Выскажите свое мнение о жизненной позиции Маленького принца и делового человека (письменно).
298*. Как вы построите речь, чтобы доказать свою правоту очень упрямому собеседнику? Ответьте на этот вопрос в виде связного текста-рассуждения, используя вводные слова.
299*. Раскройте двоякий смысл приведенных предложений. Перестройте их таким образом, чтобы был однозначным сначала один смысл, потом другой (в каждом из предложений).
1. У нас с братом беда. 2. Велели ему помочь. 3. Кабинет истории Московского университета.
300. Прочитайте пословицы, следите за правильностью интонации. Спишите их, обозначая логическое ударение, повышение, понижение голоса, паузы. Назовите тему, объединяющую пословицы.
1. Чему (с)молоду не научился того и (под)старость не буд..шь знать. 2. Ложка нужна чтоб суп хлебать а грамота чтоб знания черпать. 3. Не учась и лаптя не сплетешь. 4. Кто грамот., горазд тому не пропасть.
Повторение
Орфография
1. Что такое орфография? С какими разделами науки о языке она связана?
2. Что такое орфограмма? Выделите основные группы орфограмм.
3. Назовите виды орфограмм:
а) в корне слова;
б) в приставках;
в) в суффиксах;
г) в окончании.
4. Расскажите:
а) о правописании чередующихся гласных в корне слова;
б) о написании гласных и согласных в приставках;
в) о правописании суффиксов разных частей речи;
г) о написании к и нн в разных частях речи;
д) об употреблении ъ и ь;
е) о различении не и ни;
ж) о слитном и раздельном написании не и ни с различными частями речи;
з) о написании -тся и -ться в глаголах;
и) о правописании причастий;
к) об употреблении дефиса (черточки);
л) о слитном и раздельном написании слов;
м) об употреблении большой буквы.
5. Как проверить написание окончаний:
а) существительных;
б) прилагательных;
в) глаголов?
В современной русской орфографии действуют три главных принципа, которыми руководствуются при установлении орфографических норм:
— морфологический,предполагающий единообразное написание морфем (подделать — подписать, мороз — морозы, березовый — кленовый, в тетрадке — в стране);
— фонетический,при котором пишущий следует звучанию морфемы в данном слове (беззлобный, беспокойный, предыстория, хотя образовано от слова история);
— традиционный, согласно которому выбор буквы — одной из ряда возможных — определяется не каким-то орфографическим правилом, а этимологией, традицией.
Основным принципом русской орфографии является морфологический; фонетических написаний при строгом их рассмотрении не так уж много, хотя в древнерусском письме они преобладали.
Учитесь замечать отступления от морфологического принципа в угоду фонетическому (расписание — роспись, черный — синий — большой, межой — лужей) и под влиянием традиционного (пловец, но плавать; избери, но избирать; расти, но росли).
Кроме трех основных, в русской орфографии имеют силу и некоторые другие принципы. Так, при употреблении прописной буквы действует семантический принцип, учет значения слова, словосочетания (при написании имен собственных) или синтаксический (прописная буква в начале предложения). При слитно-дефисно-раздельных написаниях принимаются во внимание и лексические, и синтаксические, и словообразовательные признаки.
301*. Определите принципы написания орфограмм, названных в их перечне в начале темы «Орфография» (пункты 4 и 5).
В русском языке перенос слов слоговой, по фонетическому принципу: домик, родина. Основные правила переноса.
1. Нельзя оставлять на предыдущей строке или переносить на следующую строку одну букву слова или согласные без гласной.
2. Буквы ъ, ъ и й нельзя отделять от предшествующей буквы; молено перенести так: подъезд, польза, война, район.
3. При переносе нельзя отрывать от корня букву корня, стоящую на стыке с суффиксом или приставкой: прекрасный, московский, под-осиновик.
4. При переносе слов с двойными согласными одна буква оставляется на строке, другая переносится: классы, но классный (отделяем суффикс от корня).
5. При переносе сложносокращенные слова следует разбивать на составляющие их части.
