Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи
Научный стиль обслуживает область науки, техники, производства. Основная функция – доказательно, точно и логично обосновать то или иное положение. Прежде всего научный стиль характеризуется насыщенностью точной и сжатой информацией, фактическим материалом. Содержанием научного сообщения является описание фактов, явлений действительности, их изучение и объяснение.
К научной литературе относятся монографии, статьи в научных журналах, научно-справочная, справочно-энциклопедическая, учебная литература, научно-техническая информация, производственно-техническая литература и т. д.
Задача научного произведения - доказательство определенных положений и гипотез, их аргументация, точное и систематизированное изложение научных проблем. Поэтому научное произведение в основном состоит из цепи рассуждений и доказательств.
Как известно, задача и содержание высказывания определяют и форму выражения. У научного высказывания есть своя форма выражения, свой стиль, обусловленный содержанием научного сообщения и целями, которые стоят перед ним.
Научный стиль относится к письменно-книжному типу речи, так как преимущественно существует в письменной форме (в устной речи он может проявляться в виде бесед, докладов, сообщений, выступлений, вопросов, лекций, реплик в дискуссиях и т. д.), и поэтому обладает всеми ее особенностями, и, прежде всего, тем, что научные произведения пишутся на общелитературном строго нормированном языке. В научном стиле используются особые слова, словосочетания, формы и конструкции для выражения понятий, необходимых в данной сфере общения.
Можно назвать следующие общие языковые черты научного стиля:
- строгая нормированность (соответствие нормам литературного языка);
- точность;
- ясность и лаконичность в выражении мыслей;
- высокое содержание терминов;
- обезличенность изложения;
- употребление слов в их предметных конкретных значениях;
- монологический характер высказывания;
- последовательность;
- завершенность;
- полнота высказывания;
- тесная связь отдельных частей высказывания;
- использование условных знаков и символов.
Поскольку научные произведения могут быть адресованы читателям разного уровня подготовленности внутри научного стиля можно выделить следующие подстили:
1) собственно научный (цель: донесение информации от специалиста к специалисту);
2) научно-учебный (цель: подготовка специалиста);
3) научно популярный (цель: донесение неспециалистам научных знаний).
С языковой точки зрения лексика научного стиля отличается от словаря других стилей литературного языка и представлена тремя слоями:
- терминологической;
- общенаучной;
- общелитературной, преимущественно абстрактной.
Кроме того, в определённых отраслях знаний используются особые символы и знаки (например, формулы).
В научных произведениях не употребляется иностилевая лексика, слова, которым в словарях современного русского языка соответствуют пометы: бранное, ироническое, шутливое, ласкательное, фамильярное и т.д.), редки слова с яркой стилевой окраской, взятые из других стилей, (например, особое сочетание просторечного слова с термином - «дырка проводимости»), почти не встречаются переносные значения слов.
Фразеология научной речи призвана выражать логические связи и подчеркивать последовательность изложения. Для научной речи характерны, например, фразеологизмы и устойчивые словосочетания: дать возможность, извлечь корень, привести результаты, как показали наблюдения, резюмируя сказанное, докажем от противного, возвести в степень, как отмечалось выше и т. п.
На словообразовательном уровне характерно широкое использование словообразовательных моделей существительных, обозначающих понятие признака движения, состояния, изменения с суффиксами -ние, -ость, -ство, -ие, -ка, -ция, -фикация, отыменных прилагательных, оканчивающихся на -ический, - альный, - ительный; сложных слов с использованием заимствованных словообразовательных элементов микро-, макро-, пост-, граф-, метр-, -скоп.
Наморфологическомуровне для научного стиля характерны:
- частое употребление имен существительных в сочетании с прилагательными в функции определения ввиду краткости и информативности такого сочетания;
- существительные мужского рода в технической литературе типа манжет, клавиш;
- тенденция к сокращению слога наблюдается в использовании нулевого окончания в родительном падеже множественного числа: 5 ом, ампер, вольт, микрон;
- множественное число отвлечённых и вещественных существительных (смазочные масла, математические преобразования, легированные стали, а также длины, глубины, температуры);
- цифровое, а не буквенное обозначение числительных;
- отсутствие повествования от первого лица, редкое обращение ко второму лицу, почти не употребляются формы первого и второго лица местоимений и глаголов;
- для выражения авторской скромности употребление местоимение «мы» вместо «я»;
- широкое использование предложно-именных конструкци (в течение, в продолжение, при помощи, в свете, в отношении, в результате, в силу, в отличие, по способу, в качестве).
Насинтаксическомуровне преобладают:
- повествовательные предложения;
- именные словосочетания, в том числе «нанизывание родительных падежей»;
- сложные предложения с причастно-следственными отношениями;
- безличные предложения и конструкции с инфинитивом в составе сложноподчиненных предложений;
- вводные слова и предложения и вставные конструкции;
- взаимосвязь отдельных частей научного высказывания при помощи слов: так, таким образом, поэтому, теперь, итак, кроме того, и т. п.
З А Д А Н И Я
Сообщения: 1) Формы работы с научной книгой: план, тезисы, выписки, конспект.
2) Правила оформления научной работы.
Этикет научной дискуссии.
Вопросы: 1) Понятие функционального стиля. Принципы выделения функциональных стилей.