Контрольная работа № 2 «Морфологические и синтаксические нормы»

1. Исправьте предложения с нарушениями морфологических норм.

1) Ящик заколочен наглухую. 2) Он не будет работать за бесплатно. 3) Мой тебе совет: летом едь отдыхать на море! 4) Самыми интереснейшими оказались сочинения на свободную тему. 5) Дети любят играться с котенком. 6) Импортная шампунь помогла мне избавиться от перхоти. 7) Она очень умна и воспитанная. 8) Мальчики бежали сломив голову. 9) Студенты, учащие на философском факультете, хорошо сдали сессию. 10) На факультативное занятие пришли только двое пятиклассниц. 11) Мы прожили в гостинице полторы суток. 12) В школе объявлен конкурс о лучшем детском сочинении. 13) Заведующий отдела ушел в отпуск. 14) Уважаемые зрители, просим вас занимать места в соответствии купленным билетам. 15) Остров находится в полуторастах часов лету. 16) Мать попросила дочь отнести покупку к себе. 17) В этом музее были выставлены чучела динозавров, которые все погибли от бомбежки. 18) На десерт гостям подали ароматный манго. 19) На южном склоне раскинулись плантации чая, мимо их тянулась узкая дорога, ведущая в поселок. 20) Пароход с восьмистами пятидесятью отдыхающими вышел в рейд.

Ответы:

1, 3, 4, 5, 6, 9, 10, 11, 15, 18, 20

2. Исправьте предложения с нарушениями синтаксических норм

1) Врач не обнаружил у ребенка никакие признаки болезни. 2) По получению письма срочно напишите ответ. 3) Мой друг поступает иногда вопреки правил логики. 4) Школьники не посещали школу за счет сильных морозов. 5) Свое возмущение к рабству над народом Пушкин описал в стихотворении «Деревня». 6) Подготовку и руководство строительными работами должен взять на себя главный инженер. 7) Она всегда была веселой и жизнерадостной, любила танцевать, хорошо поет. 8) В книге освещаются следующие вопросы: о причинах упадка Древней Греции, о судьбе самых известных ее городов и о памятниках культуры, дошедших до наших дней. 9) В результате проверки были выявлены большое количество нарушений. 10) В палату вошел дежурный хирург Петрова. 11) Рассматривая старые фотографии, мне вспомнилось детство. 12) Виктор так рассказывал об Антарктиде, что как будто сам побывал там. 13) Тот, кто не сдаст экзамен в июне, будут пересдавать его осенью. 14) Пройдя через такой кошмар, мужество не покинуло ее. 15) Для работы в фирме нужны люди, окончившие вуз и которые имеют специальную подготовку. 16) Не чувствуя усталости и голода, наш путь к вершине продолжается. 17) Результаты опытов подтверждают о наших предположениях. 18) Автор монографии пытается вникнуть, осознать суть проблемы. 19) Такое положение вещей не характерно, не свойственно данному этапу исторического развития. 20) Над водой склонились деревья, касающимися ветвями земли.

Ответы:

1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20.

Самостоятельная работа «Орфографические и

Пунктуационные нормы»

1. Буквы З или С. Отметьте слова, в которых пишется З

1. под у…дцы 2. бе…чувственный 3. вя…кий 4. предво…вестник 5. ни…ший 6. и… кармана 7. топа… 8. …бываться 9. дря…ги 10. зале…ть 11. …зади 12. изра…цы

2. Буквы Д или Т. Отметьте слова, в которых пишется Д.

1. реквизи… 2. голлан…ский 3. кро…кий 4. разда…чик 5. хлес…кий 6. объез…чик 7. и..ти 8. реше…чатый 9. на…бавить 10. соне… 11. кар…он 12. загвоз…ка

3. Буквы Г или К. Отметьте, где пишется Г

1. э…спертиза 2. но…ти 3. ло…тевая 4. фо…строт 5. э…земпляр 6. науте… 7. зи…заг 8. инстин…т 9. бамбу… 10. стала…тит 11. стала…мит 12. но…тюрн

4. Буквы К или СК. Отметьте слова, в которых пишется СК.

1. дерз…ий 2. солдат…ий 3. меньшевист…ий 4. свет…ий 5. мерз…ий 6. батрац…ий 7. реформист…ий 8. эстет…ий 9. плос…ий

5. Буквы Е или А(Я). Отметьте слова, в которых пишетсяЕ

1. переливч…тый 2. л…гушонок 3. окле…ны 4. замеш…ны в историю 5. врем…исчисление 6. тем…нная 7. ве…вший 8. хозяйнич…нье 9. разъ…снение 10. пощ…женный 11. выкач…нная нефть 12. дров…ник

6. Буквы А или О. Отметьте слова, в которых пишется А.

1. затв…рить 2. прекл…нение 3. з..ревать 4. от…щать 5. выр…внять края 6. ум…лять значение 7. пром…кательная бумага 8. к…равай 9. алг…ритм 10. убог…нький 11. пр..дедушка 12. возл…жить 13. вопл…тить 14. неср…вненный талант 15. ск…кать

7. Буквы Е или И. Отметьте слова, в которых пишется И.

1. пр…чудливый 2. р…ликвия 3. пр…тензия 4. приемл…мый 5. больш…нство 6. инту…тивное 7. непр…ступная 8. к…рамический 9. пр…смыкаться 10. непокол…бимый 11. эмал…вый 12. леле…мый 13. ижд…венец 14. ш…лохнуться 15. увид…те


8. Буквы У(Ю) или А(Я). Отметьте слова, в которых пишется У(Ю).

1. ка…тся 2. ненавид…т 3. трепещ…щий 4. дремл…т 5. засе…т 6. мол…т 7. ре…т 8. пыш…щий 9. пил…т

9. Буквы О или Ё. Отметьте слова, в которых пишется О.

1. капюш….н 2. ож…г руки 3. й…гурт 4. взбеш…н 5. холщ…вый 6. размеж…вка 7. ш…ковый 8. танц…р 9. казач…к 10. грош…вый 11. вооруж…н 12. свеж… 13. теч…т 14. ч…порный 15. ш…лковый

10. Буквы Ы или И. Отметьте слова, в которых пишется Ы

1. мистиц…зм 2. выц…ганить 3. плоскозубц… 4. круглолиц…ый 5. функц…ональный 6. сверх…нертный 7. без…дейный 8. пост…ндустриальный 9. с…змальства

11. Одна согласная или двойная согласная. Отметьте слова, в которых пишется двойная согласная.

1. диску(с,сс)ия 2. анте(н,нн)ка 3. дра(м,мм)а 4. бумаги датирова(н,нн)ы этим годом 5. толокня(н,нн)ая каша 6. говорил увере(н,нн)о 7. таможе(н,нн)ик 8. ране(н,нн)ый 9. муравьи(н,нн)ый 10. ко(р,рр)ектный 11. счита(н,нн)ый 12. незва(н,нн)ый 13. дли(н,нн)ота 14. краше(н,нн)ая в мастерской шерсть 15. ка(л,лл)ейдоскоп

12. Буквы Ь, Ъ или отсутствие буквы. Отметьте слова, в которых пишется Ь.

1. бел…этаж 2. колюч… 3. папил…отка 4. транс…европейский 5. фамил…ярный 6. уст…е 7. острич… 8. кулич… 9. воз…мешь 10. навзнич… 11. контр…удар 12. об…ект 13. фальш… 14. назнач…те 15. много туч…

13. Слитное или раздельное написание слов. Отметьте те слова, которые пишутся раздельно.

1. (не)подвергшийся обстрелу район 2. (не)дорешил задачу 3. (не)проходимый лес 4. (не)глубже 5. (не)расположена к беседе 6. (не)достойное поведение 7. ничуть (не)удивительный случай 8. играть (не)смотря на клавиши 9. (не)взлюбить 10. трудятся (не)утомимо 11. еще (не)созревшая пшеница 12. (не)смотря на жару 13. не(о)чем 14. крайне (не)уместный совет 15. (не)всерьез

14. Слитное, раздельное, дефисное написание слов. Отметьте слова, которые пишутся через дефис.

1 налил(бы) кофе 2. прошло (пол)минуты 3.(экспериментально)доказанный 4. я жив(здоров) 5.(либерально)демократическая партия   6. дом(таки) построили 7.темно(коричневый) 8. кто бы(то) ни был 9. Знает(ли)отец? 10.выступил с (контр)предложением  

15. Выпишите номера примеров, в которых союзы пишутся слитно.

1) Вот (так)же отцветем и мы, и отшумим, как гости сада .

2) Снегу было мало, снежных буранов (то)же.

3) Нет ничего в мире, (что)бы могло прикрыть Днепр.

4) К чему молодость, к чему я живу, (за)чем у меня душа,(за)чем все это?

5) Природе надо, что(бы)ее любили.

6) И(так), она звалась Татьяной.

7) Кукушка хвалит петуха (за)то, что хвалит он кукушку.

8) Мы устали и(так) замерзли, что решили вернуться.

9) Он человек образованный и (при)том очень интеллигентный.

10) Он перекинулся с Дерсу несколькими словами и (за)тем переехал в лодке на нашу сторону.

11) Что(бы) я ни делал, все было напрасно.

12) И в людях так(же) говорят: кто посмирней, тот виноват.

13) Река залила берега, снесла мост, от(чего) и почта была задержана.

14) Глупец я или злодей, не знаю, но то верно, что я так(же) очень достоин сожаления.

15) Я склонился к реке, но и там, и в той темноте, то(же) колыхались, дрожали звезды.

16. Правильная или неправильная расстановка знаков препинания. Отметьте предложения с пунктуационными ошибками.

1) К несчастью мы попали в такой бурелом, из которого едва выбрались.

2) Вы, если я не ошибаюсь, писатель?

3) Брызги пены как белоснежные птицы, летали в воздухе.

4) Нам пришлось подняться ни свет, ни заря.

5) Лучшее время в степи – весна.

6) На широкой улице упиравшейся в ворота парка стоял грузовик.

7) Справа, в десятке шагов начинался обрыв.

8) Несмотря на обилие информации, многие вопросы остались без ответа.

9) Она вытянула лицо и полузакрыв глаза быстро изменила выражение лица.

10) Весь день сыпался мелкий дождь и дул холодный ветер.

11) Люблю тебя Петра творенье!

12) Есть ли такой закон и куда следует обращаться по этому поводу?

13) Жильцы дома заявили, что если требование не будет удовлетворено, они обратятся в суд.

14) Полениться: хлеба лишиться.

15) Посетитель спросил – «Могу я видеть директора?»

2. Темы рефератов и презентаций по курсу «Русский язык и культура речи»

1. Сущность и функции языка.

2. Территориальные диалекты как форма бытования национального языка.

3. Пермские говоры.

4. Просторечие как форма бытования национального языка.

5. Жаргон как форма бытования национального языка.

6. Литературный язык – высшая форма бытования национального языка.

7. Научный стиль русского литературного языка.

8. Официально-деловой стиль русского литературного языка.

9. Публицистический стиль русского литературного языка.

10. Художественный стиль русского литературного языка.

11. Религиозно-проповеднический стиль русского литературного языка.

12. Разговорно-бытовой стиль русского литературного языка.

13. Язык рекламы.

14. Коммуникативные качества речи.

15. Средства языковой выразительности.

16. Орфоэпические нормы.

17. Лексические нормы.

18. Морфологические нормы.

19. Синтаксические нормы.

20. Техника речи.

21. Особенности композиции устного выступления

22. Языковое оформление устного выступления

23. Виды аргументов

24. Взаимодействие оратора с аудиторией

Цель написания контрольных работ – определение уровня овладения важнейшими нормами литературного языка. Предпочтительно выполнение указанных видов отчетности на конкретном лингвистическом материале, содержащем наиболее трудные случаи произношения и употребления слова. Целесообразно проводить контрольные работы по вариантам.

Цель написания реферата и создания презентации– контроль самостоятельной работы студентов, главным образом контроль уровня теоретической подготовки обучающихся. Задачи – контроль уровня овладения студентами теоретической составляющей курса (знаний), обобщение и закрепление изученного материала.

Текст должен быть содержательным, информативным. Достигается это, во-первых, за счет опоры на уже имеющиеся исследования (публикации), во-вторых, благодаря качеству представления материала. Отсюда вытекает требование к объему (12-15 страниц текста или 12-15 слайдов презентации), к количеству источников (список литературы должен включать не менее 15 наименований), к содержанию.

Следует помнить, что контрольные работы и рефераты служат средством текущего контроля знаний, умений и навыков не только и не столько для преподавателя, сколько для самих студентов. Качество выполнения заданий всегда зависит от уровня его готовности, ошибки указывают на необходимость дополнительной самостоятельной работы при подготовке к зачету. Положительная оценка всех предлагаемых в течение семестра работ служит допуском к промежуточному отчету студентов, проходящему в форме зачета.

8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Список литературы

Основной:

Русский язык и культура речи. Учеб. пособие для вузов / ред. Максимов В.И. М., 2004.

Дополнительный:

Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. М., 2001.

Русский язык и культура речи: учебник / Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. – М., 2005.

8.2.Материально-техническое и/или информационное обеспечение дисциплин

Преподавателю следует учитывать и использовать современные технические и интеллектуальные средства обучения, в числе которых назовем следующие:

- компьютерное и мультимедийное оборудование. Используется для создания и демонстрации презентаций, в форме которых излагается учебный материал. Для основных разделов курса «Русский язык и культура речи» созданы мультимедийные презентации (CD-диск).

