Древнегреческий театр. Истоки. Организация и устройство.

Древнегреческий театр. Истоки. Организация и устройство.

VI в. до н.э. – формирование театра. (534 г. до н.э. – первые представления)

Театр произошел из культов:

1. Культ Диониса (вино, плодородие).

Почему в театре:

Умение перевоплощаться;

Мученическая смерть и возрождение.

2. Культ Аполлона (гармония, красота).

Почему в театре:

Спокойствие;

Гармоничность.

3. Культ Деметры/Персефоны (плодородие).

Почему в театре:

Объяснение смены времен года.

В определенное время проводились мистерии, посвящённые этим богам. Они постепенно и превратились в театральные представления.

Особенности древнегреческого театра:

• Отсутствие развлекательного элемента;

• Особое значение звука (аудиоэффект);

• Строгое время проведения театральных постановок (например, весна – великие Дионисии);

• Соревнования между драматургами;

• Следование определенным канонам;

• Связь с культом божества;

• Специфический вид актера (маска, накладки на плечи, длинное одеяние, обувь на платформе);

• Отсутствие реалистичности;

• Торжественность действия;

• Страдания героя;

• На представление допускались даже женщины;

• Как правило, драматурги являлись актерами.

Организация и устройство театра:

Здание театра состояло из скены – заднего плана, оркестры – аналога сцены итеатрона – зрительного зала. Характерной чертой здания является его вписанность в ландшафт.

Изначально на сцене находился один актер – протогонист.

Драматургия Софокла, Эсхила, Еврипида.

Эсхил (524-456 гг. до н. э.)

«Персы», «Прометей прикованный», «Орестея».

• Прямой, понятный текст;

• Гармоничный мир;

• Малое количество действующих лиц;

• Много писал о страданиях;

• Актеры выходили на сцену по очереди.

Софокл (496-406 гг. до н.э.)

«Царь Эдип», «Антигона»

• Значение собственного выбора человека;

• Трагедия рока («Царь Эдип»);

• Увеличил число актеров до трех;

• Сократил количество хореев с 15 до 12;

• Совершенствовал декорации, маски;

• Конфликт героев с разными ценностями;

• Изменения в настроениях героев.

Еврипид (485-406 гг. до н.э.) «Ипполит», «Вакханки», «Геракл», «Медея».

• Мелодраматические сюжеты;

• Главная тема постановок – человек, а не боги;

• Отсутствие идеализации;

• Стал популярен после смерти;

• Для Еврипида важна психология;

• Проработка женских ролей;

• Наличие характера у всех, в том числе у рабов;

• Предположительно, сам писал музыку для трагедий.

Древняя аттическая комедия. Менандр. Аристофан.Греческий театр эпохи эллинизма.

Комедия – песнь толпы.

После трех дней трагедии шла комедия.

Характерные черты:

• Комический хор пел, прыгал и т.п.

• Фарсовая природа;

• Динамичность;

• Отражение авторской позиции по проблеме.

• Основой комедии являлся спор.

VI – III вв. до н.э. – период тирании в Древней Греции =>

Тенденции:

• Переход к индивидуализму;

• Уход от мифов;

• Появление развлекательной функции театром.

Признаки комедии того времени:

• Придуманный сюжет;

• Появление любовной линии;

• Шаблонные сюжеты;

• Появление бродячих труп;

• Появление актрис.

Аристофан (444 г. до н. э. — между 387 и 380 гг. до н.э.)

«Облака», «Лягушки».

Комедия актуальна только при постановке в тот момент времени, о котором она рассказывает.

• Невозможно понять сюжет не зная реалий жизни того времени;

• Много сарказма;

• Сатира;

• Древняя комедия.

• Высмеивание политиков, философов.

Менандр (342 — 291 гг. до н. э.)

«Брюзга».

