Литературный язык как основа культуры речи.

Язык и его функции.

Язык – это социально обработанная, исторически сложившаяся знаковая система, которая является основным средством общения между людьми и имеет несколько форм существования.

Характеризуя язык как систему, следует выделить элементы, участвующие в её образовании: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст.

Функции языка:
1. Коммуникативная. Язык как основное средство общения.

2. Аккумулятивная. Язык как основное средство накопления, сохранения, передачи информации.

3. Когнитивная. Язык участвует в формировании мышления человека, играет важную роль в осознании им окружающей действительности и себя в ней.

4. Эмоциональная. Посредством языка возможно выразить не только информацию, но и чувства и эмоции.

5.Волюнтативная. Язык является основным средством убеждения человека.

Формы существования языка.

Все возможные средства русского языка объединены в национальный русский язык, т. е. национальный язык – это язык всего народа, проживающего на территории определенной страны, независимо от воспитания, обрядов, профессиональной принадлежности, национальности.

Формы существования языка:

Диалект– речь людей, проживающих на определенной, несколько ограниченной территории, отличающаяся фонетикой и лексикой.

Жаргон – речь социальных и профессиональных групп людей, формирующаяся с целью языкового обособления, характерная лексическими особенностями.

Просторечие – речь неграмотных людей, в которой встречаются нарушения литературного языка.

Литературный язык – наивысшая форма существования языка; совокупность языковых средств, отобранных из национального языка, обработанных выдающимися учеными, литераторами, общественными деятелями.

Литературный язык как основа культуры речи.

Литературный язык – наивысшая форма существования языка; совокупность языковых средств, отобранных из национального языка, обработанных выдающимися учеными, литераторами, общественными деятелями.

Включает в себя не только большую часть языковых средств национального языка, но и лучшую, поскольку данное средство позволяет человеку существовать и функционировать в различных сферах деятельности.

Возможна классификация средств литературного языка в зависимости от их использования в результате данной классификации возникают такие стилистические пласты, как:

1. Научный.

2. Официально-деловой.

3. Публицистический.

4. Разговорный.

5. Художественный.

Функциональный стиль – это совокупность речевых средств, отобранных из литературного языка, используемые для общения в определенных сферах деятельности человека.

Литературный язык отличается от других форм существования языка наличием норм или своей нормативностью. Языковая норма – это правила использования речевых средств в определенный период развития литературного языка, т.е. это правило произношения, выбора грамматических форм слова. Это образцовое, единообразное, общепринятое употребление элементов языка. Нормы обязательны как для письменной, так и для устной речи и охватывают все стороны языка.

Виды норм:

1.Орфоэпические (произношение).

2. Акцентологические (нормы ударения).

3.Лексические (словоупотребление).

4. Морфологические (выбор грамматических форм слова).

5.Синтаксические (построение синтаксических конструкций).

6.Орфографические (написание).

Нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают его от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия.

Языковые нормы не выдуманы учеными. Они отражают закономерные процессы и явления, происходящие в языке и поддерживаемые речевой практикой. К основным источникам языковых норм относятся произведения писателей, классиков и современных авторов, анализ языка СМИ, а также общепринятое употребление.

Этапы становления современного литературного языка.

Произношение гласных.

1 норма. Часто встречаются такие произносительные варианты как опека и опёка, поблекнуть и поблёкнуть. Подобное явление результат длительного перехода э в о под ударением после мягких согласных.

С о под ударением произносятся слова:

Запечатленный

Коленопреклоненный

Поднесший

Разношерстный

Поблекший

Отекший

Раскаленный

Белесый

С э под ударением произносятся слова:

Афера

Истекший

Опека

Оседлый

Желчь

Маневр

2 норма.И в начале слова, стоящего в потоке речи после предлога или слова, оканчивающегося согласным звуком, произносится как ы: в и[ы]зобилии,с и[ы]спытанием.

3 норма. Е в первом предударном слоге после ж, ш, ц произносится как звук средний между ы и э (ы с призвуком э): жена –ж[ыэ]на,цена – ц[ыэ]на. Недопустимо в этом случае отчетливое произношение Ы.

4 норма.Е и я после мягких согласных в первом слоге перед ударением произносится как звук средний между и и е: менять – м[иэ]нять.истязать – ист[иэ]зять. Отчетливое произношение и в таких случаях считается нелитературным.

