Уроки 13—14. Повторение изученного о сложносочиненном предложении

Цель уроков: систематизировать изученное о сложносочинённом предложении, формировать прочные пунктуационные навыки.

Ход уроков

1. Проверка домашнего задания.

Обсуждение вариантов постановки знаков препинания, н а п р и м е р: По просяной стерне хлынул низовой ветер (-,) И стерня ощетинилась, зашуршала.

Учитель обращает внимание учащихся на то, что всегда обособляются определения при дистантном расположении по отношению к определяемому слову:А через минуту, скупой и редкий, пошёл дождь. Интонация выделения придает определениям дополнительный смысл.

Проверка выполнения указанных видов разбора.

Словарный диктант.

Смоляной факел, смоленая лодка, тщательно смоленная лодка, кованое серебро, скованные цепями, дровяной сарай, деревянный дом, буквенный состав, клюквенный кисель, ветреный человек, ветряная мельница, брошенный взгляд, бешеный темп, взбешенный вид, глубинное понимание, голубиное воркование, старинная вещь, стреляный воробей, подстреленный хищник, печеный картофель, печённый в золе, крашенный масляной краской, вяленный на ветру, рискованный шаг, прессованное сено.

— Какими правилами определяется правописание н и нн в суффиксах разных частей речи?

3. Прочитайте отрывок из стихотворения Ф. Тютчева. Какие варианты расстановки знаков препинаниямогут быть в тексте? Объясните выбор автора. (Запись на доске.)

Я встретил вас — и все былое

В отжившем сердце ожило,

Я вспомнил время золотое —

И сердцу стало так тепло.

(Выбор знака препинания зависит от понимания текста.Тире придает динамичность речевому потоку.)

«В художественных текстах многое зависит от умения автора с помощью знаков передать тончайшие оттенки смысла, которые не могут быть выражены только словами и только синтаксически, поэтому пунктуацию можно с полным основанием назвать одним из ярких средств повышения выразительности текста»[4].

4. Составьте сложносочиненные предложения, в которых перед второй частью ставится тире.

I в а р и а н т — Сучок под ногой хрустнул...

II в а р и а н т — Наступишь на тонкий ледок...

5. Графический диктант. Обозначьте однородныечлены предложения и простые предложения, связанные сочинительными союзами.

1) Ворох листьев сухих все сильней, веселей разгорается,

И трещит и пылает костёр. Уроки 13—14. Повторение изученного о сложносочиненном предложении - student2.ru

2) С зари кукушка над рекою

Кукует звучно вдалеке,

И в молодом березняке

Грибами пахнет и листвою. Уроки 13—14. Повторение изученного о сложносочиненном предложении - student2.ru

3) И всё утро яркие и чистые

Буду видеть краски в вышине,

И до полдня будут золотистые Уроки 13—14. Повторение изученного о сложносочиненном предложении - student2.ru

Хризантемы на моём окне.

4) Уж свечи нагорели и темнеют,

И комнаты в молчанье цепенеют,

Аночьдолга, и новый день далек. Уроки 13—14. Повторение изученного о сложносочиненном предложении - student2.ru

5) В открытом море ветер гонит

То свет, то тень — и в облаках

Сквозит лазурь... Уроки 13—14. Повторение изученного о сложносочиненном предложении - student2.ru

(Из произведений И. Бунина.)

6. Простое или сложное? (Пример записан на доске с пропуском запятой.)

Пройдите по аллеям парка, и увидите первые приметы осени.

(Предложение сложносочиненное, в состав которого входят два определенно-личных предложения: сказуемые выражены разными наклонениями глагола.)

7. Комплексная работа с текстом — упражнение16 (66).

— Выразительно прочитайте текст.

— По каким признакам вы определи его стилистическую принадлежность?

(Задача текста — воздействие на воображение, чувства читателя.Отличительные черты — конкретность, образность, эмоциональность.)

— Какие лексические средства использованы автором для создания картины?

Если картина, нарисованная на полотне, статична, то описание грозы в приведённом отрывке дано в динамике, развивается во времени, начиная с первых признаков и кончая самым напряженным моментом —вспышкой молнии и ударом грома. Динамику создают глаголы (клубились, блистала, пошел и др.), деепричастия, которые помогают ярко и точно изобразить действия, и причастия (вздыбленная, осиянный).

Эмоциональный характер усиливают метафоры и олицетворение (ветер дышал, хлынул; стерня ощетинилась и др.)

Картина создается разнообразными красками: прилагательные передают не только цвета, но и меняющиеся оттенки: густо-лиловая туча, белые обочины, чёрная вершина и др.

Автор при помощи слов показывает богатство и силу звуков природы, запахов: сухой ропот, зашуршала, оглушительный треск; духовитая дождевая влага.

Подбор слов со свистящими и шипящими звуками создаёт слуховой — образ — ощущение грозной и зловещей силы (просяная, стерня, ощетинилась, зашуршала). Динамику усиливает смена картин — описание степного ворона, обычно спокойного и неторопливого, который мечется под порывами ветра (плыл ворон — ринулся, сверкнул, выпрямился).

— Каков синтаксический строй текста?

Синтаксический строй текста характеризуется преобладанием сложносочиненных и простых осложненных предложений, которые являются более удобной формой для описания, создания цельной картины.