• Сюжет разворачивается вокруг повседневных ситуаций;

• Отсутствие индивидуализации;

• Активное участие женщин, рабов, бедняков;

• Часто любовный сюжет являлся основным;

Театр испанского Возрождения. Устройство и организация.

Театр Эпохи Просвещенияво Франции. Драматургия, актерское искусство.Театр Эпохи Просвещения в Германии. От Лессинга до Шиллера.Театр Эпохи просвещения в Италии. Театральные реформы К.Гольдони и К.Гоцци. Театр Эпохи просвещения в Англии. Жанр мелодрамы. Творчество Д.Гаррика, Р.Шеридана.

Франция

Одной из основных черт театральной жизни Франции было сосуществование двух групп театров – привилегированных, пользовавшихся правительственной поддержкой, и большой группы театров на бульваре Трампль.

Театр «КомедиФрансез» был аристократичен по составу своего зрителя и консервативен по своим эстетическим принципам.

Бульварные же театры были демократичны. Эти театры вели трудную борьбу за свое существование, они сражались с преследовавшим их правительством, со своим ярым врагом – театром «КомедиФрансез», и это закалило их.

Бульварные театры («порт-Сен-Мартен», «Гете» и др) стали своеобразной лабораторией создания новой современной драмы.

Пьер Бокаж

Стал актером бульварных театров, всегда стремился заявить протест и объявить борьбу всему, что мешает человеческому счастью.

Мари Дорваль

Ей были подвластны все формы выражения человеческого страдания, любви, ненависти.

Образы, созданные Дорваль (Амелия «Тридцать лет, или жизнь игрока», Адель д´Эрвей «Антони», Китти Белл «Чаттертон».

Фредерик Леметр – «король французского театра»

«Обладал всеми способностями, всеми силами и всеми достоинствами народа. Как и в народе в нем сочеталось трагическое и комическое» (Гюго).

Англия

Экономический переворот конца XVIII в. изменил социальную структуру английского общества.

Английский романтизм развивался в первое тридцатилетие XIX в., когда Англия стала одним из оплотов европейской реакции. Романтизм в Англии, как и в других странах, состоял из двух течений – революционного романтизма (Байрон и Шелли), и консервативного, поэтоы «Озерной школы».

Достижением английского романтизма было то, что он вернул в литературу и театр человека в гуманистическом смысле слова. Естественным было в этот период широкое обращение в театре к произведениям Шекспира.

ДжоджБайронДОН ЖУАН

Крупнейший драматург-романтик Англии. Творчество проникнуто воинствующим гуманизмом, направлено на защиту человека и его прав, против всех форм угнетения и насилия. Он вел борьбу против реакционного романтизма.

Перси Биши Шелли

Наряду с Байроном крупнейший прогрессивный романтик Англии. Его творчеству свойственны тираноборческие и богоборческие идеи. Выступал защитником народа.

Эдмунд Кин

В условиях провинциального театра выступал во всех. Кин обладал даром раскрывать самые тайные глубины человеческой психики в моменты наивысшего напряжения всех душевных сил.

Германия

Немецкий романтизм был в значительной мере подготовлен движением «Бури и натиска».

В сущности, в принципе «романтической иронии» сказывалась основная тема немецкого романтизма – тема разрыва между мечтой и действительностью.

Следующий этап в развитии немецкого театра отмечен кризисом романтического мировоззрения.

Главную задачу немецких драматургов романтики видели в возвращении драматического искусства к его народным, национальным истокам.

Людвиг Тик

В его пьесах воплощена основная черта немецкого романтизма – стремление уйти от прозы и пошлости повседневной жизни.

Генрих фон Клейст

В лучших драмах Клейста звучат патриотические мотивы, интерес к народу, к национальной истории, возникают образы героев, вдохновленных любовью к родине.

Гольдони

Гольдони использовал и возродил к жизни реалистическое начало масок.

Задачу свою Гольдони видел в изображении и критике господствующих нравов, его комедия должна стать школой морали.

