У птицы есть гнездо, у зверя есть нора Как горько было сердцу молодому

Когда яуходил с отцовского двора, Сказать «прости» родному дому! У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.Как бьется сердце, горестно и громко,

Когда вхожу, крестясь, в чужой, наемный дом С своейуж ветхою котомкой!

В духовной жизни русского зарубежья Бунин выделяется как крупнейшая обще­ственная фигура; с 1920 г. он возглавляет Союз русских литераторов и журналистов в Париже. Ближайшее окружение Бунина тех лет: А. И. Куприн, А. Н. Толстой (до его отъезда в Россию), Б. К. Зайцев, 3. Н. Гиппиус, Дм. С. Мережковский. В Грасе Бунин со­здает некое подобие литературной академии, у него учатся молодые литераторы: Г. Н. Кузнецова, Н. Я. Рощин, Л. Ф. Зуров. Вторая половина 1920-х годов связана с последней любовью Бунина к Галине Николаевне Кузнецовой (1890-1976), с которой писатель знакомится в 1926 г.

За границей писателю удалось сохранить свой талант: он издает сборники расска­зов «Митина любовь»(1925), «Солнечный удар»(1927), «Тень птицы»(1931), роман «Жизнь Арсеньева»(1927-1933) из пяти книг, философский трактат «Освобождение Толстого»(1937), книгу новелл о любви «Темные аллеи»(1943).

И. А. Бунинпервым из русских писателей был удостоен Нобелевской премиив об­ласти литературы. В официальном сообщении говорилось: «Решением Шведской академии от 9 ноября 1933 года Нобелевская премия по литературе присуждена Ивану Бу­нину за правдивый артистичный талант, с которым он воссоздал в художествен­ной прозе типичный русский характер».

Живя во Франции, лишившись непосредственных впечатлений о русской действи­тельности, Бунин «несет Россию с собой», «все его эмигрантское творчество - это мо­нолог о России» (О. Н. Михайлов). Таким лирическим монологом-самовыражением станет ярчайшее произведение Бунина, роман «Жизнь Арсеньева».

В «Жизни Арсеньева» Бунин вызывает в памяти «горький и сладчайший сон про­шлого», воспоминания о детстве, о юности. Творческий метод писателя в романе рас­ширяется от рамки реализма, сближается с классикой модернизма: от лирического монолога автобиографического героя, раскрывающегося «изнутри», Бунин переходит к монологу о России. За внешней канвой сюжета в романе осмысляются «вечные» про­блемы - жизнь, любовь, смерть, родная земля, воспевается Россия, русский народ. Лю­бовь к родной стране, преклонение перед ее просторами, мощью передаются и через восприятие Алексея Арсеньева, гимназиста, живущего «нахлебником» у мещанина Ростовцева (на все «имевшего твердые правила»); и через речь отца мальчика, Алек­сандра Сергеевича; и в переживаниях, мыслях Ростовцева.

Описание природы в романе, данное через восприятие Алексея, - свидетельство ду­ховности, творческой одаренности ребенка, его «родственного внимания» к миру: «А еще помню я много серых и жестких зимних дней, много темных и грязных оттепе­лей, когда становится особенно тягостна русская уездная жизнь, когда лица у всех де­лались скучны, недоброжелательны, - первобытно подвержен русский человек при­родным влияниям, - и все на свете, равно как и собственное существование, томило своей ненужностью (...)».

Эти строки - выражение любви героя к своей земле, к жизни, той радости, которую дает человеку жизнь. В них звучит тот же восторг перед жизнью, ощутимы те же на­строения, что и в раннем творчестве Бунина:

Пройдет моя весна, и этот день пройдет, Но весело бродить и знать, что все прохо­дит, Меж тем, как счастье жить вовеки не умрет,

Покуда над землей заря зарю выводит И молодая жизнь родится в свой черед.

В произведениях Бунина эмигрантского периода много места занимает тема люб­ви. Показательна в этом отношении книга «Темные аллеи»,которую сам автор счи­тал «самой лучшей и самой оригинальной книгой», что написал в своей жизни.

Книга проникнута благодарностью к жизни, и предметом изображения в ней ста­новится авторское восприятие мира. В контексте «Темных аллей» «всякая любовь- ве­ликое счастье, даже если она и не разделена». Необычайная сила и искренность чув­ства свойственны героям бунинских рассказов о любви. «Молодость у всякого прохо­дит, а любовь - другое дело», - говорит героиня рассказа «Темные аллеи»избраннику сердца и всей свой жизнью доказывает верность этому чувству. «Темные аллеи» Бу­нин писал в Грасе, на юге Франции, работая над сборником несколько лет (с 1937 по 1943), вносил поправки уже в печатный текст, после выхода книги в свет. Сборник со­ставлен из отдельных рассказов, среди наиболее читаемых - «В Париже», «Руся»,«Чи­стый понедельник». Все рассказы освещают тему любви, жизни, смерти, наполнены описаниями дорог, степи, небесной шири, пронизаны любовью к России, тоской по ней.

О крушении человеческой жизни, любви, трагическом душевном надломе герои­ни, наделенной женской прелестью, умом, волей и жаждой жизни, повествует рас­сказ «Чистый понедельник».В финале рассказа «она» - красивая, открытая всему ми­ру, проявляющая живой интерес к культуре, к жизни вокруг, любимая и любящая принимает постриг, уходит в монастырь. Этот уход приобретает символическое зна­чение: отречение героини от любви, мира можно трактовать как проявление бунин-ского неприятия социальных настроений, которые привели страну к революции.

Гимн любви, освещающей жизнь человека, пропет и в рассказе «В Париже».Дей­ствие произведения, повествующего о любви русских эмигрантов, встретившихся да­леко от своей земли, происходит не в России, как обычно в рассказах книги «Темные аллеи», а в Париже. Она - официантка в русской столовой в Париже, Ольга Алексан­дровна; он - генерал Николай Петрович. Оба одинокие, ищущие счастья. Чувство захватывает героев, они осознают, что обрели счастье. Но и в этом рассказе звучит эхо социальных потрясений, хрупкости, катастрофичности бытия: в финале геройумира-ет - вновь появляется бунинский мотив вечной разлуки, невозможности тихого сча­стья в мире, охваченном жаждой наживы («Когда она в трауре возвращалась с клад­бища, был милый весенний день, кое-где плыли в мягком парижском небе весенние облака, и все говорило о жизни, юной, вечной - и о ее, конченой...»). Таким образом, судьбы бунинских героев ломают общественные катаклизмы; однако основной пафос книги «Темные аллеи» - прославление любви как высшей ценности жизни.

И. А. Бунин умер 8 ноября 1952 г., похоронен на русском кладбище Сент-Жене-вьев-де-Буа под Парижем. Свою последнюю запись в дневнике Иван Алексеевич сде­лал 2 мая 1952 г.: «Это все-таки поразительно до столбняка! Через некоторое очень ма­лое время меня не будет - и дела и судьбы всех, всего будут мне неизвестны!».

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. В цикл каких рассказов И. А. Бунина вошел рассказ «Чистый понедельник»? Ко­гда был создан цикл «Темные аллеи»? Каков, по-вашему, смысл названия книги? Аргу­ментируйте свой ответ.

2. Сопоставьте сюжет стихотворения Н. Огарева «Темные аллеи» и общую модель бунинского цикла «Темные аллеи» (рассказы «Руся», «В Париже», «Галя Ганская», «Чи­стый понедельник» - по выбору). Постройте ассоциативный ряд поэтических образов, музыкальных и живописных иллюстраций к этому циклу. Согласны ли вы с оценкой литературоведа Ю. В. Мальцева: «Многие критики совершенно неправильно понима­ют заглавие сборника „Темные аллеи". „Темные" - здесь вовсе не значит „тенистые", это темные, мрачные и жуткие, запутанные лабиринты любви, сам Бунин говорит: „Все рассказы этой книги только о любви, о ее „темных" и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях"?

3. Что является основным предметом изображения в рассказе «Чистый понедель­ник»? Что придает рассказу тематическую целостность? Можете ли вы утверждать, что наряду с главной темой в рассказе много частных тем?

4. Рассказ «Чистый понедельник» насыщен цитатами, реминисценциями, иллюзия­ми, образами, придающими ему, несмотря на камерность темы любви, широкое соци­альное и социокультурное звучание. В нем много фактов, свидетельств, характеризую­щих особенности эпохи. Выпишите их из текста, расшифруйте. Какова, на ваш взгляд, функция таких фактов в тексте произведения?

5. Что вы можете сказать о стиле писателя, как в его творчестве проявилось тяготе­ние к художественному синтезу, соединению живописности с музыкальностью, про­возглашенному символистами характерной чертой Серебряного века? Каковы функ­ции пейзажа в бунинских произведениях?

6. В исследовании «Лингвистический анализ рассказа И. А. Бунина „Чистый поне­дельник" профессор Н. А. Николина отмечает: „И герой, и героиня оказываются над бездной и ищут цельности и преодоления раздвоенности: герой - в „муке" и „счастии" земной любви, героиня - в отказе от страстей и в обращении к вечному". Согласны ли вы с мнением ученого? Аргументируйте свой ответ.

7. Напишите сочинение по теме: Рассказ И. А. Бунина «Чистый понедельник» в рус­ле идейно-эстетических исканий писателя.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бунин И. А. Собр. соч.: В 6 тт. - М., 1988.

2. Лавров В. Холодная осень. Иван Бунин в эмиграции (1920-1953). - М., 1989.

3. Мальцев Ю. В. Иван Бунин. - М., 1994.

4. Сигов В. К. Народный характер и судьба России в творчестве И. А. Бунина // И. А. Бунин и русская литература XX века. - М., 1995.

5. Уроки русской словесности: тексты, материалы, комментарии. Моделирование уроков.-М., 2001.

Наши рекомендации