Учебно-методический материал по курсу
Учебно-методический материал по курсу
«Русская литература и культура»
Семинарское занятие №1
Тема: Целостный анализ пьесы М. Горького «На дне»
План:
1. История создания пьесы «На дне».
2. Социальная проблематика пьесы и формы ее выражения.
3. Философская проблематика пьесы. Проблемы лжи и правды в драме М.Горького.
4. Образная система пьесы. Интерпретации образа Луки и Сатина в контексте творчества М.Горького.
5. Авторская позиция и способы ее выражения в пьесе. Смысл названия, особенности композиции пьесы «На дне».
Литература:
1. Бялик Б.А. Драматургия М.Горького //История русской драматургии: вторая половина Х1Х-начало ХХ века до 1917 г. Л., 1987. С.606-647.
2. Гавриш Т.Р. В поисках человека: К изучению пьес М.Горького «На дне» //Лит. в школе. 2001. №7.
3. Гачев Г.Д. Логика и человек. Прение о правде и лжи в пьесе М.Горького «На дне». М., 1992.
4. Долженков Л.Н. Существует только человек: О пьесе М.Горького «На дне» //Литература в школе. 1990. №5. С.39-50.
5. Иванов Н.Н. «Человек все может… лишь бы захотел»: Пьеса А.М.Горького «На дне» //Литература в школе. 2003. №7.
6. Мухаметшина Р.Ф. Пьеса М.Горького «На дне» в контексте сопряжения культуроведческого и литературного материала //Русская словесность. 2007. №6.
7. Ходасевич В.Ф. Колеблемый треножник: Избранное. М., 1991. С.353-374.
Творческие задания
1 подгруппе - сопоставить монологи Луки из пьесы Горького «На дне» с воспоминаниями В.Ф.Ходасевича о Горьком. Выписать фрагменты, которые могут служить комментарием к пьесе.
2 подгруппе - выявить сюжетные линии, коллизии, конфликтные ситуации, восходящие к предшествующей драматургической традиции, в частности – к театру А.Н. Островского и А.П. Чехова, и особенности их переосмысления в пьесе М.Горького.
3 подгруппе - сопоставить образ Сатина с героями ранних романтических произведений М. Горького, найти сходство и различие. Выписать из текстов примеры, подтверждающие Ваши наблюдения.
Темы сообщений
1. Интерпретация образа Луки в контексте философских и религиозных исканий эпохи.
2. История сценических интерпретаций пьесы Горького «На дне» в отечественных и зарубежных театрах.
3. Пространство и время в пьесе М.Горького «На дне».
Семинарское занятие №2
Тема: «Целостный анализ рассказа И.А. Бунина
«Господин из Сан-Франциско»
План:
1. История создания рассказа. Литературные и реальные источники рассказа.
2. Социальная проблематика в рассказе И.Бунина.
3. Философские проблемы в рассказе «Господин из Сан-Франциско».
4. Особенности сюжета и композиции рассказа.
5. Художественная символика в рассказе Бунина. Функции второстепенных персонажей в произведении. Символика названия парохода.
6. Литературные традиции в рассказе «Господин из Сан-Франциско».
Литература
1. Бабореко А.К. И.А.Бунин. Материалы для биографии с 1870 по 1917 год. М., 1983.
2. Горелов А.Е. Звезда одинокая... (И.Бунин) //Горелов А.Е. Избранное. Л., 1988. С.259-272.
3. Злочевская Л.В. Роль мистико-религиозного подтекста в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско» //Русская словесность. 2005. №5.
4. Смирнова Л.А. Иван Алексеевич Бунин: Жизнь и творчество: книга для учителя. М., 1991.
5. Яблоков Е.А. Пожар на ковчеге (рассказы И.Бунина и проза М.Булгакова начала 1920-х годов) //Царственная свобода. О творчестве И.А.Бунина. Межвуз. сб. науч. трудов. Воронеж, 1995. С.96-106.