Иоганн Вольфганг ГётеФАУСТ

Самый идеал гармоничной личности становится идеалом эстетическим. С этим идейным поворотом связано и обращение Гёте к классицизму. Гёте ищет образец спокойствия, красоты, завершенности.

Вольтер.

особенности творчества:

-Последователь классицизма

-Обличитель религиозного фанатизма

-Тема бога – не вмешивающего в жизнь людей

-Изменение предрассудков

Лучшие трагедии 30—40-х годов: Брут (1730), Заира (1732), Смерть Цезаря (1731), Альзира (1736), Магомет (1742), Меропа (1743).

Жан –Жак Руссо (1712—1778)

Особенности :

Обращается к античному театру

Отрицание рационалистической поэтики классицизма,

отстаивание отражения в искусстве жизненной правды, свободы чувств.

Руссо — основоположник течения сентиментализма в западноевропейской литературе.

Германия

Немецкий романтизм был в значительной мере подготовлен движением «Бури и натиска».

В сущности, в принципе «романтической иронии» сказывалась основная тема немецкого романтизма – тема разрыва между мечтой и действительностью.

Следующий этап в развитии немецкого театра отмечен кризисом романтического мировоззрения.

Главную задачу немецких драматургов романтики видели в возвращении драматического искусства к его народным, национальным истокам.

Людвиг Тик

В его пьесах воплощена основная черта немецкого романтизма – стремление уйти от прозы и пошлости повседневной жизни.

Генрих фон Клейст

В лучших драмах Клейста звучат патриотические мотивы, интерес к народу, к национальной истории, возникают образы героев, вдохновленных любовью к родине.

Гольдони

Гольдони использовал и возродил к жизни реалистическое начало масок.

Задачу свою Гольдони видел в изображении и критике господствующих нравов, его комедия должна стать школой морали.

Иоганн Вольфганг Гёте

Самый идеал гармоничной личности становится идеалом эстетическим. С этим идейным поворотом связано и обращение Гёте к классицизму. Гёте ищет образец спокойствия, красоты, завершенности.

Вольтер .

особенности творчества:

-Последователь классицизма

-Обличитель религиозного фанатизма

-Тема бога – не вмешивающего в жизнь людей

-Изменение предрассудков

Лучшие трагедии 30—40-х годов: Брут (1730), Заира (1732), Смерть Цезаря (1731), Альзира (1736), Магомет (1742), Меропа (1743).

Жан –Жак Руссо (1712—1778)

Особенности :

Обращается к античному театру

Отрицание рационалистической поэтики классицизма,

отстаивание отражения в искусстве жизненной правды, свободы чувств.

Руссо — основоположник течения сентиментализма в западноевропейской литературе.

Англия

Экономический переворот конца XVIII в. изменил социальную структуру английского общества.

Английский романтизм развивался в первое тридцатилетие XIX в., когда Англия стала одним из оплотов европейской реакции. Романтизм в Англии, как и в других странах, состоял из двух течений – революционного романтизма (Байрон и Шелли), и консервативного, поэтоы «Озерной школы».

Достижением английского романтизма было то, что он вернул в литературу и театр человека в гуманистическом смысле слова. Естественным было в этот период широкое обращение в театре к произведениям Шекспира.

Джодж Байрон

Крупнейший драматург-романтик Англии. Творчество проникнуто воинствующим гуманизмом, направлено на защиту человека и его прав, против всех форм угнетения и насилия. Он вел борьбу против реакционного романтизма.

Перси Биши Шелли

Наряду с Байроном крупнейший прогрессивный романтик Англии. Его творчеству свойственны тираноборческие и богоборческие идеи. Выступал защитником народа.

Эдмунд Кин

В условиях провинциального театра выступал во всех. Кин обладал даром раскрывать самые тайные глубины человеческой психики в моменты наивысшего напряжения всех душевных сил.

