Анализ исследований влияния фэнтези на личность человека

Перейдем к анализу литературы. По нашей темеписали многие исследователи: как лингвисты и литераторы, так и психологи и социологи. Мы нашлиизучили статьи из научных журналов, авторефераты и диссертации по тематике эскапизма и толкинизма. В некоторых из них присутствует проблематика, сходная с той, что мы поднимаем в нашей работе. Обратимся к ним.

Занимательной кажется теория, предлагаемая исследователем Деминой А.В. в ее статье «Фэнтези в современной культуре: философский анализ». Она утверждает, что:«Интерес к ролевым играм фэнтезийного содержания обусловлен тем, что их участники получают возможность примерить на себя образ того или иного героя в том или ином вымышленном мир и месте». То есть, Демина характеризует фэнтези как пример агента социализации, помогающего человеку, увлеченному им, адаптироваться к социальной реальности. Я думаю, это может происходить не только посредством ролевой игры, но и изучения фэнтези в принципе, ибо, как уже было сказано выше, оно может пролить свет на некоторые неясные до тех пор человеку аспекты жизненной философии.

Об этом говорит и Помогалова Н. В. в своей работе «Фэнтези и социализация личности». Ее мнение состоит в том, что фэнтези «отправляет» человека к истокам иррациональности жизни, то есть уход от ее рациональных, реальных, действительных основ, и это как ничто другое может поспособствовать его социализации. Но сразу же возникает соблазн остаться во «вторичной реальности», нахождение в которой, по своей сути, является игрой, поскольку в ней минимизированы те ощутимые в прямом смысле проблемы, так часто преследующие человека в реальной жизни.И если это происходит, то: «прекращаются всякая социализация и развитие, так как форма воплощения фэнтези в социальном способна отграничить основные ценности человеческого существования».
Мнение Давлетшиной Ю. И. в ее статье «Роль фантастической литературы в жизни современного человека», где она исследует значение фэнтези как в истории литературы в целом, так и конкретно в ХХ веке, к которому и относится исследуемый нами материал, не совпадает с мнением Помогаловой Н. Она склоняется к тому, что фэнтези вызывает у читателя в первую очередь именно художественный интерес, а уже второстепенно «дарит» ему возможность ухода во «вторичный мир» и, следовательно, становится агентом социализации.
Примерно схожей позиции придерживается и Романова Ю. А.. Она говорит о том, что фэнтези вызывается интересом читателя к мистике, и впоследствии становится неким «образовательным агентом», который «требует от читателя серьезной духовной работы, ибо большинство из них стремятся понять глубинный замысел автора произведения».

Кардинально противоположно мыслит Шустова Э. В. в своей статье «Литературно-критический аспект современной отечественной толкинистики». Она приводит цитату Д. Быкова, который утверждает, что «последователи Толкина ищут не какой-то глубинной ценности в его книгах, а их интересует «тусовка, принадлежность к клану». Толкин не решает насущных проблем, скрываясь за высотой слога и пафосом». Таким образом, исследователь защищает позицию «социальности» фэнтези. Нолично я считаю, что это не только так, фэнтези, несомненно, несет в себе и культурно-нравственный смысл. Каждый может найти для себя что-то, пусть не насущное, но вечное, такое, как ценность любви, дружбы, чести и верности; эти книги способны воспитать человека, не отражая современной ему жизни, равно как и детские сказки.

Таким образом, фэнтези как литературный жанр сочетает в себе несколько функций, среди которых развлекательная, образовательно-воспитательная, культурная, социализирующая, эмоциональная и многие другие. Оно в большинстве случаев не несет никакой психологической опасности для читателя, а способно подарить ему новые ощущения и дать толчок к новым размышлениям, мыслям и идеям.

Моделирование

На основе собранных результатов опросов и проведенных интервью, нами была создана примерная модель, по которой можно отследить то, как человек приобщается к фэнтези и причины, по которым он это делает.

