Методика преподавания классного и внеклассного чтения

Методика преподавания классного и внеклассного чтения

Пособие для студентов II курса отделения преподавания в начальных классах

Санкт-Петербург

Методика преподавания классного и внеклассного чтения - student2.ru 2012 год

Содержание:

Модуль 1. Научные основы методики обучения русскому языку в начальных классах (МРЯ)

1.1 Русский язык как предмет преподавания в начальных классах, его место и значение в учебно-воспитательной работе.

Модуль 2 . Современное целеполагание в процессе обучения учащихся начальных классов русскому языку.

2.1 Методика преподавания русского языка (МРЯ) в начальных классах, ее предмет, задачи и содержание.

2.2 Целеполагание к урокам литературного чтения. Установление связей с разделами языкознания.

Модуль 3. Методы, средства и приемы обучения литературному чтению.

3.1 Качества чтения. Определение качеств чтения, их взаимосвязь. Приёмы формирования правильности, беглости, сознательности (осознанности), выразительности. Алгоритм проверки техники чтения.

3.2 Этапы работы над художественным произведением в зависимости от жанра, стиля и типа речи. Виды работы с текстом в процессе анализа художественного произведения.

3.3 Словарно-лексическая работа на уроках литературного чтения.

3.4 Средства обучения на уроках литературного чтения

Модуль 4. Типология и структура уроков литературного чтения в современной школе. Формы организации обучения младших школьников на уроках литературного чтения.

4.1 Подготовительная работа перед чтением произведения

4.2 Первичное чтение и проверка читательского восприятия

4.3 Анализ художественного произведения на уроке чтения. Принципы анализа художественного произведения.

4.4 Вторичный синтез. Методика проведения обобщающей беседы. Обучение составлению плана художественного произведения. Виды пересказа. Характеристика действующего лица.

4.5 Особенности работы на каждом этапе урока в зависимости от жанра художественного произведения.

Модуль 5. Методика преподавания внеклассного чтения.

5.1 Задачи уроков внеклассного чтения.

5.2 Выбор структуры урока внеклассного чтения в зависимости от этапа обучения.

5.3 Требования к детским книгам на разных этапах внеклассного чтения, приёмы работы с книгой. Требования к книгам. Методы и приёмы работы с книгой на уроке внеклассного чтения.

Программа для студентов.

При изучении данного курса вашей главной целью будет: освоить литературоведческие и психолого-педагогические положения, на которых базируется современная методика классного и внеклассного чтения, научиться проектировать уроки классного чтения по традиционной программе.

Для достижения этой цели вам необходимо:

Знать методические термины, структуру уроков классного и внеклассного чтения.

Понимать цели каждого этапа урока.

Применять теоретические знания при проектировании учебных занятий.

Анализировать тексты различных жанров, представленные в школьных учебниках.

Синтезировать полученные знания и умения при составлении конспектов уроков чтения.

Оценивать значимость изученного материала для профессиональной деятельности

Модуль 1. Научные основы методики обучения русскому языку

В начальных классах (МРЯ)

Модуль 2. Современное целеполагание в процессе обучения учащихся начальных классов русскому языку.

Целеполагание к урокам литературного чтения. Установление связей с разделами языкознания.

Цель изадачи уроков литературного чтения.

Проектируя урок литературного чтения, учитель, прежде всего, четко формулирует главную дидактическую цель учебного занятия. Цель должна быть достижима в рамках урока и диагностируема, чтобы при анализе можно было сказать, достиг ли урок цели.

Качества чтения. Определение качеств чтения, их взаимосвязь. Приёмы формирования правильности, беглости, сознательности (осознанности), выразительности.

Обучение чтению.

 
  Методика преподавания классного и внеклассного чтения - student2.ru

1,2,3,4 – это качества чтения, которые анализирует учитель при проверке техники чтенияу ученика начальных классов.

Требования к уроку чтения.

Приёмы объяснения слов.

1. Демонстрация предмета или изображение его на иллюстрации.

2. Элементарное объяснение.

