Сказки и песни И.И.Дмитриева в жанровой системе русской поэзии последней трети ХУ111 века.
Иван Иванович Дмитриев - крупный представитель русского сентиментализма. Будучи старше Карамзина на шесть лет и выступив в печати раньше его, Дмитриев вошел в литературу как союзник и последователь Карамзина.
В начале своей поэтической деятельности Дмитриев получает признание прежде всего как автор чувствительных лирических песен и «поэтических мелочей». Эти песни раскрывали внутренний мир человека. Песня «Стонет сизый голубочек» (1792) вызвала многочисленные подражания. в песнях поэтическая индивидуальность Д проявилась меньше всего. Песня была одним из первых жанров, который освоила поэзия сентиментализма (круп представитель - Нелединский-Мелецкий, по его пути Д и пошел). Д достигает большего единства эмоц тона стихотворения. Образы голубка и голубки Дмитриев взял из народного творчества, но переосмыслил их в духе сентиментальных традиций. Исп слова единого эмоционально-лексического плана: «тоскует», «воркует», уменьшит-ласкат сущ придают оттенок сентиментальной слащавости: «дружочек», «голубочек». Напевность интонаций сближает песню с жанром салонного чувствительного романса.
Песни Дмитриева учили любить печаль, находить приятное в грусти. Также в своих песнях он воспевал радости бытия – говорил о том, что жизнь скоротечна и поэтому бессмысленно проводить ее в тоске и одиночестве («Наслаждение»).
У Дмитриева были и анакреонтические песни. Их герой – влюбленный в жизнь человек, желающий «вырвать» радость у суровой судьбы: «Други! время скоротечно…» написана от имени самого героя – это откровенное признание, почти исповедь, «Пой, скачи, кружись, Параша!..» и «Видел славный я дворец…». Песни Дмитриева отличались оптимистическим взглядом на жизнь героя, который выше всего ценит независимость, жизнь со своей возлюбленной вдали от лживого и суетного света.
Торжественная ода по традиции еще занимает в изданиях стихотворений сентименталистов ведущее место, но на деле бытует как жанр, равноправный с другими «чувствительными» жанрами. Всатире «Чужой толк» Дмитриев выступает против этого ведущего жанра отечественного классицизма. Д осмеивает стилистические принципы высокой оды и прежде всего ораторский прием развития темы. Осмеиваются длина, композиция, «одическое парение» и абстрактный аллегоризм образов, которые этот восторг выражают.
Первые оды Дмитриева — «Смерть князя Потемкина» и «На мир с Оттоманскою Портою». Оба стихотворения сохраняют обычную одическую строфу и по официозной патриотичности своих тем прямо продолжают традицию хвалебной оды классицизма. Но весь эмоциональный колорит их уже существенно иной. «Смерть Потемкина» развита как «унылая тема», тема грусти и печали «чувствительных» сердец.
В другом стихотворении «радостная» тема мира с турками развивается в ряде типичных сентиментальных картин идиллической сельской жизни, которые уживаются рядом с типично одическими риторическими ходами и интонациями.
Это сосуществование в пределах одного стихотворения различных и часто враждебных друг другу стилистических тенденций составляет отличительную черту поэзии Дмитриева и характеризует ее как поэзию перехода от классицизма XVIII в. к преромантической и романтической поэзии 1800—1810-х годов.
Важное место в творчестве Дмитриева занимают басни. В поэзии сентиментализма трактовка басни как низкого грубого жанра исчезает. Басня включается в число изящных, салонных жанров «легкой поэзии». Басня Дмитриева — это типично лафонтеновское развлекательное изящное повествование, пересыпанное остротами и лирическими сентенциями автора — «рассказчика». Басни Дмитриева лишена социальных мотивов и сатирического элемента. Аллегорический мир классической басни, мир незыблемых, вечных истин уступает в сентиментальной басне место простодушному, наивному сознанию условного рассказчика, весьма родственному своей простодушностью и наивностью сентиментальному идеалу «доброго человека».
