Литературоведческая пропедевтика.

К концу 2 класса обучающиеся должны:

— расширить базу видо-жанровых и тематических лите­ратурных впечатлений;

— осознавать условность литературного творения, его от­личия от реальности (за счет внимания к личности автора);

— осознавать точность, богатство, выразительность, образность художественной речи (практическое зна­комство со средствами выразительности: рифмой, звукописью, повтором слов, звукоподражанием, олицетворением, эпитетом, сравнением);

— получить элементарные понятия о рифме и лиричес­ком герое.

Развитие творческих способностей.

К концу 2 класса обучающиеся должны уметь:

— говорить с разной интонацией (повышать и понижать голос, делать логические ударения, паузы, соблюдать темп, громкость, эмоциональный тон, исходя из смысла высказывания);

— читать по ролям;

— инсценировать прочитанное в форме живых картин и произносить отдельные реплики за действующих лиц; инсценировать небольшой текст или фрагменты литературного произведения;

— графически иллюстрировать прочитанное;

— составлять словесное описание сюжетного фрагмента из эпического произведения; готовить творческий пересказ в форме продолжения текста.

3 класс (102 часа)

Круг чтения.

В 3 классе дети читают произведения устного народного творчества, лучшие образцы русской и современной отече­ственной и зарубежной литературы.

Труд человека кормит, а лень портит (11ч).

Р. Сеф, «Лопата»; Е. Карганова, «Лекарство без рецепта»; К. Ушинский, «Как рубашка в поле выросла»; Е. Благинина, «В ненастные деньки», «Не мешайте мне трудиться»*; С. Баруз­дин, «Бревно»; русская народная сказка «Кому горшок мыть»; С. Маршак, «Старуха, дверь закрой!»; Е. Шварц, «Сказка о по­терянном времени»; И. Крылов, «Стрекоза и Муравей»*; Р. Кип­линг, «Отчего у верблюда горб»; африканская сказка «Лентяй­ка»; грузинская сказка «Голубой ковер»; Р. Сеф, «Странное дело».

Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца (8 ч).

Итальянская сказка «Новая юбка»; С. Маршак, «Не так»; русские народные сказки «Как мужик гусей делил», «Дочь-семилетка», «Морской царь и Василиса Премудрая»; армянс­кая сказка «Золотое яблоко»; Ш. Перро, «Мальчик с пальчик».

Много хватать — свое потерять (3 ч).

Английская сказка «Женщина, которая жила в бутылке»; Я. Аким, «Жадина»; В. Зотов, «Бабушкин халат», Дж. Родари, «Солнце и туча».

Тайное всегда становится явным (6 ч).

В.Драгунский, «Тайное становится явным»; Н. Носов, «Огурцы»; В. Осеева, «Почему»; шведская сказка «Принцес­са лгунья»; Л. Пантелеев, «Честное слово».

Унылая пора! Очей очарованье!.. (4 ч).

К. Бальмонт, «Осень»; И. Соколов-Микитов, «Листопадничек»; Ф. Тютчев, «Листья»; А. Фет, «Ласточки пропали...»; К. Паустовский, «Барсучий нос»; А. Пушкин, «Осень»*; М. Лермонтов, «Осень»; А. К. Толстой, «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад...»; Н. Некрасов, «Славная осень! Здо­ровый, ядреный...»; А. Майков, «Осень».

Ежели вы вежливы... (3 ч).

С. Маршак, «Урок вежливости»; И. Пивоварова, «Вежли­вый ослик»; Б. Заходер, «Очень вежливый индюк»; В. Осеева, «Волшебное слово».

Каждый свое получил (15 ч).

Эстонская сказка «Каждый свое получил»; латышская сказка «Два брата»; Ю. Ярмыш, «Добрый Клен», «Озеро»; узбекская сказка «Черепаха и скорпион»; И. Крылов, «Чиж и Голубь»; Л. Толстой, «Белка и волк», «Комар и лев»; ин­дийская сказка «Мак»; Г. Ладонщиков, «В старой сказке»; русские народные сказки «Баба-Яга», «Падчерица и ма­чехина дочка»; Б. Заходер, «Серая Звездочка»; английс­кая сказка «Хромая Молли»; чешская сказка «Златовласка»; итальянская сказка «Дары феи Кренского озера»; Л. Чарская, «Живая перчатка»; Ю. Мориц, «Песенка про сказку».

Жизнь дана на добрые дела (6 ч).

Ю. Мориц, «Разговаривали вещи»; X. К. Андерсен, «Пя­теро из одного стручка», «Ель»; Е. Пермяк, «Некрасивая елка»; Е. Клюев, «Сказки простого Карандаша».

Снег летает и сверкает... (9 ч).

С. Есенин, «Береза»; М. Пришвин, «Деревья в лесу»; И. Никитин, «Весело сияет месяц над селом...»; А. Пушкин, «Зимний вечер»; X. К. Андерсен, «Девочка со спичками»; А. Блок, «Ветхая избушка»; И. Суриков, «Детство»; А. Алек­сандрова, «Снежок»; Саша Черный, «На коньках»; В. Драгун­ский, «Кот в сапогах»; Н. Носов, «Бенгальские огни»; С. Дрожжин, «Снег летает и сверкает»*; К. Бальмонт, «Снежинка»; С. Есенин, «Пороша», «Поет зима, аукает...».

За доброе дело стой смело (5 ч).

Русская народная сказка «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»; Л. Толстой, «Два товарища»; Н. Артюхова, «Тру­сиха»; Э. Киселева, «Мальчик-Огонек»; Б. Полевой, «После­дний день Матвея Кузьмина»; В. Высоцкий, «Он не вернулся из боя»; С. Баруздин, «Страшный клад»; С. Маршак, «Рас­сказ о неизвестном герое».



Наши рекомендации