3. Анализ морфемного состава слова.

4. Подбор синонимов.

5. Краткое описание предмета или явления.

6. Обращение к словарю.

7. Использование экскурсионных наблюдений.

8. Примеры из жизненных наблюдений.

9. Подведение частного понятия под общее.

10.Расчленение общего понятия на частные.

11.Рассказ учителя о предмете, явлении.

Методика преподавания классного и внеклассного чтения - student2.ru

Пример проекта «Подготовительная работа перед чтением произведения»

Проект составлен студентками 3-1 группы

Целеполагание:

Цель: Воспринять и осмыслить художественное произведение

Знать: какому народу принадлежит сказка «Поэт и деньги», познакомиться с фольклором афганского народа.

Понимать: особенности сказки, значение слов (хан, скупец, хвалебная песнь), мотивы поступков героев сказки, отношение автора к героям.

Применять: составлять характеристику героя, выразительно читать и пересказывать сказку.

Анализ: анализировать поведение и поступки героев (анализ художественных образов), отношение автора к героям, выполнять стилистический анализ текста.

Синтез: формулировать точный и правильный в речевом отношении ответ на вопрос учебной задачи анализа, читать и пересказывать сказку.

Оценка: оценка учениками художественного произведения для формирования таких нравственных качеств личности, как честность перед собой и окружающими людьми, скромность, доброту, сочувствие.

Ход урока:

Содержание Методы, приемы, средства обучения На достижение какой цели подготовительной работы направлено
1)Организационный момент Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы будем читать сказку. Но для начала давайте вспомним, какие сказки бывают ( волшебные , про животных, бытовые, сатирические).   2) Подготовительная работа перед чтением произведения. О чем, как вы думаете, могут быть эти сказки, например волшебные? (О волшебстве). А сказки про животных? (о животных). Знаете ли вы о чем говорится в бытовых сказках и сатирических? (бытовые сказки – это сказки об обычной (или не совсем обычной) жизни людей, но в любом случае без волшебства, стилистические сказки - это сказки, в которых происходят конфликты двух людей, один из которых выставляется в невыгодном свете, обсмеивается) А какими могут быть герои сказок? (положительными и отрицательными) Сказка, которую мы изучим, относится к бытовым. Это бытовая сказка т.к. во всех бытовых и стилистических сказках есть конфликт двух противоположностей. Конфликты чаще всего бывают между людьми отличными друг от друга, например: богатый и бедный, умный и глупый. В данной сказке как раз сопоставление богатого и бедного. Я думаю, русские народные сказки знает каждый из вас, давайте же их вспомним и перечислим. («Царевна Лягушка», « Иван-крестьянский сын», «Репка», «Колобок», «Теремок» и т.д.) Сказки каких народов вы еще знаете? (армянские, английские, литовские и т.д.)   Сегодня мы будем изучать афганскую сказку. Но прежде чем приступить к сказке, давайте вместе углубимся в афганскую культуру.   У афганского народа долгое время отсутствовала письменная литература, и именно поэтому особенное место в жизни данного народа заняло устное творчество. Культура афганского народа, а следовательно и устное народное творчество развивались в тесной взаимосвязи с культурой и фольклором соседних стран – Ирана, Индии. Поэтому в творчестве афганцев мы находим сюжеты, существующие и в фольклоре других народов, но переработанные под национальную форму и под присущий афганскому народу колорит. Слово «колорит» обозначает присущие народу личные особенности, традиции, все, что создает особую атмосферу каждой страны. В афганских сказках, как и в сказках всех народов, есть любимые герои, умные, справедливые и, обычно, бедные. Есть и такие, которых не любят, потому что они злые, жадные, жестокие. Такие герои и в нашей сказке.   Давайте посмотрим на картинки. Здесь вы видите пейзаж Афганистана… Я уверена, вы много слышали об этой стране, но никогда не задумывались о том, что в ней есть такие замечательные и живописные места!   А рядом вы можете увидеть две иллюстрации к нашей сказке. На первой изображен главный герой, поэт. А на второй – одна из сцен сказки. И после того, как вы прочтете текст, я попрошу вас предположить, какая именно. Словарно-лексическая работа Хан – вождь племени у кочевников Ирана и Афганистана (кочевники – это люди, переходящие с места на место со своим жильем и имуществом) Скупец – жадный человек. Хвалебная песнь – песнь, которая хвалит какие-либо качества, достоинства.   Вы ведь уже знаете, кто такие люди искусства? Это писатели, поэты, художники, музыканты – все, кто обладает талантом творить. А понимаете ли вы, каким будет то, что написано или нарисовано не по велению души, а по заказу? ( то, что сделано на заказ, не может быть искренним и сделанным по вдохновению)     Метод: словесный (Беседа) Приемы: обсуждение вопросов, активизация мышления Средство: слово учителя     Метод: наглядный (иллюстрации) Приемы: активизация воображения. Средства: мультимедийная установка, слово учителя.   Метод: словесный (объяснение) Средство: слово учителя Приемы: активизация мышления   Метод: словесный (беседа) Средство: слово учителя Приемы: обсуждение вопросов, активизация мышления   Беседа: помогает установить контакт, настроить на взаимодействие, помогает мыслить вместе, оживить представления изучаемого материала.   Рассматривание иллюстрации: помогает настроить эмоционально.   Словарно-лексическая работа: позволяет ввести словарь (незнакомые слова в тексте), запомнить их, пополнить словарный запас, учить подбирать синонимы, а значит рассуждать. Постановка вопроса перед чтением: помогает настроить детей на слушание рассказа.  

