Классицизм в театре. Актерское искусство. Трагедии П.Корнеля и Ж.Расина Творчество Ж-Б.Мольера – драматурга и театрального реформатора.

Европейский театр эпохи Классицизма.

Правила классицизма имеют первостепенное значение как средства, обеспечивающие главную цель – просвещать и наставлять публику, обращая ее к возвышенным примерам.

Эстетика классицизма отражала стремление к и действительности.

Известны имена Корнеля, Расина, Вольтера, Мольера

История классицизма начинается в Западной Европе с конца 16 столетия.

«Классицизм» предполагал устойчивую ориентацию нового искусства на античный лад.

жанры – оду, трагедию, эпос и низшие – комедию, сатиру.

Концепция разумного преобладания долга над человеческими чувствами и страстями – основа эстетики классицизма, которая существенно отличается от концепции героя, принятой в эпоху Возрождения.

Трагедия должна иметь пять актов и быть написана александрийским стихом.

Вершиной классицизма в трагедии стали произведения французских поэтов П.Корнеля (Сид, Гораций, Никомед), которого называли отцом французской классической трагедии и Ж.Расина (Андромаха, Ифигения, Федра, Гофолия).

Трагедия, как демонстрация нормы нравственной борьбы человека в процессе самоутверждения личности.

В комедиях требовалось соблюдение тех же канонов. В иерархически упорядоченной системе драматических жанров классицизма комедия занимала место низкого жанра, являясь антиподом трагедии.

Комедии Ж-Б.Мольера являются вершиной комедий классицизма. Содержала жизненную правду и типическую достоверность действующих лиц; характер героя, как правило, заострен на одной страсти.

Театр Эпохи Просвещенияво Франции. Драматургия, актерское искусство.Театр Эпохи Просвещения в Германии. От Лессинга до Шиллера.Театр Эпохи просвещения в Италии. Театральные реформы К.Гольдони и К.Гоцци. Театр Эпохи просвещения в Англии. Жанр мелодрамы. Творчество Д.Гаррика, Р.Шеридана.

Франция

Одной из основных черт театральной жизни Франции было сосуществование двух групп театров – привилегированных, пользовавшихся правительственной поддержкой, и большой группы театров на бульваре Трампль.

Театр «КомедиФрансез» был аристократичен по составу своего зрителя и консервативен по своим эстетическим принципам.

Бульварные же театры были демократичны. Эти театры вели трудную борьбу за свое существование, они сражались с преследовавшим их правительством, со своим ярым врагом – театром «КомедиФрансез», и это закалило их.

Бульварные театры («порт-Сен-Мартен», «Гете» и др) стали своеобразной лабораторией создания новой современной драмы.

Пьер Бокаж

Стал актером бульварных театров, всегда стремился заявить протест и объявить борьбу всему, что мешает человеческому счастью.

Мари Дорваль

Ей были подвластны все формы выражения человеческого страдания, любви, ненависти.

Образы, созданные Дорваль (Амелия «Тридцать лет, или жизнь игрока», Адель д´Эрвей «Антони», Китти Белл «Чаттертон».

Фредерик Леметр – «король французского театра»

«Обладал всеми способностями, всеми силами и всеми достоинствами народа. Как и в народе в нем сочеталось трагическое и комическое» (Гюго).

Англия

Экономический переворот конца XVIII в. изменил социальную структуру английского общества.

Английский романтизм развивался в первое тридцатилетие XIX в., когда Англия стала одним из оплотов европейской реакции. Романтизм в Англии, как и в других странах, состоял из двух течений – революционного романтизма (Байрон и Шелли), и консервативного, поэтоы «Озерной школы».

Достижением английского романтизма было то, что он вернул в литературу и театр человека в гуманистическом смысле слова. Естественным было в этот период широкое обращение в театре к произведениям Шекспира.

ДжоджБайронДОН ЖУАН

Крупнейший драматург-романтик Англии. Творчество проникнуто воинствующим гуманизмом, направлено на защиту человека и его прав, против всех форм угнетения и насилия. Он вел борьбу против реакционного романтизма.

Перси Биши Шелли

Наряду с Байроном крупнейший прогрессивный романтик Англии. Его творчеству свойственны тираноборческие и богоборческие идеи. Выступал защитником народа.

Эдмунд Кин

В условиях провинциального театра выступал во всех. Кин обладал даром раскрывать самые тайные глубины человеческой психики в моменты наивысшего напряжения всех душевных сил.

Германия

Немецкий романтизм был в значительной мере подготовлен движением «Бури и натиска».

В сущности, в принципе «романтической иронии» сказывалась основная тема немецкого романтизма – тема разрыва между мечтой и действительностью.

Следующий этап в развитии немецкого театра отмечен кризисом романтического мировоззрения.

Главную задачу немецких драматургов романтики видели в возвращении драматического искусства к его народным, национальным истокам.

Людвиг Тик

В его пьесах воплощена основная черта немецкого романтизма – стремление уйти от прозы и пошлости повседневной жизни.

Генрих фон Клейст

В лучших драмах Клейста звучат патриотические мотивы, интерес к народу, к национальной истории, возникают образы героев, вдохновленных любовью к родине.

Гольдони

Гольдони использовал и возродил к жизни реалистическое начало масок.

Задачу свою Гольдони видел в изображении и критике господствующих нравов, его комедия должна стать школой морали.

Иоганн Вольфганг ГётеФАУСТ

Самый идеал гармоничной личности становится идеалом эстетическим. С этим идейным поворотом связано и обращение Гёте к классицизму. Гёте ищет образец спокойствия, красоты, завершенности.

Вольтер.

особенности творчества:

-Последователь классицизма

-Обличитель религиозного фанатизма

-Тема бога – не вмешивающего в жизнь людей

-Изменение предрассудков

Лучшие трагедии 30—40-х годов: Брут (1730), Заира (1732), Смерть Цезаря (1731), Альзира (1736), Магомет (1742), Меропа (1743).

Жан –Жак Руссо (1712—1778)

Особенности :

Обращается к античному театру

Отрицание рационалистической поэтики классицизма,

отстаивание отражения в искусстве жизненной правды, свободы чувств.

Руссо — основоположник течения сентиментализма в западноевропейской литературе.

Наши рекомендации