Уроки 9—10. Пунктуация в сложносочиненном предложении
Цель уроков: отработать умения различать простые предложения с однородными членами и сложносочинённые, находить в сложносочинённых предложениях общий элемент и правильно ставить знаки препинания.
Ход уроков
I. Повторение.
1. Проверка домашнего задания.
— Прочитайте предложения, строение которых соответствует схемам:
— Назовите номера сложносочиненных предложений, частями которых являются односоставные простые предложения.
Упражнение 13 (63).
I часть — индивидуальное задание;
II часть — задание классу.
При проверке индивидуального задания повторяется правописание соединительных союзов также, тоже,противительного союзазато и раздельное написание местоимений, наречий со служебными частями речи.
3. Объясните постановку знаков препинания в предложении. (Запись на доске с пропуском запятых.)
Лазурное пятно, летевшее на усадьбу, разорвало, разогнало все тучи, синевато-холодный свет пролился с неба, стали голубыми, без дна, лужи на дворе, и огромные озера на полях и текучие овраги снопами света отразили солнце.
(А. Толстой.)
(Первый союз и стоит на стыке частей предложения, второй между однородными членами.)
II. Новый материал. Сложносочинённое предложение, части которого имеют общий второстепенный член.
1. Материал для наблюдения. (Запись на доске.)
Утром блестела роса на траве, и утром пели птицы.
— Почему это предложение требует редактирования?
Учащиеся делают вывод, что повтор слова снижает эстетическую сторону предложения.
Учитель стирает «лишнее» слово. Запись выглядит следующим образом:
Утром блестела роса на траве, и пели птицы.
Пояснение учителя.
Чтобы обстоятельство времени утром поясняло сказуёмое в первой и во второй части предложения, запятую (знак разделения) снимаем. (Запятая стирается.)
Утром блестела роса на траве и пели птицы.
3. Чтение теоретического материала на стр. 9 (28) (Примечание).
— При каких условиях действует это правило?
III. Закрепление.
Сформированный навык — ставить знак препинания в сложносочинённом предложении — тормозит усвоение нового материала, поэтому необходимо начинать работу с анализа предложений в целях обнаружения общего второстепенного члена и его места.
Упражнение 11 (60).
Дополнительное задание.
— В какие предложения можно внести общий элемент?
— Как изменится пунктуация в этих предложениях?
(О б р а з е ц. Общий элемент можно внести в третье предложение: После дождя... Через полчаса... К вечеру асфальт уже высох и только на цветах газонов блестели чистые крупные капли.)
2. В сложносочиненных предложениях найдите общий элемент, определите, какой именно и его место в структуре предложения. (Устно.)
1) Всегда тут по ночам кричал сверчок и суетились мыши. (А. Чехов.)
2) Крылья у гуся были растопырены и клюв раскрыт. (А. Чехов.)
3) Наливаются яблоки в садах, пестреют астры и первые стаи птиц тянутся к югу в сентябре.
4) Лишь изредка олень пугливый
Через пустыню пробежит
Или коней табун игривый
Молчанье дола возмутит. (М. Лермонтов.)
5) Чужды вам страсти и чужды страдания. (М. Лермонтов.)
6) Здесь Пушкина изгнанье началось и Лермонтова кончилось изгнанье. (А. Ахматова.)
Объяснительный диктант.
Оранжевая заря задержалась, и на ней долго оставались силуэты избушек, овинов, лозин. Под самый конец на луга пробрался белый низкий плотный туман, и потом началась сильно звёздная ночь.
Вечером курятся овины и пахнет дымком почему-то Особенно сильно, когда молодой месяц уходит за чёрный бор. Утром на восходе роса заливает травы и пахнет сладкохлебом из каждой избы.
(М. Пришвин.)
Словарь.Ови́н — строение для сушки снопов перед молотьбой.
— Укажите слова с проверяемыми безударными гласными в корне.
4. Составьте словосочетания, которые различаются лексическими значениями слов. (Запись на доске.)
Домашнее задание. § 4 (8), упражнение 14 (64).