Итоговое количество баллов – 7.

Указание на происхождение от глаголов - до 5 баллов в зависимости от полноты ответа.

Указание на словообразовательный суффикс - 2 б.

Курс по подготовке одаренных детей к олимпиаде по литературе «Теория и практика анализа художественного текста»

Программа составлена на основе государственных общеобразовательных программ, программ элективных курсов «Основы поэтики. Теория и практика анализа художественного текста» автора-составителя Зининой Е. А., «Слово, образ, смысл. Филологический анализ литературного произведения» авторов Чертова В.Ф., Виноградовой Е.М., Яблокова Е.А., Антиповой А.М. для учащихся 10-11 классов профильного обучения.

Количество часов: 72 ч. (с учетом, что занятия проводятся по 30 минут).

Данная индивидуальная образовательная программа, составленная для подготовки учащихся 9-11 классов класса к участию в олимпиадах по литературе, позволяет помочь овладеть умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы, совершенствовать навыки интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний на художественном материале русской литературы. Система занятий, основанная на работе с подлинными произведениями искусства, призвана углубить представления учащихся о литературоведении как науке, научить осознавать неотделимость формы и содержания, тонко чувствовать нюансы литературного произведения, сформировать умения интерпретировать его и строить речевое высказывание в устной и письменной форме. В ходе литературоведческого исследования учащиеся должны научиться выделять средства выразительности художественной речи и определять их роль в воплощении авторского замысла, в решении идейной и эстетической задачи автора.

В процессе реализации данной программы учащиеся овладеют умениями воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания, определять выразительную функцию слова, его полисемантизм, осмысливать образы и картины мира, созданные художниками слова.

В результате изучения курса обучающиеся должны

· знать историю создания предложенных произведений, их место в творчестве авторов; основные признаки художественного текста и принципы его организации;

· вычленять художественные средства выразительности языка и понимать их роль в художественном произведении;

· уметь создавать собственные речевые высказывания в устной и письменной форме, содержащие литературоведческий разбор художественных текстов;

· владеть культурой устной и письменной речи, навыками научного исследования.

В соответствии с этим

1. образовательные проблемы: формирование и развитие творческого потенциала обучающихся.

2. Образовательные цели:

· формирование культуры речевой деятельности, высокого уровня владения речевыми действиями и умениями в устной и письменной форме;

· развитие интереса к исследовательской и творческой деятельности, интеллектуальных способностей;

· подготовка к участию в городских и областных олимпиадах по литературе.

Календарно-тематический план курса

«Теория и практика анализа художественного текста»

№ п/п Раздел. Тема урока Кол-во часов Дата Коррекция
  I Введение 3 ч    
Вопрос о назначении искусства. Художественное произведение как художественный объект.      
2-3 Поэтика как одна из старейших дисциплин литературоведения. Природа искусства как исходная категория поэтики.      
  II Виды анализа художественного произведения    
4-5 Роды литературы. Проза и поэзия. Основы стиховедения.      
6-7 Художественный стиль. Индивидуальный стиль автора      
8-9 Анализ художественного текста по концентрической схеме.      
10-11 Анализ художественного текста по линейной схеме.      
  III Особенности художественного текста 19ч    
Литературное произведение как образ. Единство художественной формы и художественного содержания.      
13-14 Структурная организация художественного текста. Композиция как одно из средств данной организации.      
15-16 Автор в художественном произведении. Способы выражения авторской позиции в художественном произведении.      
Идейное содержание и пафос произведения.      
18-19 Герменевтика. Интерпретация художественного текста      
20-21 Композиция фабулы и сюжета.      
Внефабульные и внесюжетные элементы литературного произведения.      
23-24 Лирические, публицистические, философские отступления.      
Паратекстовые элементы художественного произведения.      
Сильные позиции художественного текста.      
Хронотоп. Образ пространства в художественном произведении.      
Хронотоп. Образ времени в художественном произведении.      
29-30 Роль конфликта в литературном произведении.      
  IV Образ события    
Фабула как метафора бытия.      
Построение событийного ряда произведения.      
Лейтмотивы в событийной структуре произведения.      
34-35 Лирический сюжет.      
  V Средства создания художественного образа      
36-37 Художественный образ как способ освоения и преобразования действительности 12ч    
38-39 Образ человека в литературе и аспекты его анализа      
40-41 Пейзаж и его функции в произведении      
42-43 Функция портрета в художественном произведении      
44-45 Художественная деталь и её роль в структуре произведения. Символ, его полисемантизм. Смысл названия.      
46-47 Речевая характеристика героя.      
  VI Эпизод в произведении    
Эпизод и его место в фабуле произведения.      
Эпизод как единство признаков времени и пространства      
«Точка зрения» в эпизоде.      
  VII Средства выразительности в языке 10ч    
51-53 Тропы      
54-56 Стилистические фигуры в художественной речи      
57-58 Словообразовательные и грамматические ресурсы художественной выразительности в тексте      
59-60 Лингво-поэтический анализ текста. (Практическое занятие)      
  VIII Анализ художественного текста. Практикум 12 ч    
61-62 Анализ произведения малой эпической формы по концентрической схеме      
63-64 Анализ лирического произведения по линейной схеме      
65-66 Комплексный анализ эпизода художественного текста романной формы.      
67-68 Комплексный анализ эпизода драматического произведения      
69-70 Итоговая самостоятельная работа учащегося      
71-72 Анализ самостоятельных работ учащихся      


Содержание программы курса

«Теория и практика анализа художественного текста»

I Введение

I.1 Природа искусства, вдохновение, тайна творчества; соотношение творения с художественным замыслом, образ музы как символа «непрямых отношений творца и творения»; творчество как сплав осознанного и непреднамеренного, законы гармонии и логики, ведущие автора в процессе воплощения замысла. Сверхзадача искусства, пророческая и проповедническая миссия русской литературы; три аспекта творчества: эстетический, познавательный и миросозерцательный; судьба художника, призванного к высокому служению, отношения художника с обществом, «толпой», «вечные» проблемы искусства. Три главных аспекта: эстетический, познавательный и миросозерцательный как один из ведущих планов в творчестве художника. Художественное произведение как этическая программа, отражающая авторские ценностные ориентиры, и как эстетический объект, представляющий собой сообщение на особом языке, взаимосвязь эстетических знаков. Внутренняя организация и художественная целостность литературного произведения. Главное условие постижения произведения – наличие диалога между читателем и писателем. Зависимость автора от читателя, необходимость повышения читательской культуры.

I.2-3 Поэтика, её виды: историческая, частная, общая; поэтика литературного течения, поэтика жанра, поэтика конкретного произведения, поэтика творчества писателя. Литературоведение как наука, дающая представление о происхождении искусства слова, его сущности и закономерностях развития, как комплекс отраслей науки о литературе: теория литературы, история литературы, текстология, источниковедение, библиография и др.

Наши рекомендации