Идейно-художественное своеобразие сатир А.Д. Кантемира (I,II сатиры)
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
"Гистория о российском матросе Василии Кориотском и о прекрасной королевне Ираклии Флоренской земли" как литературный памятник петровского времени
1. Прочитав текст «гистории», выделите в нем реалии, позволяющие определить время жизни героя и время создания памятника. Каковы функции исторических реалий в этом произведении?
2. В чем отличие терминов «повесть» и «гистория»? Укажите, как «Гистория о российском матросе Василии Кориотском» связана с каждым из следующих жанров:
- авантюрно-плутовской повестью,
- бытовой повестью,
- исторической повестью,
- повестью о разбойниках,
- повестью о любви,
- жанром путевых записок,
- народной сказкой.
3. Особенности изображения в «гистории» традиционных для отечественной словесности тем (человек и судьба, герой времени, тема воспитания, тема «отцов и детей», тема любви): сравните с разработкой этих тем в литературе Древней Руси (например, в повестях о Савве Грудцыне и Фроле Скобееве).
4. Выпишите из текста «гистории» примеры, подтверждающие стилистическую неупорядоченность языка повести. Назовите, примеры каких стилей вы выписали.
ТЕКСТЫ:
Гистория о российском матросе Василии Кориотском и о прекрасной королевне Ираклии Флоренской земли // Русская литература. 1700 - 1775: Хрестоматия / Сост. В.А. Западов. М., 1979. С. 12 – 22.
История славная о российском матрозе Василии Кириацком ... / Подгот. текста Г.Н. Моисеевой // Труды отдела древнерусской литературы (ТОДРЛ). М.; Л., 1954. Т. X. С. 369 – 388.
Русские повести первой трети XVIII века. Исследование и подготовка текстов Г.Н. Моисеевой. М.; Л., 1965. С. 191 – 211.
В Интернете текст см. по адресу:
http://lib.rus.ec/b/125249/read
ЛИТЕРАТУРА:
Федоров В.И. История русской литературы: XVIIIвек. М., 2003. С. 34-36.
Гуковский Г. А. Русская литература XVIII века. М., 2003. С. 41-45.
Благой Д.Д. История русской литературы XVIII века. М., 1960. С. 36-43.
Моисеева Г.Н. Гистория о российском матросе Василии Кириацком. (К вопросу о составе и происхождении повести) // ТОДРЛ (Труды отдела древнерусской литературы Института русской литературы АН СССР (Пушкинский дом). М.; Л., 1954. Т. X. С. 358 – 369. Или: Русские повести первой трети XVIII века. Исследование и подготовка текстов Г.Н. Моисеевой. М.; Л., 1965. С. 39 – 57; 160 – 191.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2-3
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4
Жанр торжественной оды в творчестве М.В. Ломоносова
(«Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елизаветы Петровны, 1747 года»)
1. Используя справочную литературу, дайте определение жанра оды, подчеркнув ее специфику в литературе русского классицизма. Назовите основные черты одического канона (признаки жанра оды).
2. Композиция оды Ломоносова, ее значение и генезис.
3. Покажите, как движется лирическая мысль автора. Какая тема является для Ломоносова главной, какие – побочными? Какими стилистическими средствами выражена каждая тема?
4. Образ императрицы в оде Ломоносова. Способы его создания.
5. Проанализируйте поэтику торжественной оды. Выпишите в тетрадь примеры выразительных средств, с помощью которых Ломоносов создает образ императрицы.
6. Лирический герой оды.
ТЕКСТЫ
Русская литература XVIII века. 1700-1775: Хрестоматия / Сост. В.А.Западов. М., 1979. С. 120-125.
Ломоносов М.В. Избранные произведения / Подгот. текста и примеч. А.А. Морозова. М.;Л., 1965. («Библиотека поэта». Большая серия). В Интернете текст см. по адресу:
http://www.rvb.ru/18vek/lomonosov/01text/01text/01ody_t/010.htm
ЛИТЕРАТУРА
Западов А.В. Отец русской поэзии. М., 1961.
Морозов А.А. Ломоносов. Л., 1966. (ЖЗЛ).
Панов С.И., Ранчин А.М. Торжественная ода и похвальное слово Ломоносова: Общее и особенное в поэтике // Ломоносов и русская литература. М., 1987.
Серман И.З. Поэтический стиль Ломоносова. М.;Л., 1966.