Анализ исследований влияния фэнтези на личность человека - student2.ru

Схема №1. Модель развития увлеченности фэнтези[АМ23] [ОН24]

Данная структура модели выбрана для того, чтобы максимально наглядно отразить специфику [АМ25] [ОН26] увлечения жанром фэнтези. На основе данных, полученных в результате интервью была сформирована первая колонка, которая представляет собой предпосылки к развитию данного увлечения. Вторая колонка отражает уже сам процесс перехода к осознанию «вторичной реальности» как необходимого элемента жизни, углубленное ее изучение. И, наконец, в третьей колонке представлены выводы, полученные как на основе интервью, так и опросов из групп ВКонтакте; она показывает «итог» развития увлечения фэнтези после его кульминации, то есть то, какой становится жизнь человека по окончании активной фазы увлечения им.

Вывод к Главе 2.

На основании представленного выше исследования мы пришли к следующим выводам:

1) не все поклонники жанра высокого фэнтези в равной степени подвержены эскапизму;

2) фэнтези, являясь одним из агентов каналов социализации, может неполно выполнять свою функцию, порождая у человека некоторые сомнения относительно действительного мира;

3) фэнтези является для многих людей тем, что наравне с детской сказкой помогает разбираться в трудноразрешимых философских проблемах и непростых жизненных вопросах;

4) несмотря на то, что обычно люди начинают увлекаться фэнтези еще в раннем возрасте, уже на тот момент они осознают какие-то свои проблемы личного характера; это не является стимулом к началу изучения чтения фэнтези, но тем не менее косвенно способствует данному процессу;

5) несмотря на то, что классическое фэнтези, отгораживая человека от реальных проблем путем предложения альтернативного мира, где они отодвигаются на второй план, оно является опасным с точки зрения возможности появления склонности к эскапизму в серьезных формах;

6) большинство поклонников высокого фэнтези и фэнтези в целом в наши дни четко осознают собственную принадлежность к данной субкультуре, но при этом считают мир фэнтези чем-то недосягаемым и не стремятся уйти туда при первой же возможности; они осознают, что и там могут быть недостатки.

На основе проведенных интервью и анализа литературы мы составили следующую таблицу, отражающую несколько из основных факторов, способствующих увлечению фэнтези и его роли в данном процессе.

Таблица №2. Факторы «привлекательности» фэнтези.

  Ученые по результатам интервью
Мистика начинает притягивать человека, следовательно, возникает интерес к фэнтези. Да (Романова Ю. В., Давлетшина Ю. И.) да – 4 нет – 2
В фэнтези зачастую заключена удивительная простота, и она во многом способна заинтересовать читателя Да (Романова Ю. В.) Нет (Шустова Э.В., Быков Д.) да – 4 нет – 2
Фэнтези оторвано от рационального мира, обращено к чувствам и эмоциям людей Да (Костина Р.Г., Помогалова Н.В., Литинская Д. Г.) Нет (Давлетшина Ю. И.) да – 2 нет – 4
В фэнтези содержится большой потенциал для социализации личности Да (Помогалова Н.В., Белов В. А., Костина Р.Г., Демина А.В.) Нет (Литинская Д. Г.) да – 6 нет – 0

Источник: составлено автором

Каждый из факторов был выделен на основе работ, использованных нами в качестве источников литературы. Мы проанализировали, кто и сколько выступал за истинность предложенного утверждения как среди ученых, так и по оценке ответов респондентов. Таким образом, выявляем, что мистическая основа фэнтези – не самая популярная причина, по которой начинается увлечение им, а вот простота отмечается респондентами как одна из таковых, при этом точки зрения ученых на этот факт не совпадают. Эмоциональную составляющую фэнтези в противопоставление рациональной, наоборот, отмечают именно исследователи, а не респонденты. Единственный факт, в котором мнения практически полностью сходятся - это социализирующая функция фэнтези. Все респонденты высказались за то, что оно помогает в формировании жизненных ценностей и социальных навыков, а также в познании общества и самого себя. С ними же склонно согласиться и большинство исследованных ученых.

Заключение

Подводя итоги нашей работы, хочется отметить то, что несмотря на все то, что было выше сказано о фэнтези с точки зрения психологии, тот факт, что во многом этот жанр для большого количества людей, преимущественно детей, навсегда остается просто волшебной сказкой, и немногие из них будут стараться рассмотреть в нем какие-либо психологические аспекты.

