Принципы коммуникации. Понятие коммуникативной неудачи и ее причины. Условия успешности речевого акта. Понятие косвенного речевого акта. Основные тактики общения.
Два важнейших принципа, сформулированных американскими лингвистами второй половины 20 века в рамках Теории речевых актов. Дж. Остин – британский философ, один из основоположников теории.
а) принцип кооперации:
Собеседники должны относиться к общению как к сотрудничеству, вносить в него добросовестный вклад.
Г.Грайс – американский лингвист, постулировавший этот принцип:.
Постулаты Грайса (общения) (правила принципа кооперации, условия успешности речевогоакта):
- правило количества (давать нужное количество информации, не больше, не меньше);
- правило качества (только правда, никакой лжи и непроверенной информации);
- правило релевантности (говорить то, что касается темы, последовательность);
- правило способа выражения (избегать двусмысленности, говорить коротко и упорядоченно).
! Правило количества и качества регулируют выбор способа выражения;
! Правило релевантности помогает нам интерпретировать косвенные высказывания.
! Нарушение принципа релевантности используется с целью прерывания коммуникации или языковой игры.
б) принцип вежливости:
Включает максимы (принципы):
- правило такта (уважение границ личной сферы собеседника; например, необходимо выражать побуждение к действию не как команду, а как совет);
- правило великодушия (выбирать способ выражения, в котором минимизируется личная выгода; не обременять собеседника, не связывать обещаниями, клятвами);
- правило одобрения (позитивная оценка собеседника, других людей мира; однако нужно знать меру);
- правило скромности (меньше хвалить себя, отказ от похвал в свой адрес; высказывания должны содержать объективную самооценку);
- правило согласия (выражать согласие, меньше несогласия с собеседником; нужно уметь отказываться от конфликта в пользу сохранения коммуникации);
- правило симпатии (выражать симпатию к собеседнику, минимум антипатии; благожелательность, небезучастность).
! Принцип кооперации и принцип вежливости взаимодействуют (пример парикмахерской).
! Принцип кооперации и вежливости могут конфликтовать (пример парикмахерской);
Коммуникативная неудача – прерывание нормального течения речевого акта при сбое на любом участке коммуникации;
Причины коммуникативной неудачи:
1) Незнание кода (языка общения);
2) Незнание темы сообщения (того, о чем говорит собеседник);
3) Нарушение канала связи (способа коммуникации, шум, помехи);
4) Различия в картинах мира коммуникантов.
Понятие КРА основывается на противопоставлении первичного (буквального) и вторичного (коммуникативного) значения языковой формы. Проблема КРА, как ее сформулировал Дж. Сёрль (американский философ, автор понятия «КРА»), "заключается в выяснении того, каким образом говорящий может с помощью некоторого высказывания выражать не только то, что оно непосредственно означает, но и нечто иное".
Например, 1) «можете ли вы достать соль?», т.е. скрытая просьба передать соль;
2) «У меня в комнате была коробка с конфетами» - «Дети заходили к тебе после обеда» (т.е. говорящий сообщает не то, что у него в комнате была коробка с конфетами, а намекает «Куда пропала коробка?»; говорящий отвечает в таком же стиле, т.е. намекает, что конфеты, наверное, съели дети);
КРА возникает при «нарушении» (осознанном) одного из постулатов общения – постулата способа выражения, т.е. форма выражения не соответствует стандартному способу выражения данного иллокутивного акта.
Основные тактики общения:
а) понимающее общение;
- ориентировано на понимание собеседника и проявление уважения к его личности;
- собеседник должен раскрыться, ощутить доверие и желание взаимодействовать; необходимо создать для него «климат безопасности»;
- разрешение в некоторой степени «заглянуть внутрь себя».
- понимающее реагирование на мысли и чувства партнера, необходимо поставить себя на место говорящего, понять и предсказать его реакции;
б) принижающе-уступчивое общение;
- ориентировано на понимание собеседника, но содержащее реакции неуместного принижения своих чувств, стремлений и целей, неоправданные уступки собеседнику.