Творческие задания
1 подгруппе – сделать сравнительно-сопоставительный анализ рассказа Бунина «Господин из Сан-Франциско» и стихотворения И.Бунина «Берег».
2 подгруппе – выявить и проанализировать библейские реминисценции в рассказе.
3 подгруппе – выявить, как изменялся текст рассказа в ходе его публикаций и чем вызваны эти изменения.
Темы сообщений
1. Образы Востока в рассказе «Господин из Сан-Франциско» и рассказах «Братья, «Сны Чанга».
2. Геокультурное пространство в рассказе Бунина (образ Америки и образ Италии).
3. Миф об Атлантиде в рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско». Рассказ в контексте книги О. Шпенглера «Закат Европы».
Семинарское занятие №3
Тема: «Роман Ф. Сологуба «Мелкий бес». Проблематика и поэтика».
План:
1. История создания и публикации романа. Основные редакции текста.
2. Социально-этическая и философская проблематика произведения.
3. Традиции и новаторство Ф. Сологуба. Мифопоэтический аспект поэтики произведения.
4. Жанровое своеобразие романа. «Мелкий бес» как философский роман.
Литература
1. Евдокимова Л.В. Мифопоэтическая традиция в творчестве Ф. Сологуба: Монография. Астрахань, 1998.
2. Ермилова Е.В. Теория и образный мир русского символизма. М., 1989.
3. Ерофеев В. На грани разрыва. «Мелкий бес» Федора Сологуба и русский реализм // Ерофеев В. В лабиринте проклятых вопросов. М., 1990.
4. Розенталь И., Фоули Х.П. Символический аспект романа Ф. Сологуба «Мелкий бес» //Русская литература ХХ века. Исследования американских ученых. СПб., 1993.
5. Силард Л. Поэтика символистского романа конца Х1Х - начала ХХ ека (В. Брюсов, Ф. Сологуб, А. Белый) //Проблемы русского реализма Х1Х века. Л., 1984.
Творческие задания
1 подгруппе - Сопоставить текст романа «Мелкий бес» со стихотворениями Сологуба. Выявить общие мотивы и образы.
2 подгруппе – Сравнить тексты романа «Петербург» и романа «Мелкий бес», выявить соотношение реального и фантастического в двух текстах.
3 подгруппе - Сопоставить роман «Мелкий бес» с фактами биографии Сологуба и выявить, какие реальные факты из биографии писателя отразились в романе.
Темы сообщений
1. Авторское мифотворчество в романе «Мелкий бес». Характер и специфика авторского мифотворчества в поэзии и прозе Ф. Сологуба.
2. Тема провинции в русской литературе 1910-х годов (Ф. Сологуб «Мелкий бес», М.Горький «Городок Окуров», Е.Замятин «Уездное» и др.)
3. Генезис и художественнее функции темы бесовства в романе Сологуба в контексте литературной, фольклорной и художественной традиции.
Семинарское занятие №4
Литература
1. Горелов А.А. Гроза над соловьиным садом. Александр Блок. Л., 1970.
2. Максимов Д.Е. Поэзия и проза Ал. Блока. Л., 1981.
3. Долгополов Л.К. Александр Блок: Личность и творчество. Л., 1978.
4. Вайскопф М. «Пьяное чудовище» в стихотворении Блока «Незнакомка» // Новое литературное обозрение. 1996 .№21. С.252-257.
5. Минц З.Г. Поэтика Александра Блока. СПб., 1999.
Творческие задания
1 подгруппе - Прочитать 1 и 2 главы «Генриха фон Офтердингена» Новалиса и раскрыть символическую природу образа «голубого цветка». Определить, в чем заключается символическое значение использованной Блоком аллюзии в создании образа «цветущих синих очей».
2 подгруппе – Сделать макет отдельного издания стихотворения Блока. Подобрать формат издания, шрифт, заставки, концовки, иллюстрации.