Мы подтвердили высказанную гипотезу о том, что классическое фэнтези – удивительный по своей простоте жанр, притягивающий самых разных людей, преимущественно детей и подростков. Он дает им ту сказку, которой у многих в реальной жизни может не быть, при этом спокойно оставляя их в действительном мире, не принося с собой никаких серьезных психологических проблем; данный вывод опровергает гипотезу, говорящую о том, что человек в своей увлеченности «вторичным миром» часто доходит до того, что этот мир встает между ним и реальностью, отодвигая ее на второй план. Нами не были исследованы ситуации, в которых вторичный мир совершенно заменяет человеку реальный, в которых человек не способен без ущерба для психического здоровья вернуться в реальность, но этот процесс может быть предметом в перспективных дальнейших исследованиях.

человек способен[АМ27] [ОН28] в своем увлечении фэнтези дойти до «крайней» точки, окончательно распрощавшись с реальностью и совсем потеряв возможность жить в ней.

Разумеется, остается перспектива для дальнейших исследований: возможно Также возможно расширение объекта исследования на другие литературные и кинематографические фэнтезийные циклы, другие виды фэнтези, например, темное или техно-, а так же в целом на литературные феномены других жанров. Само по себе увлечение фэнтези можно рассматривать не только относительно эскапизма, но и с других сторон, например, влияние на культурное образование человека, степень его развития как личности и так далее.[АМ29] [ОН30] Ээто поможет выявить другие аспекты формирования данного интереса и окончательно определить признаки склонности к нему.

Данная работа может представлять интерес для широкого круга исследователей, а также просто тех, кто интересуется высоким фэнтези и его влиянием на человека. Оно будет полезно и для самих «увлеченных», для толкинистов, например, поможет узнать немного нового о самом себе. Так же полученные сводная таблица факторов, отражающих характер фэнтези как элемента жизни человека, увлекающимся им, и модель, показывающая примерных ход развития увлечения фэнтези для среднестатистического молодого человека[АМ31] [ОН32] , могут быть использованы при проведении дальнейших исследований, посвященных анализу как творчества Дж. Толкина, так и толкинистского сообщества, а также и фэнтези и его поклонников в целом, уже на бОльших выборках.

Результаты исследования показали автору работы, что ни в коем случае нельзя ставить всех поклонников Толкина «под одну гребенку», в каждом из них есть своя отличительная черта, несмотря на то, что все они находятся, как говорится, в одной лодке. Для нас было важно разобраться в первопричинах, по которым эти люди пришли в мир фэнтези. После выявления этих причин на их основе была создана модель, по которой мы теперь можем отследить примерное течение развития увлечения «вторичными мирами»фэнтези каждого отдельного человека.

Список использованной литературы:

1. Карпентер Х.Джон Р.Р. Толкин. Биография / Карпентер Хамфри; пер. с англ. А. Хромовой – Москва: ЭКСМО-пресс, 2002. – 432 с.

2. Жмуров В. А. Психиатрия. Энциклопедия. — T/O «Neformat», 2016. — С. 222.

3. Толкин Дж. Р.Р. Властелин Колец. Трилогия. Т. 1. Хранители Кольца / Джон Р.Р. Толкин; пер. с англ. В. Муравьева, А. Кистяковского. – Москва: АСТ, 2014. – 574, [2] с.

4. Толкин Дж. Р.Р. Властелин Колец. Трилогия. Т. 2. Две Твердыни / Джон Р.Р. Толкин; пер. с англ. В. Муравьева, А. Кистяковского. – Москва: АСТ, 2013. – 471, [9] с.

5. Толкин Дж. Р.Р. Властелин Колец. Трилогия. Т. 3. Возвращение Короля / Джон Р.Р. Толкин; пер. с англ. В. Муравьева, А. Кистяковского. – Москва: Астрель, 2013.– 439, [9] с.

6. Толкин Дж. Р.Р. Дети Хурина: Нарн и Хин Хурин: Повесть о детях Хурина / Джон Рональд РуэлТолкин; под ред. К. Толкина; пер. с англ. С. Лихачёвой. – Москва: АСТ, 2014. – 313, [7] с.

7. Толкин Дж. Р.Р. Неоконченные предания Нуменора и Средиземья / Джон Рональд РуэлТолкин; под ред. К. Толкина; пер. с англ. А. Хромовой, С. Лихачевой, О. Степашкиной, Н. Некрасовой, С. Таскаевой, В. Солововой, М. Авдониной, И. Емельяновой, С. Лопуховой под общей редакцией А. Хромовой. – Москва: ТТТ, 2002. – 512 с.

