Тема: Целостный анализ пьесы М. Горького «На дне»
План:
1. История создания пьесы «На дне».
2. Социальная проблематика пьесы и формы ее выражения.
3. Философская проблематика пьесы. Проблемы лжи и правды в драме М.Горького.
4. Образная система пьесы. Интерпретации образа Луки и Сатина в контексте творчества М.Горького.
5. Авторская позиция и способы ее выражения в пьесе. Смысл названия, особенности композиции пьесы «На дне».
Литература:
1. Бялик Б.А. Драматургия М.Горького //История русской драматургии: вторая половина Х1Х-начало ХХ века до 1917 г. Л., 1987. С.606-647.
2. Гавриш Т.Р. В поисках человека: К изучению пьес М.Горького «На дне» //Лит. в школе. 2001. №7.
3. Гачев Г.Д. Логика и человек. Прение о правде и лжи в пьесе М.Горького «На дне». М., 1992.
4. Долженков Л.Н. Существует только человек: О пьесе М.Горького «На дне» //Литература в школе. 1990. №5. С.39-50.
5. Иванов Н.Н. «Человек все может… лишь бы захотел»: Пьеса А.М.Горького «На дне» //Литература в школе. 2003. №7.
6. Мухаметшина Р.Ф. Пьеса М.Горького «На дне» в контексте сопряжения культуроведческого и литературного материала //Русская словесность. 2007. №6.
7. Ходасевич В.Ф. Колеблемый треножник: Избранное. М., 1991. С.353-374.
Творческие задания
1 подгруппе - сопоставить монологи Луки из пьесы Горького «На дне» с воспоминаниями В.Ф.Ходасевича о Горьком. Выписать фрагменты, которые могут служить комментарием к пьесе.
2 подгруппе - выявить сюжетные линии, коллизии, конфликтные ситуации, восходящие к предшествующей драматургической традиции, в частности – к театру А.Н. Островского и А.П. Чехова, и особенности их переосмысления в пьесе М.Горького.
3 подгруппе - сопоставить образ Сатина с героями ранних романтических произведений М. Горького, найти сходство и различие. Выписать из текстов примеры, подтверждающие Ваши наблюдения.
Темы сообщений
1. Интерпретация образа Луки в контексте философских и религиозных исканий эпохи.
2. История сценических интерпретаций пьесы Горького «На дне» в отечественных и зарубежных театрах.
3. Пространство и время в пьесе М.Горького «На дне».
Семинарское занятие №2
Тема: «Целостный анализ рассказа И.А. Бунина
«Господин из Сан-Франциско»
План:
1. История создания рассказа. Литературные и реальные источники рассказа.
2. Социальная проблематика в рассказе И.Бунина.
3. Философские проблемы в рассказе «Господин из Сан-Франциско».
4. Особенности сюжета и композиции рассказа.
5. Художественная символика в рассказе Бунина. Функции второстепенных персонажей в произведении. Символика названия парохода.
6. Литературные традиции в рассказе «Господин из Сан-Франциско».
Литература
1. Бабореко А.К. И.А.Бунин. Материалы для биографии с 1870 по 1917 год. М., 1983.
2. Горелов А.Е. Звезда одинокая... (И.Бунин) //Горелов А.Е. Избранное. Л., 1988. С.259-272.
3. Злочевская Л.В. Роль мистико-религиозного подтекста в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско» //Русская словесность. 2005. №5.
4. Смирнова Л.А. Иван Алексеевич Бунин: Жизнь и творчество: книга для учителя. М., 1991.
5. Яблоков Е.А. Пожар на ковчеге (рассказы И.Бунина и проза М.Булгакова начала 1920-х годов) //Царственная свобода. О творчестве И.А.Бунина. Межвуз. сб. науч. трудов. Воронеж, 1995. С.96-106.
Творческие задания
1 подгруппе – сделать сравнительно-сопоставительный анализ рассказа Бунина «Господин из Сан-Франциско» и стихотворения И.Бунина «Берег».
2 подгруппе – выявить и проанализировать библейские реминисценции в рассказе.
3 подгруппе – выявить, как изменялся текст рассказа в ходе его публикаций и чем вызваны эти изменения.
Темы сообщений
1. Образы Востока в рассказе «Господин из Сан-Франциско» и рассказах «Братья, «Сны Чанга».
2. Геокультурное пространство в рассказе Бунина (образ Америки и образ Италии).
3. Миф об Атлантиде в рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско». Рассказ в контексте книги О. Шпенглера «Закат Европы».
Семинарское занятие №3
Тема: «Роман Ф. Сологуба «Мелкий бес». Проблематика и поэтика».
План:
1. История создания и публикации романа. Основные редакции текста.
2. Социально-этическая и философская проблематика произведения.
3. Традиции и новаторство Ф. Сологуба. Мифопоэтический аспект поэтики произведения.
4. Жанровое своеобразие романа. «Мелкий бес» как философский роман.
Литература
1. Евдокимова Л.В. Мифопоэтическая традиция в творчестве Ф. Сологуба: Монография. Астрахань, 1998.
2. Ермилова Е.В. Теория и образный мир русского символизма. М., 1989.
3. Ерофеев В. На грани разрыва. «Мелкий бес» Федора Сологуба и русский реализм // Ерофеев В. В лабиринте проклятых вопросов. М., 1990.
4. Розенталь И., Фоули Х.П. Символический аспект романа Ф. Сологуба «Мелкий бес» //Русская литература ХХ века. Исследования американских ученых. СПб., 1993.
5. Силард Л. Поэтика символистского романа конца Х1Х - начала ХХ ека (В. Брюсов, Ф. Сологуб, А. Белый) //Проблемы русского реализма Х1Х века. Л., 1984.
Творческие задания
1 подгруппе - Сопоставить текст романа «Мелкий бес» со стихотворениями Сологуба. Выявить общие мотивы и образы.
2 подгруппе – Сравнить тексты романа «Петербург» и романа «Мелкий бес», выявить соотношение реального и фантастического в двух текстах.
3 подгруппе - Сопоставить роман «Мелкий бес» с фактами биографии Сологуба и выявить, какие реальные факты из биографии писателя отразились в романе.
Темы сообщений
1. Авторское мифотворчество в романе «Мелкий бес». Характер и специфика авторского мифотворчества в поэзии и прозе Ф. Сологуба.
2. Тема провинции в русской литературе 1910-х годов (Ф. Сологуб «Мелкий бес», М.Горький «Городок Окуров», Е.Замятин «Уездное» и др.)
3. Генезис и художественнее функции темы бесовства в романе Сологуба в контексте литературной, фольклорной и художественной традиции.
Семинарское занятие №4