Класс – 33 часа (1 ч. в неделю).
Структура программы
- Пояснительная записка.
- Учебно-тематический план.
- Примерное тематическое планирование.
- Содержание программы.
- Методическое обеспечение программы (учебно-методический комплекс).
- Литература.
Пояснительная записка.
Направленность программы: социально-педагогическая. Данная программа направлена на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе.
Актуальность программы: программа «Культура общения» в 1, 2, 3, 4 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (VШ вида) важна и нужна для детей с проблемами, так как главной задачей программы является развитие личности ребёнка, его потенциальных способностей и возможностей, коррекция и адаптация каждого ребёнка к дальнейшей жизнедеятельности, подготовка детей к самостоятельной жизни.
Учащиеся младших классов, которые переходят в среднюю школу, уже знакомы с курсом «Культура общения». Они имеют представление об основных правилах и нормах общения, о необходимости правильно выражать свои мысли, о формах речи.
Коррекционная направленность программы:
У учащихся с проблемами в интеллектуальном развитии страдают все виды высшей нервной деятельности, и самые видимые среди них - речь, общение и поведение. А ведь именно общение обогащает внутренний мир человека, только в общении рождается духовная близость, исчезает чувство одиночества. Поэтому вопросы культуры общения, характера и стиля поведения человека являются основными в программе курса «Культура общения».
Курс призван также формировать и корректировать импрессивную и экспрессивную речь учащихся, вырабатывать положительные динамические стереотипы поведения.
Уроки культуры общения в 1 - 4 классах окажут помощь в расширении знаний об окружающем мире, в обогащении активного и пассивного словаря учащихся, в повышении уровня культуры в целом, в умении самостоятельно использовать свои знания в жизни.
Занятия способствуют адаптации учащихся к взрослой жизни, корректируют мышление, развивают внимание, память, формируют нравственные нормы и положительные качества личности.
Содержание и методика организации занятий по курсу «Культура общения», широкое применение индивидуального подхода и дифференцированных форм предусматривает развитие у умственно отсталых школьников необходимых знаний, умений и навыков вербального и невербального общения для успешной социализации и интеграции в общество.
Цель программы: дать учащимся знания об искусстве человеческих взаимоотношений, сформировать эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, представителям противоположного пола, сверстникам и взрослым людям, учить ребят самостоятельно ориентироваться в разнообразии жизненных ситуаций, правильно проявлять свои чувства и эмоции, адекватно реагировать на слова и поступки других людей.
Цель реализуется в задачах:
Задачи курса.
1.1. Воспитание интереса к окружающему миру, развитие чувства понимания себя и других людей, потребности в общении, социального доверия.
1.2. Развитие у умственно отсталых детей навыков общения и социальной активности в различных жизненных ситуациях с родителями, педагогами, сверстниками и другими окружающими людьми.
1.3. Обучение умственно отсталых школьников речевым средствам общения.
1.4. Формирование у умственно отсталых детей навыков практического владения невербальными средствами общения (мимикой, жестами, пантомимикой).
1.5. Выработка у детей социально-эмоциональных навыков, положительных черт характера, способствующих наиболее эффективной их адаптации и интеграции в общество.
1.6. Коррекция у умственно отсталых детей нежелательных черт характера (тревожности, агрессивности, страха) и нарушенных форм поведения.
Задачи учителя.
2.1. Учить ребят понимать себя и окружающих.
2.2. Развивать импрессивную и экспрессивную речь учащихся, обогащать их активный словарь.
2.3. Воспитывать интерес к окружающему миру и людям.
2.4. Повышать общую и языковую культуру учащихся.
2.5. Формировать этические и эстетические нормы, качества всесторонне развитой личности.
2.6. Развивать у учащихся навыки общения в различных жизненных ситуациях.
2.7. Расширять кругозор учащихся, формировать творческие способности.
2.8. Проводить коррекционную работу по развитию восприятия, памяти, воображения и мышления учащихся.
2.9. Вырабатывать у ребят положительные черты характера, помогающие в личной и профессиональной деятельности.