- прикладные обучающие программы, в том числе в тестовой форме;

- электронная библиотека курса. Такую библиотеку составляют сканированные первоисточники, словари и т. п.; их электронные версии;

- ссылки на интернет-ресурсы. Для получения дополнительной информации по русскому языку, использования различного рода словарей русского языка студенты могут обратиться к электронным базам. Например, к таким интернет-ресурсам: http://www.speakrus.ru, http://www.yazykoznanie.ru, http://www.gramota.ru.

Папка с учебно-методическими материалами хранится в методическом кабинете и содержит материалы в соответствии с перечнем.

Перечень

учебно-методических материалов дисциплины «Русский язык и культура речи» организации учебной и самостоятельной работы студентов факультета ПиМНО

Название и вид материалов Назначение
1. УМК Пособие в печатном и электронном виде (диск) Планирование и организация процесса изучения дисциплины
2. Презентации к лекциям и практическим занятиям по всем темам основных разделов рабочей программы дисциплины (объем – 7,4 МБ) Раздел 1. Национальный язык и формы его бытования 1. Национальный язык и формы его бытования 2. Устная и письменная речь Раздел 2. Функциональные стили современного русского литературного языка 1.Понятие функционального стиля. Научный стиль 2. Официально-деловой стиль 3. Публицистический стиль 4. Разговорно-бытовой стиль Раздел 3. Основы педагогической риторики 1. Разделы классической риторики Раздел 4. Культура речи 1. Нормы литературного языка 2. Коммуникативные качества речи Раздел 5. Совершенствование навыков говорения 1. Основные направления совершенствования навыков говорения Организация процесса обучения
3. Примеры диагностических материалов (тестовые задания, контрольные работы) (указать разделы программы) Раздел Культура речи 1. Контрольная работа «Лексические нормы» 2. Контрольная работа «Орфоэпические нормы» 3. Контрольная работа «Морфологические нормы» 4. Контрольная работа «Синтаксические нормы» Тесты 1. Тест по дисциплине «Русский язык и культура речи» (базовый уровень) 2. Тест по дисциплине «Русский язык и культура речи» (повышенныйуровень) Подготовка к текущему и промежуточному контролю
4. Примеры раздаточных материалов с указанием тем 1. Раздел Функциональные стили современного русского литературного языка 1. Научный стиль 2. Официально-деловой стиль 3 Публицистический стиль 4. Художественный стиль 2. Раздел Культура речи 1. Лексические нормы 2. Орфоэпические нормы 3. Морфологические нормы 4. Синтаксические нормы 5. Логичность речи 6. Точность речи 7. Чистота речи Организация и проведение практических занятий
5. 1. Вопросы к зачету и вариант теста (см. УМК) 2. Печатный вариант вопросов к зачету Подготовка к промежуточному контролю

8.3. Методические указания студентам

Работа студента должна иметь систематический характер и предполагает сочетание различных видов и форм деятельности.

Следует помнить, что лекционные и практические занятия имеют целью служить лишь ориентиром для последующего усвоения материала методом самостоятельного изучения. Для полноценного усвоения учебного материала недостаточно только посещать лекции и семинары. Самостоятельная работа студентов дневного отделения предусмотрена учебным планом в объеме не менее 50% общего количества часов (50 часов на протяжении изучения курса) и она должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого предмета. На заочном отделении на самостоятельную работу отводится 80% от общего количества часов (80 часов).

Необходимо помнить, что изучение дисциплины требует регулярного обращения к дополнительным источникам в форме учебников, статей, монографий, к современным информационным технологиям (Интернет).

На протяжении всего курса обучения русскому языку и культуре речи студенты должны выполнять следующие виды самостоятельной работы:

-выполнение контрольных, самостоятельных работ, творческих (проектных) заданий;

- выполнение упражнений;

- написание рефератов;

- работа с тестами и вопросами для самопроверки;

и т.д.

Обязательно выполнение заданий, предлагаемых преподавателем в качестве контрольных.

При подготовке к практическим (семинарским) занятиям следует ориентироваться на учебно-тематический план, список основной и дополнительной литературы.

Приветствуется активная работа на каждом занятии, готовность к диалогу, к полемике как с преподавателем, так и с коллегами.

Для занятий студентам понадобятся:

- тетради для практических занятий,

- тезисы лекций,

- учебники,

- сборники упражнений,

- методические материалы,

- лингвистические словари и справочники

и др.

Разделы и темы для самостоятельного изучения Виды и содержание самостоятельной работы
1. Орфографические нормы Изучение орфографических правил, выполнение упражнений, подготовка к контрольной работе или тесту.
2. Пунктуационные нормы Изучение орфографических правил, выполнение упражнений, подготовка к контрольной работе или тесту.

В процессе изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» необходимо овладеть следующими понятиями:

Перечень основных понятий по дисциплине

Аканье Аллегория Алогизм Анафора Анахронизм Антитеза Антонимия Арго Аргумент Артикуляция Архаизм Высказывание Гипербола Градация Территориальные диалекты Диалектизм Жаргон Заимствованные слова Инверсия Ирония Историзм Клише Книжные стили Коммуникация Контаминация стилей Лексические нормы Литературный язык Литота Метафора Метонимия Неологизм Оксюморон Олицетворение Омонимия Орфоэпия Параллелизм Паронимы Период Перифраза Плеоназм Полилог Полисемия Помета Просторечие Риторические приемы Риторический вопрос Семантика Синонимия Сравнение Стилистическая окраска слов Тавтология Тезис Фразеологизм Функциональный стиль Экспрессивность Эпитет Эпифора  

8.4. Методические рекомендации преподавателю

Курс «Русский язык и культура речи» имеет большое значение для подготовки высококвалифицированного учителя начальных классов, так как он формирует три вида языковой компетенции: языковую, коммуникативную (речевую) и общекультурную. В то же время он представляет существенные трудности для студента, определяющиеся рядом факторов, главными из которых являются: 1) обилие терминов и понятий, связанных с выразительностью речи, 2) сложность овладения нормами литературного языка, 3) недостаточная подготовленность выпускников школы в плане оформления деловых бумаг. Преподаватель должен помочь студентам овладеть нормами литературного языка, некоторыми правилами оформления документов, познакомить с основными требованиями, предъявляемыми к устному публичному выступлению.

Следует уделить внимание нарушению норм литературного произношения, вызванному влиянием пермских говоров и просторечия. Большую часть практических занятий необходимо посвятить выполнению заданий, способствующих овладению нормами литературного языка, включая акцентологические, орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические и стилистические нормы.

Преподавателю необходимо использовать в своей деятельности современные продуктивные технологии обучения, в частности элементы компетентностного подхода: организовывать целеполагающую деятельность студентов, создавать условия для планирования студентом предстоящего изучения разделов и тем дисциплины, осуществлять преимущественно проблемное обучение, стимулировать вопросы студентов, поощрять кооперирование студентов в малые группы для решения учебных проблем, организовывать интеллектуальную рефлексию.

Для текущего и промежуточного контроля целесообразно использовать разноуровневые измерительные материалы.

II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций

Текущий контроль – проверка отдельных знаний, навыков и умений студентов, полученных при обучении дисциплине. Текущий контроль предназначен для проверки достижения студентом отдельных учебных целей и выполнения части учебных задач программы дисциплины. Курсовые экзамены по всей дисциплине или ее законченной части преследуют цель оценить работу студента за курс (семестр), полученные теоретические знания, их прочность, развитие творческого мышления, приобретение навыков самостоятельной работы, умение синтезировать полученные знания и применять их на практике. Зачеты, как правило, служат формой проверки успешного усвоения учебного материала лекционных курсов, семинарских и лабораторных занятий. Форма проведения зачета по дисциплине: устная, письменная, тестирование. Преподавателю предоставляется право аттестовать студентов без итогового опроса при условии активного участия их в семинарских занятиях.

Примерный перечень вопросов к курсу «Русский язык и культура речи»

1. Национальный язык. Разновидности национального языка.

2. Территориальные диалекты и просторечие.

3. Жаргон и арго как речь ограниченного употребления.

4. Понятие и признаки литературного языка.

5. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.

6. Устная и письменная разновидности литературного языка.

7. Функциональные стили современного русского языка. Сферы их употребления, жанровое разнообразие.

8. Научный стиль.

9. Официально-деловой стиль. Общая характеристика.

10. Правила оформления документов.

11. Публицистический стиль.

12. Особенности языка рекламы.

13. Язык художественной литературы.

14. Разговорно-бытовой стиль.

15. Оратор и его аудитория. Тезис.

16. Аргументы. Виды аргументов.

17. Задачи культуры речи как лингвистической дисциплины.

18. Правильность речи. Орфоэпические нормы.

19. Правильность речи. Акцентологические нормы.

20. Правильность речи. Лексические нормы.

21. Правильность речи. Морфологические нормы.

22. Правильность речи. Синтаксические и стилистические нормы.

23. Коммуникативные качества речи. Точность.

24. Коммуникативные качества речи. Логичность.

25. Коммуникативные качества речи. Чистота

26. Коммуникативные качества речи. Выразительность.

Наши рекомендации