Методика преподавания русской литературы
Примерные практические задания
1. Продемонстрируйте возможности использования определенной технологий при работе с приведенным отрывком (при изучении названного в билете произведения, темы). Например:
– Предложите вариант урока в 11 классе с использованием педагогической технологии развития критического мышления (тема урока указана в билете);
– Предложите варианты создания проблемных ситуаций, которые можно использовать при изучении текста в 11 классе (тема урока указана в билете);
– Предложите вариант использования исследовательских технологий в 11 классе (тема урока указана в билете);
– Предложите вариант использование педагогической технологии «Портфель ученика» в 9 классе;
– Предложите вариант анализа рассказа на уроке литературы в 11 классе с использованием технологии «работа в группах»;
– Предложите вариант урока с использованием технологии инверсивного изложения (тема урока указана в билете).
2. Предложите вариант урока, на котором на примере приведенного в билете отрывка формируется теоретико-литературное понятие (9 класс).
3. Предложите вариант нетрадиционного урока литературы, на котором формируются умения выразительного чтения и интерпретации текста (5-6 класс).
4. Предложите вариант урока, в котором сочетались бы характеристика поэтического цикла и онтологический анализ одного стихотворения. Мотивируйте выбор стихотворных текстов для такого урока.
5. Предложите вариант урока по указанной теме с учетом необходимости последовательной работы по формированию читательских умений в соответствии с возрастом учащихся.
6. Предложите вариант урока с использованием комментированного чтения данного отрывка (10 класс).
7. Предложите план урока обучения сравнительной характеристике героев.
8. Продемонстрируйте взаимосвязь путей и приемов анализа большого эпического произведения на материале изучения указанного романа.
9. Предложите вариант планирования проблемно-тематического изучения романа в 11 классе.
10. На примере работы с приведенным ниже монологом предложите различные формы интерпретации драматического текста на уроке литературы в старших классах.
11. Предложите систему вопросов и заданий, которые позволят учащимся при работе с приведенным отрывком прийти к выводам о своеобразии психологизма писателя.
12. Предложите варианты проверки первичного восприятия указанного произведения учащимися 8 класса.
13. Предложите варианты творческих заданий при изучении указанного образа в 10 классе.
14. Предложите систему индивидуальных и групповых заданий для учащихся при изучении указанного произведения в 10-ом классе.
15. Поясните, чем будут различаться уроки по указанному произведению, ориентированные на читателей-«художников» и читателей-«мыслителей».
16. Сравните уроки изучения драматического произведения, ориентированные на читателей-«художников» и читателей-«мыслителей».
17. Обоснуйте выбор произведений указанного автора для чтения в средних и старших классах.
18. Обоснуйте применение определенной технологии (например, технологии адаптированного изложения осложненного текста) при изучении указанного в вопросе произведения.
Образец планирования ответа
Чтобы подготовить ответ на вопрос по теории и методике обучения литературе, необходимо, во-первых, раскрыть предложенные в билете методические понятия (восприятие, пути, приемы анализа и т.д.), во-вторых, выполнить практическую часть, предложив вариант работы с явлениями, обозначенными данными понятиями, в процессе школьного разбора указанного произведения.
1. Укажите основные трудности в восприятии школьниками произведений эпохи классицизма и приемы подготовки восприятия учащимися творчества поэтов-классицистов. Предложите вариант урока, посвященного разбору и интерпретации приведенного отрывка из названной оды М.В. Ломоносова (9 класс).
1. Трудности: язык и стиль середины XVIII в.: много незнакомых слов (старославянизмы, архаизмы, варваризмы и пр.); 2) незнание истории – деятельность Елизаветы на троне, деятельность её предшественников; 3) первое знакомство с жанром.
2. Подготовка восприятия произведений классицизма:
1) исторический комментарий;
2) демонстрация репродукций и разговор о произведениях живописи (картина Архипова «Прощание Геракла с Андромахой»), скульптуры (памятник Суворову в Петербурге – М.И.Козловский);
3) сообщение о правилах создания произведений классицизма;
4) рассказ об оде как литературном жанре;
5) словарная работа (часть непонятных и устаревшие слова и выражения записать на доске).
3. Выразительное чтение оды и выделение микротем: картины мирной жизни; восхваление Елизаветы; гимн Петру; описание просторов и богатств России; обращение к молодежи овладевать науками.