5 норма.А после твердых согласных ж, ш, ц в первом предударном слоге произносится несколько ослабленный звук а: шататься – ш[а]таться.царапать – ц[а]рапать. Произношение звука ы в этом положении устарело, только в отдельных словах произносится ы близкий к э: жалеть – ж[ыэ]леть,к сожалению – к сож[ыэ]лению. Произношение жа-ша считается нелитературным.

Произношение согласных.

1 норма. Перед звуком э твердо произносятся согласные в следующих словах:

Сервис

Альтернатива

Аутсайдер

Тезис

Бутерброд

Бартер

Темп

Компьютер

Интервал

Сессия

Деградация

Дедукция

Интенсивный

Интеграция

Шатен

В следующих словах э произносится после мягкого согласного, т.е. произносится как е:

Агрессия

Бандероль

Патент

Юриспруденция

Декан

Гипотеза

Термин

Брюнет

Дефис

Шинель

Дезинфекция

Фанера

Фланель

2 норма.Звук г в русском языке взрывной. Но фрикативный звук сохраняется в междометии ага, а также в словах бухгалтер, богатство, Господи.

В окончаниях род.пад. ед.ч. имен прилагательных, причастий, местоимений и порядковых числительных г произносится как в: добро[в], одиноко[в]о,тако[в]о.

Г произносится как х в словах мя[х]кий, ле[х]кий, Бо[х].

3 норма.Согласные в конце приставок перед разделительным ъ произносятся твердо: подъем; отъезд; объяснение.

Перед разделительным ь все согласные, кроме ж и ш произносятся мягко: се[м’]ья,[п’]ьет, [б’]ьет.

4 норма. Согласные звуки з, с, н обычно произносятся мягко перед мягкими д, т, з, с, н особенно внутри корня, а также на стыке корня и суффикса. Такое смягчение называется ассимилятивным смягчением согласного звука: ко[с’][т’]и, по[с’][т’]епенно,[з’][д’]есь,зо[н’][т’]ик.

Согласная н смягчается перед ч, щ: же[н’]щина, по[н’]чик.

Отчетливо как долгий звук должны звучать двойные согласные, т.к. выпадение одного из них может изменить смысл слова: водная-вводная; ввоз-воз.

Тенденция к упрощению двойного согласного наблюдается в предударных согласных в корме слова: аккорд; грамматика; суббота. Упрощение в конце слова: грамм; металл; а также перед согласными: группка.

Акцентологические нормы.

Ударение –фонетическое выделение элемента высказывания. Ударение в русском языке свободное, т.е. оно может стоять на любой части слова, в отличие от некоторых языков, в которых ударение закрепляется за определенным слогом. Также ударение в русском языке является подвижным, т.е. оно может менять свое место в зависимости от той или иной грамматической формы слова.

Акцентологический минимум.

АгронОмияКредитОр

АлкогОльНедУг

АлфавИтОбеспЕчение

АристокрАтияСтолЯр

АссиметрИяЦемЕнт

ВероисповЕданиеПридАнное

ВетеренАрия РефлЕксия

ГЕнезисСвЕкла

ДиаптрИяСосредотОчение

ДиспансЕрУзаконЕние

ДОгматШофЕр

ДремОтаКремЕнь

ЗнАмениеКаталОг

Иконопись Искра

Акцентологический минимум.

Августовский ОзлОбленный

ВоловОйОптОвый

ГЕрбовыйОсуждЕнный

ДавнИшнийОценЕнный

ЗАгнутыйОчереднОй

ЗубчАтыйПодрОстковый

ИзОгнутыйСЕстренский

КедрОвыйСлИвовый

КрасИвееСОвестливый

КрасИвейшийСОгнутый

КУхонный ТигрОвый

НаведЕнныйУкраИнский

НезакОннорожденный ЭкспЕртный

НворождЕнныйЯзыкОвая (колбаса)

ЯзыковАя (норма)

Ударение в глаголах.

Трудности глагольного ударения связаны с формой прош.вр. Ударение в форме прош.вр. может стоять на основе и на окончании.

