Уроки 47—48. Понятие о бессоюзном сложном предложении
Цель уроков: формировать умения устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения в зависимости от их содержания и интонации, правильно расставлять знаки препинания.
Ход уроков
I. Повторение.
Словарный диктант.
Стелется вдали, курлычут в дали небес, тихо бормочет, колют лед, мелют зерно, дышит спокойствием, потонет в воспоминаниях, встретит на пристани, встречает зарю, выводит узоры, выведет за руку, не умолкает ни на минуту, кажется суровым, собирает коллекцию, скачет галопом, сгорает в пламени, не промокает под дождем, промочит до нитки, вырастет здоровым, вырастит ребенка.
(Повторение правописания личных окончаний глаголов и корней с чередованием гласных.Вырастет здоровым — вырасти, глагол I спряжения; вырастит ребёнка — вырастить, глагол II спряжения.)
Разбор 1—2 словосочетаний по указанию учителя (индивидуально).
Синтаксический разбор предложения.
Как поздней осенью порою
Бывает день, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас.
(Ф. И. Тютчев.)
II. Новый материал.
1. Работа с учебником — чтение теоретического материала на стр. 58 (94).
— В каких случаях используются бессоюзные сложные предложения?
Слово учителя.
Союзы и союзные слова — это специальные средства связи, позволяющие понимать смысл предложения однозначно, а союзные предложения — четко выразить мысль.
Отсутствие союзов и союзных слов позволяет толковать взаимоотношения между частями предложения очень широко, но этого достаточно для понимания сути. Бессоюзные сложные предложения используются в художественной литературе, являются яркой приметой разговорного стиля речи.
Смысловые отношения в бессоюзном сложном предложении зависят не только от содержания частей, но и от порядка их следования и интонации.
С р а в н и т е:
Когда пашню пашут, руками не машут.
Если пашню пашут, то руками не машут.
Пашню пашут, руками не машут.
Руками не машут: пашню пашут.
Пашню пашут — руками не машут.(Пословица.)
3. Материал для наблюдения — упражнение 138(216).
— Выразительно прочитайте примеры.
Учащиеся читают предложения, соблюдая перечислительную интонацию, и отмечают, что выбор интонации зависит от содержания простых предложений, входящих в бессоюзные сложные: они обозначают события, которые происходят одновременно или последовательно.
— В каких типах речи чаще всего используются бессоюзные сложные предложения?
(Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления свойственны описанию природы или внешности человека, а также повествованию.)
— Чем выражены глаголы-сказуемые в простых предложениях, которые входят в бессоюзное сложное?
(В бессоюзных сложных предложениях формы глаголов-сказуемых обычно однородны, что обнаруживает связь отдельных частей.Отношения одновременности помогают передать глаголы несовершенного вида, разновременности — глаголы совершенного вида.)
— В каких случаях между частями бессоюзного сложного предложения ставится точка с запятой? (Стр. 59 (96), п. 2.)
Точка с запятой употребляется и в тех случаях, когда предложения, входящие в сложное, не распространены, но по смыслу отдалены друг от друга. Такие предложения часто встречаются в произведениях писателей ХIХ века:Мороз и солнце; день чудесный! (А. Пушкин.)
Точка с запятой по своему значению «стоит как бы между запятой и точкой»[11], особенно по отражению интонации. Этот знак препинания достаточно ограниченный по условиям употребления.
III. Закрепление.
1. Упражнение 139 (217) (выборочно).
В каких предложениях ставится точка с запятой?
— Составьте схемы указанных вами предложений.
2. Замените союзные сложные предложения бессоюзными (устно).
1) С вышки хорошо видно, как стелется белое облако над берегом. (В. Некрасов.)
2) Вдруг мне показалось, как будто в комнате слабо и жалобно прозвенела струна. (И. Тургенев.)
3) Когда снег тихо опускается, самому хочется быть еще тише. (М. Пришвин.)
4) Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека. (М. Горький.)
5) Иногда он вздрагивал, потому что ему все казалось, что он куда-то падает. (Н. Гарин.)
3. Упражнение 140 (218) — самостоятельная работа, комплексный анализ текста.
Задания для комплексного анализа.
— Выразительно прочитайте отрывок из рассказа И. Тургенева «Лес и степь».
— Докажите, что вы прочитали часть крупного текста.
(Первое предложение начинается с сочинительного союза и, подлежащее лес имеет определение с усилительными частицами тот же самый, значит, данному отрывку предшествовало описание леса.)
— Какими признаками текста обладает данный отрывок?
(Членимостью, законченностью; можно определитьтему и основную мысль высказывания — она выраженав первом предложении — следовательно, озаглавить текст.Предложения связаны параллельным способом.)
— Определите тип и стиль речи.
(Стиль художественный, основная задача — воздействие на читателя путём создания живописной картины, образа. Тип речи — описание леса и состояния человека. Картины природы создаются в основном конкретной лексикой, прямым значением слов (ветер, солнце, шум, запах, последние длинные и др.) и рядами однородных членов. Глаголы несовершенного вида настоящего времени указывают на одновременность происходящего.
Краски осеннего леса переданы с помощью прилагательных, причастий и глаголов: желтые поля, бурые сучья, побледневшая трава, белеет небо.
Лексические повторы усиливают внимание к деталям: любимые образы, любимые лица, ни света, ни тени, давным-давно.
Для передачи состояния человека автор использует метафоры: реет воображение; задрожит, бросится вперёд сердце; олицетворение — заснувшие впечатления, а также сравнения и эпитеты.
— Какие синтаксические конструкции и с какой целью использованы в тексте?
В тексте в основном использованы сложные союзные и бессоюзные предложения для создания цельной картины из отдельных деталей. Части сложных предложений невелики по объему (от 2 до 9 слов), что является признаком разговорного стиля речи. Бессоюзные сложные предложения читаются с перечислительной интонацией и паузами на месте точки с запятой, что придаёт описанию плавное звучание.
Эмоциональный характер описания усиливает передача личных впечатлений автора: Идёшь вдоль опушки, глядишь за собакой, а между тем любимые образы... Предложение имеет обобщённо-личное значение, подобные чувства может испытать каждый.
— Выпишите слова, в которых разными способами обозначена на письме мягкость согласных звуков.
— Найдите и выпишите слова, в которых: а) одинаковое количество звуков и букв; б) звуков больше, чем букв; в) букв больше, чем звуков.
— Произведите фонетический разбор 1—2 слов.
— Найдите слова с проверяемыми безударными гласными в корне.
— Объясните правописание частиц не, ни с разными частями речи.
— Выпишите словосочетания с различными способами связи.
— Укажите примеры различных видов сказуемых, определений, обстоятельств.
— Определите типы имеющихся в тексте односоставных предложений.
— Сделайте синтаксический разбор одного из предложений.
Домашнее задание. § 10 (15), упражнения 283 (400) (часть II), 290 (407).