3 подгруппе - Сопоставить стихотворения Блока «Незнакомка» и «В ресторане». Выявить, как изменились основные образы, характер лирического субъекта.
Темы сообщений
1. Стихотворение Блока «Незнакомка» и пьеса Блока «Незнакомка»: их сопоставление.
2. Тема города в поэзии Блока.
3. Элементы гностической картины мира в стихотворении Блока «Незнакомка».
Семинарское занятие №5
Литература
1. Долгополов Л.К. Андрей Белый и его роман «Петербург»: Монография. Л., 1988.
2. Никитина М.А. 1905 год в романе Андрея Белого «Петербург» // Революция 1905-1907 годов и литература. М., 1978.
3. Пискунов В. «Второе пространство» романа А. Белого «Петербург» // Андрей Белый: проблемы творчества: Статьи, воспоминания, публикации. Сб. М., 1988.
4. Постникова Т. К вопросу о трансформации некоторых черт поэтики в романе А.Белого «Петербург» //Из истории русского реализма конца Х1Х - начала ХХ в. М., 1986.
5. Фиалкова Л.Л. Художественное пространство и время в романе А. Белого «Петербург» // Творчество писателя и литературный процесс. Иваново, 1986.
6. Целкова Л.Н. Поэтика сюжета в романе Андрея Белого «Петербург» // Филологические науки. 1991. №2.
7. Эртнер Е.И. Пушкин в романе А. Белого «Петербург» (звукопись и пародия) //Пушкин и славянский мир. Симферополь, 1995.
Творческие задания
1 подгруппе - Составить по карте Петербурга маршрут передвижения героев романа А.Белого «Петербург».
2 подгруппе – Сопоставить текст романа «Петербург» и лирических стихотворений А.Белого. Выявить общие мотивы.
3 подгруппе - Выявить элементы карнавала, маскарада, commedia dell,arte в романе и подтвердить свои наблюдений примерами из текста.
Темы сообщений
1. Роман А. Белого в контексте петербургского мифа и петербургского текста русской литературы.
2. История создания романа «Петербург»: герои и их прототипы.
3. Тема востока и Запада в романе «Петербург». (по материалам статьи Н.А. Бердяева «Астральный роман» (размышления по поводу романа А. Белого «Петербург»)).
Семинарское занятие №6
«Целостный анализ стихотворения
Литература
1. Блюмбаум А.Б. Блоковские реминисценции «Заблудившегося трамвая» // Русская литература. 1991. №4.
2. Зобнин Ю.В. “Заблудившийся трамвай” Н.С.Гумилева (К проблеме дешифровки идейно-философского содержания текста) // Русская литература. 1993. №4.
3. Ичин К. Межтекстовый синтез в “Заблудившемся трамвае” Гумилева // Н.Гумилев и Русский Парнас. Материалы науч. конф. 17-19 сентября 1991 г. СПб., 1992. С.92-97.
4. Кроль Ю.Л. Об одном необычном трамвайном маршруте («Заблудившийся трамвай» Н.С.Гумилева) // Русская литература. 1990. №1. С.208-218.
5. Мстиславская Е.П. Последний сборник Н.С.Гумилева «Огненный столп» (к проблеме содержательной целостности) //Гумилевский чтения. Материалы международной конференции филологов-славистов. Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов и Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, 15-17 апреля 1996 года. СПб., 1996. С.178-186.
6. Слободнюк С.Л. Элементы восточной духовности в поэзии Н.С.Гумилева // Николай Гумилев. Исследования и материалы. Библиография. СПб., 1994. С.164-186.
7. Слободнюк С.Л. «Дьяволы «серебряного» века: (Древ. гностицизм и рус. лит. 1890-1930 гг.). СПб., 1998.
8. Тименчик Р.Д. К символике трамвая в русской литературе //Уч. зап. Тарт. ун-та. Вып.754. Труды по знаковым системам. ХХI: Символ в системе культуры. Тарту, 1987. С.135-143.
Творческие задания
1 подгруппе – Cоставить таблицу библейских символов и мотивов в книге стихов Н. Гумилева «Огненный столп» (с указанием цитат из Библии).
2 подгруппе – Сопоставить стихотворения «Память» и «Заблудившийся трамвай» и выявить, какие реальные факты биографии Гумилева отразились в этих текстах.
3 подгруппе - Составить построчный комментарий с указанием прямой и опосредованной цитации текстов в стихотворении «Заблудившийся трамвай».
Темы сообщений
1. Соотношение акмеистского и символистского начал в стихотворении «Заблудившийся трамвай».
2. Традиции восточной философии в книге стихов Н. Гумилева «Огненный столп».
3. Символика трамвая в русской литературе ХХ века (Н. Гумилев. Б. Пастернак, М.Булгаков, В. Луговской, О.Мандельштам, Б.Окуджава, Е.Евтушенко, Б.Рыжий, поэты начала ХХI века).
Семинарское занятие №7
Тема: «Целостный анализ поэмы В.Маяковского «Облако в штанах»
План:
1. Место поэмы «Облако в штанах» в творчестве В.Маяковского. История создания поэмы. Реальная основа произведения.
2. Проблематика поэмы «Облако в штанах». В.Маяковский о проблематике поэмы.
3. Особенности композиции произведения.
4. Образный строй поэмы «Облако в штанах». Структура художественного образа в поэме.
5. Реализация установок футуристической эстетики в поэме «Облако в штанах».
Литература
1. Альфонсов В.Н. Нам слово нужно для жизни. В поэтическом мире Маяковского. Л., 1983.
2. Йованович М. Об одном источнике «Облака в штанах» В.Маяковского //Русская литература. 1992. №4.
3. Макарова И.А. Христианские мотивы в творчестве Маяковского //Русская литература. 1993. №3. С.154-171.
4. Харджиев Н.И. Поэтическая культура Маяковского. М., 1970.
5. Харджиев Н.И. Комментарий к поэме «Облако в штанах» //Русская речь. 1991. №5.
Творческие задания
1 подгруппе - Выписать из поэмы и проанализировать примеры использования метафор, эпитетов, гипербол, неологизмов, художественные средства и приемы создания гротеска.
2 подгруппе – Найти в поэме и прокомментировать скрытые и прямые цитаты, литературные и культурные реминисценции, аллюзии.
3 подгруппе – Сделать макет отдельного издания Поэмы «Облако в штанах». Подобрать формат издания, шрифт, заставки, концовки, иллюстрации.
Темы сообщений
1.Маяковский – поэт и Маяковский – художник.
2.Традиции русской литературы ХIХ века в поэме «Облако в штанах».
3. Образы пространства и времени в поэме «Облако в штанах».
Семинарское занятие №8
Тема: Литературные и фольклорные традиции в поэме С.Есенина «Черный человек»
План
1. Место поэмы «Черный человек» в творчестве С.Есенина.
2. История создания и публикации поэмы. Проблема датировки произведения.
3. Пушкинские традиции в поэме «Черный человек».
4. Тема двойничества в поэме и ее истоки в русской литературе.
5. Фольклорные традиции в поэме
Литература:
1. Кошечкин С. Прескверный гость: Раздумья о поэме С.Есенина «Черный человек» //Вопросы литературы. 1985. №9. С.109-120.
2. Марченко А.М. Поэтический мир Есенина. – М., Сов. Писатель, 1989. – 304 с.
3. Нике М. Поэма С.Есенина «Черный человек» в свете аггелизма //Русская литература. 1990. №2. С.194-197.
4. Павловски М. Свеча-свечка в поэзии Есенина //Филологические науки. 1998. №4. С.93-101
5. Прокушев Ю.Л. Всего одна буква: (Текстологические заметки Главного редактора) //Столетие Сергея Есенина. – М., 1997. С.375-404.
6. Шубникова-Гусева Н. «Мой черный человек…»: «Моцарт и Сальери» Пушкина и «Черный человек» Есенина //Лит. учеба. 1999. №1/2/3. – С.53-69.
7. Шубникова-Гусева Н. «Я хожу в цилиндре не для женщин…»: Ряжение как обряд в творчестве Есенина //Лит. учеба. 1998. №4-5-6. С.124-151.
8. Шубникова-Гусева Н.И. Поэмы Есенина: От «Пророка» до «Черного человека»: Творческая история, судьба, контекст и интерпретация. – М., 2001. – 688с.
9. Шубникова-Гусева Н.И. Сергей Есенин: неизвестные материалы //Человек. 1995. №5. С.184-188.
Семинарское занятие №9
Литература
1. Айзерман Л.С. Русская классика накануне ХХI века: утопии и антиутопии в снах героев русской литературы // Лит. в шк. 1996. №6.
2. Акимов В. Человек и Единое государство (Возвращение к Евгению Замятину) //Перечитывая заново: лит.-крит.ст. Л., 1989.
3. Анненков Ю. Евгений Замятин // Лит. учеба. 1989. № 5.
4. Гальцева Р. Помеха – человек: опыт века в зеркале антиутопий // Новый мир. 1988. № 12.
5. Давыдова Т. Е. Замятин. М.,1991.
6. Зверев А. «Когда пробьет последний час природы» (Антиутопия ХХ века) // Вопр. лит. 1989. №1.
7. Каракан Т. Роман Е. Замятина «Мы»: Проблема жанра// Современные проблемы метода, жанра, поэтики русской литературы. Петрозаводск, 1991.
8. Лакшин В. «Антиутопия» Е. Замятина // Знамя. 1988. № 4.
9. Ланин Б. Роман Е.Замятина « Мы». М.,1992.
10. Максимова Е. Символика «Дома» – «Антидома»: о романе Е. Замятина «Мы» // «Аврора». 1994. №9-10.
11. Муриков Г. Они и «Мы» (Несколько мыслей после прочтения романа Е. Замятина «Мы» // Звезда. 1989. №1.
12. Олейникова О. Жанровое своеобразие романа Е. Замятина «Мы»// Творческая индивидуальность писателя и литературный процесс. Липецк, 1992.
13. Оруэлл Дж. Рецензия на « Мы» Замятина // Оруэлл Дж. «1994» и эссе разных лет. М.,1989.
14. Павлова-Сильванская Н. Это сладкое «мы», это коварное «мы» // Дружба народов. 1988. №11.
15. Полякова Л. Евгений Замятин в контексте оценок истории русской литературы ХХ века как литературной эпохи: курс лекций. Тамбов, 2000.
16. Скороспелова Е. Замятин и его роман «Мы». (Перечитывая классику). М., 1999.
17. Утопия и антиутопия XX века. М., 1990.
18. Чаликова В. Крик еретика: Антиутопия Евг. Замятина // Вопр. философии. 1991. №1.
19. Шайтанов И. Мастер // Вопр. лит. 1988. № 12.
Семинарское занятие №10
Тема: «Целостный анализ повести А.Платонова "Котлован"»
План
1. История создания и публикации повести "Котлован".
2. Социальная проблематика повести А.Платонова.
3. Вечные темы в произведении.
4. Концепция личности в повести А.Платонова «Котлован».
5. Поэтика повести (особенности жанра; смысл названия; своеобразие языка повести).
Литература:
1. Баршт К.А. Антропология А.Платонова. Штайнеровский слой в романе «Котлован» //Начало века. СПб., 2000.
2. Баршт К.А. Поэтика прозы Андрея Платонова. СПб., 2000.
3. Бобылев Б.Г. Опыт филологического анализа повести А.Платонова "Котлован" //Русский язык в школе. 1991. №2.
4. Васильев В.В. Андрей Платонов: очерк жизни и творчества. М., 1990.