8. Толкин Дж. Р.Р.Сильмариллион [фантастический роман] / Джон Рональд РуэлТолкин; пер. с англ. Н. Эстель. – Москва: АСТ, 2014. – 414, [2] с.

9. Толкин Дж. Р.Р. Хоббит / Джон Рональд РуэлТолкин; пер. с англ. К. Королева – Москва: АСТ, 2014. – 284, [4] с.

10. Толкин Дж. Р.Р.Джон Р.Р. Толкин. Письма / ред. Хамфри Карпентер, Джон Р.Р. Толкин; пер. с англ. С. Лихачёвой – Москва: ЭКСМО, 2004. – 576 с.

11. Шиппи Т. Дорога в Средьземелье / Шиппи Кеннет Роберт; пер. с англ. М. Каменкович – С.-Петербург: ЛимбусПресс, 2003. – 824 с.

12. Marjorie J. Burns Norse an Christian Gods: The Integrative Theology of J. R. R. Tolkien / Jane Chance Tolkien and the Invention of Myth: A Reader. — University Press of Kentucky, 2004. — P. 215.

13. Афанасьева Е.А. Жанр фэнтези: проблема классификации //Фантастика и технологии (памяти Станислава Лема). Самара, 2007. С. 86-93.

14. Белов В. А. Современные читательские предпочтения подростков и юношества /Белов В. А.,Громова В. В. // Библиосфера. – 2014. - № 1.

15. Давлетшина Ю. И. Роль фантастической литературы в жизни современного человека / Давлетшина Ю. И., Тюлебаева А. Б. // Современные научные исследования и разработки. – 2017. - №8 (8). – с. 75-77

16. Демина А.В. Фэнтези в современной культуре: философский анализ /Демина А. В. // Астрахань. – 2015.

17. Костина Р. Г. Фэнтези как элемент субкультуры современной молодежи / Костина Р. Г. // Интеграция образования. – 2010. - № 2, том 58

18. Костырко В. С. Хоббиты среднего звена, или управляемый эскапизм (писаревская д. б. субкультура ролевых игр в современном обществе /Костырко В. С // Отечественные записки. – 2013. - №1 (52). – с. 325

19. Лебедев И. В. Проблема жанровой классификации фэнтези как вида приключенческой литературы / Лебедев И. В. // Знание. Понимание. Умение. – Москва. – 2015. – 326 стр.

20. Литинская Д. Г. Экзистенциальный эскапизм как социокультурный феномен современного общества/ Литинская Д. Г. // Москва. – 2012. – 171 стр.

21. Помогалова Н. В.Фэнтези и социализация личности: 09.00.11 / Помогалова Н. В. // канд. филос. наук: 09.00.11 / Омск - 2006, 157 с.

22. Романова Ю. В. Фэнтези: между массовой и элитарной культурой / Романова Ю. В. // Вестник Томского государственного университета. Культурологи и искусствоведение. – 2015. - №1 (17). – с. 7-15.

23. Шустова Э. В. Литературно-критический аспект современной отечественной толкинистики / Шустова Э. В. // Филология и культура. – 2015. - №1 (39). – с. 261-265.

24. Эррера Л. М. Молодежные неформальные движения как часть современного общества /Эррера Л. М., Прокофьева Ю. В. // Вестник поволжского института управления. – 2010. - №3. – с. 111-118.

25. http://www.aif.ru

26. http://alfirin.ru

27. http://becmology.blogspot.ru«Бегство от реальности, или Дайте мне другой глобус»

28. http://www.elfheim.ruhttp://www.elfheim.ru

29. http://japsix.ru «Что такое эскапизм? Побег из реальности или перерыв?»

