает.

Пример сочинения «Зачем нужнаорфография?»

Я полностью согласен с мнением Антона. Действительно, грамотно написанное слово – это ключ к пониманию чужих мыслей и выражению своих. А для того чтобы грамотно писать, надо знать правила русской орфографии.

В тексте В. Астафьева написание, например, слова «пребудет»» связано с орфографическим правилом «Правописание приставок пре- и при-», а ещё в большей степени с лексическим значением слова. Если мы напишем приставку при-, получим совсем другое слово: прибудет - значит «приедет, окажется в нужном месте».

Как и в каждом тексте, в отрывке из произведения В. П. Астафьева, очень много слов, связанных с орфограммой «Чередование гласных в корне слова»: предложение 7 (соприкоснулся), предложение 8 (соприкосновение), предложение 13 (сложил). Без знаний правил русской орфографии их не написать верно.

Конечно, я понимаю, что правил очень много, и выучить все, наверное, очень трудно, но если мы хотим, чтобы нас понимали правильно те, кто воспринимает нашу письменную речь, надо осваивать хотя бы главные из них.

Образцы сочинений-рассуждений о знаках препинания (С2.1)

«Зачем нужна точка?» (нестандартной структуры)

Нужны ли нам знания о точке? Безусловно, они необходимы. Знания правил пунктуации вообще делают нашу речь грамотнее, понятнее, организованнее.

Вспомним, каковы функции точки. Во-первых, она выполняет смыслоразличительную функцию, указывая на завершенность высказывания. Во-вторых, разделяет предложения, выполняя разделительную функцию.

В этом легко убедиться, проанализировав текст В.М. Пескова. Точка здесь завершает предложения 1, 2, 3, 4 и другие. Также она разделяет, к примеру, предложения 9, 10, 11, 12, иллюстрируя вторую функцию данного знака препинания.

Прав был К. Паустовский, сравнивая знаки препинания с нотными знаками: они руководят интонацией, помогают автору оформить мысли, а читателю понять их.

«Зачем нужна запятая?»

Можно ли обойтись без знаков препинания? Вряд ли. Без них мы бы очень долго вникали в смысл прочитанного. Порой вообще возникала бы двусмысленность в трактовке предложений. Не случайно у знаков препинания много разных функций.

Возьмем, к примеру, запятую. Во-первых, этот знак выполняет разделительную функцию. Так, в предложениях 13, 20 запятая разделяет однородные члены предложения.

Во-вторых, запятая, выполняя выделительную функцию, помогает увидеть такую синтаксическую конструкцию, как вводные слова (предложения 14, 17).

Итак, мы убедились, что запятая нам необходима, без нее на письме не обойтись. Знать правила пунктуации нужно каждому!

«Зачем нужны знаки препинания?» (1)

Без знаков препинания в письменной речи не обойтись. Они выполняют разные функции: смыслоразличительную, разделительную, эмоционально-экспрессивную....

Докажем нашу мысль на примере точки и восклицательного знака. Во-первых, завершая предложения, они помогают верно передать их смысл. Так, точка указывает на законченность мысли автора (предложения 1, 2, 3, 4).

Во-вторых, данные знаки препинания расставляют эмоциональные акценты, помогая понять чувства пишущего. Например, восклицательный знак в предложении 8 передает изумление писателя дальностью полета скворцов.

Таким образом, знаки препинания необходимы. Без них мы не смогли бы быстро и правильно понять прочитанное, разобраться в чувствах и мыслях автора.

«Зачем нужна пунктуация?» (2)

Нужны ли нам знания пунктуационных правил? Безусловно, они необходимы. Знания правил правописания вообще делают нашу речь грамотнее, понятнее, организованнее.

Докажем нашу мысль на примере точки и запятой. В предложениях 1, 2, 3, 4 точка выполняет смыслоразличительную функцию, указывая на законченность мысли автора.

А запятая, выполняя выделительную функцию, помогает увидеть, например, такую синтаксическую конструкцию, как вводные слова (предложения 14, 17).

Анализируя текст В.М. Пескова, мы еще раз убедились, что знание пунтуации необходимо. Без него мы не смогли бы быстро и правильно понять прочитанное, разобраться в тех мыслях, которые хотел донести до нас автор.

Алгоритм написания сочинения-рассуждения на морально-этическую тему по содержанию текста

КАК ПИСАТЬ?

Определяемтему, основную мысль, проблему, позицию авторапрочитанного текста.Составляем опору для сочинения:

I.Кратко записываем ответ на поставленный вопрос (формулируем свой тезисоб общем смысле фразы текста).

 
  Сочинение части С2.1 ГИА (на лингвистическую тему) можно писать по следующему шаблону, вставляя необходимую информацию - student2.ru

II.Под ответом пишем ПОТОМУ ЧТО и подбираем два аргумента(пояснением, комментируем тезис).

 
  Сочинение части С2.1 ГИА (на лингвистическую тему) можно писать по следующему шаблону, вставляя необходимую информацию - student2.ru

III.В тексте находим предложения, которые могут послужить явными примерами к нашим аргументам.Выписываем номера этих предложений рядом с подходящими аргументами.