4. Беседа. Каким настроением и каким пафосом должно быть окрашено чтение оды? Какой стихотворный размер и почему выбирает Ломоносов? Какие приемы, характерные для стиля русской классической оды, встречаются в этом произведении? Чем и кем восторгается поэт в этой оде? Как передает это чувство? В чем своеобразие этой оды? Почему она получила такое название? Насколько форма соответствует содержанию?
5. Подведение итогов. В заключение урока предлагается подумать над вопросом, почему же ода стала основным жанром поэзии Ломоносова. Ответить на этот вопрос, ознакомившись в общественно-политическими, философскими и эстетическими воззрениями поэта, уже нетрудно. Записывается вывод: Ломоносов понимал одический жанр очень широко; предметом оды становилось все, что возжигало душу высоким пламенем (воинская доблесть и победы русского оружия, мудрость и добродетели царей, красота природы, грандиозность и непостижимость Божьего замысла, величие Творца) Поэтому и возникали на ряду с гражданскими, публицистическими религиозно-философские, духовные оды.
Анализ языковых единиц
3.3.1. Практическое задание одинаково для всех отвечающих. Меняется материал, на котором оно выполняется.
3.3.2. Содержание задания.
1. Выполните указанные виды разбора языковых единиц:
а) цифрой 1 обозначены слова, предназначенные для фонетического разбора;
б) цифрой 2 обозначены слова, предназначенные для словообразовательного и морфемного разбора;
в) цифрой 3 обозначены слова, предназначенные для морфологического разбора;
г) цифрой 4 обозначены предложения, предназначенные для синтаксического разбора. Если цифра стоит в конце сложного предложения – разбору подлежит все предложение, если в середине – только одна предикативная часть.
2. Обосновать возможность / невозможность использовать предложенное для выполнения задания в практике преподавания русского языка в общеобразовательной школе. Если задание использовать можно, высказать мнение о том, в каком классе, при изучении какой темы, на каком этапе работы это целесообразно.
3.3.3. Учебно-методическое и информационное обеспечение
Балягина И.Я., Тулузакова Г.Н. Грамматический разбор в курсе «Современный русский литературный язык». Самара, 2014.
Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч. / Под ред. Е.И. Дибровой. М., 2001.
Схемы морфологического разбора: Методические разработки по современному русскому языку для студентов Института филологического образования. Самара, 2000.
Схемы разбора языкового материала (фонетический, фонологический, орфоэпический, графический, орфографический, лексический, фразеологический, морфемный, словообразовательный и этимологический виды разбора): Методические разработки для студентов Института филологического образования. Самара, 2000.
Схемы синтаксического разбора: Методические разработки по современному русскому языку для студентов Института филологического образования. Самара, 2000.
5. ПРИМЕР ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО БИЛЕТА
МИНОБРНАУКИ РОССИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» (ПГСГА) | ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 1 Филологический факультет Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (профили: «Русский язык» и «Литература»») Государственный экзамен: |
1. Словосочетание. Различные подходы к трактовке словосочетания в вузе и школе. Классификация словосочетаний (по главному слову, по степени семантической слитности, по структуре, по грамматическому значению, по типу подчинительной связи). Приведите из текста примеры словосочетаний разных типов.
Охарактеризуйте содержание школьного курса синтаксиса по разделу «Словосочетание» в действующих школьных учебниках.
Составьте фрагмент урока объяснения нового материала по теме «Способы подчинительной связи в словосочетании» с использованием словосочетаний из данного текста.
2. Художественное своеобразие «голой» прозы А.С. Пушкина. Ее место в истории русской прозы.
Проза Пушкина как благодатный материал для работы над эпическим произведением в средних классах: эстетическая и педагогическая мотивировка. Возможные цели и формы обращения к приведенному эпизоду при изучении романа «Дубровский».
3. Практическое задание (см. приложение).
СОГЛАСОВАНО Председатель Ученого совета, декан факультета _________________________ ФИО «__» ___________ 201_г | УТВЕРЖДАЮ Ректор _________________О. Д. Мочалов «__» ___________ 201_г. |
Приложение к билету №1
Дубровский объезжал3 однажды малое свое владение; приближаясь к березовой роще, услышал он удары топора и через минуту треск повалившегося дерева. Он поспешил в рощу и наехал на покровских мужиков, спокойно ворующих у него лес. Увидя его, они бросились было бежать. Дубровский со своим кучером поймал из них двоих3 и привел их связанных к себе на двор. Три неприятельские лошади достались тут же в добычу победителю. Дубровский был отменно сердит: прежде сего никогда люди Троекурова, известные разбойники, не осмеливались2 шалить в пределах его владений, зная приятельскую связь его с их господином(А.С. Пушкин. Дубровский).