Итоги урока (2 мин.)

9. Объяснение и запись домашнего задания. (6 мин)

10. Организационный момент. (1 мин.)
Подготовка к следующему уроку.

Ход урока

1. Организационный момент. (1 мин.) Здравствуйте, ребята! Я студентка педагогического колледжа № I им. Н.А. Некрасова. Меня зовут Ксения Михайловна. Подготовьтесь, пожалуйста, к уроку литературного чтения: достаньте учебники и тетради.
2. Объявление темы и постановка цели урока (1 мин). Сегодня мы с вами, ребята, познакомимся с творчеством Валентины Осеевой. Запишите сегодняшнее число и тему нашего урока: «Рассказ Валентины Осеевой «Сыновья». К концу урока мы должны осмыслить этот рассказ и составить план для творческого пересказа.
3. Подготовительная работа. (13 мин) Прежде чем приступить к чтению рассказа, давайте познакомимся поближе с автором этого произведения (вывешивается портрет). Работа с портретом. Валентина Осеева (1902-1969) родилась в г. Киеве, училась там, а затем поступила на драматический факультет института им. Лысенко, но так и не окончила его: в 1923 г. семья переехала из Киева в Москву, где В. Осеева начала работать в детской трудовой коммуне для беспризорных, т.е. в исправительно-воспитательном доме, где жили беспризорные дети. 16 лет она работала с такими детьми. Они помогли воспитательнице обрести свое писательское призвание: для них она придумывала рассказы и длинные повести (о Гражданской войне). Она опиралась на художественный опыт Льва Николаевича Толстого и Константина Дмитриевича Ушинского и с помощью этого освоила трудный жанр — короткий рассказ с прямой воспитательной целью. Замечательные рассказы Валентины Александровны дают ясные представления о добре и зле. В них раскрываются важные качества человека: доброта, честность, чуткость. Среди рассказов есть такие, как: «Кто хозяин?», «Три товарища», «Хорошее», «Печенье», «Плохо», «На катке». Взгляните на портрет Валентины Александровны, какие добрые и внимательные глаза смотрят на нас. Она много позаботилась о том, чтобы привить детям добрые и нравственный качества, старалась обогатить их внутренний мир, приучала помогать друг другу. Беседа + свободные высказывания учащихся. Ребята, а скажите, как вы помогаете вашим родителям? Что вы для них делаете? (Цветы поливаем, посуду моем, мусор выносим). Очень хорошо. А что вы чувствуете после того, когда поможете своим родителям? Или старшим? (свободные высказывания) Использование песни. Давайте послушаем очень интересную песенку (прослушивание) о трудолюбивом ребенке. Хорошая песня? Мы увидели с вами, какую радость испытывает ребенок от своего труда, как энергично он выполняет разные задания. Вот, с кого пример-то надо брать. До того, как мы начнем читать рассказ я бы хотела уточнить значения следующих выражений. Словарно-лексическая работ Как вы понимаете, ребята, что значит «Колесом ходить»? Видели ли вы когда-нибудь, как мальчики через голову совершают некий «трюк»? Посмотрите на иллюстрацию (на доску вывешивается рисунок с изображением мальчика, делающего «колесо» и прикрепляется на магнит). И еще одно выражение встретится нам в рассказе «ломит спину». Это означает, что человек долго трудился: переносил что-то тяжелое, так что сильно заболела спина. Наверное, вы видели, как бабушка или родители, кто-нибудь из старших мучился от этой боли в спине, перетрудился и в результате стало ломить спину».
4. Первичное чтение и проверка читательского восприятия. (5 мин.) Послушайте внимательно рассказ (учебники у детей закрыты) Учитель читает выразительно, с правильной интонацией и расстановкой логического ударения. Затем задает вопросы - Понравился ли вам этот рассказ? Какой момент показался самым интересным? Почему? Кто из героев понравился? Чем?
