Для детей с нарушениями слуха

Семестр – 1-7 темы

1. Общие теоретические вопросы преподавания литературы в школе для детей с нарушениями слуха.

2. Литература как учебный предмет в школе для детей с нарушениями слуха.

3. Задачи и содержание курса литературы.

4. Характеристика учащихся как читателей

5. Принципы и методы преподавания литературы.

6. Этапы работы над литературным произведением.

7. Словарная работа при изучении литературного произведения.

8.Особенности изучения художественных произведений разных жанров.

9. Теория литературы в школьном курсе.

10. Развитие речи учащихся в процессе изучения литературы.

11. Внеклассная работа по литературе.

Лекция (2 ч)

ТЕМА 1.: Общие теоретические вопросы преподавания литературы в школе

Взаимосвязь методики литературы со смежными науками

Методика литературы связана со смежными науками:

литературоведением, эстетикой, историей, педагогикой, психологией, сурдопедагогикой, сурдопсихологией, сурдометодикой русского языка и другими.

Методика преподавания литературы тесно связана с литературоведением – методологией, теорией и историей литературы. Эта связь обнаруживается, прежде всего, в определении цели, содержания и структуры курса литературы, а также во влиянии на методы обучения.

Методика также связана с эстетикой, историей, философией, языкознанием, так как все эти вопросы и проблемы решают при анализе литературных произведений.

Методика тесно связана с педагогикой (дидактикой), разрабатывающей общую теорию и общие принципы обучения.

Методика литературы соприкасается с психологией. Закономерности методики нельзя выводить из закономерностей психологии, но надо их знать и опираться на них при решении методических проблем: о доступности учащимся того или иного материала., его объема, эффективности методов и приемов обучения.

В общем ходе развития учащимся в процессе обучения методика литературы проявляет взаимосвязь и с такими учебными предметами как музыка, изобразительное искусство, естествознание, а порой и с математикой.

Лекция (2 ч)

ТЕМА 2.: Литература как учебный предмет в школе для детей

С нарушениями слуха

Вопросы:

1. Задачи преподавания литературы в школе для детей с нарушениями слуха.

Особенности литературы как учебного предмета.

2. Задачи изучения литературы в школе.

3. Особенности реализации поставленных задач в школе для детей с нарушениями

слуха.

4. Проблемы преподавания литературы.

Задачи преподавания литературы в школе для детей

С нарушениями слуха

Изучение литературы как учебного предмета предполагает ознакомле­ние учащихся с содержанием, идейной направленностью художественных произведений,включенных в программу, с основами литературоведения, а также развитие связной литературнойречи учащихся.

Функции литературы:

1) познавательная (просветительская),

2) воспитательная (ценностно- ориентационная),

3) эстетическая,

4) коммуникативная.

В соответствии с функциямиопределяются задачи преподавания лите­ратуры в школе для детей с нарушением слуха:

1. Просветительская задача (познавательная) заключается в эстетическом познании мира, природы, общества и человека. Почти каждое произведение,

включенное в школьную программу, расширяет, уточняет знания детей с нарушением слуха об историческом прошлом и настоящем нашей Родины, о жизни людей, их быте, нравах и характерах. Дети ограничены в получении информации через радио, телевидение, те­атр, поэтому некоторые представления у них искажены и требуют объяснения учителем. Чтение художественных произведений учит глухих и слабослышащих школьников воспринимать характеры ли­тературных героев, их переживания через призму собственногоми­ропонимания. Так познавательныезадачи смыкаются с воспитатель­ными.

2. Воспитательная задача сложна: выделяются задачи нравственного и эстетического воспитания школьников, воспитание активной жизненной позиции, патриотизма и интерна­ционализма. Художественное произведение обращено одновремен­но и к нашим мыслям, и к чувствам и требует от читателя понима­ния и сопереживания.