Франция

Одной из основных черт театральной жизни Франции было сосуществование двух групп театров – привилегированных, пользовавшихся правительственной поддержкой, и большой группы театров на бульваре Трампль.

Театр «КомедиФрансез» был аристократичен по составу своего зрителя и консервативен по своим эстетическим принципам.

Бульварные же театры были демократичны. Эти театры вели трудную борьбу за свое существование, они сражались с преследовавшим их правительством, со своим ярым врагом – театром «КомедиФрансез», и это закалило их.

Бульварные театры («порт-Сен-Мартен», «Гете» и др) стали своеобразной лабораторией создания новой современной драмы.

Пьер Бокаж

Стал актером бульварных театров, всегда стремился заявить протест и объявить борьбу всему, что мешает человеческому счастью.

Мари Дорваль

Ей были подвластны все формы выражения человеческого страдания, любви, ненависти.

Образы, созданные Дорваль (Амелия «Тридцать лет, или жизнь игрока», Адель д´Эрвей «Антони», Китти Белл «Чаттертон».

Фредерик Леметр – «король французского театра»

«Обладал всеми способностями, всеми силами и всеми достоинствами народа. Как и в народе в нем сочеталось трагическое и комическое» (Гюго).

Сатирическая комедия

Драматурги Я. Б. Княжнин (1742—1791), В. В. Капнист (1757—1823) в своих сатирических комедиях критикуют дворянское общество, едко высмеивают его пороки. В комедийных произведениях Княжнина и Капниста четко обозначена основная нравоучительная идея.

Вместе с тем в сатирических комедиях ощутима связь и с драматургическими достижениями Фонвизина.

Политическая трагедия

Крупнейшие представители жанра политической трагедии — Я. Б. Княжнин и Н. П. Николев(1758—1815) в своих произве­дениях осуждали самодержавную власть. Открыто бросил вызов императрице драматург Княжнин, написав трагедию на тот же сюжет — «Вадим Новгородский» (1789).

Владислав Александрович Озеров стал популярным драматургом своего времени. Тематика его произведений была злободневной, в них находили отражение общественно- политические проблемы, волновавшие дворянские круги. «Ярополк и Олег» , «Эдип в Афинах» (1804), «Фингал», «Димитрий Донской» (1807) и «Поликсена» (1809). «Димитрий Донской».

Никола́йИва́новичИльи́н -русский драматург и переводчик.

Известность принесла оригинальная пьеса «Лиза, или Торжество благодарности». В ней драматург озабочен раскрытием душевного мира героев.

«Великодушие, или Рекрутский набор» (1805).

Особенно славились его пьесы «Ненависть к людям и раскаяние», «Бедность и благородство души», «Испанцы в Перу», «Сын любви».

Драматургия А.Островского.

Островский выступил со своими пьесами на переломе от 40-х к 50-м годам. Это был критический драматург период в истории русской сцены, когда она оказалась заполненной или напыщенными трагедиями и чувствительными мелодрамами. Собственно русского, народного театра, который бы широко отображал быт России, не было.

Основные черты, характерные для драматургии Островского:

1) Островский выступил в своих пьесах прежде всего как первоклассный художник-реалист.

2) Окончательно утвердил в России торжество реалистической драмы.

3) Очень важным свойством пьес Островского является элемент комического.

4) Он принимал участие в постановке своих пьес, работал с актерами, со многими из них дружил.

6) Островский писал для театра.

Краткая характеристика пьес Островского:

• Пьесы Островского реалистичны.

• В блестящем цикле сатирических комедий "На всякого мудреца довольно простоты" (1868), "Горячее сердце" (1868), "Бешеные деньги" (1869), "Лес" (1870), "Волки и овцы" (1875) развенчиваются пореформенные иллюзии.

• В последние годы творчества О. создал значительные социально-психологические драмы и комедии.

• В комедии "Бедная невеста" (1851) драматург попытался создать социально-психологическую пьесу из чиновничьего быта.