Федоров В.И. История русской литературы: XVIII век. М., 2003. С. 104-114.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7-8
Творчество Д.И. Фонвизина
Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль» (комплексный анализ)
1. Охарактеризуйте личность Д.И. Фонвизина и гражданскую позицию автора комедий «Бригадир» и «Недоросль».
2. Каким образом отразилась в комедии «Недоросль» просветительская проблематика эпохи? Охарактеризуйте комедию Фонвизина как первый опыт русской социально-политической комедии. Покажите особенности решения автором вопросов воспитания, любви и брака, крепостного права и государственной власти, героя времени.
3. Особенности конфликта и сюжетной организации произведения. Основные сюжетные линии и их роль в общем идейном замысле комедии. Проследите, как развиваются в пьесе сюжетные линии, вычлените в них завязку, кульминацию и развязку.
4. Система образов пьесы. Почему автор счел необходимым симметрично разделить героев на две группы, противопоставив четырем «отрицательным» персонажам четырех «положительных»? Как это связано с просветительской идеей комедии?
5. Почему автор не увидел надобности в индивидуализации положительных лиц пьесы, наделив их одинаковым стилем мышления и единым языком? Существовали ли подобные герои в реальности?
6. Для чего понадобились Фонвизину «говорящие» фамилии и имена героев, как отрицательных, так и положительных? Остановитесь на семантике имен, прояснив их символический смысл.
7. Как оценивать героев, не принадлежащих к двум «полярным» группам, а оказавшихся как бы в промежутке между ними: Еремеевну и Цыфиркина? Допустимы ли подобные «неясности» правилами классицизма?
8. В чем вы видите отличия в методе изображения в «Недоросле» «положительных» и «отрицательных» героев? Персонажи какой из групп кажутся более «живыми», реалистичными? Докажите свою мысль. Чем обусловлены эти отличия? Считаете ли вы, что Фонвизин видел главную цель комедии в обличении «отрицательных» персонажей или он стремился к созданию «объемного» образа действительности?
9. Присутствует ли «слезный» (сентиментальный) аспект в изображении отрицательных героев, например, госпожи Простаковой? Что это меняет в отношении к ней зрителя и в трактовке общего замысла комедии?
ТЕКСТЫ
Фонвизин Д.И. Недоросль // Фонвизин Д.И. Собр. соч.: В 2-т. М.;Л., 1959. Т.1.
В Интернете текст см. по адресу:
http://www.rvb.ru/18vek/fonvizin/01text/vol1/01theatre/003.htm
ЛИТЕРАТУРА
Кулакова Л.И. Денис Иванович Фонвизин. М.;Л., 1966.
Пигарев К.В. Творчество Фонвизина. М., 1954. С. 166-198.
Макогоненко Г.П. Денис Фонвизин: Творческий путь. М., Л., 1961. С. 266-287.
Берков П.Н. История русской комедии XVIII века. Л., 1977. С. 212-241.
Примечание: В работе используется пособие Н.Л. Вершининой «Д.И. Фонвизин в школе» (Псков, 2007).
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9
Поэзия Г.Р. Державина
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 10.
1. Тестирование.
2. Проверка читательских дневников.
3. Собеседование по прочитанным текстам.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 11.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
"Гистория о российском матросе Василии Кориотском и о прекрасной королевне Ираклии Флоренской земли" как литературный памятник петровского времени
1. Прочитав текст «гистории», выделите в нем реалии, позволяющие определить время жизни героя и время создания памятника. Каковы функции исторических реалий в этом произведении?
2. В чем отличие терминов «повесть» и «гистория»? Укажите, как «Гистория о российском матросе Василии Кориотском» связана с каждым из следующих жанров:
- авантюрно-плутовской повестью,
- бытовой повестью,
- исторической повестью,
- повестью о разбойниках,
- повестью о любви,
- жанром путевых записок,
- народной сказкой.
3. Особенности изображения в «гистории» традиционных для отечественной словесности тем (человек и судьба, герой времени, тема воспитания, тема «отцов и детей», тема любви): сравните с разработкой этих тем в литературе Древней Руси (например, в повестях о Савве Грудцыне и Фроле Скобееве).
4. Выпишите из текста «гистории» примеры, подтверждающие стилистическую неупорядоченность языка повести. Назовите, примеры каких стилей вы выписали.
ТЕКСТЫ:
Гистория о российском матросе Василии Кориотском и о прекрасной королевне Ираклии Флоренской земли // Русская литература. 1700 - 1775: Хрестоматия / Сост. В.А. Западов. М., 1979. С. 12 – 22.