У детей с нарушением слуха жизненный опыт мал и ограничен. Им трудно оценивать поступки литературных героев, непонятны некоторые переживания (чувства благодарности, стыдливости, нежности и др.).

Чтение литературного произведения помогает как бы «прожить много жизней» и обогатить себя опытом других людей.

3. Эстетическая задача – заключается в воспитании эстетической воспри­имчивости; умения видеть и понимать прекрасное, испытывать радость от соприкосновения с ним. По мнению психологов (Т.В. Розанова, Ж.И. Шиф) дети с нарушением слуха обращают внимание главным образом на внешнюю сторону объекта, причем на недостаточно осознанном уровне.

Задача уроков литературы – обогатить опыт учащихся новыми эстети­ческими впечатлениями, способствовать формированию эстетического вкуса, оценок и суждений.

4. Коммуникативная(коррекционная) задача заключается в обмене информацией, в развитии речи как средства общения, как формы сотрудничества и взаимодейст­вия с другими детьми или взрослыми.

На уроках литературы происходят формированиедиалогических от­ношений, умение понимать и принимать другого, умения встать на позицию другого.

Усвоение языка способствует интеллектуальному развитию ребенка, так как через употребление слов в различных контекстах происходит ус­воение смысловогои системного строения слова что ведет, в свою оче­редь, к изменению отношений к самому себе и к окружающей действи­тельности.

Реализация задач находится в прямой зависимости от того, как педагог выполняет поставленные перед ним задачи, как выполняет программные требования.

Отмечается единство и взаимопроникновение познавательных, воспитательных, эстетических и коррекционно-развивающих задач преподавания литературы в школе для детей с нарушениями слуха.

С нарушениями слуха

Для реализации поставленных задач необходимо учитывать:

- ограниченный жизненный опыт школьников,

- недостаточность общего развития,

- своеобразие их речевой деятельности,

- уровень эстетической и читательской культуры учащихся.

Коррекционная направленность всей педагогической работы по изучению в школе произведений литературы:

- использование слуховых образов,

- максимальное развитие речи учащихся,

- воспитание максимальной активности,

- развитие эмоциональной восприимчивости школьников и их эстетической культуры.

Содержание программы по литературе.

Разделы программы.

В состав чтения включаются произведения из разных разделов программы:

1) фольклор,

2) рус­ская классическая,

3) современная,

4) зарубежная литература.

Основное содержаниелитературного курса для глухих составляет русская классическая и современная литература.

Но решениезадач морально-эстетическогопредполагает знакомство с некоторыми выдающимися произведениями мировой литературы (ближнего и дальнего Зарубежья).

Ныне действующая программа построена по принципу развивающего обучения,которое гласит: «Обучение должно идти несколько впереди развития учащихся».

Уроки литературы должны формировать читательские вкусы и направлять развитие литературных интересов.

Для чтения и изучения учащимся предлагаются высокие в идейно-художественном отношениипроизведения, которые имеют общечеловеческое и историко-литературное значение.

Учащиеся читают разные по жанру и стилю произведения, которые характерны для творчества того или иного писателя.

Новая программа по литературе является более усложненной и насыщенной.

В ней для учащихся предлагаются сложные и объемные произведения.

Расширен список произведений для классного и внеклассного чтения.

II ступень — (10 – 11 классы).

Этапы литературного образования в школе определены в соответствии со структурой школы и психолого-возрастными особенностями учащихся.

Между ступенями литературного образования существует преемственность.

Этапылитературного образования находятся в органическом единстве: предыдущий становится основой для последующего, поэтому в целях обеспе­чения непрерывности процесса учителям-словесникам необходимо координи­ровать свои действия.

3. Характеристика программы.

Межпредметные связи в программе литературы

Обязательный минимум содержания основного общего образования является гарантом сохранения единого образовательного пространства на территории Российской Федерации.

На основе «Обязательного минимума» (гос. Стандарта) разрабатываются варианты программ для различных типов образовательных учреждений.

