Тема семьи, дома в прозе Андрея Платонова («Возвращение», «Третий сын», «Котлован»)

Сиротства человек нетерпит, и оно- величайшее горе

В

се сюжеты гениального русского писателя XX века Андрея Платонова - это вдохно­венные попытки перестроить, обновить жизнь, построить ее по закону разума и совести, того «нравственного императива», который живет внутри самого человека и побуждает его ко всему прикасаться «обнажившимся сердцем». За незамысловатыми сюжетами писателя скрыт глубокий философский смысл.

При этом Платонова интересуют вполне реальные темы - семья, дети, дом, любовь, отношение человека к другому человеку, к природе, к своему труду; говоря словами самого писателя - «смысл отдельного и общего существования». Философемы Плато­нова вбирают в себя нравственные представления народа - «Все великое рождается из житейской нужды», «Я родня траве и зверю», «Великое немое горе вселенной может понять, одолеть лишь человек», «Я запомню их, ты запомни меня, а тебя запомнят, кто после тебя народится, так и будет жить один в другом как один свет». Жизнен­ность, человечность произведений Платонова, в каком бы жанре он ни писал, являют­ся их отличительной особенностью.

Одной из центральных тем прозы Платонова является тема семьи, дома. Именно в семье, по Платонову, формируется личность. Об этом он пишет в литературно-крити­ческой статье на повесть С. Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука»,в статье «Ду­ша мира». Семья ограничивает в человеке животное и освобождает человеческое. Именно семья помогает ему крепче стоять на ногах. Лучшие человеческие качества закладываются в семье. Чувству Родины и любви к ней человек первоначально обуча­ется через ощущение матери и отца, то есть в семье. В статье «Детские годы Багро­ва-внука» появляется платоновское определение человека как «общественного суще­ства»: «Именно в любви ребенка к своей матери и к своему отцу заложено его будущее чувство общественного человека; именно здесь он превращается силою привязанно­сти к источникам жизни - матери и отцу - в общественное существо, потому что мать и отец в конце концов умрут, а потомок их останется, - и воспитанная в нем любовь, возжженное, но уже не утоляемое чувство, обратится, должно обратиться, на других людей, на более широкий круг их, чем одно семейство».

Подтверждение этому мы находим в художественных произведениях писателя, в рассказах «Третий сын», «Маленький солдат», «Возвращение», «Цветок на земле», «Июльская гроза», «Еще мама»и других. В рассказе «Третий сын» шестеро братьев собираются в отчем доме на похороны матери. Все они взрослые, состоявшиеся люди, но «каждый ее сын почувствовал себя одиноко и страшно, как будто где-то в темном поле горела лампа на подоконнике старого дома, и она освещала ночь, летающих жу­ков, синюю траву, рой мошек в воздухе, - весь детский мир, окружающий старый дом, оставленный теми, кто в нем родился».

Выбор сюжета символичен: выражение благородства человеческих чувств оцени­вается сурово - смертью матери. Сыновья умершей старухи давно не виделись, ожив­ленно беседуют, спорят, смеются, снова, как в детстве, укрываются одеялом с помет­кой «голова», «ноги», артист «даже запел», играет «младая жизнь» (слова А. Пушкина). Воспоминания детства настолько захватили их, что они снова ощутили себя маль­чишками, когда мать была еще жива. Но рядом, в соседней комнате, лежит умершая мать, и поведение сыновей неестественно. И лишь «третьему сыну» своей репликой и поведением удается успокоить братьев («Он чем-то успокоил всех своих братьев, и они перестали даже разговаривать»), и в комнате наступила тишина. Именно «тре­тий сын», как в произведениях фольклора, является носителем высших этических принципов. Платонов обращает наше внимание и на то, что именно третий сын при­вез с собой дочь. Девочка, приехавшая на похороны бабушки, заплакала - «Мне ба­бушку жалко... Все живут, смеются, а она одна умерла». Девочка никогда не видела ба­бушку живой, но со всей своей детской искренностью переживает ее смерть. Вырос­ши, она впоследствии продолжит род, а «третий сын» - ее отец - является связующим звеном в цепи поколений. И здесь возникает образ матери, говоря о которой мы вспо-