5. Постановка учебной задачи анализа. (1 мин.) Ребята, а как вы думаете, почему старик сказал, что он видит только одного сына? Ведь рассказ- то называется «Сыновья», а не «Сын».
6. Повторное чтение по частям и анализ. (10 мин) (дети читают по частям, отвечая на вопросы учителя) Чтобы ответить на тот вопрос, обратимся к самому тексту. Откройте учебники на странице 107. (запись на доске делает учитель) I ч. Где происходит действие? (словесное иллюстрирование) Посмотрите в тексте. Кто из героев находится у колодца? (беседа по тексту) II ч. Что говорила каждая женщина о своем сыне? Как автор характеризует этих женщин? Обратите внимание на то, что они говорят. И через язык данных героев можно определить их характеристику. Почему третья женщина молчала? Как вы думаете, о чем это говорит? (беседа по тексту) III ч. Что произошло дальше, найдите в тексте. Найдите то место, когда мальчики выбегают навстречу. Что делает каждый из них, прочитайте. Как встретил свою мать каждый из сыновей? IV ч. Кто из мальчиков совершил добрый, умный поступок? А зачем мальчик забрал у женщины ведро? V ч. Что спросили женщины у старичка, прочитайте. О чем говорит их вопрос? Какие чувства они испытывают за своих сыновей? (гордости, хвастливости) А что ответил старик? (Т.е. сын это в первую очередь помощник матери.) Есть такая пословица: «Делу время -(сам учитель объясняет пословицу). Что значит? Это значит самому главному и важному в жизни человек уделяет должное внимание, все свое время жертвует на пользу другим людям, на пользу ближним, проявляя заботу, отзывчивость, уважение и оказывая помощь.
7. Обобщающая беседа. (10 мин.) Просмотрите, ребята, еще раз текст, попробуйте разбить его на части (3 мин.). Итак, давайте составим план вместе. Я на доске, вы в тетради. План составляем для того, чтобы потом дома вы смогли подготовить творческий пересказ и еще раз закрепить главную мысль рассказа (с доски убирается иллюстрация и стирается выражение «ломит спину». Просмотрите первую часть. Что самое главное в этой части? Первый абзац прочитайте молча, (где происходит действие.) Как назовем эту часть (обсуждаются все варианты заголовков) 1. Прочитайте молча вторую часть. Кто был у колодца? 2. О чем беседовали там женщины? 3. «Болят руки, плещется вода, ломит спину» 4. Добрый поступок сына - помощника. 5. «Я только одного сына вижу» Вот мы составили с вами смешанный вид плана. Скажите, ребята, после проделанной нами работы можно сказать, что хотел сказать нам автор, что он изобразил нам в этой сцене и для чего? (ребята высказывают свои предположения) * Попробуйте дома пересказать это рассказ по нашему плану от лица старичка, от лица одной из матерей, гордившейся способностями своего сына и от лица сына, который помог маме. * Примерный ответ ученика: « Валентина Осеева хотела сказать нам в своем рассказе качества (настоящего, доброго) сына: его заботливость о маме, чуткость, внимательность, любовь к ней. В этой сцене рассказа показаны разные отношения сыновей к матерям, их поведение, чтобы мы могли сделать вывод о том, кого можно считать сыном верным и послушным, чутким и внимательным.
8. Итоги урока. (2 мин.) Итак, ребята, какое произведение мы сегодня читали? С каким автором познакомились?
9. Объяснение и запись домашнего задания (6 мин.) Теперь запишите домашнее задание в дневник. (учитель записывает на доске) Сделать творческий пересказ от лица старика, от лица женщины, гордящейся своим сыном и от лица сына, который помог маме или от лица других действующих лиц. По плану, который мы составили, попробуйте пересказать рассказ, представляя себя на месте старика, на месте одной из женщин и на месте сына, помогшего маме или других действующих лиц.
10. Организационный момент (1 мин,) Всем спасибо за урок. Приготовьтесь к следующему уроку.