Существуют программы по литературе:

- «Литература: 5-11 классы» (под ред. Т.Ф. Курдюмовой);

- «Литература: 5-11 классы» (под ред. А.Г. Кутузова);

- «Литература: 5-11 классы» (Г.И. Беленький, Ю.И. Лысый и др.);

- «Литература: 5-11 классы. Для углубленного изучения курса»

(под ред. М.Б. Ладыгина).

В нашей школе сурдопедагоги-словесники работают по программе, которую составили Осадчая А.М., Кириченко И.И., Трубченко Л.П. Программа утверждена Зыковой Т.С.

В программеотражено:

1)содержание литературного образования;

2) система знаний и умений;

3) распределение материала по классам;

4) межпредметные связи.

Компоненты содержания литературного образования в школе:

  1. Освоение круга знаний русской и зарубежной литературы.
  2. Система специфических знаний по литературе:

а) знаниетекстов художественных произведений;

б) теоретико-литературные знания;

в) историко-литературные знания.

3. Система читательской деятельности: базовые читательские умения при работе с

художественным текстом.

4.Формирование эмоционально-ценностного отношения к миру и человеку в процессе литературного образования.

Итак, изучение литературы начинается в 7 классе.

В литературном образовании выделяются 2 ступени:

7 – 9 классы – начальный курслитературы;

10 – 11 классы –началосистематического курса на историко-литературной основе.

Звено 7 – 9 классы.

Специфика читательского восприятия учеников 7 -9 классов заключается в

«наивно-реалистическом» чтении, однозначности и категоричности в оценке событий и героев литературных произведений.

Школьники проявляют интерес к остросюжетным произведениям литературы, которые вызывают, прежде всего, эмоциональный отклик юных читателей.

В связи с этим целью литературного образования в этом звене является преодоление «наивного реализма» читателя-школьника, т.е. освоение им особого «языка» искусства слова.

Необходимо научить учащихся постигать сложность и противоречивость характеров героев и мотивов их поступков: определять авторскую позицию.

Основной круг чтения учащихся 7-9 классов составляет отечественная литература.

Предпочтение отдается произведениям, в которых ставятся вопросы отношения человека к природе, взаимоотношений в семье, любви, дружбы, нравственного выбора, долга, чести, совести, добра, патриотизма, социальной справедливости.

Звено 10 -11 классы.

Специфической чертой личностишкольника 10-11 классов является рост са­мосознания.

Уучащихся этого возраста растет интерес к познанию внутреннего мирачеловека, самопознанию и внимание к нравственным и пси­хологическим проблемам. В этом звене следует учить высказывать собственную точку зрения при оценке художественного произведения.

Предпочтительнее в этот период организовывать самостоятельную работу учащихся в выполнении более сложных задач:

- обнаружить проявление авторской позиции в портрете героев, их речи и поступках, в используемых писателем изобразительно-выразительных средствах;

- мотивировать поступки литературных героев;

- формулировать тему, проблему и идею произведения;

- определять жанры художественных произведений, относящихся к различным литературным родам;

- соотносить содержание произведения литературы с действительностью и аргументировать свое отношение к концепции автора.

Учитывая возрастные интересы и возможности, учащимся 10-11 классов следует отбирать художест­венные произведения, в которых раскрывается:

- процесс духовного становления личности;

- ставятся проблемы гуманности, доброты, справедливости, чести и долга;

- утверждаются идеи свободы и независимости Родины.

В целом на этих этапах литературного образования в школе учащиеся осваивают литературу в движении: от фольклора до художественной литературы XX в.

На 1 –ой ступени учащиеся знакомятся с отдельными произведениями писателя.

Получают первоначальные представления о специфике этих произведений.

Учатся читать, понимать и разбираться в прочитанном.

