Арсений Александрович Тарковский (1907-1989)
Самое главное в мире - это идея добра
А |
. А. Тарковский родился в г. Кировограде (Елизаветграде) на Украине (тогда Херсонской губернии). Его отец принадлежал к партии «Народная воля», был обвинен по делу о покушении на харьковского генерал-губернатора, выслан на десять лет в селение Тунку (Туруханский край). По возвращении из ссылки женился на Марии Даниловне. «От этого брака родились Валерий, мой брат (1902 г.), и я», - напишет поэт в «Автобиографических заметках». Учился будущий поэт в гимназии, слушал приехавших в Елизаветград поэтов Ф. Сологуба, К. Бальмонта, И. Северянина. В семнадцать лет Тарковский приехал в Москву, учился на Высших государственных литературных курсах (1925-1929). Со стихами выступил в печати в 1926 г. С 1932 г. и в течение долгих лет занимался переводами. Вспоминая это время, в стихотворении 1960 г. поэт напишет: «Для чего я лучшие годы / Продал за чужие слова./ Ах, восточные переводы, / Как болит от вас голова».
В годы Великой Отечественной войны Тарковский был сотрудником армейской газеты «Боевая тревога» (1941-1943), после ранения лишился ноги. О перенесенной им операции Тарковский позже в стихотворении 1964 года «Полевой госпиталь»напишет проникновенные оптимистические строки: «Мне губы обметало, и еще / Меня поили с ложки, и еще / Не мог я вспомнить, как меня зовут, / Но ожил у меня на языке / Словарь царя Давида./ А потом / И снег сошел, и ранняя весна /На цыпочки привстала, и деревья / Окутала своим платком зеленым».
Все стихи Арсения Тарковского о войне, как и вся его лирика, проникнуты верой в торжество жизни и разума. Беззаветная любовь к жизни, стремление к добру, человечности - главные черты эстетики поэта.
В своих воспоминаниях, эссе Тарковский утверждает эти незыблемые основы: «Мне выпала на долю многолетняя жизнь. Я был пристрастным наблюдателем изменений, происходивших в самосознании человечества, в характере его знаний... Я был воспитан в преклонении перед законами человечности, уважения к личности и достоинству людей. Я считаю, что самое главное в мире - это идея добра. Идея добра во всех ее воплощениях».
Главная тема поэзии Тарковского - человек, осмысление связи людей и места человека в мире. «Кто я» - задает себе вопрос лирический герой в стихотворении «Ходить меня учила мать»(1956) и, отвечая на него, говорит о единстве людей в горе и радости:
Пока топтать мне довелось Ковыль да зеленя, Узнал я, что земная ось Проходит сквозь меня.
Первая книга стихотворений Тарковского вышла в 1962 г, она была с горечью названа «Перед снегом».Признание к поэту пришло поздно. Он писал, но книги не издавались. Набранный в 1946 г. первый сборник стихов не увидел света. Поэт держал в руках уже верстку, но после глотка свободы опять начались гонения на литературу, было напечатано разгромное ждановское постановление о журналах «Звезда» и «Ленинград», книгу Тарковского как «безыдейную» отправили под нож.
Поздний дебют поэта состоялся почти одновременно с режиссерским дебютом его сына - Андрея Арсентьевича Тарковского - выходом фильма «Иваново детство». Горечью пронизаны стихотворения «Вот и лето прошло» (1967), «Первые свидания» (1962), «Поздняя зрелость» (1965):
Не для того ли мне поздняя зрелость, Чтобы, за сердце схватившись, оплакать Каждого слова сентябрьскую спелость, Яблока тяжесть, шиповника мякоть...
Горечь присутствует и в замечательном стихотворении поэта «Первые свидания», в котором пропет гимн любви, молодости, счастью:
Свиданий наших каждое мгновенье, Мы праздновали, как богоявленъе, Одни на целом свете...
Финальные строки стихотворения стали поистине пророческими: «Когда судьба по следу шла за нами, / Как сумасшедший с бритвою в руке». Эти строки прозвучали в фильме Андрея Тарковского «Зеркало»и получили, как и весь фильм, международное признание. Поэт тяжело переживал гонения на сына, его смерть на чужбине. В эссе 1982 года «Пунктир»важным является его признание - «страдание - постоянный спутник жизни».
Война отразилась во многих стихах поэта, таких как: «Вы нашей земли не считаете раем»(1941), «Стояла батарея вот за этим вот холмом»(1942), «Когда возвратимся домой после этой неслыханной бойни...»(1942), «Проводы»(1943), «Хорошо мне в теплушке»(1943), «Земля»(1944), «Русь моя, Россия»(1941-1945), «Суббота, 21 июня»(1945), «Памяти друзей»(1945), «Иванова ива»
(1958), «Песня под пулями»(1960). Война рассматривается Тарковским, как космическая трагедия, однако четко прослеживаются истоки победы советского народа на войне: «Мы намертво знаем, за что / умираем, - / Мы землю родную у вас / отбираем. / А вам - за ворованный хлеб умереть» («Вы нашей земли не считаете раем»,1941).