2.10. Корректировать и расширять эмоционально-волевую сферу учащихся.
2.11. Воспитывать уважение к себе и людям, любовь к родному языку.
Задачи учащихся.
3.1. Научиться грамотно формулировать свои мысли в устной форме.
3.2. Уметь ориентироваться в многообразии жизненных ситуаций.
3.3. Усвоить основные этические нормы, стремиться следовать им в жизни.
3.4. Вырабатывать положительные черты характера, помогающие в жизни.
3.5. Усвоить правила поведения и стремиться соблюдать их.
3.6. Воспитывать чувство уважения к себе и другим людям.
3.7. Корректировать нежелательные черты характера и поведения.
Принципы реализации программы:
· Принцип целенаправленности педагогического процесса.
· Принцип научности.
· Принцип доступности, учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
· Принцип наглядности.
· Принцип систематичности и последовательности в обучении.
· Принцип сознательности и активности в обучении.
· Принцип прочности, осознанности и действенности результатов обучения.
· Принцип создания положительного эмоционального фона в обучении.
Специальным условием для реализации программы является наличие коррекционно-развивающей среды.
Особенности программы: в основу курса «Культура общения» легла программа Шипицыной Л.М «Навыки общения». Программа включает в себя несколько разделов. Тип данной программы – спирально-концентрический.
Возраст учащихся: 7-11 лет.
Срок реализации программы: данная программа рассчитана на 4 учебных года.
Формы и режим занятий: Программа включает 34 (33 для 1 класса) часа, из них 33 (32) урока и 1 сезонная экскурсия. Уроки проходят 1 раз в неделю согласно школьному расписанию.
Основные методы обучения:
· Словесные: беседа, объяснение, рассказ.
· Наглядные: иллюстрации, демонстрация различных презентаций.
· Практические: упражнение, сюжетно-ролевые игры, практические работы, моделирование различных жизненных ситуаций, составление устных текстов на определенную тему, подбор загадок, пословиц и поговорок, наблюдение в общественных местах, экскурсия.
Основные виды и формы контроля знаний: основным видом контроля знаний является текущий контроль. Основные формы контроля знаний: устный опрос, практические индивидуальные и групповые задания, ситуационные задачи.
Обратная связь строится на каждом уроке по–разному. Используются различные виды опросов: фронтальный, индивидуальный, комбинированный, устный и письменный. Проверка знаний может проводиться в моделировании различных ситуаций и ролевых играх.
Обратная связь осуществляется по следующим направлениям:
1. При изложении нового материала постоянная опора на ранее полученные знания.
2. Систематическая проверка знаний текущего материала в различных формах.
3. Комплексная проверка знаний и умений в виде викторин, опросов, кроссвордов, ролевых игр.
Типовые задания курса
1. Подбери загадки, пословицы и поговорки на заданную тему.
2. Составь рассказ на заданную тему.
3. Понаблюдай за поведением окружающих в общественных местах и проанализируй его.
4. Найди лишнее слово.
5. Реши кроссворд, ребус.
6. Объясни смысл пословицы.
7. Нарисуй рисунок.
Интеграция: в ходе реализации программы осуществляется интеграция со следующими учебными предметами:
· окружающий мир;
· изобразительное искусство;
· развивающие экскурсии;
· русский язык;
· литературное чтение.