30. http://www.kulichki.com «Уж слишком серьезные игры», «...» (авт. Свиридов)

31. http://www.proza.ru «Классификация жанрафэнтези. Произведения Толкина»

32. http://vk.comhttp://vk.com

33. http://www.yburlan.ru «Толкин и его поклонники»

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Расы существ, населяющих Арду.
(на основании всех книг цикла о Средиземье, а также Писем Толкина)

Валар

Это бесплотные духи, которые при желании могут принять вещественный облик; «иные Валары принимают облик мужчин, а некоторые — женщин; ибо таково различие их характеров, данное им изначально, и оно лишь выражается в выборе каждого»[46]. Они являются неотъемлемой частью Мира, его жизнь определяет их жизнь и наоборот. Как и в практически любых языческих пантеонах богов, в мире Толкина каждому валару соответствует определенный статус и род занятий.
«Владык валар семь; и вал, владычиц, тоже семь»

· Манвэ – близок к Илуватару, яснее всех понимает его, властвует над ветрами, облаками и всеми токами воздуха;

· Ульмо – владыка Вод; думает обо всей Арде и всем, что живет на ней, говорит с эльфами и людьми Средиземья голосами вод;

· Ауле – владеет всеми веществами, из которых сотворенаАрда, облик суши земной – творение его рук;

· Оромэ – валар-охотник, серьезнее, чем Тулкас и более страшен в гневе;

· Намо (Мандос) – владетель Палат Мертвых, судья, которому известно все, что было, и все, что будет;

· Ирмо (Лориэн) – владыка снов и видений;

· Тулкас – валар-воитель, самый сильный, удалой, бесстрашный и неутомимый из них;

· Варда – супруга Манвэ, ее зовут Владычицей Звезд, ее сила и радость в свете;

· Йаванна – создает и любит все, что растет и живет на земле;

· Ниэнна – смотрит на Мир и за Пределы Мира и скорбит о каждой ране, нанесенной МелькоромАрде;

· Эсте – Целительница, дарит отдых и покой от ран и усталости;

· Вайрэ – Ткачиха, плетет историю мира и этими коврами увешаны чертоги Мандоса;

· Вана – ее сила – в ее вечной юности;

· Несса – легконогая и гибкая, любит танцы; считается вариацией образа охотницы-девственницы[47].

Майар

«С валар пришли другие, менее могучие духи, чье бытие также началось до начала Мира»; «это – подданные валар, их слуги и помощники»[48]
Существует две точки зрения – что майар были сотворены валар до прихода последних в Арду (то есть, светлые сотворены светлыми, а темные, помощники Мелькора – им самим) и что между валар и майар нет никакой разницы, кроме количественной (последних больше). Мне вторая точка зрения кажется менее обоснованной, поскольку ни в коей мере майар не проявляли себя более сильными, чем кто-либо из валар, на протяжении всего повествования. А вариант, когда Эру порождает айнур, но кого-то из них более сильными (валар), а кого-то менее (майар), и цель их деятельности имеет единое направление – создать Мир, подготовить его к приходу Детей Илуватара, а далее сохранять и оберегать его, кажется мне более правдоподобной и рациональной. Сам Толкин об этом умалчивает, говоря лишь, что все – и валар, и майар – были посланы Эру в Эа[49].
Известные нам светлые майар по Властелину Колец и Хоббиту – это Истари (волшебники, маги), которые образуют собой Орден Магов и были присланы валар в Средиземье примерно в 1000 году Третьей Эпохи. Это Саруман (Белый), Гэндальф (Серый), кто имеет много имен и является мудрейшим из майар: «У меня много имён в разных странах. Митрандир среди эльфов, Таркун среди гномов; в юности на давно забытом Западе я был Олорином, на юге — Инканус, на севере — Гэндальф, а на востоке я не бываю»[50]; «Но Гэндальф, конечно же, вовсе не принадлежит к людскому роду (он — не человек и не хоббит). И, разумеется, в современном языке не найдется термина для описания того, что же он на самом деле такое. Я бы дерзнул сказать, что он — воплощенный «ангел»: в прямом смысле слова»[51], Радагаст Карий и еще двое Синих Магов, Алатар и Палландо, о которых не сказано в «Хоббите» и «Властелине Колец», но упоминается в «Неоконченных Сказаниях». Также если же обращаться к «Сильмариллиону» и остальным текстам Толкина о более ранних эпохах, то можно вспомнить о Мелиан, которая была матерью Лютиен, а так же Ильмарэ (приближенной Варды), Оссе и его подруге Уинен (вассалах Ульмо).

Наши рекомендации