Поэзии Тарковского присуще постоянство мотивов, с годами углубляющаяся разработка излюбленных тем. Неприятие насилия, сопротивление злу найдет отражение во многих произведениях поэта. В стихотворениях, посвященных истории России, таких, как «Петр»(1928), «Петровские казни»(1958), четко выражена гуманная позиция поэта - утверждение самоценности человеческой жизни, отстаивание чести и достоинства человека.
Жизнеутверждающий пафос присущ всей поэзии Тарковского. Стремление выстоять, преодолеть препятствия, реализовать себя, когда тебя не могут понять, выражено в иносказательных стихах «Верблюд»(1947), «Кактус»(1948). Не проповедь терпения, а необходимость постижения смысла существования на земле выражено в стихотворении «Верблюд»:
Привыкла верблюжья душа К пустыне, тюкам и побоям. А все-таки жизнь хороша, И мы в ней чего-нибудь стоим.
В поэзии Тарковского явно прослеживаются традиции Серебряного века, слышны отзвуки стихов О. Мандельштама, М. Цветаевой, А. Ахматовой. Боль времени, отраженная в «Реквиеме» Ахматовой, в строках Маяковского («Я хочу быть понят моей страной»), в строках Мандельштама («Мы живем, под собою не чуя страны, наши речи за десять шагов не слышны»), - звучит в стихотворениях Тарковского «Стол накрыт на шестерых»(1940), «Зимой»(1958), «В музее»(1960), «Поэт»(1963), «Тот жил и умер»(1975), посвященном О. Мандельштаму, в стихотворениях «Зимой» и «Как двадцать два года тому назад» (1963), посвященных М. Цветаевой:
Куда ведет меня подруга — Моя судьба, моя судьба? Бредем, теряя кромку круга И спотыкаясь о гроба. Не видно месяца над нами, В сугробах вязнут костыли,
И души белыми глазами Глядят вослед поверх земли.
(«Зимой»)
Цветаевой Тарковский посвятил цикл «Памяти М. И. Цветаевой»(1939,1946,1962, 1963).
Тарковский придавал большое значение гармонии стиха, его рифме. «Неточной рифмы я не люблю, - писал он, - потому что она не нужна. Мне неясно, зачем надо увеличивать свободу рифмовки, если рифма никогда никого не связывает, не может устареть, не имея собственного существования нигде, кроме рекламы и буриме, - рифма неточная вычурна для нормального слуха». Эстафету культуры, связи времен, преемственность между русской классической литературой и эпохой Серебряного века Тарковский передал современной поэзии, авторам, пишущим в рамках акмеистической традиции, таким, как Е. Рейн, Б. Кенжеев и др.
Рекомендуемые творческие задания
1. Напишите реферат на тему: «Земная ось проходит сквозь меня...». Жизненный, творческий путь Арсения Тарковского.
2. Напишите сочинение на тему: «Мы намертво знаем, за что умираем...». Тема войны в поэзии А. Тарковского.
ЛИТЕРАТУРА
1. Тарковский А. А. Собр. соч.: В 3 т. - М., 1981.
2. Винокурова И. Ладья на стремнине // Новый мир. 1991. № 3.
3. Седакова О. Памяти Арсения Александровича Тарковского // Волга. 1990. № 12. Давид Самуилович Самойлов (1920-1990)
Пока в России Пушкин длится, Метелям не задуть свечу
/|лл /"\-70-e годы - время творческой зрелости талантливых «городских» поэтов -_L U OUh.Коржавина, А. Кушнера, Б. Слуцкого, А. Тарковского, Б. Чичибабина, Д. Самойлова.
Давид Самуилович Самойлов (настоящая фамилия - Кауфман) родился 1-го января 1920 г. в Москве. С 1938 по 1941 год учился в ИФЛИ (Институт философии, литературы и истории). Добровольцем ушел на фронт, был рядовым бойцом, разведчиком. Печататься Д. Самойлов начал с 1941 года. Он - автор девяти поэтических сборников, среди них «Ближние страны»(1958), «Второй перевал»(1963), «Дни»(1970), «Равноденствие»(1972), «Волна и камень»(1974), «Весть»(1978), «Залив» (1981), «Беатриче»(1989). Девятая книга стихов «Снегопад»была подготовлена автором к изданию, но опубликована посмертно. В 1962 году в переводе Д. Самойлова вышла книга «Поэты-современники. Стихи зарубежных поэтов».
