Иван Алексеевич Бунин (1870-1953)
Счастье жить вовеки не умрет!
И |
ван Алексеевич Бунин родился 10 (22) октября 1870 г. в Воронеже в родовитой, но обедневшей дворянской семье. В становлении личности писателя и поэта огромное значение имела живая связь с народом, легенды и предания, которые он слышал от дворовых и крестьян, стихия национального языка в хуторе Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии, куда семья переехала в 1874 году. В автобиографических заметках Бунин тепло вспоминает о детстве, прошедшем «в глубочайшей полевой тишине... летом среди хлебов, подступавших к самим порогам, а зимой среди сугробов». В 1881 г. он поступил в 1-й класс Елецкой гимназии, из которой был отчислен в середине 1886 г. ввиду неуплаты за обучение и за неявку с каникул. Под руководством старшего брата Юлия Бунин прошел гимназический и частично университетский курс, отдавая предпочтение гуманитарным дисциплинам.
Писать Бунин начал очень рано - по его словам, с 1886 года он писал уже систематически и стихи, и прозу. В ранних стихах он подражал А. С. Пушкину, М. Ю. Лермонтову. Первые стихотворения Бунина - «Деревенский нищий»и «Над могилой Надсо-на»- были опубликованы в газете «Родина». Там же были напечатаны рассказы «Два странника»и «Нефедка».С осени 1889 г. Бунин живет в Орле, сотрудничает с редакцией газеты «Орловский вестник».
Почти пять лет Бунин живет во власти всепоглощающего мучительного чувства к Варваре Владимировне Пащенко, сотруднице той же газеты «Орловский вестник», дочери елецкого врача. Гражданский брак с Варварой Владимировной длился до 1894 г.
Воспоминания об отношениях с Пащенко отразились в пятой книге романа «Жизнь Арсеньева».В автобиографической книге прозвучала страстная убежденность писателя в силе любви над смертью.
В 1890 г. вышел сборник Бунина «Стихи и рассказы»,в 1891 была опубликована книга «Стихотворения 1887-1891гг.». С 1892 г. писатель живет в Полтаве и печатается в ведущих российских журналах «Неделя», «Русское богатство», «Новое слово».
С 1895 г. Бунин живет в Москве, целиком отдается литературному творчеству, входит в литературную среду, знакомится с В. Короленко, В. Брюсовым, К. Бальмонтом, А. Куприным, Н. Михайловским, с А. Чеховым, который до конца дней своих дружески поддерживает его. В Ялте у Чехова Бунин встречает в 1899 г. М. Горького, с которым его будут связывать близкие, но очень непростые отношения. Так, Горький восхищается появлением бунинского рассказа «Антоновские яблоки» (1900), признанного в литературных кругах шедевром, но одновременно выразит свое неоднозначное отношение к рассказу в письме к Пятницкому: «Я все думаю, следует ли „Знанию" ставить свою марку на произведениях индифферентных людей? Хорошо пахнут „Антоновские яблоки" - да! - но они пахнут отнюдь не демократично... Ах, Бунин! И хочется, и колется, и эстетика болит, и логика не велит!».
С 1890 г., самостоятельно изучив английский язык, Иван Бунин работает над переводом поэмы «Песнь о Гайавате»американского поэта Генри Лонгфелло;поэма была опубликована в 1896 году как приложение к «Орловскому вестнику». В 1901 г. в Москве символистское издательство «Скорпион»выпустило сборник стихов поэта «Листопад»,посвященный Горькому. Российская Академия наук присудила Бунину за «Листопад» и перевод поэмы «Песнь о Гайавате» Пушкинскую премию.
Лейтмотив поэмы «Листопад» - воспевание родной земли, русской природы, «грустных закатов осени», «зорь лета». Отличительная особенность стихотворений - многообразие красок, звуков, запахов, цветопись и звукопись:
Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной.
В 1909 г. Бунину (вместе с А. И. Куприным) присуждается вторая Пушкинская премия Академии наукза книгу «Стихотворения. 1903-1906» и перевод драмы Байрона «Каин». Бунина избирают академиком Российской академии наук. Живописно-описательный стиль Бунина был высоко оценен А. Блоком, М. Горьким. «Так знать и любить природу, - писал А. Блок, - как умеет Бунин, - мало кто умеет. Благодаря этой любви поэт смотрит зорко и далеко, и красочные и слуховые его впечатления богаты».
