Система персонажей в художественном произведении

Сравнив две сказки о Снежной королеве, мы смогли сделать еще одно наблюдение: не всё в системе персонажей в сказках Андерсена и Шварца одинаково. Отказавшись от образов доброй колдуньи с ее чудесным цветником, лапландки и финки, Шварц вводит в пьесу фигуры Советника и Сказочника. Анализируя изменения в сюжете, мы подошли к анализу еще одной важной литературоведческой категории – системы персонажей. Рассмотрим на примере двух “Снежных королев”, насколько тесно связан с авторской идеей этот элемент текста.

Для Андерсена важна симметрия, большинство персонажей составляют пары: Кай и Герда, ворон и ворона, принц и принцесса, в финале даже у оленя появляется подруга. Так и колдуньи, добрая и злая, симметричны. Злая Снежная королева хочет обладать Каем, добрая старушка-цветочница – оставить у себя Герду, и обе не собираются считаться с тем, что лучше для самих детей. Подтверждение тому – рассказы цветов в чудесном саду у старушки; в основном, это воплощение эгоистической любви. Еще одна пара – лапландка и финка, встреченные на пути к Снежной королеве. Андерсену нужно точно указать “адрес” Снежной королевы (Лапландия, Финляндия), создать впечатление ее реальности, потому так реальны и колоритны подробности жизни лапландки и финки. В уста финки, последнего человека на пути в чертоги Снежной королевы, вложил писатель программные слова о силе Герды, большей, чем у дюжины богатырей, – силе невинного сердца.

Сказка Шварца написана для сцены, в драме важна концентрация конфликта. От дублирующих друг друга лапландки и финки, как и от доброй колдуньи, прямо не вовлечённых в борьбу с королевой, а потому задерживающих действие, драматург отказался. Зато добавил Советника, это важная фигура – он присутствует уже в завязке. Силы зла, покушающиеся на розы – символ любви, – многолики. Советник – один из людей с холодным сердцем, он близок власти и сам наделен властью – властью денег. Это воплощение зла очевидного и узнаваемого – ему Кай может противостоять, и любимые розы не продадут ни за какие деньги. Но есть и другой образ зла: вспомним, что случилось с розами после того, как Кай поцеловал Снежную королеву. Внешне прекрасная, Снежная королева воплощает зло не столь очевидное, зло самовлюбленности и гордыни. Ее поцелуй пробуждает гордыню и в Кае, вот почему розы после этого поцелуя вянут. Снежной королеве и Советнику противостоять не просто – люди с горячими сердцами могут их победить, только объединившись. И Шварц вводит в сюжет фигуру Сказочника. Как и положено сказочнику, он верит в торжество добра, и именно этот персонаж объединяет людей и зверей в борьбе за возвращение Кая.

Анализируя любую систему, важно охарактеризовать ее элементы и осознать связь между ними. Анализируя систему персонажей, надо не просто установить список действующих лиц, но и понять, чем мотивировано введение того или иного героя. Система персонажей в “Винни-Пухе” А. Милна отражает мир привычных детских игрушек (у каждого ребенка есть свои мишка, свинка или кролик). Потому на появление персонажей экзотических, вроде Кенги и Тигры, старожилы реагируют поначалу настороженно. Система персонажей “Маугли” Р. Киплинга, напротив, отражает мир дикой природы Индии А. в “Гадком утенке” Андерсена миры существ домашних и вольных едва ли не противопоставлены: если все домашние животные (утки, кот, курица) враждебны по отношению к непохожему на них гадкому утенку, то пара диких гусаков готова признать его забавным и предлагает свою дружбу.

Изначально система персонажей была ориентирована на потребности сюжета. Для того чтобы возник конфликт, необходимы герой и его антагонист: Иван-царевич и змей, Илья Муромец и Соловей-разбойник. Как у героя, так и у его антагониста, могут быть помощники. В сказках это чаще всего благодарные люди или звери, в эпосе – богатырский конь и верный товарищ.

Однако уже в фольклоре не все персонажи обязательно вовлечены в разрешение конфликта. В сказках братья героя или сестры героини своими неблаговидными поступками составляют выгодный контраст действиям героя настоящего, который не уснет в дозоре, будет почтителен со старшим, щедр с обездоленным и милостив к слабому. Так в системы персонажейпопадают герои, не оказывающие решительного влияния на ход событий, но необходимые для понимания характера центрального персонажа. Со временем, когда интерес к человеческой личности возрастает, система персонажей ориентируется на наиболее полное раскрытие человеческих характеров, а не только на потребности сюжета.

