Олимпиада по литературе проводится отдельно для 8-9-х, 10-х и 11-х классов.

При составлении олимпиадных заданий по литературе используются два вида:

Первый вариант - комплексный анализ художественного текста;

Второй вариант - интерпретация поэтического текста.

Составитель заданий для олимпиады имеет право выбрать один из видов анализа текста (как правило, чаще всего выбирается прозаический текст).

Глава IV. Роль учителя при подготовке учащихся к олимпиаде по русскому языку и литературе.

К сожалению, невозможно за короткий период обучить всем приёмам решения лингвистических задач и заданий «олимпийского уровня», невозможно увеличить словарный запас ученика, растолковать ему все слова и фразеологизмы, которые могут ему встретиться в заданиях олимпиады, знать и владеть всеми персоналиями по литературе. Нельзя рассказать все занимательные истории о происхождении слов – для этого существуют словари. Многое зависит от эрудиции ученика, его культурного уровня. Но помочь учащемуся найти нужную литературу, объяснить темы, вызывающие затруднения, организовать работу по подготовке, потренировать его – это вполне реально, в этом и видит учитель свою роль.

Глава V. Курс по подготовке одаренных учащихся к олимпиаде по русскому языку и литературе.

Траектория подготовки к олимпиадам

Система подготовки участников олимпиад:

· базовая школьная подготовка по предмету;

· подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, курсы по выбору);

· самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);

· целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством педагога, имеющего опыт участия в олимпиадном движении).

Подготовка школьников к олимпиадам.

Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает.

· подготовка к олимпиаде должна быть систематической, начиная с начала учебного года;

· курсы по выбору целесообразнее использовать не для обсуждения вопросов теории, а для развития творческих способностей детей;

· индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого учащегося, отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от практики до творчества;

· использование диагностического инструмента (например, интеллектуальные соревнования по каждому разделу программы по предмету);

· уделить внимание совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач;

· использовать учителю все имеющиеся в его распоряжении возможности: мысленный эксперимент, уроки - практикумы, эксперимент в школьном кабинете и т.д.

1. Выявляем наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников через:

· наблюдения в ходе уроков;

· организацию исследовательской, кружковой работы и проведение других внеклассных мероприятий по предметам;

· оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам.

2.Создаём творческую группу, команду школьников, готовящихся к олимпиадам, которая позволяет:

· реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников;

· уменьшить нагрузку учителя, так как часть работы по подготовке младших могут взять на себя старшие (обучая других, они будут совершенствовать и свои знания).

3.Планируем работу.

· при планировании работы с группой школьников избегаем формализма и излишней заорганизованности;

· оптимально выстраиваем индивидуальные образовательные траектории для каждого участника (свободный выбор типа заданий, разделов предмета для изучения, используемых пособий);

· предусматриваем возможность отдыха, релаксации;

· основной формой работы на занятиях - различные формы индивидуальной и парной работы.

4.Расширяем кругозор:

· читаем книги, журналы

· работаем в Интернете

· общаемся дистанционно

· участвуем в интенсивных школах и т.д.

5. Работаем руками.

· Развиваем умения непосредственно работать с инструментами, веществами, реактивами, приборами и т. д.

6.И не останавливаемся.

План мероприятий при подготовке учащихся к олимпиадам

Планируемое мероприятие Срок Ответственный Планируемый результат
1 Первичное анкетирование учащихся на выявление их общей и предметной одаренности май учебного года, начало нового учебного года педагог-психолог Карта одаренности на каждого ребенка
2 Разработка программы по работе с одаренными детьми при подготовке к олимпиадам август учителя-предметники, зам.директора по УВР Проект программы
3 Формирование нормативно-правовой базы учреждения по работе с одаренными детьми май-сентябрь заместитель директора по УВР, директор школы · Приказ об утверждении рабочей группы по работе с одаренными детьми · Приказ об утверждении программы · Приказ об утверждении курсов по выбору и факультативов · Положение о стимулирующих надбавках педагогов в рамках НСОТ · Положение об индивидуальных образовательных программах одаренных учащихся · Положение о проведении школьных олимпиад
4 Утверждение расписания курсов по выбору и факультативов, нацеленных на развитие интеллектуальных способностей учащихся, на 2012-2013 учебный год сентябрь Заместитель директора по УВР, директор школы Утвержденное расписание занятий курсов по выбору и факультативов (Факультатив «Подготовка к олимпиадам по математике» - Никитин Н.С.)
5 Формирование индивидуальных образовательных программ (ИОП) учащихся по предметам сентябрь Руководитель ШМО учителей-предметников, заместитель директора по УВР, учителя-предметники Индивидуальные образовательные программы (ИОП) на каждого одаренного ребенка имеются у каждого педагога
6 Проведение школьных олимпиад в рамках предметных недель, брейн-рингов и т.д. в течение года согласно плану работы ОУ Руководитель ШМО учителей-предметников, заместитель директора по УВР, учителя-предметники Участие детей в данных мероприятиях – 90-100%
7 Организация участия одаренных детей в школьном и районном этапах Всероссийской олимпиады школьников согласно плану работы ОУ Заместитель директора по УВР, учителя-предметники Участие детей в мероприятии – не менее 9%
8 Создание системы дистанционного участия детей в предметных олимпиадах http://www.farosta.ru/ дистанционные олимпиады «Фактор роста», http://www.unikru.ru/ мир конкурсов от Уникум и др. в течение года Заместитель директора по УВР, учителя-предметники, учитель информатики сертификаты участников, дипломы
9 Организация научно-поисковой работы учащихся посредством сети Интернет в течение года Заместитель директора по УВР, учителя-предметники, учитель информатики График работы компьютерного кабинета
10 Развитие логического и интеллектуального мышления учащихся через чтение интернет-журналов научной и учебной направленности (Интернет-журнал «Эйдос» - http://www.eidos.ru/olymp/index.htm , интернет-журнал для младших школьников «Опять» - http://irc43.ru/internet-zhurnal-dlya-mladshikh-shkolnikov-qopyatq.html) в течение года Школьный библиотекарь, учитель информатики Читают интернет-журнал – 24%

Условия успешной работы с одаренными учащимися:

— Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

— Создание и постоянное совершенствование методической системы и предметных подсистем работы с одаренными детьми.

— Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.

— Постоянная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью снижения учебной и психологической перегрузки учащихся.

Курс «Подготовка одаренных детей к олимпиадам по русскому языку»

Цельнастоящего курса: подготовка учащихся к олимпиаде по русскому языку.

Задачи:

· подготовить ребят к различным видам заданий, дать рекомендации по работе над ними;

· сориентировать учащихся в темах предлагаемых заданий;

· научить пользоваться справочной литературой и словарями;

· потренировать в решении наиболее часто встречающихся лингвистических задач.

В настоящем курсе, кроме традиционных разделов, изучаемых в основном курсе русского языка, которые даются более углублённо, предлагаются занятия по социолингвистике, истории языка, сравнительному языкознанию. Орфография не выделена в отдельную тему, работа над ней осуществляется попутно.

Формы работы:индивидуальная, групповая (в малых группах), самостоятельная, практические занятия тренировочного характера.

Методы работы:поисковый, проблемный, исследовательский, творческий.

Контрольно-измерительные материалы:олимпиадные задания, тесты, тексты для различных видов разбора, творческие задания, презентации.

В результате прохождения данного курса учащиеся должны:

· знать различные виды олимпиадных заданий (тестовые, творческие, вопросы, требующие письменного ответа, и др.);

· знать различные виды анализа языковых единиц;

· уметь нестандартно подходить к решению лингвистических задач;

· уметь пользоваться словарями различных видов и справочной литературой по русскому языку.

Курс рассчитан на 34 часа, предназначен для учащихся 9-11 классов (с учетом, что занятия проводятся по 60 минут) .

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п Тема занятия Количество часов
всего теория практика
Введение. Разные виды олимпиадных заданий  
История языка
Графика. Фонетика. Фонетические явления
Орфоэпия
Лексикология
Фразеология
Этимология
Морфемика и словообразование
Морфология. Части речи, их основные грамматические категории
Синтаксис и пунктуация
Стилистика и культура речи
Социолингвистика
Сравнительное языкознание
Различные виды анализа текста
  Всего


Подготовка учащихся к олимпиаде по русскому языку

Тематическое планирование

№ п/п Название раздела, темы К-во часов Основные вопросы, рассматриваемые на занятии Формы и приёмы работы
Введение. Разные виды олимпиадных заданий Творческие работы. Тестовые задания. Вопросы, требующие письменного ответа. Лингвистические задачи. Рекомендации по их выполнению Лекция с элементами беседы, выполнение заданий
История языка Изменения, происходящие в языке. Алфавит. Падение редуцированных. Полногласие и неполногласие. Изменения в лексике и грамматике. Лекция с элементами беседы Тренировочные упражнения Самостоятельная работа
Графика. Фонетика. Соотнесение буквы и звука, йотированные буквы. Фонема. Сильная и слабая позиции гласных и согласных. Фонетические явления: оглушение, озвончение, ассимиляция и др. Фонетический анализ слова, транскрипция. Лекция с элементами беседы Самостоятельная работа
Орфоэпия Орфоэпические нормы. Ударение. Работа с орфоэпическими словарями. Выполнение упражнений
Лексикология Лексическое значение. Полисемия. Омонимия. Паронимы. Различные лексические группы Лекция с элементами беседы Самостоятельная работа Работа со словарями
Фразеология Фразеологизмы, их строение, значение и происхождение. Работа с толковым и фразеологическим словарями. . Выполнение упражнений
Этимология Происхождение слова. Ложная этимология. Работа с этимологическим словарём. Тренировочные упражнения
Морфемика и словообразование Структура слова. Аффиксы. Различные способы образования. Тренировочные упражнения Самостоятельная работа
Морфология. Части речи, их основные грамматические категории Морфологический анализ слова. Омонимия частей речи. Имя существительное: категории одушевлённости, рода, числа, падежа. Имя прилагательное: разряды. Глагол: вид, спряжение, наклонение, лицо, время. Имя числительное, отличие от других частей речи со значением количества. Склонение числительных. Служебные части речи. Лекция с элементами беседы Самостоятельная работа Работа в группах
Синтаксис и пунктуация Словосочетание и предложение. Виды предложений. Синтаксические синонимы. Синтаксический и пунктуационный анализы предложения. Тренировочные упражнения. Конструирование предложений и словосочетаний
Стилистика и культура речи Функциональные стили языка, их основные признаки. Литературные нормы языка. Самостоятельная работа Тренировочные упражнения
Социолингвистика Сленг, жаргон, арго. Табу и эвфемизмы Тренировочные упражнения Работа в группах
Сравнительное языкознание Языковые семьи и группы. Славянские языки и признаки их родства. Интернациональная лексика. Имена и фамилии. Лингвистическое конструирование Тренировочные упражнения Самостоятельная работа
Различные виды анализа текста Лингвистический анализ текста. Комплексный анализ текста. Историко-лингвистический анализ текста. Практикум Работа с текстом Самостоятельная работа
  Всего    

Наши рекомендации