ТЕМА: Морфологические признаки имени существительного и глагола, обеспечивающие связь подлежащего и сказуемого

ВОПРОСЫ

I. Как можно квалифицировать связь между подлежащим и сказуемым?

2. Влияет ли лексико-грамматический разряд существительного на связь подлежащего и сказуемого?

3. Какие грамматические категории подлежащего влияют на форму глагола-сказуемого?

4. Какие случаи относятся к согласованию по смыслу и к обратному согласованию?

ЗАДАНИЯ

Задание 1. Допишите пропущенные окончания. Определите, какие признаки сущес­твительного определяют возможность вариативной связи?

1. Бразильск__власт__ снес____ (прош.вр.) три из семи корпу­сов знаменитой тюрьмы Карандиру... 2. В результате бунтов здесь погибл__ сотн__ заключенных. 3. ...до чего же российск__власт__ люб__т наступать дважды на одни грабли. 4. Санта-Клаус__ уже давно стал__ просто весел__ персонаж__ зимнего праздника. 5. По ярмарке в изрядном количестве слонял__сь/ся журналист___. (по материалам "Алфавита"). 6. Журналист__мота__тся по стране в поисках интересных фактов. 7. Пирань__ жив__т везде.

Задание 2.Поставьте связку БЫТЬ в форме прошедшего времени.

1. Ландау _____не только гениальным физиком. 2. Отбор талантливых физиков через систему специальных экзаменов ____ творение физика. 3. КГБ ______ известной организацией во всем мире. 4. Доверенное лицо _____горец. 5. Сторож этот ____ старейшина какого-то тейпа. б. ...убить или не убить "кровника" ____ решен_ тейпом. 7. Отказаться от кровной мести ____ позор__ для всей семьи потерпевшего. 8. Масса проблем во взаимоотношениях ____ всегда.

Задание 3. Составьте схемы связей подлежащего и сказуемого, если подлежащее имеет значение неопределенного/приблизительного количества или избирательности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Современный русский литературный язык. Под ред. П.А.Леканта. М., Высшая школа. С.300-304.

ТЕМА: Предложение как коммуникативная и

конструктивная единица языка

ВОПРОСЫ

1. Как можно определить понятие "предложение"?

2. Какими признаками отличается высказывание как единица речи от предложения как единицы языка?

3. Какие типы предложений по целеустановке выделяют в современном синтаксисе?

4. Каково грамматическое значение предложения?

5. На каких принципах строится структурная классификация предложений? Какие структурные типы предложений выделяют в современном русском языке?

ЗАДАНИЯ

Задание 1. Образуйте на основе данных предложений несколько высказываний. Какие средства языка нужно использовать для этого?

1. В редакцию вы пойдете. 2. Что вы скажете о результатах олимпиады? 3. Конфликт на “Барсе” разгорается. 4. Кто в Уводи травит рыбу?

Задание 2. Определите тип предложения по коммуникативной целеустановке. Определите, может ли целеустановка предложения-названия прогнозировать содержание и жанр статьи?

“МК”: Долой криминальное “зриво”!

“Смирновъ”: 1. Июль – макушка лета. 2. Путин? Путин. Путин! 3. Нашего полку прибыло”. 4. “Первая” должна быть первой!

“АиФ”: 1. Так жизнь сложилась. 2. Губит людей не пиво, а превышение скорости. 3. Какая школа подходит вашему ребенку?

“Открытые новости”: 1. Догонит ли рядовой кандидат предвыборный кортеж чиновника? 2. Как один шуянин отомстил милиции. 3. Победитель определен. 4. Какие льготы предоставляются экс-узникам? 5. Не покупайте квартиру у алкоголиков.

“Версия”: 1. Все в парк! 2. Хватайте птицу счастья.

“Хронометр”: Служить бы рад, но только на гражданке.

Задание 3. Подберите 2 примера предложений-названий, целеустановка которых прогнозирует содержание и жанр статьи, и 2 примера заголовков-предложений, целеустановка которых противоречит содержанию статьи или не прогнозирует его.

Задание 4. Определите грамматическую основу предложения. Укажите структурный тип предложения: двусоставное, односоставное, эллиптическое, неполное.

1. В январе сего года случилось то, ради чего, собственно, переплескивая кириллицей, течет по журналам литературный процесс. Появилась книга. Настоящая. 2. Деньги в стране есть. Есть и на пенсию, и на зарплату, и на армию. И на выборы. Нам только предстоит ответить на вопрос Винни-Пуха: “Вот есть, а вот нет”. 3. У русских в Англии своя газета. 4. У горя нет национальности. 5. Вот ответ генерального прокурора. Доводим его полностью. 6. На афганской земле погибли 16 тысяч советских солдат. И миллион афганцев. Это неофициальные данные. По официальным – этих войн не было. 7. Из ваших слов можно сложить гимн журналистике. Бывает ведь достаточно добавить или изменить три слова – и все!

ЛИТЕРАТУРА

1. Современный русский литературный язык. Под. ред. П.А.Леканта. М., Высшая школа. С.271-283.

2. Майданова Л.М. Практикум по современному русскому литературному языку. Екатеринбург. 1993. С. 266 – 274, 280 – 285.

Наши рекомендации