Риторика. Роды и виды ораторского искусства. Споры в риторике.

Искусство красноречия ценилось во все времена у всех народов. Риторика – это наука о способах убеждения, разнообразных формах преимущественно языкового воздействия на аудиторию. Задача риторики – обучать, радовать, вдохновлять. Красноречие, как отмечали античные философы, - это способ познания, толкования сложных явлений. Риторика – это искусство построения и публичного произнесения речи, искусство владения живым словом. Как искусство она близка поэзии, актерскому и режиссерскому мастерству: изучает мимику и телодвижения. В ораторской деятельности выделяют отдельные роды и виды. Род красноречия – это область ораторского искусства, характеризующаяся наличием определенного объекта речи, специфической системой его разбора и оценки. В настоящее время роды и виды красноречия соответствуют сферам коммуникации и выделяют академическое (доклад, научный обзор, вузовская лекция, научное сообщение), соц.-политическое (парламентская, митинговая, дипломатическая, доклад на съезде), судебное (прокураторская, адвокатская), духовное, социально-бытовое красноречие (застольная, юбилейная, торговое красноречие). В зависимости от целевой установки выделяют сл. типы речи: развлекательную, информационную, убеждающую, призывающую, воодушевляющую.

Спор– это словесное состязание, обсуждение чего-либо между двумя или несколькими лицами, при котором каждая из сторон отстаивает свое мнение, свою правоту.В русском языке существуют синонимы данного слова: дискуссия, диспут, полемика, дебаты, прения. В научных исследованиях, в публицистических и художественных произведениях данные слова используются не только как синонимы к слову «спор», но и как его разновидности.

Дискуссия – такой публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения конкретного вопроса.Диспут первоначально обозначал публичную защиту научного сочинения, написанного для получения ученой степени. Сегодня значение этого слова немного изменилось. Им теперь называют публичный спор на научную или общественно важную тему.Полемика – это не просто спор, а такой, при котором имеется конфронтация, противостояние, противоборство сторон, идей и речей.Таким образом, полемику можно определить как борьбу принципиально противоположных мнений по тому или иному вопросу, публичный спор с целью защитить свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента.

Полемика– это наука убеждать. Она учит подкреплять мысли убедительными и неоспоримыми доводами, научными аргументами. Полемика особенно необходима при выработке новых взглядов, отстаивании общечеловеческих ценностей, прав человека, складывании общественного мнения. Она служит воспитанию активной гражданской позиции.Словами «дебаты» и «прения», как правило, именуют споры, которые возникают при обсуждении докладов, сообщений, выступлений на собраниях, заседаниях, конференциях и т. д.

23. Подготовка, создание публичной речи. Оратор и аудитория.

Классическая риторика состоит из сл. частей: -инвенция (создание речи), -диспозиция (построение речи), -элокуция (языковое оформление речи), -мемориа (запоминание речи), -акцио (произнесение речи). Публичная речь – явление творческое, сложное. Чтобы добиться нужного эффекта, оратору необходимо много работать. Хорошая речь насчитывает десять элементов: объективность, ясность, образность, целенаправленность, повышение внимания…. Подготовка речи начинается задолго до выступления и состоит из нескольких этапов: сбор материала, отбор материала, обдумывание материала, стилистическое оформление, написание текста выступления, мысленное освоение, проба речи. Подготовка речи начинается с определения ее темы. Самой распространенной структурой речи является структура, состоящая из выступления, основной части и заключения. Чтобы лучше запомнить текст выступления, необходимо помнить о некоторых правилах и техниках заучивания. Успех оратора определяют следующие качества: артистизм, обаяние, уверенность в себе, дружелюбие, искренность, объективность…. Есть несколько каналов воздействия на аудиторию: звуковые (язык, голос, темп, интонация) и визуальные (поза, жест, мимика). Жесты подчеркивают речь, оживляют ее, уточняют и расшифровывают.

Спор: структура спора, приемы и уловки в споре.

Спор – это публичное обсуждение проблем, интересующих участников обсуждения, вызванное желанием обстоятельно и глубоко разобраться в обсуждаемых вопросах. Синонимы слова «спор» - слова «диспут», «полемика», «дебаты»…. Главным элементом спора является тезис или тема, которые доказываются его участниками. Тезис – это утверждение, представляющее собой вербальную формулировку основной доказываемой идеи. Спор ведется так: один из участников спора высказывает тезис, другой участник находит в нем уязвимые места, указывает на них и выдвигает положение, представляющееся ему истинным. Спор предполагает участие как минимум двух человек. Спор развивается на 2-х уровнях: на уровне спора за истинность мысли и на уровне спора о доказательствах. Спор может быть сосредоточенный и бесформенный. Сосредоточенный – это когда спор идет вокруг одной мысли. В споре нужно помнить о тактике и стратегии. К числу важных приемов относятся: корректность, спокойствие, рассудительность, внимательность и доброжелательность, открытость для доводов другой стороны. Кроме тезиса, неотъемлемая часть спора – аргументация. Аргументы – это известные положения, с помощью которых достигается обоснованность мысли. Чтобы аргументация была убедительной необходимо: формулировать тезис точно, указать для какой цели осуществляется аргументация данного тезиса, исключить из тезиса неявные условия. Также существуют различные полемические приемы, помогающие в споре: применение юмора, иронии, сарказма, сведение к абсурду, прием бумеранга (тезис обращается против того, кто его высказал).


Наши рекомендации