 
  Сочинение части С2.1 ГИА (на лингвистическую тему) можно писать по следующему шаблону, вставляя необходимую информацию - student2.ru

IV.От аргументов задаем вопрос ЧТО ИЗ ЭТОГО СЛЕДУЕТ? и формулируем в 1-2 предложенияхвывод(подтверждение тезиса, замечание о значении темы, призываем к действиям).

V.Пишемчерновиксочинения-рассужденияследующей структуры:

ВСТУПЛЕНИЕ + ТЕЗИС – 1 АРГУМЕНТ (+ ПРИМЕР) – 2 АРГУМЕНТ (+ ПРИМЕР) – ВЫВОД

(4 абзаца)

 
  Сочинение части С2.1 ГИА (на лингвистическую тему) можно писать по следующему шаблону, вставляя необходимую информацию - student2.ru

VI.Проверяем,полностью ли раскрыта тема, не получился ли пересказ исходного текста, нет ли фактических ошибок, соответствует ли ваше сочинениетипу речирассуждению, соответствует ликоличество абзацевструктуре сочинений данного типа(5 абзацев), отсутствуют ли логические ошибки?

 
  Сочинение части С2.1 ГИА (на лингвистическую тему) можно писать по следующему шаблону, вставляя необходимую информацию - student2.ru

VI. Считаем количество слов (80-100своих слов, БЕЗ УЧЕТА ЦИТАТ). Проверяем грамотность сочинения.

Пользуйтесь орфографическим словарём для проверки вашего изложения на наличие орфографических ошибок!

 
  Сочинение части С2.1 ГИА (на лингвистическую тему) можно писать по следующему шаблону, вставляя необходимую информацию - student2.ru

VII.НА ЧИСТОВИК ПЕРЕПИСЫВАЙТЕ АККУРАТНО, РАЗБОРЧИВЫМ ПОЧЕРКОМ.

ПРОВЕРЬТЕ ЧИСТОВИК. БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ, НЕ СПЕШИТЕ!

С2.2. Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему (памятка)

Внимание! Данное сочинение на морально-этическую тему, т.е. оно будет посвящено ОТВЛЕЧЕННЫМ ПРОБЛЕМАМ добра, нравственности, совести, милосердия и т.п., связанных с душой человека.

Задание направлено на самостоятельную интерпретациюсмысла одного из ключевых фрагментов текста. Как правило, для толкования предлагается финал рассказа или предложения, близкие к финалу по смыслу. Финал произведения очень часто указывает (прямо или косвенно) на основную мысль текста.

Интерпретация – толкование, объяснение, раскрытие смысла фрагмента текста.

Чтобы правильно ПРОИНТЕРПРЕТИРОВАТЬ ФРАГМЕНТ ТЕКСТА нужно:

  1. Задать вопрос: «Зачем автор написал этот текст?». Ответ на него и будет формулировкой основной мысли текста.
  2. Правильно ответить на задания части А (А1 – А5), связанные с пониманием текста и использовать заключенный в них материал. Зачастую там в самих заданиях или в ответах есть «подсказки» дляформулировкой основной мысли текста.

Примерные ШАБЛОНЫ НАЧАЛА сочинения-рассуждения (ТЕЗИС)

1. Я прочитал текст (фрагмент рассказа, интересный отрывок из рассказа) (назвать автора) о ……… (назвать тему текста). На мой взгляд (По моему мнению), смысл фразы (процитировать предложение из задания)таков… (Смысл последней фразы я вижу в следующем…) (Смысл фразы в том, чтобы показать нам…) (Текст написан для того, чтобы показать нам, что…) (сформулировать основную мысль текста, т.е. дать толкование фрагмента)

2. Автора прочитанного мною текста, как и многих из нас, привлекает тема……… (назвать тему текста). По моему мнению, смысл фразы (процитировать предложение из задания)таков…

3. Я прочитал текст, посвященный проблеме ……… (сформулировать проблему текста). Слова «………» (процитировать предложение из задания), на мой взгляд, указывают на то, что……….. (дать толкование фрагмента).

4. «……….» (процитировать предложение из задания)- пишет ……… (назвать автора), приглашая своих читателей к размышлению над проблемой……… (сформулировать проблему текста). Смысл процитированной фразы я вижу в следующем… (дать толкование фрагмента)

5. Возможно ли (задать вопрос, который вскрывает суть проблемы текста)? Слова «………» (процитировать предложение из задания), по моему мнению, явно свидетельствуют, что…

6. Война… Мир… Эта извечная проблема поднимается и в тексте (назвать автора), который считает… В этом и заключается, на мой взгляд, смысл слов «………» (процитировать предложение из задания).

7. Когда читаешь текст (назвать автора), представляешь себе (думаешь, чувствуешь, испытываешь, понимаешь)… Особенно это касается слов «………» (процитировать предложение из задания), которыми автор, на мой взгляд,… (дать толкование фрагмента).

8. Наверное, каждый из нас когда-то (задумывался, размышлял, наблюдал, чувствовал)… Прочитав текст, я снова (представил, вспомнил, подумал)… В этом и заключается, на мой взгляд, смысл слов «………» (процитировать предложение из задания).

Наши рекомендации