Покажите жестами подчеркнутые слова.
1) Он спрыгнул с той горы и спустился ниже той расщелины около дерева.
2) Мы ехали всю ночь по узкой дороге и к утру были на месте.
3) Это наше новое оборудование. Оно полностью автоматизировано и управляется с одного пункта оператором.
4) Вы знаете это и я знаю это. Если мы хотим работать вместе, нам необходимо современное оборудование.
5) На дне лодки лежала самая большая рыба, которую я когда-либо вылавливал.
6) Это маленькое колесико размером примерно с блюдце. С одной стороны колёсико имеет зубцы.
7) Это было не круглой, скорее яйцеобразной формы; мы послали в разведку самолет. Он прошел через огромное облако и ничего не обнаружил.
8) Обёрточная бумага должна быть вот такой ширины, по самому краю должны идти буквы.
Разделите предложенные слова и словосочетания по стилям речи: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный.
Ввиду плохой погоды, во избежание пожара, в соответствии с планом, прибытие посла, нежданно-негаданно, авось повезет, оказать содействие, устранить недостатки, опротестовать решение, распрекрасный, премилый, разделался, редактирование, трансформатор, информация, улепетывать, гонка вооружений, разрядка международной напряженности.
УМЕЙТЕ ОБРАТИТЬСЯ С ПРИВЕТСТВИЕМ
Приветствие с пожеланием здоровья:
Здравствуйте, Вениамин Саввич! Нужна запятая после пожелания
Добрый день, Апполинария Кузьминична!
Обращение к друзьям и знакомым (официальное):
Уважаемый товарищ Запятая не ставится
Уважаемая Людмила Филипповна!
Подумайте, как вы обратитесь к преподавателю, знакомому родителей, дальнему родственнику, подруге, прохожему, продавцу в магазине, кондуктору общественного транспорта.
11. Проведите лексико-стилистический анализ текста.
Определите стилистическую принадлежность текста. Охарактеризуйте лексику общеупотребительную и стилистически нейтральную с точки зрения происхождения, активного и пассивного запаса (заимствованные слова, их роль в тексте; неологизмы, архаизмы, историзмы, их роль в тексте). Отметьте лексику ограниченного употребления (термины, профессионализмы, жаргонизмы, диалектизмы), ее роль в тексте; лексику стилистически окрашенную (книжную, официально-деловую, возвышенную, поэтическую, народно-поэтическую, разговорную, просторечную), ее роль в тексте. Отметьте приемы переносного употребления слов, их роль в создании художественных образов. Укажите функции омонимов, синонимов и антонимов в тексте (если присутствуют). Определите роль фразеологизмов в тексте. Укажите, если есть, изобразительно-выразительные средства и риторические фигуры.
…Добро бы было в самом деле что-нибудь путное, а то ведь елистратишка простой! С проезжающими знакомится, а потом в картишки – вот тебе и доигрался! Эх, надоела такая жизнь! Право, на деревне лучше: оно хоть нет публичности, да и заботности меньше; возьмешь себе бабу, да и лежи весь век на полатях да ешь пироги. Ну кто ж спорит: конечно, если пойдет на правду, так житье в Питере лучше всего. Деньги бы только были, а жизнь тонкая, политичная: кеятры, собаки тебе танцуют, и все что хочешь. Разговаривают все на тонкой деликатности, что разве только дворянству уступит; пойдешь на Щукин – купцы тебе кричат: «Почтенный!», на перевозе в лодке с чиновниками сядешь; компании захотел – ступай в лавочку: там тебе кавалер расскажет про лагери и объявит, что всякая звезда значит на небе, так вот как на ладони все видишь. Галантерейное, черт возьми, обхождение! (Н.В. Гоголь)
ТЕСТ
1. Функциональные стили языка условно делятся:
1) на художественные и нехудожественные;
2) на книжные и разговорный;
3) на письменные и устные.
2. В основе деления на функциональные стили лежат:
1) форма реализации;
2) используемые языковые средства;
3) цели и задачи общения.