В баснях Дмитриева нередко появляется сочувствие к честным беднякам и осуждение злых богачей («Червонец и полушка», «Надежда и страх»). Вместо тяжелой назидательности - тонкая насмешка, безобид. В басне «Пчела, Шмель и я» с иронией нарисован образ бездарного поэта-подражателя.
Поэт придает иногда басне философскую окраску, причем мораль превращается у него в элегическое размышление. Басня «Два голубя» выдержана в тоне непринужденного шутливого рассказа, пересыпанного нарочито обыденными словами и оборотами разговорного языка. Мораль, заключающаяся типично элегической жалобой, взрывает весь басенный сказ стиха.
Сказки Дмитриева являются опытом разработки «изящного» новеллистического стихотворного жанра в «легком роде». Все сказки Д - перевод из Лафонтена. «Модная жена» — изящная стихотворная новелла, картина «светских нравов». Молодая жена изменяет старому мужу, Пролазу, с модным франтом. Отосланный за покупками муж возвращается раньше, чем ожидали. Жена ловко и незаметно выпроваживает любовника, осыпает мужа ласками, и растроганный и обманутый муж дарит ей «тюрьбан» и шаль.
В сказках Дмитриева основное не мораль и не фабула, а живость, занимательность, легкость рассказа. Нет глубины содержаний. Следует за французскими оригиналами, Д отступает лишь в обрисовке местных и бытовых деталей – детали русс бытв и мотивы из русских сказок -> нац колорит.
БИЛЕТ 20
1.Эволюция конфликта в трагедиях А.П.Сумарокова ( на примере двух
трагедий разных периодов).
Литературную славу принесли Сумарокову трагедии. Он первый ввел этот жанр в русскую литературу. Восхищенные современники называли его «северным Расином». Всего им написано девять трагедий. Шесть — с 1747 по 1758 г.: «Хорев» (1747), «Гамлет» (1748), «Синав и Трувор» (1750), «Артистона» (1750), «Семира» (1751), «Ярополк и Демиза» (1758). Затем, после десятилетнего перерыва, еще три: «Вышеслав» (1768), «Дмитрий Самозванец» (1771) и «Мстислав» (1774).
Сумароков широко использовал в своих трагедиях опыт французских драматургов XVII-XVIII вв. — Корнеля, Расина, Вольтера. Но при всем том в трагедиях Сумарокова были и отличительные черты. В трагедиях Корнеля и Расина наряду с политическими имели место и сугубо психологические пьесы («Сид» Корнеля, «Федра» Расина). Все трагедии Сумарокова носят резко выраженную политическую окраску. Авторы французских трагедий писали пьесы на античные, испанские и «восточные» сюжеты. В основу большей части трагедий Сумарокова положена отечественная тематика. При этом наблюдается интересная закономерность. Драматург обращался к самым отдаленным эпохам русской истории, легендарного или полулегендарного характера, что позволило свободно варьировать те или иные факты. Важным для него было не воспроизведение колорита эпохи, а политическая дидактика, провести которую в массы позволил исторический сюжет. Отличие состояло также в том, что во французских трагедиях сравнивался монархический и республиканский образ правления (в «Цинне» Корнеля, в «Бруте» и «Юлии Цезаре» Вольтера), в трагедиях Сумарокова республиканская тема отсутствует. Как убежденный монархист, он мог тирании противопоставить только просвещенный абсолютизм.
Трагедии Сумарокова представляют собой своеобразную школу гражданских добродетелей, рассчитанную не только на рядовых дворян, но и на монархов. В этом — одна из причин недоброжелательного отношения к драматургу Екатерины II. Не посягая на политические устои монархического государства, Сумароков затрагивает в своих пьесах его нравственные ценности. Рождается коллизия долга и страсти. Долг повелевает героям неукоснительно выполнять их гражданские обязанности, страсти — любовь, подозрительность, ревность, деспотические наклонности — препятствуют их осуществлению. В связи с этим в трагедиях Сумарокова представлены два типа героев. Первые из них, вступая в поединок с охватившей их страстью, в конце концов, преодолевают свои колебания и с честью выполняют свой гражданский долг.