4.4 Вторичный синтез. Методика проведения обобщающей беседы.

Обучение составлению плана художественного произведения. Виды пересказа. Характеристика действующего лица.

Обобщающая беседа

(ВТОРИЧНЫЙ СИНТЕЗ)

1. Какова композиция рассказа А.П. Чехова? (рассказ в рассказе: рассказ автора – письмо Ваньки – рассказ автора – письмо Ваньки и т.д.)

2. Какой художественный прием использует автор, чтобы показать жизнь деревенского мальчика после отмены крепостного права? (прием контраста).

3. Озаглавьте каждую часть рассказа своими словами и авторскими (логический и цитатный план на рабочей закладке).

4. Прочитайте еще раз запись, сделанную в тетради. Если нужно, добавьте, что считаете важным, в графу «рабочие материалы».

5. Попробуйте составить рассказ о Ваньке, пользуясь планом и своими рабочими материалами.

Домашнее задание: Записать свой рассказ о Ваньке.

Каждый пункт плана раскрывается с красной строки.

Подумайте, как начнете и как закончите свой рассказ?

\

Вариант записи, сделанной учащимися в тетради или на рабочей закладке, а учителем на доске по рассказу А.П. Чехов «Ванька»

План. Рабочие материалы.
1. Что мы узнаем о Ваньке? (Кто он?) 9 лет, сирота, отдан в ученье к сапожнику Аляхину, жил в деревне, в Москве живет всего 3 месяца.
2. Как выглядит? В тексте портрета нет (дать свой: каким себе его представляете)
3. Что умеет делать?   Читать, писать, считать до ста, танцевать кадриль (научила барышня Ольга Игнатьевна «от нечего делать»), обладает живым воображением.
4. Что делает в доме сапожника? «Качает ребятенка» в люльке, чистит селедку, подмастерья посылают в кабак за водкой и велят красть огурцы у хозяев.
5. Как автор относится к Ваньке? «судорожно вздохнул», «всхлипнул», «покривил рот» автор сочувствует герою.
6. Мое отношение. Жалко этого маленького сироту: у него нет никого, кто бы мог ему помочь. Ему одиноко в большой Москве. Нет выхода, ведь письмо не дойдет до дедушки.

Обучение составлению плана художественного произведения.

Умение составлять план - интеллектуально-речевое умение, которое не становится навыком. Программа начальных классов предусматривает формирование умения составлять план прочитанного, определяет последовательность этой работы и конечный результат - «подробный, выборочный и сжатый пересказ текста с опорой на самостоятельно составленный план или словесные иллюстрации».