В 7 и 8 классахпрограмма знакомит с произведениями устного народного творчества: сказками, пословицами, поговорками, загадками, былинами. Учащиеся читают и узнают о баснях, их специфике, стихотворения о природе, рассказы и повести героического и бытового содержания.

В 9 классепредусматриваются более сложные и объемные произведения, которые предполагают хронологический порядок чтения. Для осмысления этих произведений нужны широкие комментарии биографического и историко-бытового характера.

В этих классах углубляется понятие о специфике художественной литературы. Ученики получают понятие о том, что художественно е произведение связано с жизнью, с конкретными историческими событиями, что эти произведения отражают жизнь людей различных эпох и периодов.

Ступень.

На завершающем IV этапе литературного образования целесообразно выстраивать

курс (программу)на историко-литературной основе, придерживаясь концентрической или линейно-хронологической структуры, (в зависимости от выбранной программы по литературе).

В 10 – 11 классахучащиеся знакомятся с памятниками древнерусской литературы; литературой 18 века – с произведениями М.В.Ломоносова, Г.Р. Державина, Д.И.Фонвизина, А.Н. Радищева; с русской литературой 1-ой половины 19 века – творчеством В.А. Жуковского, К.Ф. Рылеева, А.С. Грибоедова. Изучают биографии и творческое наследие А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова.

Наряду с этим включается и литература 20 века.

Учитывая, что глухие, окончив 11 класс, не все продолжают учиться, чтобы получить среднее образование, и их литературное образование ограничивается школьным курсом, в программе предусмотрено знакомство с творческим наследием и биографиями русских художников слова 19 – 20 веков.

Школьная программа по литературе предусматривает формирование системы знаний, необходимых учащимся для изучения литературного произведения.

Эта система должна включать в себя знания:

1.О жизни и творчестве писателя.

2.Об эпохе написания и эпохе отраженной в произведении.

3.О специфике литературного произведения, его композиции, средст­вах

художественной и языковой выразительности.

4. О различных видах искусства.

5. О человеческих чувствах, взаимоотношениях, характерах.

Данные группы знаний учащиеся получают как на уроках, так и во вне­классное время. Кроме знаний, учащиеся должны овладеть рядом умений,необходимых дня работы с литературным произведением. Это:

1) историко-литературные;

2) логические;

3) умения эмоционально-эстетического сопереживания;

4) литературоведческие умения;
5) речевые умения.

Историко-литературные умения способствуют правильному осмысле­нию происходящих событий, пониманию мировоззрения литературных ге­роев и автора,

Логические умения необходимыдля анализа отдельных эпизодов и произведений в целом, а так же для умения делать обобщение по теме ипроблематикепроизведения; помогают осмыслить сюжет, систему образов, композицию произведения.

Умения эмоционально-эстетического сопереживания позволяют уча­щимся не только понять духовный мир литературных героев, но и осмыс­лить собственные чувства.

Литературоведческие умения заключаются в овладении элементами теории литературы и позволяют глубже осмыслить литературные произве­дения.

Речевые умения проявляются в устных и письменных высказываниях по поводу прочитанного, в правильном употребленииобщественно- исто­рической и морально- этической лексики, в использовании выразительных средств.

Система занятий по литературе предполагает:

1) проведение уроков классного чтения;

2) проведение уроков внеклассного чтения;

3)проведение уроков развития речи;

4)ознакомление с произведениями искусства – живописи, кино, театра.

Литературное развитие осуществляется и путем внеклассного чтения,

систематического и дополнительного, и обязательного контролируемого учителем, а также свободного чтения.

В связи с этим в программе («Литература. 1 – 11 классы». Составители: В.Г. Горецкий, Т.Ф. Курдюмова, В.Я. Коровина.М., «Просвещение»,1997 г.) выделяются

3 списка литературы:

1. произведения «Для чтения и изучения» - для классного чтения, которые читаются и изучаются всеми учениками в обязательном порядке;

2. произведения «Для чтения и обсуждения» - для дополнительного, но обязательного внеклассного чтения;

3. произведения «Для самостоятельного чтения» - для свободного чтения, индивидуального выбора.