Выделяют 3 группы:

  1. Глаголы с ударением на основе во всех формах (бИть-бИл ,бИло, бИла, бИли; шИть – шИл. шИла, шИли, шИло).
  2. Глаголы с ударением на основе во всех формах, кроме ф.ж.р., в которой удврение переходит на окончание (жИть – жИл, жИли, жИло, жилА).
  3. Глаголы с ударением на приставки во всех формах, кроме ф.ж.р., в которой ударение переходит на окончание (донЯть – дОнять, дОняли, дОняло, донялА).

Двоякое ударение: нажИл-нАжил

дожИл-дОжил

отжИл-Отжил

задАл-зАдал

продАл-прОдал

отнЯл-Отнял.

Краткие причастия, образованные от полных, оканчивающихся на -бранный, -дранный, -званный во всех формах имеют ударение на приставке (Избранный – Избран, Избрано, Избраны, Избрана).

В глаголах, оканчивающихся на –ировать. выделяют 2гр.:

  1. С ударением на и (балатИровать, блокИровать, утрИровать, формулИровать).
  2. С ударением на а (бомбордировАть, блокировАть, пломбировАть, премировАть, формулировАть).

Страдательные причастия прош.вр., образованные от глаголов, оканчивающихся на –ировать, выделяют 2 группы:

  1. В формах, оканчивающихся на –Ировать , соответствует форма, оканчивающаяся на -Ированный.
  2. В формах на –ировАать, соответствует форма с окончанием –ировАнный.

Глаголы, образованные от прилагательных, обычно имеют ударение на последний слог (глубОкий – углубИть, лЕгкий – облегчИть).

Акцентологический минимум.

БалОванный

баловАть

ВоспринЯть

ЗакУпорить

ЗаплЕсневеть

ИсчЕрпать

КлстюмирОванный

МаркировАть

ОблегчИть

ОполОснутый

ОсвЕдомиться

ПобелЕнный

ПовторЕнный

ПредвосхИтить

ПринУдить

РазОгнутый

СкреплЕнный

ТЕплится

УсугубИть

ХодАтойствовать

Норма. Образование форм им.п. множ.ч.

В русском языке насчитывается свыше трехсот слов, которые в форме им.пад. множ.ч. имеют 2 варианта с окончанием -а(-я), -и(-ы): прожекторы-прожектора, свитеры-свитера, договоры-договора.

Формы с окончанием –а(-я) имеют обычно разговорную или профессиональную окраску: пекаря, клевера, кожуха.

Формы с окончанием-и(-ы) более нейтральны и для большинства слов соответствует нормам литературного языка: пекари, цехи, секторы, прожекторы.

Около семидесяти слов устойчиво употребляются с окончанием –а(-я). Преимущественно это односложные слова (бег-бега) и слова. Имеющие в форме ед.ч. ударение на первом слоге (череп-черепа, паспорт-паспорта).

Следует обратить внимание на слова, в которых чаще всего допускаются ошибки: бухгалтеры, диспетчера, договоры, инспекторы, редакторы, ректоры, серверы, кремы, торты.

Лексические нормы.

Лексика – словарный состав языка; совокупность слов, обозначающие различные предметы и явления. Лексика языка изучается лексикологией. Она изучает то, как формируется язык, как изменяется и пополняется его словарный запас в историческом процессе, анализирует процессы взаимодействия и адаптации слов, их устаревание.

Слово– звук или комплекс звуков, обладающий целостностью и имеющий грамматическое и лексическое значение.

Полисемия- многозначность одного слова. Новые значения одного и того же слова возникают в результате метафорического или метонимического переноса.

Метафорический перенос– перенос наименования с одного предмета на другой на основании сходства этих предметов

Метонимический перенос– перенос наименования с одного предмета на другой на основании их смежности, их «тесного соседства»: две чашки кофе.

Омонимы– разные слова, они одинаково звучат, но между тем, не имеют смысловой общности: коса( у девушки) – коса (на поле).

Синонимы– слова и словосочетания (чаще всего фразеологические), выражающие отношение семантической близости или тождества. Синонимы бывают идеографическими, т.е. отличаются по смыслу (спать-отдыхать, красный-алый) и стилистические, т.е. обозначают одно и тоже, но относятся к разным стилям (построить-воздвигнуть-соорудить). Нейтральное, наиболее объективно выражающее смысл слова в каждом ряду называется доминантой.Особый вид синонимии создается при помощи антономазии, т.е. замены имени или названия описательным выражением. Антономастические выражения подчеркивают те или иные качества предмета или явления: Животные – братья наши меньшие.

