Иван Алексеевич Бунин (1870-1953)

Счастье жить вовеки не умрет!

И

ван Алексеевич Бунин родился 10 (22) октября 1870 г. в Воронеже в родовитой, но обедневшей дворянской семье. В становлении личности писателя и поэта огром­ное значение имела живая связь с народом, легенды и предания, которые он слышал от дворовых и крестьян, стихия национального языка в хуторе Бутырки Елецкого уез­да Орловской губернии, куда семья переехала в 1874 году. В автобиографических за­метках Бунин тепло вспоминает о детстве, прошедшем «в глубочайшей полевой ти­шине... летом среди хлебов, подступавших к самим порогам, а зимой среди сугробов». В 1881 г. он поступил в 1-й класс Елецкой гимназии, из которой был отчислен в сере­дине 1886 г. ввиду неуплаты за обучение и за неявку с каникул. Под руководством старшего брата Юлия Бунин прошел гимназический и частично университетский курс, отдавая предпочтение гуманитарным дисциплинам.

Писать Бунин начал очень рано - по его словам, с 1886 года он писал уже система­тически и стихи, и прозу. В ранних стихах он подражал А. С. Пушкину, М. Ю. Лермон­тову. Первые стихотворения Бунина - «Деревенский нищий»и «Над могилой Надсо-на»- были опубликованы в газете «Родина». Там же были напечатаны рассказы «Два странника»и «Нефедка».С осени 1889 г. Бунин живет в Орле, сотрудничает с редак­цией газеты «Орловский вестник».

Почти пять лет Бунин живет во власти всепоглощающего мучительного чувства к Варваре Владимировне Пащенко, сотруднице той же газеты «Орловский вестник», до­чери елецкого врача. Гражданский брак с Варварой Владимировной длился до 1894 г.

Воспоминания об отношениях с Пащенко отразились в пятой книге романа «Жизнь Арсеньева».В автобиографической книге прозвучала страстная убежденность писа­теля в силе любви над смертью.

В 1890 г. вышел сборник Бунина «Стихи и рассказы»,в 1891 была опубликована книга «Стихотворения 1887-1891гг.». С 1892 г. писатель живет в Полтаве и печатается в ведущих российских журналах «Неделя», «Русское богатство», «Новое слово».

С 1895 г. Бунин живет в Москве, целиком отдается литературному творчеству, вхо­дит в литературную среду, знакомится с В. Короленко, В. Брюсовым, К. Бальмонтом, А. Куприным, Н. Михайловским, с А. Чеховым, который до конца дней своих дружески поддерживает его. В Ялте у Чехова Бунин встречает в 1899 г. М. Горького, с которым его будут связывать близкие, но очень непростые отношения. Так, Горький восхища­ется появлением бунинского рассказа «Антоновские яблоки» (1900), признанного в ли­тературных кругах шедевром, но одновременно выразит свое неоднозначное отноше­ние к рассказу в письме к Пятницкому: «Я все думаю, следует ли „Знанию" ставить свою марку на произведениях индифферентных людей? Хорошо пахнут „Антоновские яблоки" - да! - но они пахнут отнюдь не демократично... Ах, Бунин! И хочется, и ко­лется, и эстетика болит, и логика не велит!».

С 1890 г., самостоятельно изучив английский язык, Иван Бунин работает над пере­водом поэмы «Песнь о Гайавате»американского поэта Генри Лонгфелло;поэма была опубликована в 1896 году как приложение к «Орловскому вестнику». В 1901 г. в Москве символистское издательство «Скорпион»выпустило сборник стихов поэта «Листопад»,посвященный Горькому. Российская Академия наук присудила Бунину за «Листопад» и перевод поэмы «Песнь о Гайавате» Пушкинскую премию.

Лейтмотив поэмы «Листопад» - воспевание родной земли, русской природы, «груст­ных закатов осени», «зорь лета». Отличительная особенность стихотворений - мно­гообразие красок, звуков, запахов, цветопись и звукопись:

Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной.

В 1909 г. Бунину (вместе с А. И. Куприным) присуждается вторая Пушкинская пре­мия Академии наукза книгу «Стихотворения. 1903-1906» и перевод драмы Байрона «Каин». Бунина избирают академиком Российской академии наук. Живописно-описа­тельный стиль Бунина был высоко оценен А. Блоком, М. Горьким. «Так знать и лю­бить природу, - писал А. Блок, - как умеет Бунин, - мало кто умеет. Благодаря этой любви поэт смотрит зорко и далеко, и красочные и слуховые его впечатления бога­ты».