Складывается сложная система сопоставлений и противопоставлений, в которой один характер оттеняет другой. Напомним о таких знаменитых парах, как Дон Кихот и СанчоПанса, а в русской классике – Чацкий и Молчалин, Онегин и Ленский... Не исключение и литература, адресованная детям. Том Сойер и Гекльберри Финн Марка Твена, Чук и Гек А.П. Гайдара, Дениска и Мишка из рассказов В.Ю. Драгунского – характеры ребят наиболее полно раскрываются именно в сравнении. Вспомните: продолжением рассказа “Что я люблю” является рассказ “Что любит Мишка”, в котором романтические пристрастия Дениски отчетливо противопоставлены кулинарно-гастрономическим предпочтениям Мишки.

В основе системы персонажей “Муму” И.С. Тургенева тоже контраст. Физическая сила и душевное благородство, человечность Герасима противопоставлены произволу, мелочной жестокости и бесчеловечности немощной старой помещицы. Трагизм сюжета заключен в том, что в силу крепостного права власть над богатырем принадлежит дряхлеющей барыне. Тургенев в своей повести создал персонажи настолько убедительные и достоверные, что не одно поколение читателей сопереживает Герасиму и испытывает ненависть к барыне.

Какими приемами создается образ человека в литературе, как возникает у читателя ощущение реальности данного персонажа? Как вызывает автор определенное отношение к герою и демонстрирует свое? Чтобы понять это, необходимо познакомиться с таким элементом произведения, как литературный характер. Традиционно этим термином обозначают образ человека, очерченный с известной полнотой и индивидуальной определенностью.

На ранних этапах развития литературы персонаж был равен своей сюжетной функции, его индивидуальность не была предметом изображения. Потому так похожи в фольклорных сказках Иван-царевич и Иван – крестьянский сын, выполняющие в сюжете роль истинных героев: оба добры молодцы, оба учтивы в речах и благородны в поступках. Не сразу осваивает искусство неповторимый мир человеческой личности, со временем становится он предметом изображения и в литературе. Приходит осознание того, что в сходных ситуациях люди ведут себя по-разному, в зависимости от происхождения, воспитания, образования и других личностных особенностей, и литература вырабатывает и оттачивает приемы изображения неповторимых человеческих характеров.

Важную роль в воплощении индивидуальности героя играет его имя.Если в действительности имя человеку дается при рождении и связь его с еще не сформировавшимся характером непредсказуема, то имя литературному персонажу автор подбирает, заранее зная его индивидуальные особенности. Иногда оно может служить непосредственной характеристикой. Тому пример – Ленивица и Рукодельница из “Мороза Ивановича” В.Т. Одоевского, Знайка и Незнайка из повестей Н. Носова, МальчишПлохиш из “Военной тайны” А.П. Гайдара. Однако чаще связь между героем и его именем более сложная. Важно звучание имени, которое может быть благозвучным и неблагозвучным, напевным или энергичным. Читатель заранее предубежденно настроен против человека с неблагозвучной фамилией Квакин и зачарован тайной героини с чудным именем Суок, соединившим два гласных подряд. Помимо звучания имя несет и определенное значение, вызывает определенные ассоциации (в силу своей этимологии или благодаря другим носителям этого имени). Квакин вызывает ассоциации с лягушками, Суок переводится Ю. Олешей как “вся жизнь”. Людмила мила людям, не случайно так зовут и пленяющую скромностью и благонравием героиню сказки В.А. Жуковского “Три пояса”, и героиню поэмы А.С. Пушкина “Руслан и Людмила”, тоже любимую всеми. Не удивительно, что поросенок по имени Икар из сказки Д. Биссета мечтает летать. Объясняя странное имя игрушечного медвежонка, Милн знакомит читателя с теми, кто подарил игрушке половинки этого имени, – живыми лебедем и медведицей. Так что две части имени Винни-Пуха не только звучат по-разному, звонко и глухо, но и вызывают ассоциации с такими разными существами. Как бы ни был мал читательский опыт, ребенок уже готов размышлять над выбором имени, что впоследствии поможет ему в общении с миром литературы взрослой, где связь между героем и именем еще более сложная и содержательная.

Следующий этап индивидуализации образа – портрет. И вновь вернемся к фольклору. В сказке и эпосе портрет не индивидуализирован и не детализирован: если молодец, то непременно добрый, девица – красная.