Некоторые слова, состоящие из двух или трех слогов, не могут быть разбиты переносом: осень, ария, фойе, таю, лью, устрою и др.
302*. О каком принципе русской орфографии говорится в приведенном высказывании академика Я. Грота (впервые создавшего систематизированный и научно обоснованный свод орфографических правил русского языка) из предисловия к его книге «Русское правописание» (1885)? Как надо понимать выражение «держаться утвердившегося обычая»? Что автор имел в виду, говоря о «начертаниях неверных или слишком непоследовательных»? Какие «начертания» после выхода трудов Грота признаны в русской орфографии верными и последовательными и какой в связи с этим принцип утвердился в правописании?
Во многих случаях наше правописание установилось давно уже, хотя и не всегда правильно: изменять его в подобных случаях не представлялось удобным, потому что такого рода изменения могли бы только поколебать существующее соглашение и вызвать новые разноречия в нашем письме.
Поэтому принято было за правило по возможности держаться утвердившегося обычая, отступая от него только тогда, когда общеупотребительные начертания оказывались положительно неверными или слишком непоследовательными.
1. Какие слова и обороты в тексте Я. Грота вы считаете архаичными (устаревшими), хотя и хорошо передающими суть дела?
2. Как Я. Грот относился к изменениям орфографии?
303. Запишите высказывание Н. Гоголя, применяя правила правописания. Определите принцип написания каждой из пропущенных орфограмм.
...Поэты наши (с, з)делали д..бро уже1 тем1, что разнесли благ..звучие (до)толе (н..)бывалое. (Н..)знаю в какой другой литературе пок..зали стих..творцы такое бе..конечное разно..бразие от(?)енков звука чему (от)части разуме-ет(?)ся способствовал сам поэтический язык наш. У каждого свой стих и свой особен(?)ый звон. Этот металлический бронзовый стих Державина которого до сих пор
не может еще п..забыть наше ухо этот густой как смола или струя ст..летнего токая (сорт венгерского десертного вина) стих Пушкина этот сияющий праз(?)ничный стих Языкова влетающий как луч(?) в душу весь соткан(?)ый из света этот облитый ар..матами (полу)дня стих Батюшкова сладос(?)ный как мед из горного ущелья1 этот ле..кий воздушный стих Жуковского, порхающий как (н..)ясный звук эоловой арфы этот т..ж..лый как бы влач..щийся по земле стих Вяземского проникнутый по..час едкой щ..мящ..й русской грустью все они, точно разн..звон(?)ые к..л..к..ла или бе..числен(?)ые клавиши одного в..лик..лепного органа, разнесли благ..звучие по Рус(?)кой земле.
1. Найдите в тексте сравнения и метафоры. Какова их роль?
2. Передайте своими словами основные мысли Н. Гоголя, используя лишь некоторые наиболее емкие и выразительные его обороты.
304. Прочитайте и спишите отрывок из романа И. Шмелева «Волчий перекат». Поставьте недостающие знаки препинания.
(Ж..лто)бурые щ..тки жнивьягл..дели голо и холодно в сумерках только ч..ртополох силой засел на м..жах с (ч..рно)ж..лтыми пуго..ками ржавой дикой р..бинки. Уже (н..)было стреляющих в пр..сторе стриж..й только ч..рное галоч..е шумело в хол..деющ..м небе, круж..лонад избами крич..ло что идет осень. В серых р..дах стояли пышно ра..убран(?)ые рябины точно краен..кафтан(?)ая стража зат..савшаяся в серую т..лпу муж..ков. Стайки ж..ревш..хгусей звонко трубили п..двигаясь к ноч(?)легам и в крике их ч..дились х..л..да. Ч..рные пугалы пялили руки в зах..л..давш..х пустых огородах — где все?
(Н..)уютоми холодом см..трело все(с, з)десь, и (н..)хо-телось идти.
1. Назовите гласные и согласные звуки речи в выделенных словах; подчеркните твердые согласные одной чертой, мягкие — двумя чертами.
2. Найдите в тексте слова, в которых согласные буквы: а) не обозначают звуков; б) обозначают согласные звуки, не соответствующие их написанию.
3. Укажите слова с разными способами обозначения мягкости согласных звуков в них.
4. Какую функцию выполняет мягкий знак в словах жнивья, галочье!
305. Спишите. Объясните орфограммы «проверяемые и непрове
ряемые согласные в корне слова».
А осен(?)ий, ясный, (н..)мно..ко х..лодный, утром морозный день, когда б..реза, словно сказ..чн..е дерево, вся з..л..тая, красиво рисует(?)ся на (бледно)голубом неб.., когда ни..кое со(?)нце уже (н..)греет, но бл..стит ярче летн..го, (не)большая осиновая роща вся св..ркает (на)скво(зь, сь), словно ей весело и ле..ко стоять голой, изморось, сь) еще б..леет на дне д..лины, а свеж..й ветер тихоньк.. Ш..В..ЛИТ и гонит упавш..е покороблен(?)ые листья, — когда по реке радос(?)но мчат(?)ся син..е волны, мерно вздымая рас(?)еян(?)ых гусей и уток; вдали мельница стучит, (полу)закрыт..я вербами, и, п..стрея в светлом воздух.., голуби кружат(?)ся над ней. (И. Тургенев.)
1. Какие другие орфографические правила вы использовали при написании этого текста?
2. Сравните звуки речи в словах изморозь и изморось. Различаются ли эти слова по смыслу? Составьте с ними предложения, в которых было бы видно смысловое отличие этих слов.
3. Укажите выразительные средства языка в этом тексте. Дайте их характеристику.
306. Спишите текст. Назовите автора и произведение, из которого он взят. Укажите непонятные вам слова. Как называются такие слова? Найдите их толкование в словаре (этимологическом, толковом).
Ч..дный город Миргород! Каких в нем нет строений! И под с..ломен(?)ою, и под очеретяною, даже под д..-р..вян(?)ою крышею; (на)право улица, (на)лево улица, в..зде пр..крас(?)ный плетень; по нем в..ется хмель, на нем висят горшки, из(за) него подсолнечник выказывает свою со(?)нце..бразную голову, красне..т мак, мелькают толстые тыквы. Роскош(?)! Плетень всегда убран предметами, которые делают его еще более ж..в..писным:
напяленною плахтою, или сорочкою, или шароварами. В Миргород., нет (н..)воровства, (н..)мошен(?)ичества, и поэтому каждый вешает, что ему вздумает(?)ся. Если будете подходить к площад.., то, верно, на время остановитесь полюбоват(?)ся видом: на ней находит(?)ся лужа, удивительная лужа! единственная, какую только вам удавалось когда видеть! Она з..нима..т почти всю пло-ща(дь, ть). Пр..крас(?)ная лужа! Дома и домики, которые и..дали молено пр..нять за копны сена, обступивши вокруг, дивятся красот., ее.
1. Определите принцип написания орфограмм в первыхтрех предложениях, дайте объяснение каждой из них.
2. Определите, какими звуками речи различаются пары слов: Миргород — в Миргороде, жить — жизнь, гонять — гоняй, люк — лёг.
307.Запишите словосочетания. Объясните, особенность
русского ударения помогает справляться с орфографическими
трудностями при написании безударных гласных в слове.
Совр..мен(?)ики Пушкина, доверительный разг..вор, леб..диная песня, сп..шить д..мой, объединения избирателей, пл..сать под дудку, з..леные д..ревья, г..л..в..кружение от успеха, з..л..тые к..л..к..ла, б..ртовые огни.
308. Записывая слово, измените его или подберите родственное
ему таким образом, чтобы ударение перешло сначала на один,
потом на другой слог корня. Ударение во всех случаях обозначь
те. Выделите корни. Найдите сложные слова, укажите соедини
тельные гласные.
Ст..р..на, п..л..са, м..л..дая, г..л..дать, з..л..неть, хл..-п..тать, н..б..са, в..д..хр..нилище, в..сьмич..совой, д..м..-вл..делец, г..л..са, врем..пр..пр..в..ждение, м..лч..ливый, разнообразный, пл..м..на.