3. Задачи научного сообщения:
1) доказательство и аргументация определенных положений и гипотез;
2) художественное отражение действительности;
3) воздействие на эмоции и разум читателя.
4. В научном стиле не употребляется:
1) терминологическая лексика;
2) общеупотребительная лексика;
3) лексика других стилей;
5. Слова явление, достижение, гипотеза относятся:
1) к терминологической лексике;
2) к общенаучной лексике;
3) к межстилевой лексике.
6. Научно-учебная литература ориентирована:
1) на специалиста;
2) на неспециалиста, который должен стать специалистом;
3) на неспециалиста.
7. Научный стиль делится:
1) на эпос, лирику и драму;
2) на газетно-публицистический и ораторский;
3) на собственно научный, научно-учебный и научно-популярный.
8. При оформлении списка использованной литературы первым указывается:
1) фамилия автора;
2) название книги;
3) название издательства.
9. Официально-деловой стиль реализуется:
1) только в письменной форме;
2) только в устной форме;
3) в обеих формах.
10. Речевые стандарты официального стиля:
1) необходимы для унификации документов;
2) это «неизбежное зло»;
3) необходимо уничтожать путем увеличения разнообразия форм документов.
11. Речевые штампы и канцеляризмы в речи:
1) должны присутствовать как показатель «официальности»;
2) должны быть заменены общелитературными словами.
12. Соблюдение правил речевого этикета в деловых документах:
1) желательно;
2) обязательно;
3) вредно.
13. По степени стандартизации официальные документы:
1) однородны;
2) неоднородны.
14. Название документа выделяется:
1) положением в середине строки;
2) наличием точки после него;
3) не выделяется.
15. С заглавной буквы пишутся:
1) нарицательные имена;
2) собственные имена.
16. В полном названии вуза, в котором вы учитесь:
1) все слова пишутся с заглавной буквы;
2) только первое слово пишется с заглавной буквы;
3) все слова пишутся со строчной буквы.
17. Особенностью публицистического стиля является использование:
1) терминов;
2) вульгаризмов;
3) общественно-политической лексики.
18. Публицистический стиль реализуется:
1) в официальных документах;
2) в общественно-политической литературе и периодической печати;
3) в повседневном общении.
19. Обязательным условием публицистического произведения является:
1) художественная эстетика;
2) стихотворная форма;
3) наличие заглавия.
20. Жанрами публицистического стиля являются:
1) повесть, рассказ;
2) заметка, репортаж;
3) былина, сказание.
21.В качестве доказательства можно использовать
1) цитаты;
2) цифры;
3) наглядность;
4) все перечисленное.
22. В речи оратора должны присутствовать:
1) аргументы;
2) речевые штампы и канцеляризмы;
3) диалектные слова.
23. Какое из высказываний относится к публицистическому стилю?
1) Выткался на озере алый цвет зари... (С. Есенин)
2) И золотой мешок, и метит в генералы... (А. Грибоедов)
3) Человек! Это звучит гордо! (М. Горький)
24. Разговорный стиль речи реализуется:
1) в официальных документах;
2) повседневном общении;
3) газетных статьях.
25. Наряду с межстилевой лексикой в разговорном стиле используются:
1) научные термины;
2) официальные штампы и канцеляризмы;
3) литературное просторечие.
26. Особенностью разговорной речи является:
1) эмоционально-экспрессивная окрашенность;
2) максимальная информативность;
3) художественная эстетика.
27. Использование внелитературной лексики в разговорном стиле
1) допустимо;
2) оправданно лишь в определенных условиях;
3) желательно.
28. Какое из названных ниже устойчивых сочетаний типично для разговорной речи:
1) мы, нижеподписавшиеся;
2) информационные агентства сообщают;
3) хороша ложка к обеду?
29. Художественная литература в большей степени отражает:
1) разговорный стиль;
2) официально-деловой стиль;
3) научный стиль.
30. Какое из обращений в обиходной речи вы считаете правильным?
1) Эй, в зеленом пальто!
2) Девушка!
3) Женщина!