История славная о российском матрозе Василии Кириацком ... / Подгот. текста Г.Н. Моисеевой // Труды отдела древнерусской литературы (ТОДРЛ). М.; Л., 1954. Т. X. С. 369 – 388.
Русские повести первой трети XVIII века. Исследование и подготовка текстов Г.Н. Моисеевой. М.; Л., 1965. С. 191 – 211.
В Интернете текст см. по адресу:
http://lib.rus.ec/b/125249/read
ЛИТЕРАТУРА:
Федоров В.И. История русской литературы: XVIIIвек. М., 2003. С. 34-36.
Гуковский Г. А. Русская литература XVIII века. М., 2003. С. 41-45.
Благой Д.Д. История русской литературы XVIII века. М., 1960. С. 36-43.
Моисеева Г.Н. Гистория о российском матросе Василии Кириацком. (К вопросу о составе и происхождении повести) // ТОДРЛ (Труды отдела древнерусской литературы Института русской литературы АН СССР (Пушкинский дом). М.; Л., 1954. Т. X. С. 358 – 369. Или: Русские повести первой трети XVIII века. Исследование и подготовка текстов Г.Н. Моисеевой. М.; Л., 1965. С. 39 – 57; 160 – 191.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2-3
Идейно-художественное своеобразие сатир А.Д. Кантемира (I,II сатиры)
1. Просветительская направленность жизненного поведения А.Д.Кантемира.
2. Пользуясь справочной и учебной литературой, дайте определение жанра сатиры и покажите специфику этого жанра в русской поэзии XVIII в.
3. Основная проблематика сатир Кантемира и специфика отражения в них насущных вопросов русской действительности послепетровского времени.
4. Соотношение барочного и классицистического начал в сатирах Кантемира. Лиро-эпический характер сатир, элементы драматизации повествования. Жанровая специфика сатир Кантемира.
5. Композиция первой сатиры. Что связывает отдельные части в единое художественное целое? Роль кольцевой композиции в раскрытии авторского замысла.
6. Образная система первой сатиры. Типология героев и критерии деления их на группы. Основные приемы создания сатирического образа: саморазоблачение героя, портретирование, «говорящая» делать и т.п. Значение образа лирического героя в произведении. Особенности проявления авторского начала.
7. Проблематика второй сатиры, ее персонажи и способы создания образов.
8. Традиционное и новое в языке и стихе Кантемира-сатирика.
9. Творчество А.Д.Кантемира в оценке В.Г.Белинского (выполнить и представить на занятии конспект статьи). Выполнение этого задания оценивается отдельно (см. технологическую карту).
Тексты I и II сатир прочитать и понять!
ТЕКСТЫ
Кантемир Антиох. Собрание стихотворений. Л., 1956. («Б-ка поэта». Бол. сер.). С. 57-67, 361-367. В Интернете этот текст см. по адресу:
http://www.rvb.ru/18vek/kantemir/toc.htm
Кантемир А.Д. Предисловие к сатирам. Сатира I. Сатира II // Русская литература XVIII века. 1700-1775: Хрестоматия / Сост. В.А.Западов. М., 1979. С. 59-60, 63-76.
Белинский В.Г. Портретная галерея русских писателей: Кантемир // Белинский В.Г. Собр. соч.: В 9 т. М., 1981. Т.7. (СОСТАВИТЬ КОНСПЕКТ). В Интернете этот текст см. по адресу:
http://az.lib.ru/b/belinskij_w_g/text_1220.shtml
ЛИТЕРАТУРА
Москвичева Г.В. Русский классицизм. М., 1986. С. 96-112.
Травников С.Н., Ольшевская Л.А. История русской литературы XVIII века: Практикум. М., 2004. С. 259-266.
Прийма Ф.Я. Кантемир // Кантемир Антиох. Собрание стихотворений. Л., 1956. С. 11-19, 29-33, 36-39, 46-48. В Интернете этот текст см. по адресу:
http://www.rvb.ru/18vek/kantemir/03article/article.htm
Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.
Серман И.З. Русский классицизм: Поэзия. Драма. Сатира. Л., 1973.
Стенник Ю.В. Русская сатира XVIII века. Л., 1985.
Западов А.В. Кантемир // Западов А.В. Поэты XVIIIвека: Литературные очерки. М., Л., 1984. С. 32-62.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4