309. Запишите словосочетания, заменяя выделенные слова сло
вами-синонимами, в корне которых будут непроизносимые со
гласные.
Печальнаяпесня, плохаяпогода, знаменитыйартист, незнакомый прохожий, близлежащиесела, красиваядевушка, очаровательныйребенок, веселый человек, новогоднийпирог, замечательноесобытие, добрыйчеловек.
310.Измените слово или подберите родственное, с тем чтобы
проверить написание пропущенной согласной. Согласную в обо
их случаях выделите.
Ни..кий пот..лок, бли..кий дру.., установить р..кор.., портовый гру..чик, сторо..ка л..сника, лесные поса..ки, ги..кий трос(?)ник.
311. Рядом с данными формами имен существительных запиши
те их начальную форму. Укажите род существительных. Со
ставьте с ними словосочетания.
Абзацы, ансамбли, болезни, вести, вещи, власти, водоросли, гаражи, гвозди, гости, грачи, грозди, гроши, грубости, дочери, дроби, жерди, казни, кости, лопасти, мечи, мысли, мячи, напасти, ножи, ночи, области, опасности, печи, радости, речи, рубли, сачки, сечи, сладости, спектакли, судоверфи, трости, ферзи, челюсти.
Мягкий знак обозначает мягкость согласных (кроме шипящих) на конце слова и в середине слова: фонарь, борьба, свадьба, нянька, раньше, возьми. Мягкий знак сохраняется и при изменении формы слова: борьба — в борьбе, свадьба — на свадьбе, нянька — няньки, восьмой — восьми.
Мягкость [л'] перед согласными всегда обозначается мягким знаком: бурильщик, мыльница.
Не пишется ь в сочетаниях:
чк: бочка нщ: каменщик
чн: ночник рщ: спорщик
нч: кончать щн: помощница
312. От данных словосочетаний образуйте словосочетания, в которых выделенные слова стали бы существительными с ь в середине слова. Следите за падежами зависимых слов.
Боротьсяс конкурентами, коситьсено, писатьсочинение, полезныйдля здоровья, проситьо поддержке, резатьпилой, стрелятьиз лука, житьв чужом доме, мытьголову, семейныйсовет, свадебныйпир, молотить хлеб, молитьо помощи.
313. Подберите слова с сочетаниями чт, чн, щн, нч, рщ, нщ, чк. Сформулируйте правило написания этих сочетаний.
314. Перепишите слова, вставляя, где необходимо, пропущенную букву. Выделите суффиксы существительных -чик, -щик, -ик; объясните написание встретившихся вам орфограмм.
Артел(?)щик, бан(?)щик, зон(?)тик, бол(?)ше, веч(?)-ный, вин(?)тик, вскол(?)зь, гон(?)щик, ден(?)щик, жен(?)-щина, зачин(?)щик, конеч(?)но, кровел(?)щик, лудил(?)-щик, мел(?)ница, мел(?)че, мощ(?)ный, нел(?)зя, нян(?)чить, овощ(?)ной, пил(?)щик, помощ(?)ник, пон(?)чик, руч(?)ка, сел(?)дь, скуч(?)ный, смен(?)щик, сроч(?)но, тон(?)ше, точ(?)-ка, хищ(?)ник, ч(?)тобы, гвоз(?)дик, брен(?)чать, смор(?)-щиться, ноч(?)ной, птич(?)ница, бесконеч(?)ный, вос-точ(?)ный, барабан(?)щик, поден(?)щик, чулан(?)чик.
315. Прочитайте отрывок из рассказа Л. Толстого «Набег» и за
пишите его. Озаглавьте текст.
В десять часов вечера должны были выступить войска. В половине девятого я сел на лошадь и п..ехал к г..н..ралу но пр..дпол..гая что он и ад(?)ютант его зан..ты я ост..н..вился на улиц., пр..в..зал лошадь к забору и сел на завал..нку с тем что(бы) как только выед..т г..н..рал д..гнать его.