Ожидаемые результаты освоения учащимися учебной программы:
В результате работы по программе учащиеся должны знать и уметь:
· научиться анализировать эффективность коммуникации с помощью органов чувств;
· уметь видеть, понимать коммуникацию животных и использовать полученные знания в общении с людьми;
· уметь наблюдать за поведением людей, животных и понимать их особенности для успешности процесса социализации и адаптации;
· уметь анализировать себя как субъект коммуникации (индивидуальные особенности внешности, речи, выразительности эмоций, поведения);
· уметь использовать вербальные и невербальные средства коммуникации в общении;
· учиться справляться с собственными отрицательными эмоциями;
· уметь рассказывать другим людям о себе, делая это достаточно подробно и обстоятельно в ситуациях первого знакомства и последующего личностного общения;
· уметь описывать функциональное и содержательное назначение различных частей тела, внешности при создании образа «Я»;
· понимать значение своей внешней привлекательности и стараться её поддерживать;
· уметь осуществлять самоконтроль над своими желаниями на основе дифференцирования рациональных (реальных) желаний от нерациональных (нереальных);
· учиться наблюдать за поведением, эмоциональным состоянием сверстников, учитывая их в общении;
· учиться анализировать ситуации общения, поступки сверстников;
· уметь оказывать друг другу помощь, поддержку; понимать её значение в общении;
· уметь замечать собственные поступки, анализировать их с точки зрения эффективности общения;
· уметь устанавливать взаимоотношения со сверстниками, получать радость от общения с ними;
· умение осуществлять самоконтроль в общении с людьми;
· умение придерживаться общепринятых правил культуры и этики общения;
· умение дифференцировать ситуации общения и избегать различных сложных ситуаций;
· умение выполнять свои социальные роли в общении;
· умение в социально приемлемых формах выражать свою индивидуальность;
· навыки культурного, вежливого обращения;
· навыки культуры поведения;
· умение перенимать образцы культурного поведения и общения.
Учебно-тематический план.
33/34 часа (1 час в неделю)
№ | Тема раздела | 1 кл. | 2 кл. | 3 кл. | 4 кл. |
1. | Общение с окружающим миром. | 4ч. | 5ч. | 5ч. | 5ч. |
2. | Образ жизни. | 7ч. | 7ч. | 7ч. | 7ч. |
3. | Общение с друзьями. | 3ч. | 3ч. | 3ч. | 3ч. |
4. | Общение со взрослыми. | 4ч. | 4ч. | 4ч. | 4ч. |
5. | Этикет. | 5ч. | 5ч. | 5ч. | 5ч. |
6. | Развиваем речь. | 10ч. | 10ч. | 10ч. | 10ч. |
Итого | 33 ч. | 34ч. | 34 ч. | 34 ч. |
Примерное тематическое планирование
Содержание программы.
Практический курс «Культура общения» для умственно отсталых школьников представлен шестью разделами, включающими различные темы уроков. Материал построен таким образом, чтобы его можно было использовать в индивидуальных и групповых занятиях с детьми в зависимости от их психофизических возможностей, а также усложняя и расширяя, повторять для детей более старшего возраста.
Основные разделы:
1. Общение с окружающим миром.
Цель: познакомить умственно отсталых школьников с окружающим их миром и научить способности ориентироваться в нем.
Все занятия этого раздела помогают установить взаимосвязи человека, животного и растительного мира, выявляют особенности общения с окружающей природой.
Неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение умственно отсталых детей между собой и со взрослыми. Непонимание другого зачастую является причиной страха, отчужденности, враждебности. Язык движений лежит и в основе общения животных. Выразительные движения животных позволяют нам понимать их. Наблюдая за повадками животных и обучаясь их понимать, можно использовать их язык движений и голосовых реакций при обучении общению умственно отсталых младших школьников. Наряду с этим, раздел направлен на развитие умений рассказывать о своих эмоциональных состояниях под влиянием природных явлений, видеть красоту окружающей природы, различать диких и домашних животных, составлять рассказ-описание животных и растений.
