Урок 41. Повторение изученного о сложноподчиненном предложении
Цель урока: систематизировать изученный материал, углубить сведения о простом и сложном предложениях.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
— Определите тип речи данного текста.
— Какой тезис выдвинут автором? («Ветер в природе необходим».)
— Какими доказательствами обоснован тезис?
(Учащиеся впервые встречаются с доказательствами «от обратного».)
— Какие предложения автор использует для прямых доказательств и доказательств «от обратного»?
(Придаточные условные — для первых, придаточные причины и цели — для вторых.)
2. Определите роль союза как в предложениях.
1) Музыка как небо над землей. (В. Боков.)
(Входит в состав сказуемого.)
2) Как истинный француз, в кармане
Трике привез куплет Татьяне... (А. Пушкин.)
(Придаёт причинное значение: «будучи истинным французом».)
3) Итак, я вам советую как приятель быть осторожнее.(М. Лермонтов.)
(Имеет значение «в качестве».)
4) Моя писательская жизнь, как я уже говорил, началась сжелания все знать и все видеть. (К. Паустовский.)
(Присоединяет вводное предложение.)
5) Я с жадностью читаю Тургенева и удивляюсь, как у неговсе понятно, просто и по-осеннему прозрачно. (М. Горький.)
(Присоединяет придаточное изъяснительное.)
6) Как бы ни был мал дождь в лесу, он всегда вымочит допоследней нитки. (В. Арсеньев.)
(Присоединяет придаточное уступительное.)
Дополнительное задание.
— Синтаксический разбор простого предложения.
3. Упражнение 123 (189) — работа со схемой, обобщение изученного о сложноподчинённом предложении. (Можно использовать примеры из упражнения124(190).)
4. Знакомство с порядком синтаксического разбора сложноподчиненного предложения с одним придаточным — (памятка на стр. 137(195)).
— Произведите синтаксический разбор 2—3 предложений из упражнения 124 (190) (и). Составьте их схемы.
5. Упражнения 113 (179)(I вариант), 114 (180) (II вариант) — синтаксические синонимы.
Выводы: деепричастные обороты характерны для книжной речи, придаточные предложения употребляются во всех стилях речи.
Упражнение 126 (192).
— Определите вид придаточных предложений, которые присоединены к главному омонимами: союзомчто или союзным словом что.
Домашнее задание. Упражнение 128 (196). Подготовиться к словарному диктанту по упражнениям 92, 127 (152, 193) (слова в рамочках на стр. 34—52) (61—84).
Урок 42. Контрольный диктант[10]
В ГОСТЯХ У ЛЕТЧИКА.
Садились последние Машины. Вот прилетел самолет командира третьей эскадрильи. Кто-то сказал мне, что это лучший летчик полка. Чтобы не терять попусту время, я решил сейчас же поговорить с ним. Уж очень мне понравился этот открытый, веселый человек.
Мы двинулись по тропке, протоптанной летчиками напрямик, через лес. Новый знакомый шел быстро, порой нагибаясь, чтобы сорвать на ходу черничину или поймать в горсть гроздь бело-розовых ягод брусники, которую он тут же бросал в рот. Должно быть, он очень устал сегодня, так как ступал тяжело.
Мы пришли в овраг, по обоим скатам которого в дебрях малинника, медуницы, иван-чая, пахнущих прелым листом и грибной сыростью, были нарыты землянки.
Когда полоска копотного пламени разгорелась в самодельной лампе и осветила землянку, помещение оказалось довольно просторным, уютным и обжитым. Молодые березки с не завядшей еще листвой стояли по углам. От них, от еловых веток, которыми был выстлан пол, шёл густой запах. На столе стоял солдатский котелок, полный лесной малины. В землянке царила такая влажная прохлада, так убаюкивающезвенели в овраге кузнечики, что, сразу почувствовав во всем теле усталость, мы решили отложить до утра разговоры и малину, за которую было принялись.
(По Б. Полевому.)
Дополнительные задания.
1. Произведите синтаксический разбор предложений: Кто-то сказал мне, что... (I вариант). Чтобы не терять попусту время, я решил... (II вариант).
2. Найдите два словосочетания, в которых слова употреблены в переносном значении; составьте с ними словосочетания или предложения, в которых эти слова употреблены в прямом значении.
3. От глагола сорвать (I вариант), отложить (II вариант) образуйте возможные формы причастий и деепричастий, составьте с одной из них предложение.
4. Обозначьте морфемы в словах: прилетел, поговорить, протоптанной (I вариант); летчик, разгорелась, прохлада (II вариант).
5. Самостоятельно сформулируйте задание по орфографии и выполните его, подобрав примеры из текста.