Солнечный жар и блеск уже сменились пр..хладой ноч.. и (н..)ярким светом молодого мес.ца который, образовывая около себя бледный светящийся (полу)круг на темной син..ве звез(?)ного неба начинал опускат(?)ся... Стройные р..ды садов, в..дневши..ся на горизонте из(за) выбелен(?)ых осв..ща..мых луною з..млянок с камышовыми крыш..ми казались еще выше и ч..рнее.
Длин(?)ые тени домов д..рев..ев, заборов л..жились красиво по светлой пыльн..й дорог.. . <...>
Я (н..)скажу о чем задумался (во)первых, потому что мне совес(?)но было(бы) признат(?)ся в мрачных мыслях которые (н..)отвя..чивой чер..дой набегали мне в душу тогда как кругом себя я зам..чал только веселость и радость а (во)вторых потому что это (н..)йдет к моему рас(?)казу. Я задумался так что даже (н..)заметил как колокол пробил один(?)адцать и г..н..рал со свитою пр..ехал мимо меня.
Торопливо сев на лошадь, я пустился д..г..нять отряд. Ар(?)ергар.. еще был в воротах крепост.. . (На)силу пр..-брался я по мосту между столпившимися орудиями, ящиками, ротными повозками и шумно ра..поражающимися офицерами. Выехав за ворота, я рысью об(?)ехал чуть (н..)(на)версту ра..т..нувши..ся, молч..ливо двигающи..ся в т..мноте войска и догнал генерала.
В первых двух предложениях найдите слова, в которых:
а) звуков меньше, чем букв; б) звуков больше, чем букв; в) происходит процесс оглушения и озвончения согласных; определите их звуковой состав.
316. Сгруппируйте слова по орфограммам (письменно). Сформу
лируйте орфографическое правило для каждой группы слов.
Просьба, ковкий, лебедка, тележка, наказ, отбыл, повозка, пруд, град, в кино, незабудка, улыбка, клад, скользко, бедняжка, снегопад, впервые, ложка, здоровье, втроем, подтекст, вбежать, звезды, гвоздь, гость, отдать, обдуть, молотьба, нисходить, низкий, пастбище, чувство, ненасытный, сгореть, испечь, сгибать, гигантский, бесшумный.
317. Спишите текст из повести А. Пушкина. Вспомните, как она
называется. Найдите слова, которые употреблены в необычной
для современного читателя форме. Как вы понимаете смысл сло
ва проказы? Подберите к нему синонимы.
З..ря сияла на восток., и з..л..тые р..ды облаков казалось ож..дали со(?)нца как цар..дворцы ож..дают г..сударя: ясное небо утрен(?)яя свеж..сть р..са в..т..рок и пение птич..к наполняли сер(?)це Лизы младен(?)ческой ве-селостию боясь какой(нибудь) знакомой встречи она казалось (н..)шла а летела. Приближаясь к рощ., стоящ..й на руб..ж.. отц..вск..го владения Лиза п..шла тише. (С, 3)десь она д..лжна была ож..дать Алексея. Сер(?)це ее сильно билось, само (н..)зная (по)чему но боязнь сопровождающая м..л..дые наши проказы составляет и главную их прелесть. Лиза вошла в сумрак рощ.. . Глухой перекатный шум ее приветствовал девушку. В..селость ее пр..тихла. Мало(помалу) пр..далась она ела..кой м..ч(?)тательности. Она думала... но можно ли
с точ(?)ностию определить о чем дума..т сем(?)надцати-летн..я барышня одна в рощ., в щ..стом часу весен(?)его утра? Итак, она шла задумавшись по дороге осененной с обеих ст..рон высокими дерев..ями как вдру.. прекрасная л..гавая с..бака з..лаяла на нее. Лиза испугалась и закричала.
318. Можно ли вне контекста правильно написать данные слова? Как они называются? Составьте и запишите с этими парами слов словосочетания, подтверждающие правильное написание.
Прим..рять — прим..рять, ст..рожил — ст..рожил, изморось, зь) — изморо(сь, зь), плач(?) — плач(?), вперемежку — впереме..ку, презрение — пр..зрение, с..деть — с..деть, (Л, л)юбовь — (Л, л)юбовь, (Р, р)оман — (Р, р)оман.