Антонимы– слова с противоположным значением. Они бывают семантическими и контекстуальными, т.е. выражают значение противоположности лишь в определенном контексте.

есть слова, в каждом из которых уже изначально заключается противоположные значения. Такие слова называются энантиосемичными.

Паронимы –слова, чаще всего одинаковые, близкие по звучанию, но имеющие различное, хоть нередко соотносящееся с единым тематическим пластом, значение: адресат-адресант.

Типы лексических ошибок.

Лексические ошибки связаны с неверным словоупотреблением. А неверное словоупотребление заключается в незнании точного лексического значения слова, в его употреблении без учета особенностей сочетания с другими словами. Неверное словоупотребление затрудняет коммуникативный процесс. Причины, влекущие ошибки данного типа различны:

1. Бедность лексикона.

2. Отсутствие речевой интуиции.

3. Торопливость речи.

4. Незнание стилистических возможностей слов.

Лексические ошибки часто возникают при использовании синонимов, паронимов, многозначных слов, омонимов.

Типы лексических ошибок:

1.Ассоциативные– неправильный выбор слов из определенной тематической группы:

В течение февраля продолжительность суток возрастет на 2ч.

2.Аллогизм – логическая ошибка в речи, заключающаяся в сопоставлении несопоставимых понятий: Сравним результаты первого кризиса со вторым.

3. Анахронизм – употребление слова без учета его хронологических границ жизни в языке:

В 18в. в Ленинградебыло построено несколько типографий.

4.Подмена понятий – нечеткое разграничение понятий конкретных и отвлеченных родовых и видовых наименований: Учитель нам рассказывал о писателе и прочитал отрывок из его творчества.

5. Речевая недостаточность – исключение из речи слов, кажущиеся говорящему необязательными для понимания смысла высказывания: День рождения начинается в 3 часа.

6. Речевая избыточность . Проявляется:

Тавтология – употребление в одном предложении или словосочетании однокоренных слов: Точное число погибших уточняется.

Плеоназм– разновидность речевой избыточности, заключающееся в употреблении лишних слов:

Своя автобиография.

Морфологические признаки.

К морфологическим признакам публицистического стиля мы относим частотное употребление тех или иных грамматических форм частей речи. Это:

1) единственное число имени существительного в значении множественного: Русский человек всегда отличался выносливостью; Преподаватель всегда знает студента;

2) родительный падеж имени существительного: время перемен, пакет предложений, реформа цен, выход из кризиса и др.;

3) императивные формы глагола: Оставайтесь с нами на первом канале!

4) настоящее время глагола: в Москве открывается, 3 апреля начинается;

5) причастия на -омый: ведомый, невесомый, влекомый;

6) производные предлоги: в области, на пути, на базе, во имя, в свете, в интересах, с учетом.

Синтаксические признаки

К синтаксическим признакам публицистического стиля следует отнести часто повторяющиеся, а также специфические по характеру типы предложений (синтаксических конструкций). В их числе:

1) риторические вопросы:Выдержит ли русский человек? Хотят ли русские войны?

2) восклицательные предложения: Все на выборы!

3) предложения с измененным обратным порядком: Воюет армия с природой (ср.: Армия воюет с природой). Исключение составляли предприятия добывающей промышленности (сравни:Предприятия составляли исключение);

4) заголовки статей, очерков, выполняющие рекламную функцию: Малые беды большого флота. Зима – сезон горячий.

В заголовках часто используется специфический языковой прием – "соединение несоединимого". Он дает возможность минимальными языковыми средствами вскрыть внутреннюю противоречивость предмета или явления: трудящийся тунеядец, повторяемое неповторимое, мрачное веселье, красноречивое молчание.

Основа ораторского искусства. Подготовка к выступлению.