I. Значение умения составлять план:

1. Способствует лучшему усвоению содержания произведения.

2. Помогает найти главное в художественном произведении.

3. Даёт представление о композиции.

4. Развивает логическое мышление.

5. Готовит к пересказу.

6. Работа над составлением плана органически сливается с работой по развитию связной речи учащихся.

II. Виды плана:

1. логический (своими словами),

2. картинный (иллюстрации к тексту),

3. цитатный (словами текста).

III. Методические задачи:

1. Научить делить текст на логически законченные части.

2. Учить подбирать точные и удачные заголовки.

Критерии хорошего плана - последовательность, точность, возможность по плану представить и передать смысл прочитанного.

IV.Пути составления плана- в процессе анализа произведения или на этапе обобщающей беседы (вторичного синтеза).

V.Способы оформления плана

1. План оформляется учителем на доске.

2. План записывается детьми в тетради по чтению или на рабочей закладке.

3. План заранее оформлен на полосках бумаги разных цветов.

VI. Трудности при обучении умению составлять план:

1. Учащиеся в своём плане передают только последовательность действий:, совершаемых персонажами, а смысл этих действий (который для них понятен) в плане не отражается.

2. Языковая трудность - детям" сложно найти те точные слова, которые .бы передавали концентрированную мысль.

VII. Методические рекомендации.

1.I класс – необходимо раскрыть сущность понятия «план рассказа» практическим путем с использованием толкового словаря. В I классе идёт работа с картинным планом или уже с готовым планом (логическим). Цель работы - помочь, осознать, что такое план рассказа, зачем он нужен.

Виды упражнений с готовым планом:

а) соотнесение серии картинок с содержанием знакомого произведения;

б) узнавание произведения по картинкам;

в) расположение картинок в логической последовательности;

г) дополнение серии картинок недостающей картинкой с помощью словесного рисования;

д) исключение из серии картинок той, которая не относится, к данному рассказу или которая является лишней;

е) узнавание по плану знакомого рассказа;

ж) восстановление деформированного плана;

з) соотнесение готового плана с частями текста;

и) деление текста на части по готовому плану;

к) сравнение двух планов к одному и тому же рассказу.

Таким образом, в I классе проводятся обучающие подготовительные упражнения по составлению логического (словесного) плана.

2.II- Ш классы - обучение самостоятельному составлению логического плана.

Полезно проводить упражнения в редактировании готового плана или отдельных его пунктов. При обсуждении нецелесообразно задавать детям вопрос: «Чей заголовок лучше?», поскольку такой вопрос уводит от критериев хорошего плана; НАДО: «Кто из учеников озаглавил часть более точно? Почему?»: последний вопрос направит мысль учащихся на осознание точности как качества хорошего плана.

Другие упражнения во II и III классах сходны с теми которые даются в Iклассе. Отличие состоит в том, что дети самостоятельноподбирают заголовки.

Вариант логического и цитатного планов к рассказу «Ванька» А.П.Чехова

коллективно составленного учениками 4 класса 544 школы Московского района при прохождении практики пробных уроков студентами нашего колледжа.

Логический план Цитатный план
1.Ванька пишет письмо. 2.Воспоминание о жизни в деревне. 3.Жизнь в доме сапожника Аляхина. 4. У господ Живаревых. 5. Отправление письма. 1.«Милый дедушка, Константин Макарыч». 2. «Ванька живо вообразил». 3. «Жизнь…хуже собаки всякой». 4. «Веселое было время!» 5. «На деревню дедушке».

Пересказ на уроке чтения

Пересказ - это синтетический вид работы с текстом, который предполагает последовательную и связную передачу прочитанного учащимися в монологическойустной речи.

Требования к пересказу:

- чёткая целевая установка в отношении назначения избранного вида пересказа;

- пересказ должен основываться на содержании прочитанного текста и передавать, наиболее важные моменты;

- пересказ должен отражать понимание прочитанного и личное к нему отношение;

- использование в пересказе слов и выражений из текста;

- логичность построения, выразительность, эмоциональность языка и речи.