М.Захаров и Ленком

Марк Анатольевич Захаров (род. 13 октября 1933) — советский и российский режиссёр театра и кино, сценарист, педагог, профессор. Народный артист СССР (1991).

Биография:

В 1959 году в Москвеустроился работать в Московский драматический театр им. Н. В. Гоголя.

С 1965 года режиссёр Московского театра сатиры, с 1973 года — главный режиссёр Московского театра имени Ленинского комсомола.

Спектакли:

«Юнона и Авось».

Николай Караченцов, Елена Шанина, Александр Абдулов.

«Тиль»

Основные тенденции:

• Захаров понял, для кого (для любого потребителя) ставить спектакли/снимать кино;

• Крутящаяся сцена;

• Наследник Эйзенштейна, Мейерхольда, Таирова.

• Клиповый монтаж (самые яркие моменты);

• Условные декорации;

• Образ, а не конкретный человек.

Фильмы:

1975 — Пир во время чумы

1976 — Двенадцать стульев

1978 — Обыкновенное чудо

1979 — Тот самый Мюнхгаузен

Л.Додин иМДТ

Лев Абрамович Додин (род. 14 мая 1944) — российский театральный режиссёр, Народный артист Российской Федерации (1993), лауреат Государственной премии СССР (1986) и Государственных премий РФ (1992, 2002).

Биография.

В 1966 окончил Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии. Додин дебютировал как режиссёр телеспектаклем «Первая любовь» по повести И. С. Тургенева.

В 1967 году Лев Додин начал преподавать актерское мастерство и режиссуру в ЛГИТМиКа, воспитал не одно поколение актеров и режиссеров.

В 1975—1979 годах работал в Театре драмы и комедии на Литейном, поставил спектакли «Недоросль» Д. И. Фонвизина, «Роза Берндт» Г. Гауптмана и др.

Ставил спектакли на Малой сцене БДТ — моноспектакль Олега Борисова «Кроткая» по повести Ф. М. Достоевского (1981) и во МХАТе — «Господа Головлёвы» по роману М. Е. Салтыкова-Щедрина с Иннокентием Смоктуновским(1984), «Кроткая» с Олегом Борисовым (1985).

В 1975 году постановкой спектакля «Разбойник» по пьесе К. Чапека.

Характерные особенности:

• Ученик Товстоногова;

• Общеевропейский режиссер;

• Условный театр;

• Вживание в роль;

• Фактура тела – маска;

• Театр – исследование души.

Г. Товстоногов и БДТ

Георгий Александрович Товстоногов (15 сентября 1915 — 23 мая 1989) — советский театральный режиссёр и педагог. Народный артист СССР. Доктор искусствоведения. Герой Социалистического Труда. Лауреат Ленинской, двух Сталинских и двух Государственных премий СССР.

Биография.

Сценическую деятельность Товстоногов начал в 1931 году как актёр и ассистент режиссёра в Тбилисском русском ТЮЗе. В этом театре в 1933 году Товстоногов поставил свой первый спектакль — «Предложение» А. П. Чехова. В том же году он поступил на режиссёрский факультет ГИТИСа. После окончания ГИТИСа, в период с 1938 по 1946 года работал в качестве режиссёра в Тбилисском русском драматическом театре имени А. С. Грибоедова.

В 1946 году по личным мотивам Товстоногов покинул Тбилиси и переехал в Москву. Был художественным руководителем Гастрольного реалистического театра (1946—1948), режиссёром Центрального детского театра (1946—1949). Параллельно ставил спектакли в других театрах Москвы, а также в Русском драматическом театре в Алма-Ате.

В 1949 году Товстоногов переехал в Ленинград и стал режиссёром, а в 1950 году — главным режиссёром Ленинградского театра им. Ленинского комсомола. Именно в этом театре он обрёл имя и признание.