— Укажите слова с трудными для вас орфограммами, объясните их.

— Найдите слова интересные, для фонетического и морфемного разбора.

— Произведите синтаксический разбор второго предложения.

Домашнее задание. § 4(8), упражнение 283 (II) (400).

Индивидуальное домашнее задание: прочитайте упражнение 17 (69), напишите сочинение по самостоятельно выбранной теме.

Далее приводится пример такой работы.

ОБЛАКА.

Вы когда-нибудь видели персиковый сад во время цветения? Если вы его видели таким, каким его видела я, то уверена, что вы запомнили это на всю жизнь.

Я не очень люблю цветы, растения, деревья, и меня нелегко заставить восхищаться ими. Под моим окном дивный, по мнению многих любителей природы, цветник. Его очень любят моя мама, друзья и прохожие. Они любуются им, а я впервые заметила его лишь во время цветения персиков. Раньше я не обращала внимания и на персики, но...

Но всё по порядку. Меня куда больше занимали люди, машины, за которыми я часто наблюдала из окна. И вот в конце марта я, как обычно, выглянула из окна... И была ослеплена! Белые, розовые... Казалось, деревья сплошь состоят из них. Голубые и фиолетовые... Они сначала удивляли, а потом притягивали взгляд снова и снова.

Я долго смотрела в окно, а потом не выдержала и побежала в сад. Мне казалось, что я нахожусь среди облаков. Они плавно качались в такт хлопьям ветра. Да, да! Мягким хлопьям. Цветы, казалось, дарили нежность очертаний всему, что было рядом. И даже красные пики забора казались логическим продолжением картины. Это был райский сад, это было место моей мечты.

Что я чувствовала? Что-то похожее на любовь к маме, Я чувствовала нежность к этим цветам, я была предана им.

С тех пор я каждый день, просыпаясь, бежала к окну и смотрела на сад. И каждый раз чувствовала что-то пушистое и тёплое, чего я никогда ранее не понимала.

И вот однажды мне удалось увидеть еще более необыкновенную картину. Деревья стояли под слоем снега... Персики! В цвету! В начале апреля! Теперь «облака» казались мне ещё белее. Я стояла и вглядывалась, прижимаясь щекой к мокрому от моего дыхания стеклу. Я даже не знаю, сколько это продолжалось. Я поняла в тот момент что-то, чего нельзя объяснить, от чего хочется смеяться и плакать.

Ярко засветило солнце, снег растаял, а я все стояла...

Я начала писать, вспоминая те события с тихой грустью. Грустью о чём-то светлом и прекрасном. С грустью о том, что, когда я рассказала об этом друзьям, никто мне не поверил. Они сказали, что это был сон. Но если даже сон? Почему никто не понял меня, когда я долго плакала? Плакала над погибшими цветами, над тем, что персики отцвели, и над тем, что я стала взрослой...

Почему?!

(Виктория Ч.)

Урок 15. Контрольный диктант[5]

МАЛИНОВЫЕ ГОРЫ.

Малиновые горы — один из лучших уголков Северного Урала. Особенной высотой они не отличаются, но это не мешает им составлять центр громадного горного узла. Старинное башкирское название этих гор как-то потерялось, а нынешнее они получили благодаря тому, что по увалам растёт в изобилии малина. И какая малина — сравнить нельзя с лесной! Правда, она мельче лесной, но, вызревая на солнце, эта горная малина приобретает особенный вкус. Рассказывают, что в большом количестве она может даже опьянить.

С Малиновой горы открывается единственный в своем роде вид. Одних горных озер можно насчитать до сотни, и это придаёт картине совершенно особенный характер, точно горами прикрыто какое-то подземное море. Эти озера уходят далеко в благословенную башкирскую степь. Они отличаются глубиной, красиво разорванной береговой линией, массой островов, прозрачной водой и тем, наконец, что все они соединены между собой протоками, составляя один громадный резервуар, из которого берут воду уходящие в степь реки.

Вообще цепь горных озер составляет главную красоту восточного склона Урала, являясь в то же время неистощимым запасом живой силы.

(По Д. Мамину-Сибиряку.)

Примечание. Учащимся сообщается о значении и написании слова резервуар, а также о постановке тире в четвёртом предложении.

Дополнительные задания.

1) Найдите сложносочиненное предложение, произведите его синтаксический разбор, составьте схему; объясните, каковы соотношения между его частями.

2) Подчеркните деепричастный оборот, произведите морфологический разбор деепричастия.

3) Найдите 2—3 слова, в которых пишутся две буквы н, объясните правописание.

4) Подчеркните определения, относящиеся к одному существительному, укажите, однородные они или неоднородные.

5) Обозначьте морфемы в словах рассказывают, прикрыто, подземное (1 в а р и а н т); потерялось, разорванной, прозрачной (II в а р и а н т).

Урок 16. Развитие речи. Аннотация. Рецензия. Подготовка к сочинению

См.: Богданова Г. А. Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1999. — С. 91—97.

Костяева Т. А. Ориентировочное планирование по русскому языку для 9 класса на 2001—2002 учебный год // РЯШ. — 2001. — 4. — С. 116—117.

(Упражнения 72, 73)

Домашнее задание. Напишите аннотацию к книге, подготовьтесь к сочинению-рецензии.

Наши рекомендации