Ко второму типу относятся персонажи, у которых страсть одерживает победу над государственным долгом. Это прежде всего лица, облеченные верховной властью, — князья, монархи, т. е. те, кто, по мысли Сумарокова, должен особенно ревностно выполнять свои обязанности. Но, к сожалению, власть часто ослепляет правителей, и они легче, чем их подданные, оказываются рабами своих чувств, что самым печальным образом отражается на судьбе зависимых от них людей. Так, жертвами подозрительности князя Кия становятся его брат и невеста брата — Оснельда («Хорев»). Ослепленный любовной страстью новгородский князь Синав доводит до самоубийства Трувора и его возлюбленную Ильмену («Синав и Трувор»). Наказанием неразумным правителям чаще всего становятся раскаяние, муки совести, наступающие после запоздалого прозрения. Однако в некоторых случаях Сумароков допускает и более грозные формы возмездия. Самой смелой в этом отношении оказалась трагедия «Дмитрий Самозванец» — единственная из пьес Сумарокова, основанная на достоверных исторических событиях. Это первая в России тираноборческая трагедия. В ней Сумароков показал правителя, убежденного в своем праве быть деспотом и абсолютно неспособного к раскаянию.
Сумароков разделяет просветительскую идею о праве народа на свержение монарха-тирана. Разумеется, под народом подразумеваются не простолюдины, а дворяне. В пьесе эта идея реализуется в виде открытого выступления воинов против Самозванца, который перед лицом неминуемой гибели закалывает себя кинжалом. Следует отметить, что незаконность правления Лжедмитрия мотивируется в пьесе не самозванством, а тираническим правлением героя.
Заслуга Сумарокова перед русской драматургией состоит в том, что он создал особый тип трагедий, оказавшийся чрезвычайно устойчивым на протяжении всего XVIII века. Неизменный герой сумароковских трагедий — правитель, поддавшийся какой-либо пагубной страсти (подозрительности, честолюбию, ревности) и в силу этого причиняющий страдания своим подданным. Для того чтобы тирания монарха раскрывалась в сюжете пьесы, в нее вводятся двое влюбленных, счастью которых препятствует деспотическая воля правителя. Поведение влюбленных определяется борьбой в их душе долга и страсти. Однако в пьесах, где деспотизм монарха приобретает разрушительные размеры, борьба между долгом и страстью влюбленных уступает место борьбе с правителем-тираном. Развязка трагедий может быть не только печальной, но и счастливой, как в «Дмитрии Самозванце». В конфликте сталкиваются не две взаимоисключающие истины, но истинная и ложная интерпретация одного понятия — следовательно, именно понятие власти оказывается главным трагическим героем, ибо действие вытекает из его внутреннего противоречия.
Классическая коллизия индивидуальной страсти и общественного долга представлена сразу в двух вариантах — в дальнейшем эта структура обретет еще больше сходства с комедийным типом развития действия путем преобразования типологической развязки. Это свидетельствует об уверенности Сумарокова в возможности обуздания деспотизма. Герои сумароковских пьес мало индивидуализированы и соотносятся с той общественной ролью, которая им отводится в пьесе: несправедливый монарх, хитрый вельможа, самоотверженный военачальник и т. п. Обращают на себя внимание пространные монологи. Высокому строю трагедии соответствуют александрийские стихи (шестистопный ямб с парной рифмой и цезурой посередине стиха). Каждая трагедия состоит из пяти актов. Соблюдаются единства места, времени и действия.
начинал свое драматургическое творчество, но его глубинное национальное своеобразие определено тем фактом, что Сумароков был в той же мере комедиографом, что и трагиком, а трагедия и комедия, будучи в его творчестве синхронны, испытывали постоянное взаимное влияние.