Ораторское искусство – искусство построения и публичное произнесение ораторской речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

Стремление говорящего изменить поведение слушателя может касаться самых различных сторон его жизни: убедить голосовать за нужного депутата, склонить к принятию нужного решения в сфере коммерческой деятельности, побудить его покупать определенные товары, продукты и т. п Таких конкретных целей существует бесчисленное множество, но в любом случае воздействующая речь направлена на внеязыковую действительность, в сферу жизненных интересов, потребностей слушателя. Умение убеждать всегда ценилось обществом. Особенно велика роль профессионала речи в сфере политики, общественной деятельности. Возрастание роли воздействующей речи в жизни общества привело к возникновению учения, которое разрабатывало теорию этой разновидности речевой деятельности. Такое учение называется риторикой. В русской традиции в качестве синонимов употребляются также слова «оратория» и «красноречие».

Традиционное риторическое учение состояло из пяти частей. В учении о нахождении рассказывалось о содержательной разработке текста. Учение о расположении разрабатывало вопросы композиции воздействующего текста. Учение о выражении – центральная часть риторического учения, здесь давалось представление о таких качествах речи, как правильность, ясность, четкость, точность, уместность. Одновременно вырабатывались навыки художественной обработки речевого материала, обращалось внимание на форму и приемы подачи содержания. Эта часть риторики включала в себя раздел о тропах и фигурах. Учение о запоминании имело целью развить профессиональные навыки оратора, связанные с работой памяти. Учение о произнесении разрабатывало теорию звучащей речи. Именно сам акт произнесения воспринимался как действие оратора, требующее определенного результата.

Для общества в целом основная цель обучения языку состоит в том, чтобы научить каждого члена общества облекать любую социально значимую информацию в соответствующую речевую форму. В этих условиях естествен рост интереса к проблемам старой риторической науки, к теории убеждающей речи вообще

Подготовка к выступлению.

Прежде всего необходимо определить и точно сформулировать тему. Она должна быть актуальной и интересной для данной аудитории. Выбрав тему, необходимо подумать о её формулировке. Название речи должно быть ярким, четким, по возможности кратким. Длинные формулировки в названии, включающие незнакомые слова, отталкивают слушателей.

Оратор должен четко определить для себя цель своего выступления, поскольку он не только информирует слушателей, рассказывая о тех или иных событиях, фактах, но и пытается сформулировать определенное представления, убеждения у аудитории, которые будут в дальнейшем обусловливать их поведение.

Любое выступление должно преследовать воспитательные цели и оратор обязан незаметно для слушателей приобщать их к своим нравственным идеалам.

Большое значение имеет предварительное знакомство с аудиторией. По возможности следует узнать:

1. Социальный состав, возраст, пол, образование и мотивы прихода на лекцию.

2. Отношение аудитории к теме выступления.

3. Отношение аудитории к лектору.

В процессе подготовки к выступлению следует использовать:

1. Труды ведущих специалистов по данной теме.

2. Публикации в научных журналах и массовой печати.

3. Личные знания и опыт в данной области.

Композиция ораторской речи.

Самой распространенной структурой речи является структура, состоящая из вступления, основной части и заключения. Композиция выступления меняется в зависимости от темы, цели, состава аудитории.

Публичное выступление обязательно должно иметь продуманную структуру, содержащую определенную последовательность частей. Это необходимо для удобства, как оратора, так и слушателей. Оратору удобно переходить от темы к теме, слушателям удобно воспринимать информацию, разбитую на части и предлагаемую им в определенной последовательности.

Структура— это составные части выступления и их расположение относительно друг друга.

Во вступлении обычно ставится проблема, сообщается основная мысль; в основной части приводятся аргументы и доказательства; в заключении подводятся итоги, повторяется главная мысль, содержится призыв к аудитории.

Во вступлении различают зачин (цель — подготовить аудиторию к восприятию, заставить слушать, привлечь внимание) и завязку (цель — объяснить тезис, заинтриговать постановкой проблемы, показать актуальность обсуждения вопроса).

Основная часть содержит аргументацию тезиса.

Заключение может включать напоминание (цель — напомнить основной тезис, вернуться к исходной проблеме), обобщение (цель — сформулировать словами обобщающий вывод) и призыв (цель — вызвать реакцию слушателей).

Важнейшим требованием, которым должно удовлетворять всякое публичное выступление, является следующее: в нем должна обнаруживаться структура (логика), понятная слушателям.

Споры в Древней Греции.