Однако из жизненного опыта мы знаем, как много информации о человеке может дать наблюдение за его внешностью. Детали портрета литературного персонажа не списаны с натуры – как и имя, они создаются автором в расчете на определенные читательские ассоциации. Важную информацию несут рост и телосложение, цвет волос и глаз. Достаточно вспомнить чеховских толстого и тонкого, чьи образы исчерпывающе характеризуются определениями, вынесенными в заглавие. Полнота традиционно была приметой более высокого социального статуса, яркий пример тому – “Три толстяка” Ю. Олеши. Когда имущественное неравенство неактуально, худоба чаще всего говорит о равнодушии к простым удовольствиям (вроде вкусной еды) и связывается, скорее, с характером романтическим, как у Малыша А.Линдгрен или Дениски из рассказов В.Ю. Драгунского. Полнота традиционно соотносится с умением радоваться жизни во всех ее проявлениях – потому и хоббитБильбоБеггинс, и Винни-Пух, и Карлсон наделены несколько излишним весом.

Светлые волосы и голубые глаза – традиционная примета портрета существа кроткого, вроде Мио и Маленького принца из одноименных сказок А. Линдгрен и А. де Сент-Экзюпери. В реалистической литературе нельзя не вспомнить золотистые косы и голубые глаза Ребекки Теччер, дамы сердца Тома Сойера, или белокурые волосы и голубые глазки маленькой Маруси из повести В. Короленко “В дурном обществе”.

На контрасте с этой традицией строит Линдгрен портрет Эмиля из Леннеберги: этот неутомимый сорванец наделен ангельской внешностью – голубыми глазами и светлыми кудряшками. Другой непоседливый персонаж Линдгрен наградила рыжими волосами. Рыжий цвет волос – не просто яркая деталь внешности, он традиционно связывался с бесовской силой, и не удивительно, что у ПиппиДлинныйчулок, маленького бесенка, рыжие волосы. “Вождь краснокожих” из рассказа О'Генри, “двуногая ракета”, тоже наделен рыжими волосами, из которых так колоритно торчат ястребиные перья.

При анализе портрета важна каждая подробность, не только природные черты, но и детали одежды. Очки тетушки Тома Сойера, которые она носила только для важности, столь же нужны для понимания ее простодушного характера, как и обноски Гека Финна, знак его свободы, которые он с такой неохотой меняет на приличное платье, чтобы вновь вернуться в конце книги и к свободе, и к своему рубищу. Как видим, черты внешности помогают проникнуть во внутренний мир персонажа.

Не стоит думать, что портрет (по аналогии с живописью) – категория описательная, а потому статичная. Многое дает читателю наблюдение за поведением героя, его мимикой и жестами, за тем, как эмоцииотражаются на внешнем облике. Вспомним картинную позу Тома Сойера, откинувшегося, чтобы полюбоваться свежевыкрашенным фрагментом забора: тем самым он придавал в глазах товарищей большую цену тому занятию, с которым ему на самом деле не терпелось поскорее развязаться. В рассказе Б. Житкова “Механик Салерно” капитан судна, которому грозит катастрофа, в решительный момент долго не может закурить, очевидно, у него дрожат руки. И это единственное проявление его волнения: герой безупречно владеет собой, чтобы не вызвать паники. Самовлюбленная царица из “Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях” А.С. Пушкина, хохочущая, пощелкивающая перстами, пожимающая плечами перед зеркалом, сама разоблачает себя. Ее жесты столь же красноречивы, как и меняющееся обращение к зеркальцу, ласковое в начале, пока зеркальце свидетельствует о ее превосходстве, затем – гневно-капризное.

Речь героя тоже помогает передать индивидуальность, является важным инструментом создания литературного характера. Вспомним пушкинскую “Сказку о рыбаке и рыбке”: и кроткий ответ рыбака рыбке, и сварливая брань старухи великолепно рисуют их контрастные характеры. С особым мастерством созданы Милном и переведены Б. Заходером речевые характеристики персонажей “Винни-Пуха”. Мы помним и мрачноватый юмор пессимистичного ослика, и самовлюбленную болтовню Совы-интеллектуалки, и боязливо-эмоциональную речь Пятачка – очень маленького существа. Коммерции Советник из “Снежной королевы” Е. Шварца говорит языком бюрократических циркуляров, а избалованная маленькая разбойница отличается грубоватым юмором и тоном, не терпящим возражений.

Перечисленные нами приемы создания литературного характера – имя, портрет героя, манера поведения, мимика и жесты, его речевая характеристика (их можно назвать элементами косвенной характеристики героя, в отличие от прямого называния определенных качеств его характера) – не обязательно присутствуют в тексте в полном объеме. Но у читателя всегда есть возможность наблюдать за поступками героя, ведь именно в действии ярче всего раскрывается человеческий и не только человеческий характер.