Вид пересказа Произведения Методика проведения
Подробный Сказки (учим ска­зывать), произве­дения небольшого, объёма. В процессе анализа необходимо выяс­нить главную мысль, основное настрое­ние произведения; уделить особое вни­мание авторскому слову; составить план в виде вопросительных или назывных предложений; отобрать опорные слова; просмотреть ещё раз текст перед пере­сказом.
Краткий (сжатый) передача лишь основного содержания из­лагаемого текста, ли­шённого деталей, под­робностей. Научно-популярные статьи, рассказы с чёткой " сюжетной линией. Прочитать текст, разделить на части; подумать, чём каждая часть и озагла­вить; выделить в каждой части подтемы и определить, о чём в них говорится; поставить вопросы к подтемам и кратко на них ответить, отразив в пересказе только главное.
Выборочный – воспроизведение эпизода. Произведения, по­вествовательного характера. (О герое) Перечитать произведение мол­ча, отмечая текст, относящийся к данно­му герою; определить, о чём, говорится в каждом отрывке; расположить отрыв­ки по порядку, подумав, как их можно объединить (поставить порядковые номера); ещё раз перечитать отмеченные отрывки и определить своё отношение к персонажу; составить, рассказ (вслух или мысленно); проверить по тексту; рассказать, пользуясь пометками или составленным планом.
Творческий – трансформация текста с целью его переосмысления. Рассказы, позволяющие поставить себя в положении литературного героя, его глазами посмотреть на события. Важно чётко определить, какой материал взять из текста, а что домыслить; продумать, каким образом лучше выразить эмоциональное состояние героя. Два вида: - пересказ от лица другого героя; - пересказ с созданием творческой ситуации (закончить рассказ иначе, продолжить его, написать сценарий и.т.п.)

Требования к книгам.

Подготовительный этап Начальный этап Основной этап Заключительный этап
Типовое оформление 1. Фамилия автора. 2. Название. 3. Дана характерная для содержания картинка. Небольшие по объёму: 1-2 печатные страницы из книги объёмом 14-30 страниц. (т.е – остальное для рассматривания). По структуре: 1) книги, содержащие 1 произведение 1 автора (одноименные) 2) книги, содержащие несколько произведений 1 автора 3) книги, содержащие произведения разных авторов Эстетика оформления. Вводное осложнённое оформление. 1. Может отсутствовать фамилия автора, заглавие, иногда и то, и другое (дают потом). 2. Начертание букв и слов, составляет фамилия автора и заголовок, графически осложнено; разное расположение (учащиеся принимают их за элементы оформления) 3. Может быть большое количество дополнительных надписей. Для самостоятельного чтения 1. Крупный шрифт. 2.Небольшая длина строки. 3. Текст 50-60% страниц, остальное иллюстрации. 4. Большие поля. Разное оформление. Серьёзная библиотечно-библиографическая работа 1. Знакомство с тематическим каталогом. 2. Развитие способностей ориентации в книгах: титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие. 3. Каталожная карточка. 4. Систематизация прочитанного: А) писатель – произведения -Что написал Житков? Б) писатель тема -О ком пишет Житков? В) тема- писатели -Кто пишет о животных? Г) писатель – темы -На какую тему пишет Житков (о животных, о смелых людях, о технике)?. Книга в разном оформлении без ограничения объема научно-популярная справочная литература Книги о книгах (библиография) Свободное пользование периодикой (пример) ведение каталожных карточек (можно с аннотацией) Темы (обобщения). 1. О чём рассказали журналы? 2. Какие вопросы задают сказки? 3. Творцы книг. 4. Памятник литературному герою.

Методика преподавания классного и внеклассного чтения - student2.ru Терминологический словарик

Абзац – компонент текста, соответствует подтеме, относительно самостоятелен, обладает единством содержания и законченностью.

Беглое чтение – правильное и осознанное чтение, которое характеризуется определенным количеством слов, произносимых за минуту.

Выборочный пересказ – вид устного персказа как прием развития речи; воспроизводится одна из частей текста или материал по заданной теме.