В начале 1956 года Георгию Товстоногову было предложено стать главным режиссёром Большого драматического театра (БДТ). 13 февраля 1956 года Товстоногов стал главным режиссёром БДТ имени Максима Горького.

В течение тридцати трёх лет Товстоногов возглавлял БДТ. В истории театра эту эпоху называли «золотой».

Основные тенденции:

• Движение спектакля от зрителя;

• Психологический театр;

• Достоевский, Толстой – любимый материал;

• Отказ от замены актеров;

• Актер должен точно попадать в роль.

Спектакли:

«Горе от ума», «Идиот».

П. Фоменко и его Мастерская

Пётр Наумович Фоменко (13 июля 1932 — 9 августа 2012) — советский и российский режиссёр театра и кино, педагог, художественный руководитель Московского театра «Мастерская Петра Фоменко».

Биография.

Окончил Московский государственный педагогический университет имени Ленина в 1955 году. Параллельно учился в Российской академии театральных наук. Первый спектакль поставил в 1958 году.

Поставленный Петром Фоменко в 1966 году в Театре им. Маяковского спектакль «Смерть Тарелкина» был запрещён после 50 показов. Театральной легендой стал спектакль «Новая Мистерия-Буфф» в Театре им. Ленсовета (1969), не допущенный до премьеры.

Не найдя работы в Москве, он уехал в Тбилиси, где два сезона работал в Тбилисском театре им. Грибоедова.

С 1972 по 1981 годы работает в Ленинградском Театре Комедии. С 1982 года режиссёр в Театре имени В. В. Маяковского, с 1989 года — в Театре имени Е. Б. Вахтангова. С 1981 года начинает преподавать в ГИТИСе по приглашению своего учителя, Андрея Александровича Гончарова.

В 1992 году получает звание профессора РАТИ. В 2001 году выпустил последний курс студентов. В 2003 году оставил кафедру режиссуры в РАТИ (ГИТИС) и ушёл из официальной театральной педагогики, которой отдал более 20 лет жизни.

Умер 9 августа 2012 года в Москве.

Мастерская.

«Мастерская П. Н. Фоменко» — московский театр, основанный Петром Наумовичем Фоменко в 1993 году. В театре играют преимущественно актеры-ученики Фоменко.

Всего за годы существования театра было создано 37 спектаклей.

Основные тенденции:

• Психоделический театр;

• Герой воспринимает жизнь как театр;

• Спектакль поставлен по принципу сопоставления контрастных эпизодов.

Спектакли:

«Три сестры», «Египетские ночи».

Древнегреческий театр. Истоки. Организация и устройство.

VI в. до н.э. – формирование театра. (534 г. до н.э. – первые представления)

Театр произошел из культов:

1. Культ Диониса (вино, плодородие).

Почему в театре:

Умение перевоплощаться;

Мученическая смерть и возрождение.

2. Культ Аполлона (гармония, красота).

Почему в театре:

Спокойствие;

Гармоничность.

3. Культ Деметры/Персефоны (плодородие).

Почему в театре:

Объяснение смены времен года.

В определенное время проводились мистерии, посвящённые этим богам. Они постепенно и превратились в театральные представления.

Особенности древнегреческого театра:

• Отсутствие развлекательного элемента;

• Особое значение звука (аудиоэффект);

• Строгое время проведения театральных постановок (например, весна – великие Дионисии);

• Соревнования между драматургами;

• Следование определенным канонам;

• Связь с культом божества;

• Специфический вид актера (маска, накладки на плечи, длинное одеяние, обувь на платформе);

• Отсутствие реалистичности;

• Торжественность действия;

• Страдания героя;

• На представление допускались даже женщины;

• Как правило, драматурги являлись актерами.

Организация и устройство театра:

Здание театра состояло из скены – заднего плана, оркестры – аналога сцены итеатрона – зрительного зала. Характерной чертой здания является его вписанность в ландшафт.

Изначально на сцене находился один актер – протогонист.

Наши рекомендации