Общение с окружающим миром | |||||
№ | Тема | Содержание | ЗУН | Виды работ | |
1. | 1кл | Какая бывает погода? | Элементарные представления об изменениях в природе в различное время года, наблюдения за атмосферными явлениями (солнце, дождь, облака, снег, ветер, гроза).Сезонные изменения в природе: времена года и их простейшие признаки, труд в природе по сезонам. | Различение изменений в природе в разные времена года, навыки общения с природой, умение рассказать о своих эмоциональных состояниях под влиянием природных явлений. | По развитию устной речи: Активизация вербального и невербального общения. Умение отвечать на вопросы, имитировать жесты, движения тела, пальцев рук. Развитие фонематического слуха и произнесение звуков речи. |
2кл | Сезонные изменения в природе. | ||||
3кл | Явления природы. | ||||
4кл | Время года. | ||||
2. | 1кл | Экскурсия в парк. | Элементарные представления о живой природе. Знакомство с дикими животными и птицами, деревьями, кустами, травами. Правила бережного отношения к природе, практические действия. Знакомство с «Красной книгой». Экологические запреты. Лекарственные растения, правила сбора. | Знания правил поведения в природе (лесу, парке, саду). Умение видеть красоту окружающей природы, чувствовать как она влияет на настроение. Навыки поведения в лесу. | По развитию общения: невербальное общение: жесты, подражание, пантомимика. Активизация словаря. Составление рассказов, участие в беседе. |
2кл | Экскурсия в парк. | ||||
3кл | Экскурсия в парк. | ||||
4кл | Экскурсия в парк. | ||||
3. | 1кл | Фрукты и овощи. | Название овощей, фруктов, грибов, ягод, их внешний вид, назначение, форма, цвет, вкус, запах, особенности употребления в пищу. Цветы: уход за ними. | Знание овощей, фруктов, ягод, грибов, цветов, которые растут в огороде, саду, лесу. Умение ухаживать за ними и готовить из них с помощью педагога и родителей несложные блюда. | По развитию речи: уточнение обобщающих понятий «овощи», «фрукты», «ягоды», «грибы», «цветы». Активизация словаря. Составление простых распространенных предложений. |
2кл | Дары леса (грибы и ягоды). | ||||
3кл | Цветы. | ||||
4кл | Мои зеленые друзья. | ||||
4. | 1кл | Домашние животные: кошка, собака. | Домашние животные и птицы: внешний вид, место обитания, питание, польза для жизни человека. Звукоподражание, пантомимические движения, передающие особенности животных и птиц. | Умение различать диких и домашних животных и птиц. Навыки ухода за домашними животными. | По развитию общения: развитие возможностей детей видеть общие и специфические особенности животных и птиц, умение понимать их по повадкам, движениям, голосовым реакциям. Активизация словаря. Координация речи и движения. |
2кл | Домашние животные: корова, лошадь. | ||||
3кл | Домашние птицы: гусь, утка, курица. | ||||
4кл | «Мой ласковый и нежный зверь». | ||||
5. | 2кл | Живая и неживая природа. | Понятия «живая» и «неживая» природа, различение живой и неживой природы. | Знание и понимание понятий «живая» и «неживая» природа, умение дифференцировать предметы, относящиеся к живой и неживой природе. | По развитию речи: Активизация словаря. Составление простых распространенных предложений. |
3кл | Живая и неживая природа. | ||||
4кл | Живая и неживая природа. |
2. Образ жизни.
Цель: воспитание этических норм поведения в различных жизненных ситуациях, умение соотносить особенности своего поведения с определенными чертами характера, умение давать оценку хорошим и дурным привычкам, обучение добрым делам и поступкам.
Образ жизни | |||||
№ | Тема | Содержание | ЗУН | Виды работ | |
1. | 1кл | Моё любимое занятие. | Обучение детей понимать своё поведение и управлять им с учетом норм общения между людьми. | Овладение приемами общения в различных жизненных и поведенческих ситуациях. | По развитию общения: уточнение, расширение словаря. Развитие связной речи. Составление рассказа по теме. |
2кл | Мои таланты. | ||||
3кл | Преодоление трудностей. | ||||
4кл | Что я умею. | ||||
2. | 1кл | Моя школа. | Школа как составляющая часть окружающего мира ребенка. Название, номер, адрес школы. Профессии работников школы. Школьные помещения и их назначение. Правила поведения учащихся в школе. Поведение во время перемен, приема пищи в столовой. Соблюдение личной гигиены в школе, пользование туалетом. | Знание названия, номера и адреса школы. Знание директора школы, учителей, врача, воспитателей. Четкое соблюдение режимных моментов и требований. Умение приветствовать работников школы, родителей и друг друга. | По развитию общения: углубление и расширения словаря по теме «школа», обучение грамматически правильному оформлению речи, умение принимать участие в беседе. |
2кл | Правила поведения учащихся в школе. | ||||
3кл | Профессии работников школы. | ||||
4кл | Я и школа. | ||||
3. | 1кл | Манера поведения. | Учить детей правильно ходить, сидеть, вставать, держать руки; находить выход из конфликтных ситуаций, считаться друг с другом, управлять своим поведением. | Умение держать себя, навыки правильного поведения. | По развитию общения: участие в беседе, анализ жизненных ситуаций общения, предложенных педагогом. |
2кл | Манера поведения. | ||||
3кл | Манера поведения. | ||||
4кл | Манера поведения. | ||||
4. | 1кл | Что такое «Вежливость». | Формирование представлений о знании мимики при приветствии и других формах вежливого обращения к людям. | Навыки вежливого поведения. | По развитию общения: невербальное общение: жесты, мимика, пантомимика. |
2кл | Будь вежлив. | ||||
3кл | «Привет – значит приветливый». | ||||
4кл | Я вежлив и внимателен. | ||||
5. | 1кл | Волшебные слова. | Какие слова мы называем волшебными, в чем их волшебство. Научить детей уместному употреблению различных слов благодарности в зависимости от ситуации. | Знание и употребление вежливых слов в речи. | По развитию речи: составление предложений с использованием волшебных слов. |
2кл | Волшебные слова. | ||||
3кл | Волшебные слова. | ||||
4кл | Волшебные слова. | ||||
6. | 1кл | Путешествие по стране добра и зла. | Формировать у учащихся представление о добре и зле. Анализ поступков людей. Показать детям возможные варианты хороших, добрых поступков. | Представление о добре и зле, умение высказаться. Навыки культуры поведения, доброго отношения к окружающим. | По развитию общения: составление рассказа. Участие в беседе. |
2кл | Добро побеждает зло. | ||||
3кл | Доставляй людям радость добрыми делами. | ||||
4кл | Ваши добрые поступки. | ||||
7. | 1кл | Какими бывают привычки. | Формирование у учащихся представления о плохих привычках, привитие положительных привычек, обучение преодолению отрицательных черт характера. | Умение преодолевать дурные привычки. | По развитию общения: составление рассказа. Участие в беседе. |
2кл | Дурные привычки. | ||||
3кл | Дурные привычки. | ||||
4кл | Дурные привычки. |
3. Общение с друзьями.
Цель: развитие умения и необходимости общения со сверстниками, друзьями, способности сосуществования и сотрудничества, проявление заботы и внимания друг к другу.
Занятия способствуют умению выработать положительное или отрицательное отношение к поступкам окружающих в различных жизненных ситуациях, участвовать в совместных играх с другими детьми, адекватно вести себя в обществе детей и взрослых. Уроки также позволяют формировать навыки использования вербального и невербального общения, коротких диалогов в разных жизненных ситуациях.
Общение с друзьями | |||||
№ | Тема | Содержание | ЗУН | Виды работ | |
1. | 1кл | Слова – приветствия. | Обучение учащихся уместному употреблению различных словесных форм приветствия и прощания. | Умение благодарить сверстников за оказанную помощь. | По развитию общения: вербальные и невербальные средства общения: слова и жесты употребляем вместе. |
2кл | Давайте поздороваемся. | ||||
3кл | Приветствуем весело и бодро. | ||||
4кл | Приветствуем друг друга. | ||||
2. | 1кл | Мои друзья. | Формирование понятий «друг», «дружба». Оценка чувств и поступков детей в совместных играх и жизненных ситуациях. Различия между мальчиками и девочками. | Умение участвовать в совместной игре с другими детьми, адекватно вести себя в обществе других детей и взрослых. | По развитию общения: короткие диалоги. Активизация словаря по теме. |
2кл | Что такое «дружба»? | ||||
3кл | Уроки улыбки. | ||||
4кл | Дружба мальчиков и девочек. | ||||
3. | 1кл | День рождения. | Сюжетно-ролевая игра «День рождения». Визиты друг к другу на день рождения. Подарки, как дарить и принимать. | Знание форм этикета. Умение выбрать и принять подарок. | По развитию общения: составление поздравления. |
2кл | День рождения. | ||||
3кл | День рождения. | ||||
4кл | День рождения. |
4. Общение со взрослыми.
Цель: помочь младшим школьникам с умственной отсталостью, используя специальные приемы, устанавливать и поддерживать контакты с окружающими людьми, находить общий язык с ними; уметь находить выход в незнакомых ситуациях.
Младшие школьники с умственной отсталостью почти полностью зависят от родителей, особенно характерны тесные симбиотические связи с матерью. Необходимо развивать контакты с другими взрослыми людьми, окружающими этих детей. Важно показать им взрослый мир, научить понимать хорошие и плохие поступки и самим вступать в общение с окружающими, уметь правильно вести себя не только со знакомыми, но и незнакомыми людьми.
Общение со взрослыми | |||||
№ | Тема | Содержание | ЗУН | Виды работ | |
1. | 1кл | Общение со взрослыми. | Тон разговора. Обращение, тема беседы, правила ведения беседы. Анализ ситуаций, предложенных учителем. | Знание правил поведения в коллективе, культура общения, умение применять в речи соответствующие слова и обороты. | По развитию общения: разговор со взрослыми. Беседа, ответы на вопросы. |
2кл | Общение со взрослыми. | ||||
3кл | Общение со взрослыми. | ||||
4кл | Общение со взрослыми. | ||||
2. | 1кл | Поговорим о профессиях. | Ознакомление с профессиями взрослых. Значение труда в жизни. Уважение к труду взрослых. | Умение соотносить действия людей с их профессией. Навыки уважительного отношения к труду взрослых и умение оказывать им посильную помощь. | По развитию общения: расширение и активизация словаря по теме. Участие в беседе, умение отвечать на вопросы и строить простые предложения. |
2кл | Разнообразие профессий. | ||||
3кл | Профессии моих близких. | ||||
4кл | Как выбрать профессию? | ||||
3. | 1кл | Незнакомый взрослый. | Изучение простых правил, которые необходимо знать, чтобы не стать жертвой преступления. | Знание ситуаций, в которых нужно быть предельно внимательным. | По развитию общения: участие в беседе. |
2кл | Опасные ситуации. | ||||
3кл | Один дома. | ||||
4кл | Не всем людям можно доверять. | ||||
4. | 1кл | Мой адрес. | Для чего необходимо знать свой домашний адрес, что делать, если ты заблудился в городе, лесу. | Умение обладать собой в критической ситуации. | По развитию общения: участие в беседе, составление рассказа по картинке с оценкой происходящего. |
2кл | Я заблудился. | ||||
3кл | Я заблудился. | ||||
4кл | Я заблудился. |
5. Этикет.
Цель: научить умственно отсталых младших школьников формам вежливого общения между людьми, правилам этикета в процессе разговора с собеседниками, по телефону с использованием вербальных и невербальных средств общения.
Данный раздел позволяет развивать культуру поведения за столом, на улице, в транспорте и в других жизненных ситуациях, формировать умения соблюдать правила поведения во время разговора, участвовать в беседах, обращаться с просьбой к знакомым и незнакомым людям.
этикет | |||||
№ | Тема | Содержание | ЗУН | Виды работ | |
1. | 1кл | Как вести себя во время разговора? | Анализ ситуаций с целью распознавания вежливого поведения во время разговора. Разговор и поведение в общественных местах. Формы выражения извинения, благодарности. | Знание правил поведения во время разговора, умение соблюдать их, навыки правильного поведения в общественных местах. | По развитию общения: умение коротко и полно ответить на поставленный вопрос, обратиться с просьбой, вопросом или предложением, умение передать просьбу, распоряжение указанному лицу. |
2кл | Вежливая просьба. | ||||
3кл | Словарь вежливых слов. | ||||
4кл | Поведение во время разговора. | ||||
2. | 1кл | За столом. | Сюжетно-ролевая игра «за столом». Сервировка стола, правила поведения за столом, правила использования столовых приборов. | Умение самостоятельно и опрятно есть, спокойно сидеть за столом, соблюдая правильную позу, правильно пользоваться ложкой, ножом и вилкой. | По развитию общения: активизация словаря по теме, составление рассказа по картинке. |
2кл | Хорошие манеры за столом. | ||||
3кл | Игра «За столом». | ||||
4кл | Беседа «кушать лапой». | ||||
3. | 1кл | Игра «телефонный разговор». | Правила ведения разговора по телефону. Назначение телефона, таксофона. Телефонная книга, справочник, номера телефонов некоторых служб. | Умение самостоятельно вести телефонный разговор, навыки общения по телефону. | По развитию общения: активизация словаря по теме, составление рассказа по картинке. |
2кл | Номера, которые нужно знать. | ||||
3кл | Разговор по телефону. | ||||
4кл | Таксофон. | ||||
4. | 1кл | На улице. | Движение по тротуару. Приветствие знакомых, помощь инвалидам, старикам. Неприличное поведение на улице. Опасность на улице. | Знание правил поведения на улице, умение применять их в практической жизни. | По развитию общения: участие в беседе, составление рассказа по вопросам учителя. |
2кл | Наш город. | ||||
3кл | Путешествие по городу. | ||||
4кл | Как вести себя на улице. | ||||
5. | 1кл | Поведение в театре. | Правила поведения в театре, покупка билета, чтение билета, тренировка в нахождении своего места в зале. | Знание правил поведения в театре, умение их применять. | По развитию общения: участие в беседе, составление рассказа по вопросам учителя. |
2кл | Одежда для театра. | ||||
3кл | Театральная касса. | ||||
4кл | Идем в театр. |
6. Развиваем речь.
Цель: учить умственно отсталых младших школьников навыкам грамотного построения фразы; учить составлять различные рассказы; учить основным правилам и нормам общения; дать понятие о необходимости правильно выражать свои мысли, а также формировать представление о формах речи.
этикет | |||||
№ | Тема | Содержание | ЗУН | Виды работ | |
1. | 1кл | Звуковая культура речи: - речевое дыхание, голос; - развиваем фонематический слух; - темп речи. | Формирование плавного длительного выдоха, голосовые упражнения; определение последовательности звуков, определение места звука в слове. Учить говорить громко, выразительно, шёпотом, тоненьким голосом. | Умение говорить плавно, четко, проговаривая все звуки. | По развитию речи: заучивание скороговорок. |
2кл | Звуковая культура речи: - речевое дыхание; - голос, темп речи. | ||||
2. | 1кл | Мой словарь. | Расширение словарного запаса по основным лексическим темам: посуда, одежда, игрушки и т.д. Развитие ассоциаций. | Умение объединять слова в группы по лексическому значению. | По развитию речи: активизация и расширение словаря. |
2кл | Мой словарь. | ||||
3кл | Мой словарь. | ||||
4кл | Мой словарь. | ||||
3. | 3кл | Грамматический строй речи: - Один - много; - Названия детенышей животных; - Строим фразу правильно. | Формирование системы словоизменения слов, обозначающих предметы, признаки предметов и действия предметов. Словообразование. Построение правильной фразы: предмет + действие, признак + предмет. Употребление предложно-падежных форм. | Умение грамматически правильно строить фразы и предложения, употреблять различные формы слов в зависимости от контекста. | По развитию речи: составление предложений, работа с деформированными текстами и предложениями. |
4кл | Грамматический строй речи: - Один - много; - Строим фразу правильно. | ||||
4. | 1кл | Связная речь: - Разучивание стихотворений. - Рассказывание по серии сюжетных картин. - Рассказ-описание по предметной картинке. | Формы речи, их основные признаки. Анализ наглядной ситуации, изображенной на картинке, составление различных видов рассказов с опорой на наглядность и без. Пересказ небольших текстов по плану, по вопросам и самостоятельно. | Умение составлять, рассказывать и пересказывать небольшие тексты, знать некоторые стихотворения наизусть. | Развитие связной устной речи. |
2кл | Связная речь: - Разучивание стихотворений. - Рассказывание по сюжетной картинке. - Рассказ-описание по предметной картинке с изображением 2х и более предметов. | ||||
3кл | Связная речь: - Работа над пересказом; - Составление рассказов. | ||||
4кл | Связная речь: - Работа над пересказом; - Составление рассказов. |
Литература
1. Байбурин А. К., Топорков А.П. У истоков этикета. – Л.: Наука, 1990. – (Научно – популярная литература).