Выразительное чтение – чтение, передающее идейное содержание произведения, соответствующее орфоэпическим нормам с соблюдением условий и использование средств выразительности.

Озаглавливание – методический прием. Учащиеся подбирают к тексту заголовок, который связан с темой или идеей произведения.

Осознанное чтение – понимание содержания текста, его идеи, образов и роли изобразительных средств языка писателя.

Правильное чтение – чтение без искажений: правильно ставится ударение, соблюдаются грамматические нормы языка, не допускается пропусков букв, перестановки слов.

Рассказ – малая форма эпической литературы, повествовательное произведение небольшого размера.

Стилистический эксперимент – прием работы с текстом, связанный с заменой или пропуском авторского слова с целью анализа изобразительных средств.

Устное словесное иллюстрирование – прием развития речи, связанный с созданием словесной картины на основе прочитанного текста.

Учебная задача анализа – проблемный вопрос, который ставится после первичного чтения текста и выявления читательского восприятия с целью пробуждения у учащихся потребности в перечитывании произведения и его анализе.

Методика преподавания классного и внеклассного чтения

Пособие для студентов II курса отделения преподавания в начальных классах

Санкт-Петербург

Методика преподавания классного и внеклассного чтения - student2.ru 2012 год

Содержание:

Модуль 1. Научные основы методики обучения русскому языку в начальных классах (МРЯ)

1.1 Русский язык как предмет преподавания в начальных классах, его место и значение в учебно-воспитательной работе.

Модуль 2 . Современное целеполагание в процессе обучения учащихся начальных классов русскому языку.

2.1 Методика преподавания русского языка (МРЯ) в начальных классах, ее предмет, задачи и содержание.

2.2 Целеполагание к урокам литературного чтения. Установление связей с разделами языкознания.

Модуль 3. Методы, средства и приемы обучения литературному чтению.

3.1 Качества чтения. Определение качеств чтения, их взаимосвязь. Приёмы формирования правильности, беглости, сознательности (осознанности), выразительности. Алгоритм проверки техники чтения.

3.2 Этапы работы над художественным произведением в зависимости от жанра, стиля и типа речи. Виды работы с текстом в процессе анализа художественного произведения.

3.3 Словарно-лексическая работа на уроках литературного чтения.

3.4 Средства обучения на уроках литературного чтения

Модуль 4. Типология и структура уроков литературного чтения в современной школе. Формы организации обучения младших школьников на уроках литературного чтения.

4.1 Подготовительная работа перед чтением произведения

4.2 Первичное чтение и проверка читательского восприятия

4.3 Анализ художественного произведения на уроке чтения. Принципы анализа художественного произведения.

4.4 Вторичный синтез. Методика проведения обобщающей беседы. Обучение составлению плана художественного произведения. Виды пересказа. Характеристика действующего лица.

4.5 Особенности работы на каждом этапе урока в зависимости от жанра художественного произведения.

Модуль 5. Методика преподавания внеклассного чтения.

5.1 Задачи уроков внеклассного чтения.

5.2 Выбор структуры урока внеклассного чтения в зависимости от этапа обучения.

5.3 Требования к детским книгам на разных этапах внеклассного чтения, приёмы работы с книгой. Требования к книгам. Методы и приёмы работы с книгой на уроке внеклассного чтения.

Программа для студентов.

При изучении данного курса вашей главной целью будет: освоить литературоведческие и психолого-педагогические положения, на которых базируется современная методика классного и внеклассного чтения, научиться проектировать уроки классного чтения по традиционной программе.

Для достижения этой цели вам необходимо:

Знать методические термины, структуру уроков классного и внеклассного чтения.

Понимать цели каждого этапа урока.

Применять теоретические знания при проектировании учебных занятий.

Анализировать тексты различных жанров, представленные в школьных учебниках.

Синтезировать полученные знания и умения при составлении конспектов уроков чтения.

Оценивать значимость изученного материала для профессиональной деятельности

Наши рекомендации