С начала XX века Бунин занимает в русской литературе выдающееся место и как поэт, и как превосходный прозаик. Его творчество развивается неизменно в традици­ях русской классики. Бунин становится активным защитником реалистического ис­кусства, суровым критиком модернистов. В выступлении на 50-летнем юбилее газе­ты «Русские ведомости» в 1912 г. Бунин рассуждает о литературно-эстетических про­блемах современности: «Мы пережили и декаданс, и символизм, и неонатурализм, и порнографию, называвшуюся разрешением „проблемы пола", и богоборчество, и ми­фотворчество, и какой-то мистический анархизм, и Диониса, и Аполлона, и „пролеты в вечность", и садизм, и снобизм, и „приятие мира", и „неприятие мира", и лубочные подделки под русский стиль, и адамизм, и акмеизм, - и дошли до самого плоского ху­лиганства, называемого нелепым словом „футуризм". Это ли не Вальпургиева ночь!».

Философское осмысление истории, стремление «познать тоску всех стран и всех времен» являются стимулом для многочисленных поездок Бунина по странам мира, его «заветных странствий». Весной 1907 г. Бунин вместе с Верой Николаевной Муром­цевой отправляется в Египет, Сирию, Палестину, «стремясь найти освобождение от времени, от земного тления... в этих погибших царствах Востока и Юга, в области мертвых, забытых стран, их руин и некрополей». Впечатления от путешествий раз­ных лет отразились в книге «Тень птицы»(Париж, 1931).

Гибель дворянских гнезд, распад изживших себя общественных связей дворянско-ио-мещичьей России - ведущая тема многих произведений Бунина в стихах и в прозе. В 1910 г. появляется повесть «Деревня»,в 1912 - выходит сборник «Суходол: Повести и рассказы 1911-1912гг.»; в 1913 - книга «Иоанн Рыдалец»;в 1915 - сборник рассказов

«Чаша жизни».

В повестях «Деревня», «Суходол», в рассказах «Игнат», «Захар Воробьев», «Князь во князьях», «Иоанн Рыдалец», «Худая трава», «Чаша жизни» Бунин изобразил разнооб­разные слои русского народа: крестьянство, мещанство, мелкопоместное дворянство. Эти произведения - драматические раздумья о будущем России, о судьбах народа, о свойствах русского характера. Запустение «дворянских гнезд», духовная деградация поместного дворянства вызывает у Бунина чувство сожаления, грусти об ушедшей гармонии патриархального быта, исчезновении сословия, создавшего в прошлом свою богатую культуру. Сложное отношение «любви-ненависти», пронизывающее «Де­ревню», вызвало упреки критики в «беспросветном пессимизме», хотя под внешней «беспощадностью» скрыты бунин-ская любовь и восхищение русским человеком. «По­весть „Деревня", - писал М. Горький, - была толчком, который заставил разбитое и расшатанное русское общество серьезно задуматься уже не о мужике, не о народе, а над строгим вопросом - быть или не быть России. Мы еще не думали о России как о целом, это произведение указало нам необходимость мыслить именно обо всей стра­не, мыслить исторически».

Талант Бунина достигает расцвета в его резко обличительных произведениях «Бра­тья»(1914) и «Господин из Сан-Франциско»(1915). Эпиграф к рассказу «Братья»: «Взгляни на братьев, избивающих друг друга. Я хочу говорить о печали». Гнев писате­ля направлен против людей «нового железного века», стремящихся поработить чело­века, превратить его в скота; против мира, где «от века победитель крепкой пятой сто­ит на горле побежденного» и морально выродившиеся «господа» на основании бирже­вых новостей, решают судьбы народов.

Как величайшее потрясение воспринимает Бунин Первую мировую войну. С рез­кой враждебностью встречает он Октябрь 1917 года, начинает писать дневник-пам­флет «Окаянные дни»- книгу, которая будет впервые опубликована в 1935 году в де­сятом томе собрания сочинений в двенадцати томах, изданном в Берлине.

26января 1920 т. вместе с Верой Николаевной Бунин навсегда покидает Россию; Бу­нины живут в Париже, проводя лето на юге Франции, в Грасе, где писатель остается в течение всей Второй мировой войны. За границей Бунин трагически переживает раз­рыв с отечеством, тоскует по родной земле, мечтает вернуться на родину. Ностальги­ческая тема придает особое звучание его творчеству. Об «утерянной России» повест­вует стихотворение «У птицы есть гнездо»,пронизанное ощущением горечи отутра-ты родной земли:

Наши рекомендации