минаем раннюю статью Платонова «Душа мира».«Женщина - совесть мира... жен­щина осуществляет ребенка, своей кровью и плотью она питает человечество...». Опи­сание тела умершей матери и сыновей убедительно, как нельзя лучше подтверждает эти слова. Писатель подчеркивает силу сыновей и «скупое тело» их умершей матери -«громадные мужчины», «могучая полдюжина сыновей», «отец ростом меньше самого младшего сына», «гвардия потомков покойной старухи»; «давшая сыновьям обильную, здоровую жизнь, сама старуха оставила себе экономичное, маленькое, скупое тело и долго старалась сберечь его, хотя бы в самом жалком виде, ради того, чтобы любить своих детей и гордиться ими...».

С темой родительского дома, образами матери, отца в рассказе связано «открытие пространства будущего», преемственность поколений, «тайна народа, помогающая ему выжить» (слова Платонова). Художественно исследуя тему дома, семьи, Платонов разрабатывает свой эстетический идеал «коллективного человека», «общественного существа» как единицы гармонического общества. В финале рассказа сыновья молча оплакивают мать, «скрывая друг от друга свое отчаяние, свое воспоминание о детстве, о погибшем счастье любви, которое беспрерывно и безвозмездно рождалось в сердце матери и всегда - через тысячи верст - находило их, и они это постоянно, безотчетно чувствовали и были сильней от этого сознания и смелее делали успехи в жизни».

Платонов показывает материнские, отцовские чувства как исток любви, которую он считает, как и добро, вечной категорией. Чтобы у ребенка было «спокойное, счаст­ливое сердце», он должен ощущать тепло родительского дома, любовь отца, матери. В повести «Котлован» дочь умершей «буржуйки» Настя все время вспоминает мать. «Я помню ее и во сне буду видеть», - говорит она строителям «общепролетарского дома». Тяжело больная, она просит Чиклина: «Чиклин, положи мне мамины кости, я их об­ниму и начну спать. Мне так скучно сейчас стало». В повести «Котлован» дано и пла­тоновское определение понятия «дом», его философская формула - емкая и значимая для всех времен и народов - «Дом должен быть населен людьми, а люди наполнены той излишней теплотою жизни, которая названа однажды душой». Бездомность, си­ротство детей - «величайшее горе» в определении писателя-гуманиста.

О страстном стремлении Платонова защитить детство от сиротства, «вечного горя», от бесприютности, «ржавчины войны», ломающей все перегородки между детством и взрослостью, повествует замечательный рассказ писателя «Возвращение».Мальчик Петруша побуждает отца, возвратившегося с фронта домой, мобилизовать все душев­ные ресурсы, чтобы стать опорой для детей, жены, «идти следом за сердцем», стано­вится творцом переворота в душе отца. Мальчик зовет отца к миру в семье. «У нас де­ло есть, жить надо, а вы ругаетесь, как глупые какие...», - говорит ребенок отцу. Уязв­ленное самолюбие героя рассказа, капитана Иванова, побуждает его уйти от семьи. Из тамбура поезда он увидит бегущих вдоль путей своих детей, спотыкающегося сына Петрушу и маленькую Настю, которую тот волочит за собой. Дети побуждают отца к подлинному «возвращению», побуждают справиться с бесчувственностью. Внутрен­ний монолог героя с емким образом-понятием «обнажившегося сердца», позволяет проследить динамику его состояния: «...Прежде он чувствовал другую жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся ее обна­жившимся сердцем».

Война в своеобразном художественном мире Платонова - метафора «губительных страстей», метафора разрушения дома, семьи, связей между людьми, радости детства. Значение размышлений Платонова о семье, доме, как в художественном творчестве, так и в публицистике, актуально для всех людей, независимо от вероисповедания, на­циональной принадлежности, цвета кожи. «Семья, - по Платонову, - теплый очаг, где впервые и на всю жизнь согревается человеческое существо».


Наши рекомендации