Для руководства внеклассным чтением в программе предусматривается определенное количество часов. В нашей школьной программе, которую составили Осадчая А.М., Кириченко И.И., Трубченко Л.П., утвержденной Зыковой Т.С. на уроки внеклассного чтения выделяется 17 часов в год (1 час в 2 недели).

Уроки литературы неразрывно связаны с уроками развития речи, поэтому в программе отведены часы на развитие речи, в связи с изучаемыми произведениями.

На материале прочитанного планируются:

- сочинения, изложения,

- пересказы в разной форме,

- характеристики литературных героев,

- отзывы о прочитанном,

- задания творчески-грамматического характера.

Особенностью программы по литературе является не только определе­ние знаний и умений, но и межпредметных связей.

Уроки литературы связаны с уроками истории, русского языка, ИЗО.

В идейном и эстетическом воспитании большое значение придается ознакомлению школьников на уроках и внеклассных занятиях по литературе с выдающимися произведениями искусства.

Поэтому в планах должны устанавливаться межпредметные связи уроков литературы, развития речи и искусства. Учащимся демонстрируют произведения живописи, организуются просмотры фильмов спектаклей на сюжеты литературных произведений с последующим написанием сочинений.

С нарушениями слуха

Особенности глухих и слабослышащих учащихся как читателей отразили в своих работах сурдопедагоги:

Н.Г. Морозова, А.Ф. Понгильская - о трудностях овладения литературным материалом;

Л.А. Головчиц, Е.А. Горбунова, В.В. Егоров, Э.И. Пущин, В.М. Болдырева - особенности понимания характера литературного героя.

Особенности восприятия литературных произведений школьниками с нарушением слуха заключаются в следующем:

1. Длительная задержка знакомства с детской литературой.

2. Зависимостьобъема и тематики чтения от речевого развития.

3. Крайне малый объем чтения лирических произведений, недостаточное знание поэзии.

4. Незначительный интерес к произведениям исторической тематики, к зарубежной литературе.

5. Отсутствие интереса к научно – популярной литературе, книгам об искусстве.

Недостаточно высокая читательская культура детей с нарушением слу­ха проявляется в том, что основными мотивами чтения являются познава­тельный и компенсаторный, в то время, как важны и другие мотивы: эмо­циональный, эстетический, воспитательский.

Многочисленные исследования (Н.Г. Морозова, Е.А Гор­бунова, М.И. Никитина) показывают, что читательские интересы школьников необходимо формировать, как на уроках чтения, литературы, так и во внеучебной дея­тельности.

Самостоятельноглухие и слабослышащие не могут ориентиро­ваться в мире книг, не умеют работать в библиотеке, чтобы найти опреде­ленную книгу.

Дети с нарушением слуха отстают от слышащих сверстников и в ос­мыслении литературного произведения как единого целого, и в понимании отдельных компонентов произведения. Они наивно – реалистически вос­принимают литературное произведение, отождествляя события с реальной жизнью.

Дети тяготеют к дословным пересказам прочитанной части, не могут выделить наиболее существенные эпизоды.

Учащиеся 7 – 8 классов слабо понимают историческую основу произведения, не могут понять, что литературный герой ведет себя так, потому что по – другому в то время поступить было нельзя.

Дети с нарушением слуха способны к эмоциональному восприятию прочитанного, откликаются на поступки персонажей, но словесное выражение чувств крайне бедное.

Учащиеся 9-11 классов могут почувствовать юмор повествования, от­метить языковые особенности, но только с помощью учителя могут объ­яснить, зачем использует их автор в произведении.

Наблюдается прямопропорционалъная зависимость между уровнем развития речи и уровнем понимания художественного произведения, уров­нем развития эмоционально – волевой сферы, житейского опыта.