Публичный спор как коллективный способ выяснения истины получил применение и теоретическое развитие еще в античности. Существовало 2 вида спора: эристический и диалектический. Причем диалектический спор возник как антитеза эристическому диалогу софистов, их псевдонаучным представлениям о добродетели и благе.

Софисты– это древнегреческие просветители. Их философские и политические взгляды были различны, даже противоположны. Объединяло их то, что они занимались просветительской деятельностью.

В условиях рабовладельческой демократии 5в. судьба каждого свободного грека стала зависеть от его умения выступать с политическим и речами перед народом, от его умения заручиться поддержкой народа, всячески льстя ему и угождая. Для этого он должен был обладать определенными минимальными знаниями о политических и моральных явлениях, а также уметь защищать и опровергать любое положение на возможно-правдоподобных основаниях.

Объявив себя учителями-добродетелями, софисты разработали для этой цели определенную технику спора, получившую название эристического искусства.

Основой софистики была объективная противоречивость самих вещей. Однако ни одна из противоположностей не существовала изолированно от другой. Софистические парологизмы – это результат их абсолютизации, результат игнорирования их диалектической связи между собой.

Скрыть диалектическую противоречивость самих вещей и сделав её основанием своей эристической стратегии, софисты не справились с синтезом, который был бы в состоянии объединить в одном понятии различные, даже противоположные сущности вещей.

Иначе говоря. Софисты остановились на полпути к диалектике понятий, созданной позднее Сократом, Аристотелем, Платоном.

Проблема синтеза противоположностей понималась Сократом как проблема «среднего», т.е. мера, приводящая эти противоположности к известному единству.

Диалектический диалог, созданный Сократом, был нацелен на примирение противоположных мнений, чтобы таким образом познать добродетель – среднее между крайностями (истина).

Виды спора.

Типология дискуссии обусловлена логической структурой, целями участников, их этическими установлениями и эмоциональными характерами. Спор может быть сосредоточенным и бесспорменным.

Сосредоточеннымявляется такой спор, когда спорящие всегда имеют в виду основной тезис. И все, что они говорят служит для того, чтобы защитить его или опровергнуть.

Спор может происходить при слушателях и без слушателей. Иногда это обстоятельство оказывает решающее воздействие не только на характер спора, но и на его результат. Поддержка аудитории или её неодобрение является важным для спорящих сторон и, поэтому в таких спорах наблюдается особое упорство и горячность.

В общественной жизни часто встречаются такие виды спора, как спор для слушателей. В данном случае спорящие пытаются убедить не друг друга, а слушателей.

В зависимости от цели выделяют следующие виды спора: спор ради поиска истины, ради убеждения оппонента, ради победы, ради спора.

Уловки в споре.

Очень часто в споре прибегают к подмене тезиса. Некорректно сознательное использование этого приема. Чтобы обмануть аудиторию от насущных или важных проблем используют прием фигуры молчания.Он заключается в том, что выступающий не касается важных проблем, зато говорит о мелких малозначимых вопросах.

Еще один прием – использование ложных и недоказанных аргументов в надежде, что противная сторона их не заметит. Для большей убедительности этот прием сопровождается оборотами.

Существует прием наклеивания ярлыков. Люди, не имеющие авторитета, стараются жить в лучах чужой славы. Они любят рассказывать о своих встречах со знаменитыми, хотя лично с ними не знакомы. Такой прием называется игра в авторитеты. Прибегающий к тему намерен искажать цитаты использовать ссылки на несуществующие мысли или произведения авторов.

Еще один некорректный прием – акломатическое доказательство.Он рассчитан на бездушное восприятие трескучих фраз, которые, как считается, не нуждаются в доказательствах.

В наставлении по эристике рекомендуется возбудить гнев оппонента, приводить противника в раздражение. Это прием без сомнения относится к разряду недопустимых. Стремясь доказать свою правоту, люди приходят в состояние аффекта. С взволнованным, раздраженным противником легче спорить. Даже если противник прибегает к брани и оскорблениям, сохраняйте спокойствие и невозмутимость, старайтесь не опускаться до уровня оппонента. Чем с большим достоинством вы будете держаться, тем больше авторитета завоюете у аудитории.

Прием абсурднойгипперполизации может использоваться для того, чтобы испортить настроение оппонента.