В 1960 году, через пятнадцать лет после победы над фашизмом в Великой Отечественной войне, Д. Самойлов напишет стихотворение с явными реминисценциями стихотворения «певца бессмертного»
Г. Р. Державина «Снигирь», вызывающее исторические аналогии. Державинское стихотворение написано в мае 1800 года на смерть великого русского полководца Александра Васильевича Суворова, неизменно отстаивавшего свою общественную и творческую независимость. Об истории написания стихотворения Г. Р. Державин рассказывал, что у него был дома снегирь, умевший насвистывать военные марши. Услышав его пение после известия о смерти Суворова, Державин написал стихотворение с известными строками - «Что ты заводишь песню военну / Флейте подобно, милый снигирь?». В стихотворении Д. Самойлова равнодушные созерцатели советуют державному пииту, «разумом великому», воспевшему славу русского оружия, передать лиру «некоему малому способному», но не воинам, залезшим после трудного задания - обороны под деревней Лодвой - «в блиндаж спать».
Рукоположения в поэты Мы не знали. И старик Державин
Нас не заметил, не благословил... В эту пору мы держали Оборону под деревней Лодвой. На земле холодной и болотной С пулеметом я лежал своим. Это не для самооправданья: Мы в тот день ходили на заданье И потом в блиндаж залезли спать...
Как и у всех фронтовых поэтов, тема памяти, «светлой печали» (А. С. Пушкин) станет самой священной темой творчества Д. Самойлова. Мартирологом о бойцах Отечественной войны, «повыбитых железом», памятью о «трудных и невозвратных потерях», станет его стихотворение «Перебирая наши даты»(1961) о фронтовом единстве, о подлинных гуманистах:
А гуманизм не просто термин, К тому же, говорят, абстрактный. Я обращаюсь вновь к потерям, Они трудны и невозвратны.
Стихотворение содержит аналогии со стихотворением А. Ахматовой «Победителям»(1944). О «незатейливых парнишках» (Ахматова), сложивших «жизнь свою за друга своя», - все стихотворения Д. Самойлова о войне. Строки - «Мы хотели, чтоб было лучше, / Потому и не знали страху» - из стихотворения «Слава богу! Слава богу»(1961) иллюстрирует мысль поэта об истоках силы советского солдата.
Беспокойная память поэта вновь и вновь возвращается в военные годы («Осень сорок первого», «Светлые печали», «Двор моего детства», «Памяти юноши», «За Непрядвой», «Часовой»).Сильным и волнующим стихотворением Д. Самойлова о войне является стихотворение «Часовой» (1980), где автор просит сменить солдата на посту, ведь он - «человек живой», а не куст:
Нельзя не сменить часового, Иначе заснет на посту. Нельзя человека живого Во всемуподобитъ кусту. Горячего чаю в землянке Напиться ему не грешно. Пускай переменит портянки И другу напишет письмо.
Стихотворением, ставшим символом, эмблемой военного времени, является самой-ловское «Сороковые, роковые».Поэт хочет, чтобы его читатели помнили, какие неимоверные трудности, лишения, потери перенес советский солдат. Как крылатые слова для обозначения военных лет употребляются строки «сороковые, роковые». Стихотворение реалистично воссоздает эпоху, когда «война гуляла по России» и когда «мечта», «юность» столкнулись с «бедой»; в нем создана целая лирическая симфония, воспевающая молодость и жизнь, несовместимых с войной и разрушением:
Сороковые, роковые, Военные и фронтовые, Где извещенъя похоронные И перестуки эшелонные... Как это было! Как совпало —
Война, беда, мечта и юность! И это все в меня запало, И лишь потом во мне очнулось!
Стиль стихотворения, отличающийся живописными и звуковыми ассоциациями -аллитерациями, ассонансами, сближает его с русским народным стихом, с песнями,
частушками, пословицами, поговорками. Это произведение Самойлова вошло во все учебные хрестоматии.
Центральными мотивами в поэзии Д. Самойлова являются мотивы дороги, памяти, сострадания. Одно из стихотворений так и называется «Память»(1964), оно переложено на музыку и стало популярной песней.
Понятие «память» в стихотворении Д. Самойлова наполняется глубоким нравственно-философским содержанием: память «возвращает образы и множит», не позволяет рассыпаться цепи времен. Образы природы - ветра, деревьев, птиц - создают в стихотворении сложный образ лирического героя:
Я зарастаю памятью, Как лесом зарастает пустошь.
Мотив памяти звучит и в самойловских стихотворениях «Голоса за холмами»(1980), «Северянин»(1981), «Памяти юноши»(1978) и др. Память, в контексте поэзии Самойлова, является катализатором совести, она побуждает к взыскательному анализу жизни, поступков, дел:
Память тайная тихо казнит, Совесть тихая тайно карает.