Отрицательно сказываются на постижении учащимися художественно­го произведения ошибки в практике преподавания литературы.

1. Учителя при изучении произведений основное внимание обращают на разъяснение смысла произведения, характеров героев и проблематики произведения в целом и мало внимания уделяют ре­шению эмоциональных и эстетических задач.

2.Схематизм и однообразие методов (чтение, беседа, пересказ), которые организуют лишь репродуктивную деятельность школьников, что снижает их интерес к изучаемому материалу.

3. Низкий уровень самостоятельности учащихся при изучении произведений.

4. Отсутствие внимания к формированию у школьников читательских умений, которые позволяют воспринимать произведение в единстве всех его компонентов (содержательного, идейно-смыслового, эмоционально-эстетического).

5. Недостаточная работа педагогов над развитием связной литературной речи учащихся; преобладание на уроке разговорно – обиходной речи, т.е. использование неполных предложений и отдельных реплик.

6. Формальное использование в специальной школе методов изучения литературных произведений, применяемых в массовой школе.

7. «Соскальзывание» на методику чтения, применяемую в 1 – 6-х классах
школе не способствует восприятию произведения в единстве всех
его компонентов (содержательного, идейно- смыслового, эмоционально- эстетического).

Учитывая все, выше сказанное, ставятся задачи преподавания литера­туры.

Целостность,

Проблемность,

Исторический комментарий

Глухие и слабо слышащие школьники плохо ориентируются в историче­ском прошлом, не видят особенностей исторического периода, поэтому часто не понимают мотивы поступков героев, особенности реплик.

Можно выделить 4 вида исторического комментария:

1) комментарии к произведениям с конкретными историческим событиям.

Например: «Бородино» Данный комментарий должен Следующим требованиям: быть исторически верным, наглядным, образным, должен опираться на прежние знания учащихся и обязательно должен обогащать словарный запас.

2) Комментарий к произведениям с изображением определенной истори­ческой эпохи. Например, «Муму» И.С. Тургенева, «Евгений Онегин» А.С. Пушкин и т.д. Необходимо отобрать наиболее яркие события, отражаю­щие данную эпоху, и которые помогут учащимся лучше представить си­туацию, описанную в произведениях.

3) Комментарий, сочетающий комментарий а) и б), например «Молодая гвардия» А. Фадеева.

4) комментарии по эпохе создания произведения и эпохе отраженной в произведении, связи с определенными идеями. Например, стихотворение М.Ю. Лермонтова «Белеет парус одинокий» и произведение В. Катаева, революционные события.

Проблемный.

Проблемно-тематический,

По сюжетным линиям,

Проблемный.

Не все они применимы для специальной школы.

1. Возрастные особенности глухих и слабослышащих учащихся, трудности освоения ими художественных произведений обуславливают ис­пользование в 7—8-х классах наиболее простого пути анали­за — «вслед за автором». Такой анализ дает возможность вос­произвести весь текст произведения по главам и частям, внести уточнения и исправления в имеющиеся у школьников представ­ления и уже на знакомом материале проанализировать каждую часть, т. е. выделитьтему, проблемупроизведения, раскрытьхарактеры персонажей,образовательно-воспитательнуюиэмо­ционально-эстетическуюценность данной главы и всего произ­ведения в целом.

Таким образом, ученики сначала выясняют содержательную сторону прочитанного отрывка произведения, анализируют его и делают первые обобщающие заключения. По мере дальнейшего чтения и анализа последующих глав и раз­делов возможности обобщения увеличиваются. По завершении чтения и разбора всех частей произведения учитель помогает школьникам суммировать их прежние наблюдения, сделать выводы и подводит учащихся к завершающему обобщенному суждению обо всех проблемах, поставленных автором, о характерах основных действующих лиц, о ценности произведения, о мировоззренческой и эстетической концепции автора. Иными словами, анализ осуществляется в процессе чтения и разбора глав произведения, а на завершающих уроках синтезируются знания учащихся и формулируется обобщенный вывод о значимости и ценности произведения.