в) директивное общение;
- ориентировано на оказание прямого психологического воздействия на человека для достижения своих целей; выражение собственных оценок, стремлений и целей.
- открытое и ясное выражение своих намерений, аргументов, целей;
- умение сказать «нет», если потребуется;
- эффективная и решительная защита себя от агрессивного поведения партнера;
г) защитно-агрессивное общение;
- прямое психологическое воздействие на собеседника, осуществленное в форме, которая может унизить чувство его собственного достоинства;
Директивное и понимающее общение – самые эффективные тактики общения.
16) Язык и мышление.
Традиционно ставится вопрос об отношении мысли к слову, мышления к речи. Функции речи как функции высшие, присущие человеку формы психологического общения возможны только благодаря тому, что человек с помощью мышления обобщенно отражает действительность. Значение слова, его обобщенное отражение представляет собой акт мышления.
Отношение между речью и мышлением в филогенезе:
1. Генетические корни мышления и речи различны;
2. Развитие мышления и речи идет по различным линиям и независимо друг от друга;
3. Отношение между мышлением и речью не является сколько-нибудь постоянной величиной на всем протяжении филогенетического развития.
Отношение мысли к слову есть процесс, это отношение есть движение от мысли к слову и обратно от слова к мысли, внешняя речь - это процесс превращения мысли в слова, внутренняя речь - мышление чистыми значениями, но неустойчивыми, текучими. Мысль не состоит из отдельных слов так, как речь. Прямой переход от мысли к слову невозможен, это всегда опосредованный путь.
17)Филогенез и онтогенез языка.
Основной закон ГЕККЕЛЯ состоит в том, чтоонтогенез (т.е. развитие единичной особи) есть сжатое и сокращенное повторение хода филогенеза (т.е. развития таксона).
У человека, который усваивает язык, изначально (до появления речи) присутствует целый ряд необходимых для этого когнитивных установок, отсутствующих у обезьян, — стремление интерпретировать звуки, которые произносят другие люди, как знаки, желание узнавать названия различных объектов, установка на кооперативность в поведении вообще и в коммуникации в частности и т.д.. Соответственно, на каких-то этапах эволюции человека они должны были войти в программу его онтогенеза. О перестройке программы индивидуального развития свидетельствует и то, что период овладения звуком (лепет) в ней предшествует периоду, когда ребенок начинает понимать, что окружающие имеют цели и намерения.
Еще одно весьма существенное отличие онтогенеза и филогенеза языка состоит в том, что человек выучивает язык в общении с теми, кто его уже знает (и это является необходимым условием, см. гл. 1; даже если родители — носители пиджина, все равно есть хотя бы один настоящий язык, которым они владеют в совершенстве, — их родной язык).
Кроме того, взрослый, разговаривая с ребенком, следит за проявлениями его внимания и при необходимости может скорректировать свое речевое поведение. Если же ребенок слышит только не обращенную к нему речь взрослых (такое случается, например, со слышащими детьми глухих родителей, которые включают своему малышу телевизор), это не способствует усвоению им языка.
Все это говорит о том, что онтогенез речевой коммуникации никак нельзя считать прямым повторением филогенеза. Какие-то параллели между выучиванием языка детьми и возникновением языка в процессе эволюции человека проводить, безусловно, можно — но эти параллели, скорее, сами нуждаются в доказательствах, чем могут служить таковыми.
18) Основные составляющие культуры речи – простота, правильность и выразительность.
Культура речи – это, прежде всего умение говорить и писать правильно, понятно и выразительно.
Вопрос № 18 необходимо раскрыть на примере 10 текстов, представленных в главе 1. Основной вывод по этим текстам: критерии правильности, понятности и выразительности не в равной мере применимы к различным текстам, видам устной речи.
Три критерия:
- правильность (грамотность);
- понятность (простота – сложность);
- выразительность (красота)