(«Северянин», 1981)
Мотив сострадания постоянно присутствует в поэзии Д. Самойлова, побуждая откликаться на все боли и тревоги мира. Сострадание, по мнению автора, заложено в самой природе человека, поэтому надежда никогда не покидает лирического героя:
Что за странность все же это Состраданье!
В поле отзвук, в роще - эхо, В нас - рыданье.
(«Что за странная забота...», 1981)
Д. Самойлов творчески развивает традиции русской классической литературы, прежде всего - Г. Ф. Державина, А. С. Пушкина. Имя А. Пушкина, яркие черты его стилистики, пушкинские образы часто встречаются в стихотворениях Д. Самойлова, вызывая множество аналогий и ассоциаций. Пушкин для Д. Самойлова - нравственный идеал, «ясновидец»:
Мы послушники ясновидца... Пока в России Пушкин длится, Метелям не задуть свечу.
(«Пусть нас увидя без возни», 1978)
Самойлов - поэт интеллектуально-аналитического склада, у него много стихотворений - размышлений о творчестве, о долге художника, диалогов со своими любимыми поэтами. Отсюда - повторы, цитаты, полуцитаты из А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, А. Блока, В. Соколова. О роли традиции, ее преемственности и развитии говорится в стихотворении Самойлова «И тогда узнаешь вдруг»(1973):
... И тогда узнаешь вдруг, Как звучит родное слово. Ведь оно не смысл и звук, А уток пережитого, Колыбельная основа Наших радостей и мук.
В критической литературе о Давиде Самойлове подчеркивались легкость, ирония, свойственные его поэтической речи. Фраза поэта «Я сделал вновь поэзию игрой <...> Веселой серьезной / Игрой» - определяет его творческий метод. В раннем стихотворении 1962 года Самойлов раскроет некоторые «секреты» своей творческой лаборатории:
Дай выстрадать стихотворенье! Дай вышагать его! Потом, Как потрясенное растенье, Я буду шелестеть листом.
(«Дай выстрадать стихотворенье»)
Таким образом, поэзия, в понимании автора, «внушена поэту высшей силой», «рождена для сокрушенья зла», но в ней присутствует и тайна, загадка:
Но все равно пленительно мила Игра, забава в этом мире грозном — И спица-луч, и молния-игла, И роспись на стекле морозном.
(«Я сделал вновь поэзию игрой», 1979)
Последние стихи Д. Самойлова приобретают особую философскую глубину. «Бренность мира», над которой плакал его лирический герой в стихотворении «Из детства» (1956), сменяется мыслью о бессмертии:
Примеряться к вечным временам, К бесконечным расстояньям — Это все безмерно трудно нам, Вопреки стараньям. Легче, если расстоянье - пядь, Если мера времени - минута. Легче жить. Труднее умирать Почему-то.
(«Примеряться к вечным временам», 1981) Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Пушкинские мотивы в творчестве Д. Самойлова. Как вы понимаете строки поэта «Пока в России Пушкин длится, / Метелям не задуть свечу»?
2. Составьте перечень стихотворений Д. Самойлова с пушкинскими образами и реминисценциями. Проанализируйте. Сделайте выводы о творческой преемственности поэтических традиций «золотого века» в творчестве Д. Самойлова.
3. Проведите анализ стихотворения «Поэт, Пестель и Анна». Какова философская наполненность образов Пестеля и Пушкина в стихотворении?
4. Прочитайте стихотворение Д. Самойлова «Банальностью солдатских писем...» Какова функция мотива «памяти» в его лирике? В каких еще стихотворениях поэта присутствует мотив памяти?
5. Каковы, на ваш взгляд, истинные ценности для лирического героя Д. Самойлова (рекомендуются стихотворения: «В деревне», «Девочка», «Примеряться к вечным временам», «Батюшков», «Памяти юноши», «Звезда», «Хлеб», «Поэт, Пестель и Анна»)?
6. Каковы основные черты поэтики Д. Самойлова? На материале стихотворений «Выезд», «1942 г.», «Сороковые, роковые» определите функции эвфонии, роль антитезы, значение художественной детали в его поэзии.
7. В каких стихотворениях и в какой художественно-образной форме выражены размышления поэта о творчестве и долге художника?
8. В чем вы усматриваете влияние поэтики Д. Самойлова на современную поэзию? Аргументируйте свою позицию.
ЛИТЕРАТУРА
1. Самойлов Д. С. Избранные произведения: В 2-х тт. / Вступ. ст. И. Шай-танова. - М., 1990.
2. Самойлов Д. С. Стихотворение. - М., 1985.
3. Чупринин С. Крупным планом: Поэзия наших дней: Проблемы и характеристики.-М., 1983.