Актерское искусство первой четверти 19 века. А.Яковлев, Е.Семенова.
Русская комедия в начале 19 века.Крылов, Загоскин, Шаховской, Хмельницкий, Грибоедов.
Театр первой половины XIX века еще не знал режиссуры, объединяющей актерский ансамбль. Ведущие драматические актеры сами отвечали за идейное звучание спектакля, за донесение до зрителей мыслей драматурга.
Репертуар драматической сцены составляли произведения различных идейно-художественных направлений. Русская и зарубежная сентиментальная драма имела своих исполнителей. Но абсолютного разграничения не было.
В творчестве трагических актеров намечаются новые черты. Они наиболее полно выразились в искусстве А.С. Яковлева и Е.С. Семеновой.
Алексей Семенович Яковлев .В актерской игре он никогда никому не подражал и не копировал. С наибольшей полнотой его талант раскрылся в пьесах Озерова «Фингал», «Эдип в Афинах».
Екатерину Семеновну Семенову (1786 - 1849) называли «царицей русской сцены». Она пользовалась огромной популярностью и занимала в петербургской труппе положение первой трагической актрисы.
Для Семеновой специально писались и переводились пьесы. В огромном списке ролей Семеновой особенно выделяются Антигона в «Эдипе в Афинах», Моина в «Фингале», Ксения в «Дмитрии Донском». К лучшим и любимым ролям актрисы относятся также Аменаида («Танкред» Вольтера), Федра («Федра» Расина).
На сцене актриса не признавала повторения одних и тех же поз, приемов и не допускала заученных интонаций
В театральном искусстве этого периода был романтизм, однако не меньшее значение приобретает и формирование реалистического метода актерской игры.
25. Романтизм в русском театре. А.Пушкин и театр. М. Лермонтов и театр. Драматургия, проблематика, варианты инсценировок.
А.С.Пушкин
"Борис Годунов" в театре на Таганке в постановке Ю.Любимова. ( 1982 и 1988 г.г.)
17 сентября 1870 — самая первая постановка на сцене Мариинского театра артистами Александринского театра.
19 ноября 1880 — в той же редакции первая постановка в Москве в Малом театре
14 октября 1899 — Малый театр
Маленькие трагедии-Государственный академический театр им. Е. Вахтангова Евгений Симонов
Величайшие преобразования в театре связаны с именем А.С.Пушкина.
Театр возник в народе и должен служить для народа. Народность искусства выдвигалось Пушкиным в качестве важнейшего эстетического критерия. Народное творчество он считал вечно живым источником искусства. Пушкин страстно проповедует идеи самобытного театра и выступает против подражания западным образцам, против приспособления «всего русского ко всему европейскому».
Раскрытие «судьбы народной» Пушкин считает главной заботой драматурга.
Таким образом, Пушкин явился основоположником реалистического метода в русской литературе и театре.
М.Лермонтов
Работа Лермонтова над драматическими произведениями приходится на 1830-1836гг. За это время им создано 5 пьес: незаконченная стихитворнаятрагедия «Испанцы» (1830), драмы «Люди и страсти» (1830), «Странный человек» (1831), «Маскарад» (1835) и «Два брата» (1836). А также многочисленные наброски.
Итерес к театру пробудился у Лермонтова еще в детстве, что выразилось в увлечении театром марионеток, для которого он сам сочинял пьесы.
Драматургия Лермонтова имеет ряд отличительных особенностей:
1. Влияние как европейских, так и русских драматических традиций
2. Отражение в драмах философско-эстетического учения
3. автобиографичность
4. Драмы проникнуты общими для всего творчества темами и мотивами, общим идейно-художественным пафосом.
26. Н.Гоголь и театр. Л. Толстой и театр. Драматургия, проблематика, варианты инсценировок.
Н.Гоголь в театре.
Одним из наиболее ярких представителей и основоположников критического реализма в руской драматургии был Н.В.Гоголь.
Гоголь вошел в историю театра не только как великий сатирик-комедиограф, но и как теоретик театрального искусства
Писатель критикует театр прежде всего за обилие на его сцене мелодрамы и водевиля.
Он настойчиво отстаивает право и необходимость видеть на сцене русскую жизнь, произведения из русской жизни.
Гоголь видит в смехе одно из сильнейших очистителей от зла и пороков.
Первые драматургиргические опыты Гоголя относятся к началу 1883 г. , когда у него возник замысел «Владимира III степени».
К 1835 г. «Ревизор».
Огромным событием в театральной жизни стала московская постановка «Ревизора» в 1836 г. (Малый театр).
Значительно удачнее были сыграны «Игроки».
Другие постановки:
Л.Н.Толстой
Драматургия Толстого неоднородна как по способам обрисовки явлений жизни, так и по своему художественному качеству.
“Власть тьмы”, “Плоды просвещения”, “Живой труп” составляют ярчайшую страницу в истории русской и мировой драматургии.
Внимание Толстого привлекают иные явления и стороны народной жизни. Писатель изображает повседневное течение жизни, ее “обычный” уклад.
• 5 ноября 1902 — МХТ (реж. Станиславский)
• 4 декабря 1956 — Малый театр
Драматургия А.Островского.
Островский выступил со своими пьесами на переломе от 40-х к 50-м годам. Это был критический драматург период в истории русской сцены, когда она оказалась заполненной или напыщенными трагедиями и чувствительными мелодрамами. Собственно русского, народного театра, который бы широко отображал быт России, не было.
Основные черты, характерные для драматургии Островского:
1) Островский выступил в своих пьесах прежде всего как первоклассный художник-реалист.
2) Окончательно утвердил в России торжество реалистической драмы.
3) Очень важным свойством пьес Островского является элемент комического.
4) Он принимал участие в постановке своих пьес, работал с актерами, со многими из них дружил.
6) Островский писал для театра.
Краткая характеристика пьес Островского:
• Пьесы Островского реалистичны.
• В блестящем цикле сатирических комедий "На всякого мудреца довольно простоты" (1868), "Горячее сердце" (1868), "Бешеные деньги" (1869), "Лес" (1870), "Волки и овцы" (1875) развенчиваются пореформенные иллюзии.
• В последние годы творчества О. создал значительные социально-психологические драмы и комедии.
• В комедии "Бедная невеста" (1851) драматург попытался создать социально-психологическую пьесу из чиновничьего быта.