Как было отмечено раньше, аналитическая работа должна проводиться на базе хорошего знания текста произведения.

В отличие от массовой школы в школе для слабослышащих на работу, связанную с усвоением содержания художественного произведения, отводится специальное время.

В процессе работы над содержанием отдельных глав про­изведения рекомендуется использовать такие методы и приемы, как:

- чтениеотрывков и эпизодов,

- беседы(по содержанию и аналитического характера)с выборочным чтением,

- составление планов(картинных, устных, письменных, цитатных, простых и сложных),

- устное рисованиепортретов героев и отдельных сцен,

- просмотр и описаниеиллюстраций и репродукций,

- пересказ прочитанного(полный, подробный или сжатый, с лексико-грамматическими заданиями или элементами анализа).

Учащиеся должны научиться анализировать отдельные эпизоды и обобщать свои наблюдения и впечатления (в приведенном выше плане это уроки 3, 6, 8-й).

На уроках, посвященных непосредственно анализуотдельных эпизодов используются:

- аналитические беседы с выборочным чтением,

- сопоставлениеописаний, ситуаций,

- составление рассказово персонажах,

- выборочные пересказы,

- обобщающие беседы.

План изучения сказки-были М. Пришвина «Кладовая солн­ца» {8-й класс) можно представить в виде серии уроков, на каждом из которых усвоение содержания главы и ее анализ тесно связаны между собой. Причем в зависимости от сложно­сти текста на одном уроке рассматривается одна или несколько глав.

1-й урок. М. Пришвин и его книги. Чтение и анализ 1-й и 2-й частей («И какие это были умненькие детиш­ки!»).

2-й урок. Чтение и анализ 3-й части («Дети в лесу»).

3-й урок. Чтение и анализ 4-й части («Правда Антипыча»).

4-й урок. Чтение и анализ 5-й и 6-й частей («Тропа Митраши»).

5-й урок. Чтение и анализ 7-й и 8-й частей («Тропа Насти»).

6-й урок. Чтение и анализ 9-й и 10-й частей («Спасение Митраши»).

7-й урок. Обобщение по всему произведению.

При необходимости читать и анализировать на уроке несколько частей или главпроизведения педагог должен сам определить объем анализа каждой главы.

Методика предлагает такие возможности:

1. обзорный анализ,

2. выборочно-направленный анализ,

3. подробный (детальный) анализ.

Обзорный анализ применим к главам, не имеющим особого значения враскрытии проблематики проблематики произведения.

Педагог рассматривает круг вопросов по той или иной главе, не обращаясь к деталям художественного текста. Такой анализ можно использовать и в конце изучения произведения, когда нужно подвести итог всей работы, сделать выводы на основании изученного текста.

Выборочно-направленный анализ дает возможность проанализировать текст нескольку глав под каким-то одним углом зрения, выделив определенную тему.

Детальный анализ используется в работе с центральными, так называемыми опорными, главами произведения, несущими основную идейно-тематическую и художественно-композиционную нагрузку.

Этот вид анализа позволяет полно и глубоко проанализировать отдельные эпизоды и всю главу в целом в единстве всех ее компонентов.

Так, например, в приведенном выше плане изучения «Кладовой солнца»

- на 1-м уроке используется выборочно-направлен­ный анализ,

- на 2-м и 3-м уроках — детальный,

- на 4-ом, 5-ом и6-м уро­ках - выборочно-направленный,

- на 7-м уроке – обзорный анализ.

К 9-му классу глухие и слабослышащие ученики должны уметь само­стоятельно выделять «опорные» эпизоды, анализировать их и группировать вокруг определенной темы.

2. Возросшие интеллектуальные и речевые возможности учащихся позволяют использовать проблемно-тематический анализ.