Прием, с помощью которого можно вывести из себя очень уравновешенного человека, называется окульным несогласием.один из партнеров на любое заявление противника заявляет: «Ничего подобного», «Глупости», «Бред сивой кобылы».

После нескольких попыток высказать свое мнение, оппонент взрывается. Дискуссия переходит в перебранку, в ход идет прием апелляции к силе.

Каждый имеет право использовать прием высокомерного ответа, занимать положение, которое обеспечивает уважительное отношение, но при определенной степени наглости даже малообразованный человек смело пользуется этим приемом.

Когда одному из оппонентов не хватает аргументов для обоснования своей позиции, и он видит как его загоняют в угол, он прибегает к приему отвлечения оппонента от предмета спора.Этот прием напоминает апелляцию личности или подмену тезиса за счет оппонента. Задача состоит в том, чтобы противник схватил наживу.

Ложное воздействовать на противника или аудиторию может оказать прием психологического давления. Обычно прибегающий к нему оратор, независимо от того, прочна ли его позиция, говорит громко и самоуверенно, авторитетно, всем своим видом демонстрируя непререкаемость своих доводов. Внешний эффект апломб и бровада сейчас главное оружие некоторых газет и политических партий.

Язык и его функции.

Язык – это социально обработанная, исторически сложившаяся знаковая система, которая является основным средством общения между людьми и имеет несколько форм существования.

Характеризуя язык как систему, следует выделить элементы, участвующие в её образовании: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст.

Функции языка:
1. Коммуникативная. Язык как основное средство общения.

2. Аккумулятивная. Язык как основное средство накопления, сохранения, передачи информации.

3. Когнитивная. Язык участвует в формировании мышления человека, играет важную роль в осознании им окружающей действительности и себя в ней.

4. Эмоциональная. Посредством языка возможно выразить не только информацию, но и чувства и эмоции.

5.Волюнтативная. Язык является основным средством убеждения человека.

Формы существования языка.

Все возможные средства русского языка объединены в национальный русский язык, т. е. национальный язык – это язык всего народа, проживающего на территории определенной страны, независимо от воспитания, обрядов, профессиональной принадлежности, национальности.

Формы существования языка:

Диалект– речь людей, проживающих на определенной, несколько ограниченной территории, отличающаяся фонетикой и лексикой.

Жаргон – речь социальных и профессиональных групп людей, формирующаяся с целью языкового обособления, характерная лексическими особенностями.

Просторечие – речь неграмотных людей, в которой встречаются нарушения литературного языка.

Литературный язык – наивысшая форма существования языка; совокупность языковых средств, отобранных из национального языка, обработанных выдающимися учеными, литераторами, общественными деятелями.

Литературный язык как основа культуры речи.

Литературный язык – наивысшая форма существования языка; совокупность языковых средств, отобранных из национального языка, обработанных выдающимися учеными, литераторами, общественными деятелями.

Включает в себя не только большую часть языковых средств национального языка, но и лучшую, поскольку данное средство позволяет человеку существовать и функционировать в различных сферах деятельности.

Возможна классификация средств литературного языка в зависимости от их использования в результате данной классификации возникают такие стилистические пласты, как:

1. Научный.

2. Официально-деловой.

3. Публицистический.

4. Разговорный.

5. Художественный.

Функциональный стиль – это совокупность речевых средств, отобранных из литературного языка, используемые для общения в определенных сферах деятельности человека.

Литературный язык отличается от других форм существования языка наличием норм или своей нормативностью. Языковая норма – это правила использования речевых средств в определенный период развития литературного языка, т.е. это правило произношения, выбора грамматических форм слова. Это образцовое, единообразное, общепринятое употребление элементов языка. Нормы обязательны как для письменной, так и для устной речи и охватывают все стороны языка.

Виды норм:

1.Орфоэпические (произношение).

2. Акцентологические (нормы ударения).

3.Лексические (словоупотребление).

4. Морфологические (выбор грамматических форм слова).

5.Синтаксические (построение синтаксических конструкций).

6.Орфографические (написание).

Нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают его от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия.

Языковые нормы не выдуманы учеными. Они отражают закономерные процессы и явления, происходящие в языке и поддерживаемые речевой практикой. К основным источникам языковых норм относятся произведения писателей, классиков и современных авторов, анализ языка СМИ, а также общепринятое употребление.

Наши рекомендации