Формирование теоретико-литературных понятий в процессе изучения литературы в школе.

Роль теоретико-литературных понятий в совершенствовании читательского опыта учащихся, в овладении критериями оценок художественных явлений. Наглядно-образная основа изучения теоретико-литературных понятий в школе.

Последовательность в формировании теоретико-литературных понятий: от первоначальных наблюдений к формулировке понятия, от обнаружения явления в тексте к сознательному использованию понятия в ходе анализа литературного произведения. Методические особенности работы над теоретико-литературными понятиями (например, классицизм, сентиментализм) в средних и старших классах.

Уроки внеклассного чтения.

Особенности уроков внеклассного чтения по целеполаганию, содержанию, мотивации, организационно-методическим приемам и формам.

Типология уроков внеклассного чтения: уроки вводного типа, уроки – рекомендации книги, уроки-конференции, уроки углубления понимания прочитанного (урок-беседа, урок-диспут, конференция, конкурс чтецов).

Формы деятельности учащихся: художественное рассказывание, выразительное чтение, инсценирование, участие в диспуте, в работе семинара, конференции, составление композиций, подготовка и защита проектов.

Рекомендуемая литература

Основная

Лавлинский С.П. Технология литературного образования: Коммуникативно-деятельностный подход: Учеб. пособие для студентов-филологов. М., 2003.

Методика преподавания литературы / Под ред. З.Я. Рез. М., 1985.

Методика преподавания литературы: Пособие для студентов и преподавателей: В 2 ч. / Под ред. О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцмана. М., 1996. Ч. 1-2.

Дополнительная

Анализ лирического произведения / Авт.-сост. А.И. Княжицкий и др. М., 2002.

Берхин Н.Б. Литературное развитие школьников. М., 1989.

Браже Т.Г. Целостное изучение эпического произведения в школе. 2-е изд., перераб. СПб., 2000.

Голубков В.В. Методика преподавания литературы. М., 1967.

Карсалова Е.В. «Стихи живые сами говорят...»: Кн. для учителя: Из опыта работы. М., 1990.

Коровина В.Я. Вводные уроки в курсе литературы 4-6 кл.: Работа с учеб. хрестоматиями по лит. // Лит. в шк. 1985. № 4. С. 25-32.

Лейдерман Н.Л. Об изучении теории литературы в старших классах // Литература в школе. 2000. №5. С. 104–111.

Леонов С.А. Литература классицизма в школьном изучении. М., 1997.

Маранцман В. Г. Возрастные и индивидуальные типологические различия восприятия школьниками художественных текстов // Вопросы психологии. 1985. №5. С. 54–61.

Маранцман В.Г. Труд читателя: От восприятия литературного произведения к анализу. М., 1986.

Павлова Н.И. Анализ эпизода // Литература в школе. 2003. № 7. С. 27–28.

Павлова З.А. Урок проверки знания текста художественного произведения // Русская словесность. 2000. № 4. С. 41–44.

Программа литературного образования для общеобразовательных учреждений: 5–11 кл. / Под ред. А.И. Княжицкого. М., 2006.

Программа по литературе: Для ст. кл. сред. шк. / Под ред. В.Г. Маранцмана. 2-е изд., испр. СПб., 2008.

Программа: Литература: 1–11 кл. / Под ред. Т.Ф. Курдюмовой. М., 2007.

Программа: Литература: 5–11 кл. / Под ред. В.Я. Коровиной. М., 2009.

Программы общеобразовательных учреждений: Литература: 5–11 кл. / Под ред. Г.И. Беленького и Ю.И. Лыссого. М., 2004.

Программы общеобразовательных учреждений: Литература: 5–11 кл.: Программа / Под ред. А.Г. Кутузова. М., 2009.

Санина 3. «Весь мир – театр»: Опыт аналитической работы с драмат. постановками в 7-8 кл. средней школы // Литература (прил. к газ. «Первое сентября»). 2003. № 27-28.

Свирина Н.М. Культурный контекст на уроке литературы. СПб., 1999.

Троицкий В.Ю. Словесность в школе: Кн. для преподавателей рус. филологии. М., 2000.

Шевченко Л.А. Теория литературы на школьном уроке: Из опыта работы: Пейзаж. Лирика А.С. Пушкина // Русская словесность. 1994. № 1. С. 18–21.

Шелестова З.А. Выразительное чтение лирических произведений на уроке литературы // Литература в школе. 2001. № 1. С. 37-39.

Шелестова З.А., Шелестова О.С. Выразительное чтение басен // Литература в школе. 2002. № 1. С. 26.

Практический блок

Русский язык

В каждый теоретический вопрос по русскому языку включено задание, выполняя которые отвечающий должен показать умения выбора языковых единиц, их классификации и характеристики.

Примерные типы практических заданий

1. Иллюстрируйте ответ примерами из текста.

2. Расскажите о…, приводя примеры из текста.

3. Найдите в тексте…, определите их тип.

4. Найдите в тексте…, определите их стилистическую функцию.

5. Определите разряды (типы склонения и т.п.) употребленных в тексте…

6. Квалифицируйте употребленные в тексте…

7. Произведите… разбор выделенных в тексте слов.

8. Определите виды глаголов, употребленных в тексте, подберите к ним (если возможно) видовые пары.

9. От выделенного в тексте глагола образуйте все возможные спрягаемые (или неспрягаемые) формы.

10. Определите типы придаточных по … классификации.

11. Объясните постановку знаков препинания в … предложениях текста.

Литература та же, что и в предыдущем блоке.

Наши рекомендации