Применяется в старших 9 – 11 классах. Педагог намечает темы, которые будут рассматриваться на уроках. Для анализа каждой темы выбираются соответствующие главы. Педагог намечает, какие эпизоды будут рассматриваться на уроке.

После чтения каждого эпизода уточняется его смысловое содер­жание, эмоциональная и эстетическая выразительность, идейная направленность. После анализа всех эпизодов формулируется вывод по проблеме.

Использование проблемно-тематического анализа позволяет охватить сразу несколько глав произведения, объединенных од­ной темой. Задача педагога – выбрать литературно-методиче­скую концепцию анализа, что определит весь дальнейший ход работы над текстом.

Например,

при работе с рассказом «Кавказский пленник» Л. Толстого (7 класс) учитель ставит своей целью доказать, что автор не случайно назвал свое произведение «Кавказский пленник», хотя речь в нем идет о двух персонажах — Жилине и Костылине. Связанные с ними части рассказа рассматриваются в сопоставительном плане: как ведут себя оба героя, как проявляют свой характер в разных обстоятельствах.

3. В школе для глухих и слабослышащих можно использовать также анализ по сюжетным линиям, позволяющий раскрыть взаимоот­ношения между персонажами, а через них и характер самого героя, позволяющий понять основной замысел произведения.

Возможность использования данного пути анализа зависит от специфики самого произведения и от степени подготовленности учащихся к подобной работе.

Например, при анализе рассказа «Теплый хлеб» использовать анализ по сюжетным линиям невоз­можно, так как там одна сюжетная линия {партизаны — бело­гвардейцы), а при анализе «Муму» это необходимо, так как главный-герой раскрывается во .взаимоотношениях с другими персонажами (Герасим — барыня, Герасим — дворовые, Гера­сим — Татьяна, Герасим — Муму). Только проанализировав эти взаимоотношения, можно увидеть в Герасиме цельность на­туры, духовную силу и красоту.

Подобный путь анализа можно выбрать при работе с рассказом М. Шолохова «Нахаленок», повестью А. Пушкина «Капитанская дочка» и дру­гими.

4. Применяемый в массовой школе проблемный анализ пред­полагает выделение и обсуждение ряда проблем художественно­го произведения. Такой анализ возможно проводить только в хорошо подготовленных старших классах массовой школы, где учащиеся владеют операциями обобщения, сравнения, конкретизации и отвлечения. Проблемный анализ требует высокоразвитой связной речи, умения выступать с доказательным суждением, развернутым высказыванием оценочного характера. Та-ких возможностей даже у слабослышащих выпускного класса нет. Кроме того, школьники с нарушениями слуха испытывают трудности в оперировании материалом всего произведения, а без этого проблемный анализ невозможен. Поэтому проблемный анализ в специальной школе в чистом виде не применяется. Возможно лишь использование отдельных его элементов на завершающих уроках по анализу произведения — обсуждение (как итог всей работы) проблемно-познавательных задач.

Например:

- «Почему герой рассказа стал играть в «чику»? Как относится к этой игре Вадик и рассказчик?» (рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского»);

- «Как повлияла на жизнь и дальнейшую судьбу Васи дружба с «детьми подземелья»?» (повесть В. Коро­ленко «Дети подземелья»).

Выбирая тот или иной путь анализа художественного произ­ведения, педагог должен исходить:

- из особенностей изучаемого произведения,

- специфики жанра,

- особенностей читательского восприятия учащихся конкретного класса

- собственного за­мысла по раскрытию идейно-художественного богатства произ­ведения.

Таким образом, проанализировать произведение литерату­ры – это значит:

-выяснить его идейно-смысловое содержание, раскрывающееся в системе художественных образов,

- сформули­ровать тему и идею произведения,

- определить его общественно-политическое звучание в момент создания и его воспитательное значение для современников,

- выявить художественное своеобра­зие пр

Наши рекомендации