Винни-Пух, как, впрочем, и другие персонажи книги Милна, обладает ярким и сложным характером, неслучайно имя его двусоставно. Он наблюдателен, сообразителен, можно сказать, философичен, наконец, он поэт. Однако его страсть к меду, проявленная уже в начале книги, нередко ставит героя в затруднительное, а то и в безвыходное (как в случае с Кроликом) положение. Но постепенно эпизоды, связанные с любимым медом, сменяются другими. В них на первый план выходят бесспорные достоинства Пуха: наблюдательность и сообразительность в сочетании с готовностью и способностью прийти на помощь. Во время экспедиции эти качества помогают не только открыть Северный полюс, но и спасти Крошку Ру. При помощи Пуха спасен Пятачок во время потопа, Тигра и Ру – при падении с дерева, ослик извлечен из реки. Наконец, во время бури Пух не только спасает себя и других, но и дарит честь победы, славу подвига Пятачку. В этой истории в характере Пуха проявляются качества подлинного героя: мужество и смекалка, скромность и благородство. Посвящение Винни-Пуха в рыцари, которым заканчивается книга, вполне закономерно. Так по мере развития сюжета, возможно, проявляются, а возможно, и появляются, новые достоинства этого характера.

Характер может быть постоянен, а может быть изменчив. Установить это позволяет наблюдение за развитием сюжета. Вспомним Малыша и Карлсона: если характер последнего не меняется, во всех обстоятельствах сохраняя не только неудержимый оптимизм, неутомимую изобретательность, веселое озорство, но и самодовольную хвастливость и трусоватую безответственность, то характер мальчика подвержен изменениям. Малыш постепенно взрослеет и готов отвечать не только за свои проказы, но и за судьбу Карлсона, оберегая его от внимания журналистов и назойливой публики...

Сюжет и характер оказываются взаимосвязаны: сюжет помогает раскрываться характеру, но и сам во многом определяется логикой развития характера. В отличие от фольклорных сказок, в которых цари похожи друг на друга, герои пушкинских сказок наделены неповторимыми характерами. Вспомним жестоко-своенравного царя из “Сказки о золотом петушке” или благородного царя Салтана. Обратимся к последнему и посмотрим, какие элементы сюжета и как его характеризуют. Этот царь не пленился заманчивыми и материально выгодными обещаниями старших сестер. Выбрав младшую, полюбившуюся ему не только мечтой о богатыре, но и тем, как она молвила об этом, он страстно нетерпелив в своей любви – “в тот же вечер обвенчался”. Но как бы он ни любил жену, царь отправляется в поход, помня об интересах государства. Даже получив ложное известие о рождении “неведомой зверушки”, Салтан смиряет свой гнев, ибо хочет сам во всем разобраться. А бояре, получив страшный подмененный приказ, тужат не только о царице молодой и ее злой доле, но и о государе, прежде всегда мудром и милосердном. Гвидон, прибывая в царство отца, застает его с неизменной “грустной думой на лице”: потеряв жену и сына, тот безутешен. А после того как чудесным образом обретает утраченное семейство, Салтан бурно проявляет свою радость. Следуя логике сюжета и его фольклорному источнику, Пушкин должен был завершить сказку не только воздаянием героям добрым, но и наказанием героев злых. Однако и прежде милосердный, царь Салтан не может карать в тот момент, когда он обретает счастье. Так логика созданного Пушкиным характера диктует завершение сюжета: не казнь, а великодушное прощение злодеек.

Разговор о литературном характере мы завершим вопросом о соотношении авторского и читательского отношения к герою. Прямые и косвенные характеристики героя вызывают определенный читательский отклик, который корректируется автором. Создавая характер Герасима, И.С. Тургенев активно использует сравнение. Органичность этого персонажа подчеркивают сравнения, основания для которых автор черпает из мира природы: дерево, молодой бык, степенный гусак, наконец лев. Сравнение с деревом возникает при первом знакомстве с богатырем: оно акцентирует не только мощь Герасима, но и его связь с родной почвой. Переселенный в город насильственно, он с сочувствием уподоблен молодому здоровому быку, недоумевающему, куда мчит его железный поезд, и тоскует, как пойманный зверь. Обжившийся в городе и примирившийся со своей участью дворника, Герасим смахивает на степенного гусака – в этом образе очевидна авторская ирония. Наиболее сильное и поэтичное сравнение возникает в конце повести: возвращаясь на родину, Герасим выступает сильно и бодро, как лев. Так выражено авторское отношение и к самому протесту Герасима, к форме этого протеста – насильно разлученный с родиной, с крестьянским трудом, герой возвращается к тому, что для него естественно и органично.

Наши рекомендации