319*.Спишите текст, определите происхождение выделенных слов. Из какого произведения взят этот отрывок? Назовите автора.
Теперь долж..н я благосклонного читателя познакомитьс Гаврилою Афанасьевичем Ржевским. Он происходил от древнего боярского рода вл..дел огромным имением был хлеб..сол любил соколин(?)ую охоту дворня его была многочисленна. Словом он был корен(?)ой рус(?)кий барин по его выражению (не)терпел немецкого духу и стирался в домашн..м быту сохранять обычай любезной ему ст..рины.
Дочери его было семнадцать лет (от)роду. Еще ребенком лиш..лась она матери. Она была воспитана (по)ста-рин(?)ому то есть окружена мамушками нянюшками подружками и сен(?)ыми девушками ш..ла золотом и (не)зна-ла грамоты; отец ее (не)смотря на отвр..щение свое от всего з..морского (не)мог противит(?)ся ее желанию учит(?)ся пляскам немецким у плен(?)ого п1ведского офицера живущ..го в их доме. Сей заслужен(?)ый танцмейстер имел лет пятьдесят (от)роду, правая нога была у него прострелен(?)а под Нарвою и (по)тому была (не)весьма способнак менуэтам и курантам (за)то левая с удивительным ис(?)кус(?)твом и легкостью выделывала самые трудные па. Уч..ница делала честь ее стараниям.
Наталья Гавриловна слав..лась на ассамблеях лучшей танцовщиц..й что и было (от)части причиною пр..ступку Корсакова который на другой день пр..езжал извинят(?)сяперед Гаврилою Афанасьевичем; но ло..кость и щегольство м..лодого франта (не)понравились горд..му б..ярину который и прозвал его остроумно француз(?)кой обезьяною.
1. Подберите синонимы к словам коренной и заморский, составьте с ними словосочетания.
2. Найдите слова и выражения, не свойственные по их форме современному русскому языку.
3. Укажите вводное слово и вводный оборот (словосочетание).
320*.Запишите слова; выделите приставки, определите их происхождение, в скобках запишите значение.
Аморальный, ант..общественный, арх..плут, беспорядок, бе..правие, (вице)пр..зидент, (г..пер)звук, д..з..нфор-мац..я, дем..б..лизация, ди..гармония, (до)исторический, ир(?)ац..ональный, (контр)разведка, (над)заг..ловок, (наи)-луч(?)ший, (обер)прокурор, о..блеск, пасын..к, пр..т..тип, (псевдо)реализм, ра..кр..савица, реорганизация, (со)автор, (транс)сибирский, (ультра)модный, (экстра)класс, (экс)-
Ч..МПИОН.
321*.Прочитайте высказывания А. Толстого (I), Н. Гоголя (II) и Н. Карамзина (III) о русском языке. На основе приведенных ниже и других известных вам высказываний о русском языке сделайте свои обобщения и изложите их в форме небольшого сочинения-рассуждения.
I. Русский язык! Тысячелетия с.здавал народ это ги..кое, пышное, (н..)исчерпаемо б..гатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чу(?)ств, своих наде..д, своего гнева, своего великого будущего.
II. ...(Н..)обыкновен(?)ый язык нап есть еще тайна.
В нем все тоны и от(?)енки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, ж..вой как жизнь, обогащат(?)ся ежеминутно, почерпая, с одной стороны, высокие слова из языка церковно-библейского, а с другой стороны, выбирая на выбор меткие названья из бесчисленных своих наречий,
231
рас(?)ыпанных по нашим провинциям, имея возможность таким образом в одной и той же речи в..сходить до высоты, (н..)доступной никакому другому языку, и опускат(?)ся до простоты, ощутительной осязанью (н..)понятливейшего человека, — язык, который сам по себе уже поэт.
III. Да будет же честь и слава нашему языку, который в сам..родном богатстве своем, почти без всякого чуждого примеса течет как гордая, величествен(?)ая река — шумит и гремит — и вдруг, если надобно, см..гчается, журчит нежным ручейком и сладос(?)но вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса!