Покажите жестами подчеркнутые слова.

1) Он спрыгнул с той горы и спустился ниже той расщелины около дерева.

2) Мы ехали всю ночь по узкой дороге и к утру были на месте.

3) Это наше новое оборудование. Оно полностью автоматизировано и управляется с одного пункта оператором.

4) Вы знаете это и я знаю это. Если мы хотим работать вместе, нам необходимо современное оборудование.

5) На дне лодки лежала самая большая рыба, которую я когда-либо вылавливал.

6) Это маленькое колесико размером примерно с блюдце. С одной стороны колёсико имеет зубцы.

7) Это было не круглой, скорее яйцеобразной формы; мы послали в разведку самолет. Он прошел через огромное облако и ничего не обнаружил.

8) Обёрточная бумага должна быть вот такой ширины, по самому краю должны идти буквы.

Разделите предложенные слова и словосочетания по стилям речи: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный.

Ввиду плохой погоды, во избежание пожара, в соответствии с планом, прибытие посла, нежданно-негаданно, авось повезет, оказать содействие, устранить недостатки, опротестовать решение, распрекрасный, премилый, разделался, редактирование, трансформатор, информация, улепетывать, гонка вооружений, разрядка международной напряженности.

УМЕЙТЕ ОБРАТИТЬСЯ С ПРИВЕТСТВИЕМ

Приветствие с пожеланием здоровья:

Здравствуйте, Вениамин Саввич! Нужна запятая после пожелания

Добрый день, Апполинария Кузьминична!

Обращение к друзьям и знакомым (официальное):

Уважаемый товарищ Запятая не ставится

Уважаемая Людмила Филипповна!

Подумайте, как вы обратитесь к преподавателю, знакомому родителей, дальнему родственнику, подруге, прохожему, продавцу в магазине, кондуктору общественного транспорта.

11. Проведите лексико-стилистический анализ текста.

Определите стилистическую принадлежность текста. Охарактеризуйте лексику общеупотребительную и стилистически нейтральную с точки зрения происхождения, активного и пассивного запаса (заимствованные слова, их роль в тексте; неологизмы, архаизмы, историзмы, их роль в тексте). Отметьте лексику ограниченного употребления (термины, профессионализмы, жаргонизмы, диалектизмы), ее роль в тексте; лексику стилистически окрашенную (книжную, официально-деловую, возвышенную, поэтическую, народно-поэтическую, разговорную, просторечную), ее роль в тексте. Отметьте приемы переносного употребления слов, их роль в создании художественных образов. Укажите функции омонимов, синонимов и антонимов в тексте (если присутствуют). Определите роль фразеологизмов в тексте. Укажите, если есть, изобразительно-выразительные средства и риторические фигуры.

…Добро бы было в самом деле что-нибудь путное, а то ведь елистратишка простой! С проезжающими знакомится, а потом в картишки – вот тебе и доигрался! Эх, надоела такая жизнь! Право, на деревне лучше: оно хоть нет публичности, да и заботности меньше; возьмешь себе бабу, да и лежи весь век на полатях да ешь пироги. Ну кто ж спорит: конечно, если пойдет на правду, так житье в Питере лучше всего. Деньги бы только были, а жизнь тонкая, политичная: кеятры, собаки тебе танцуют, и все что хочешь. Разговаривают все на тонкой деликатности, что разве только дворянству уступит; пойдешь на Щукин – купцы тебе кричат: «Почтенный!», на перевозе в лодке с чиновниками сядешь; компании захотел – ступай в лавочку: там тебе кавалер расскажет про лагери и объявит, что всякая звезда значит на небе, так вот как на ладони все видишь. Галантерейное, черт возьми, обхождение! (Н.В. Гоголь)

ТЕСТ

1. Функциональные стили языка условно делятся:

1) на художественные и нехудожественные;

2) на книжные и разговорный;

3) на письменные и устные.

2. В основе деления на функциональные стили лежат:

1) форма реализации;

2) используемые языковые средства;

3) цели и задачи общения.