2. Богуславская Н. Е., Купина Н. А. Весёлый этикет (развитие коммуникативных способностей ребёнка). – Екатеинбург: «ЛИТУР», 2000. – 192 с.
3. Волина В. В. Как себя вести/Худ. А. Ю. Котова. – СПб: Дидактика плюс, 2001. – 224 с, ил.
4. Дурова Н.В. Очень важный разговор: Беседы – занятия об этике поведения с детьми дошкольного возраста. / Пособие для педагогов, воспитателей и родителей. – М.: Мозайка - Синтез, 2000.
5. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997.
6. Речь, речь, речь: Книга для учителя начальных классов по развитию речи учащихся / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Педагогика, 1983.
7. Семенака С. И. Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно – развивающие занятия для детей 5-8 лет. – М.: АРКТИ, 2003. – 79с.
8. Соколова О.А. Мир общения. Этикет для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб.: КАРО, 2003. – 288 с., ил.
9. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998.- 384 с.
10. Шипицына Л.М., Защиринская О.В. Основы коммуникации. Классный журнал 5+. №12/2000, №1/2001, №2/2001, №4/2001, №5/2001, 7-8/2001, №10/2001, №12/2001, №1/2002.
11. Шипицына Л.М., Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителя. СПб.: Издательство «Союз», 2004.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Класс
№ | названия тем уроков | задачи | словарь | межпредметные связи | оборудование | Обратная связь |
I | Общение с окружающим миром | |||||
1. | Какая бывает погода? | 1) Сформировать элементарные представления об изменениях в природе в зависимости от времени года. 2) Дать понятие погода. | Время года, погода, снег, дождь, солнце, тепло, прохладно, холодно, морозно, жарко, дождливо. | Окружающий мир, изобразительное искусство. | Сюжетные картинки с изображением времен года. Дидактическая игра «Какая бывает погода?» | Беседа. Игра. |
2. | Экскурсия в парк. | 1) Формирование элементарных представлений о живой природе. 2) Знакомство с дикими животными средней полосы России (по картинкам), деревьями, кустарниками, травами. 3) Знакомство с правилами поведения в природе. | Животные, птицы, деревья, кусты, трава, природа, поведение, правило, помощь животным и птицам. | Окружающий мир, развивающие экскурсии. | Предметные картинки животных и птиц, обитающих в средней полосе России. Игра-имитация «Перевоплощение» | Беседа. Опрос. |
3. | Фрукты и овощи. | 1) Дать понятие фрукт, овощ. 2) Научить отличать фрукты от овощей по характерным признакам. 3) Познакомить с внешним видом некоторых овощей и фруктов. | Фрукты, овощи, вкус, форма, цвет, размер, сад, огород, фруктовый салат, овощной салат, овощное рагу, компот, варенье, маринад. | Окружающий мир, изобразительное искусство | Предметные картинки некоторых овощей и фруктов, макеты фруктов и овощей. Дидактическая игра «Волшебный мешочек». | Беседа. Игра. |
4. | Домашние животные: кошка, собака. | 1) Дать понятие домашние животные. 2) Формировать представления о внешнем виде, питании, уходе за животными, их пользе для человека. | Кошка, собака, шерсть, лапы, усы, ласковый, сторожевой, умывается, питание |