5. Золотоносов М. Ложное солнце («Чевенгур» и «Котлован» в контексте советской культуры 1920-х годов //Вопросы литературы. 1994. №5.
6. Карасев Л.В. «Движение по склону» (Вещество и пустота в мире А.Платонова) Карасев Л.В. Онтологический взгляд на русскую литературу. М., 1995.
7. Мухин А.Г. «Бытие в тупике»: (Аномальность в языке повести А.Платонова «Котлован») //Рус. словесность. 2001. №1.
8. Павловский А.И. Яма (о художественно-философской концепции повести Андрея Платонова "Котлован") //Русская литература. 1991. №1.
9. Толстая Е.Д. Апокалипсис Андрея Платонова //Толстая Е.Д. Мир после конца: Работы о русской литературе ХХ века. М., 2002.
Творческие задания
1-й подгруппе – выписать и прокомментировать примеры внешних характеристик персонажей;
2-й подгруппе - выписать и прокомментировать примеры «аномальности» в языке платоновской повести;
3-й подгруппе – проанализировать образы пространства в повести Платонова.
Темы сообщений
1. Образ ребенка в творчестве А. Платонова.
2. «Герои ума» и «герои сердца» в повести Платонова «Котлован».
3. Философия Н. Федорова и ее влияние на творчество А. Платонова.
Семинарское занятие №11
Семинарское занятие №12
Семинарское занятие №13
Литература
1. Абелюк Е. Читательский комментарий: замысел и воплощение… // Лит. в шк. 1989. № 3.
2. Архангельский А. Час мужества // Лит. обозрение. 1988. №1.
3. Добин Е.С. Поэзия А .Ахматовой. Л., 1987.
4. Жирмунский В. Творчество А. Ахматовой. Л., 1973.
5. Кацис Л. «И если когда-нибудь в этой стране…» // Лит. обозрение. 1996. № 5-6.
6. Кудасова В.В. «Реквием» А.А. Ахматовой (К проблеме жанра) // Пути и формы анализа художественного произведения. Владимир, 1991.
7. Михеева С.А. Автобиографизм и эпическое мышление в «Реквиеме» А.Ахматовой // Автор. Жанр. Сюжет. Калининград, 1991.
8. Небольсин С. О двух «памятниках» из наследия А. Ахматовой // Поэзия: Альманах. Вып.53. М., 1989.
9. Павловский А.И. Анна Ахматова: Жизнь и творчество. М.,1991.
10. Ростовцева И. Между словом и молчанием. М., 1989. С.133-174.
11. Руденко М. Религиозные мотивы в поэзии А. Ахматовой // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. 1995. №4.
Семинарское занятие №14
Тема: «Сплав миров» в «Поэме без героя» А. Ахматовой.
План:
1. История создания поэмы. Преобразование и углубление первоначального замысла.
2. Художественно-смысловая активность композиции. Интерпетация посвящений.
3. Главные герои «Поэмы без героя». Проблема прототипов.
4. «Поэма без героя» и «Реквием»: жанровое своеобразие.
Задание:
1. Составить список прототипов к поэме.
2. Выявить и проанализировать фольклорные и литературные источники персонажей «Поэмы…» (составить таблицу).
Литература
1. Чуковская Л. Записки об Анне Ахматовой. Книга 1. 1938—1941. М., 1989.
2. Павловский А.И. Анна Ахматова: Жизнь и творчество. М., 1991.
3. Герштейн Э. …Слышите, как время идет // Литературная газета. 01.05.1996.
4. Ефимов Е. «Большая ответственность: не создавать легенд» // Вопросы литературы. 2001. ноябрь-декабрь.
5. Кац Б. Дальнее эхо // Литературное обозрение. 1989. №5.
6. Гончарова Н. «Я пишу для Артура либретто (Балетные либретто и «Поэма без героя») // Вопросы литературы. 1999. сентябрь-октябрь.
Учебно-методический материал по курсу
«Русская литература и культура»