3. Задачи научного сообщения:

1) доказательство и аргументация определенных положений и гипотез;

2) художественное отражение действительности;

3) воздействие на эмоции и разум читателя.

4. В научном стиле не употребляется:

1) терминологическая лексика;

2) общеупотребительная лексика;

3) лексика других стилей;

5. Слова явление, достижение, гипотеза относятся:

1) к терминологической лексике;

2) к общенаучной лексике;

3) к межстилевой лексике.

6. Научно-учебная литература ориентирована:

1) на специалиста;

2) на неспециалиста, который должен стать специалистом;

3) на неспециалиста.

7. Научный стиль делится:

1) на эпос, лирику и драму;

2) на газетно-публицистический и ораторский;

3) на собственно научный, научно-учебный и научно-популярный.

8. При оформлении списка использованной литературы первым указывается:

1) фамилия автора;

2) название книги;

3) название издательства.

9. Официально-деловой стиль реализуется:

1) только в письменной форме;

2) только в устной форме;

3) в обеих формах.

10. Речевые стандарты официального стиля:

1) необходимы для унификации документов;

2) это «неизбежное зло»;

3) необходимо уничтожать путем увеличения разнообразия форм документов.

11. Речевые штампы и канцеляризмы в речи:

1) должны присутствовать как показатель «официальности»;

2) должны быть заменены общелитературными словами.

12. Соблюдение правил речевого этикета в деловых документах:

1) желательно;

2) обязательно;

3) вредно.

13. По степени стандартизации официальные документы:

1) однородны;

2) неоднородны.

14. Название документа выделяется:

1) положением в середине строки;

2) наличием точки после него;

3) не выделяется.

15. С заглавной буквы пишутся:

1) нарицательные имена;

2) собственные имена.

16. В полном названии вуза, в котором вы учитесь:

1) все слова пишутся с заглавной буквы;

2) только первое слово пишется с заглавной буквы;

3) все слова пишутся со строчной буквы.

17. Особенностью публицистического стиля является использование:

1) терминов;

2) вульгаризмов;

3) общественно-политической лексики.

18. Публицистический стиль реализуется:

1) в официальных документах;

2) в общественно-политической литературе и периодической печати;

3) в повседневном общении.

19. Обязательным условием публицистического произведения является:

1) художественная эстетика;

2) стихотворная форма;

3) наличие заглавия.

20. Жанрами публицистического стиля являются:

1) повесть, рассказ;

2) заметка, репортаж;

3) былина, сказание.

21.В качестве доказательства можно использовать

1) цитаты;

2) цифры;

3) наглядность;

4) все перечисленное.

22. В речи оратора должны присутствовать:

1) аргументы;

2) речевые штампы и канцеляризмы;

3) диалектные слова.

23. Какое из высказываний относится к публицистическому стилю?

1) Выткался на озере алый цвет зари... (С. Есенин)

2) И золотой мешок, и метит в генералы... (А. Грибоедов)

3) Человек! Это звучит гордо! (М. Горький)

24. Разговорный стиль речи реализуется:

1) в официальных документах;

2) повседневном общении;

3) газетных статьях.

25. Наряду с межстилевой лексикой в разговорном стиле используются:

1) научные термины;

2) официальные штампы и канцеляризмы;

3) литературное просторечие.

26. Особенностью разговорной речи является:

1) эмоционально-экспрессивная окрашенность;

2) максимальная информативность;

3) художественная эстетика.

27. Использование внелитературной лексики в разговорном стиле

1) допустимо;

2) оправданно лишь в определенных условиях;

3) желательно.

28. Какое из названных ниже устойчивых сочетаний типично для разговорной речи:

1) мы, нижеподписавшиеся;

2) информационные агентства сообщают;

3) хороша ложка к обеду?

29. Художественная литература в большей степени отражает:

1) разговорный стиль;

2) официально-деловой стиль;

3) научный стиль.

30. Какое из обращений в обиходной речи вы считаете правильным?

1) Эй, в зеленом пальто!

2) Девушка!

3) Женщина!


Наши рекомендации