С начала XX века Бунин занимает в русской литературе выдающееся место и как поэт, и как превосходный прозаик. Его творчество развивается неизменно в традициях русской классики. Бунин становится активным защитником реалистического искусства, суровым критиком модернистов. В выступлении на 50-летнем юбилее газеты «Русские ведомости» в 1912 г. Бунин рассуждает о литературно-эстетических проблемах современности: «Мы пережили и декаданс, и символизм, и неонатурализм, и порнографию, называвшуюся разрешением „проблемы пола", и богоборчество, и мифотворчество, и какой-то мистический анархизм, и Диониса, и Аполлона, и „пролеты в вечность", и садизм, и снобизм, и „приятие мира", и „неприятие мира", и лубочные подделки под русский стиль, и адамизм, и акмеизм, - и дошли до самого плоского хулиганства, называемого нелепым словом „футуризм". Это ли не Вальпургиева ночь!».
Философское осмысление истории, стремление «познать тоску всех стран и всех времен» являются стимулом для многочисленных поездок Бунина по странам мира, его «заветных странствий». Весной 1907 г. Бунин вместе с Верой Николаевной Муромцевой отправляется в Египет, Сирию, Палестину, «стремясь найти освобождение от времени, от земного тления... в этих погибших царствах Востока и Юга, в области мертвых, забытых стран, их руин и некрополей». Впечатления от путешествий разных лет отразились в книге «Тень птицы»(Париж, 1931).
Гибель дворянских гнезд, распад изживших себя общественных связей дворянско-ио-мещичьей России - ведущая тема многих произведений Бунина в стихах и в прозе. В 1910 г. появляется повесть «Деревня»,в 1912 - выходит сборник «Суходол: Повести и рассказы 1911-1912гг.»; в 1913 - книга «Иоанн Рыдалец»;в 1915 - сборник рассказов
«Чаша жизни».
В повестях «Деревня», «Суходол», в рассказах «Игнат», «Захар Воробьев», «Князь во князьях», «Иоанн Рыдалец», «Худая трава», «Чаша жизни» Бунин изобразил разнообразные слои русского народа: крестьянство, мещанство, мелкопоместное дворянство. Эти произведения - драматические раздумья о будущем России, о судьбах народа, о свойствах русского характера. Запустение «дворянских гнезд», духовная деградация поместного дворянства вызывает у Бунина чувство сожаления, грусти об ушедшей гармонии патриархального быта, исчезновении сословия, создавшего в прошлом свою богатую культуру. Сложное отношение «любви-ненависти», пронизывающее «Деревню», вызвало упреки критики в «беспросветном пессимизме», хотя под внешней «беспощадностью» скрыты бунин-ская любовь и восхищение русским человеком. «Повесть „Деревня", - писал М. Горький, - была толчком, который заставил разбитое и расшатанное русское общество серьезно задуматься уже не о мужике, не о народе, а над строгим вопросом - быть или не быть России. Мы еще не думали о России как о целом, это произведение указало нам необходимость мыслить именно обо всей стране, мыслить исторически».
Талант Бунина достигает расцвета в его резко обличительных произведениях «Братья»(1914) и «Господин из Сан-Франциско»(1915). Эпиграф к рассказу «Братья»: «Взгляни на братьев, избивающих друг друга. Я хочу говорить о печали». Гнев писателя направлен против людей «нового железного века», стремящихся поработить человека, превратить его в скота; против мира, где «от века победитель крепкой пятой стоит на горле побежденного» и морально выродившиеся «господа» на основании биржевых новостей, решают судьбы народов.
Как величайшее потрясение воспринимает Бунин Первую мировую войну. С резкой враждебностью встречает он Октябрь 1917 года, начинает писать дневник-памфлет «Окаянные дни»- книгу, которая будет впервые опубликована в 1935 году в десятом томе собрания сочинений в двенадцати томах, изданном в Берлине.
26января 1920 т. вместе с Верой Николаевной Бунин навсегда покидает Россию; Бунины живут в Париже, проводя лето на юге Франции, в Грасе, где писатель остается в течение всей Второй мировой войны. За границей Бунин трагически переживает разрыв с отечеством, тоскует по родной земле, мечтает вернуться на родину. Ностальгическая тема придает особое звучание его творчеству. Об «утерянной России» повествует стихотворение «У птицы есть гнездо»,пронизанное ощущением горечи отутра-ты родной земли: