ТЕМА № 9: РАБОТА РЕДАКТОРА НАД СИНТАКСИСОМ ТЕКСТА

ПЛАН:

1. Синтаксическая синонимия. Использование параллельных синтаксических конструкций при стилистической правке.

2. Редакторская оценка координации главных членов предложения.

3. Стилистическая оценка вариантов согласования определений и приложений.

4. Стилистическая оценка конструкций с беспредложным и предложным управлением.

5. Устранение ошибок в строе простого предложения.

6. Устранение ошибок в строе сложного предложения.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:

1.Выберите правильную форму координации подле­жащего и сказуемого в следующих предложениях.

1. На выставке (экспонируется - экспонируются) более 30 различных моделей, каждая из которых - точная копия корабля. 2. На Аляске два года подряд осенью моржи срывались с крутого утеса и разбивались. (Погибли — Погибло) 59 животных. 3. Когда колонна подошла к мосту, из «головы» раздался страшный взрыв... Ловушка захлопнулась, и нас стали методично расстреливать... Кто себя обнаруживал, отстреливал­ся, (становился, становились) (жертвой, жертвами) снайперов. Кто не успел выпрыгнуть, (сгорел — сгорели) в машинах. 4. Еще в колонне (ехал — ехали) мужик гражданский и две женщины, они в Чечне искали своих детей. 5. Подавляющее большинство электората в этот день (от­правилось — отправились) на свои дачные участки. 6. Большинство таких предприятий (отправило — отправили) своих рабочих в неоплачивае­мые отпуска. 7. Мы отыскали бугор, давно облюбованный барсуками, в нем (красовалось - красовались) двадцать шесть нор и тропы к ним, по которым многие поколения барсуков уходили по ночам на охоту. 8. Большинство барсучьих городков (служит — служат) животным десят­ки и сотни лет... Сколько человеческих селений за это время (смете­но — сметены) временем, сколько всяких перемен на земле, а поколения барсуков живут-поживают в счастливо выбранном месте, где их ничто и никто (не тревожит — не тревожат). 9. Когда вода начнет убывать, ры­бешка мечется в усыхающих лужах. Такие места (не преминет — не преми­нут) проведать медведь, волки и лисы, соблазнившись рыбным столом. 10. От множества следов по снегу может показаться: десяток росомах (бегали, бегало, бегал), но это следы одного зверя.

2. Определите, правильно ли выбрана форма коорди­нации сказуемого с подлежащим, выраженным вопросительным, от­носительным или неопределенным местоимением. При необходимости сделайте исправления.

1. Кто из девочек первой узнал о том, что случилось в походе, так и не удалось выяснить. 2. — Семенова больна, — послышался голос. — Кто больна? — не расслышал тренер. 3. Те, кто вынашивает такие планы, долж­ны понимать, что США не допустит, чтобы было нарушено то примерное равновесие сил, которое сложилось к настоящему времени. 4. Не кто иной, как тренеры, в первую голову ответственны за состояние воспитательной работы в коллективе. 5. Вы те, кто придут нам на смену. 6. Как и предполагалось, трудную задачу решила не кто иной, как Маша. 7. Кто-то из делегаток повторно попросила слово. 8. Те, что ушел вперед и быстро приближался к финишу, были преисполнены радужных надежд. 9. В команде играют теперь те, кто несколько лет назад были учениками, гоняли мяч во дворах и на площадках. 10.

Несколько книг из библиотеки моего отца оказалось утерянными. 11. Вспоминаю с благодарностью тех, кто был моими друзьями в тяжелое время.12. Что скажут теперь те, кто оказался доверчивыми вкладчиками, отдавшими свои сбережения жуликам? 13. Не кто иной, как родители, в первую очередь ответствен за воспитание подростков.

3. Назовите ошибки, возникшие при употреблении причастных оборотов. Отредактируйте предложения, используя парал­лельные синтаксические конструкции.

1. Приведенные факты в докладе свидетельствуют о больших успе­хах медицинской науки. 2. Ничего другого, двигавшего бы дело вперед, никто из критиков проекта не предложил. 3. В таком же положении, как и жители Адрии, находились жители близлежащих селений и ферм, отрезанных наводнением и спасающиеся на крышах домов, угрожаю­щих в любой момент обвалом. 4. Арестованный тревожился о семье, взятой под надзор полицией и которую он оставил без всяких средств к существованию. 5. В руках у режиссера кадры из новой кинокарти­ны, снимающейся на студии «Мосфильм». 6. Существовавшее до сих пор положение в области использования электровозов не удовлетворяет уже возросшим требованиям транспорта. 7. Крестьяне знали, что в хо­зяйстве имеется свыше 40 тонн зерна, могущего быть отправленным на элеватор. 8. Направляемых студентов на практику необходимо снабдить подробной программой прохождения практики и тщательно разрабо­танной специалистами инструкцией.

4. Укажите ошибки в по­строении предложений. Исправьте ошибки.

1. В некоторых стройках принят в эксплуатацию ряд зданий без подъ­ездных путей, ведущих к этим зданиям и которые позволяли бы маши­нам подъезжать к ним от ближайшей магистрали. 2. Выступавшие в пре­ниях, не возражая против основных положений доклада, однако считают его неполным. 3. Вначале, когда я стала работать, мне было трудно, но мне помогли мои товарищи по работе, которые имеют больше знаний и опыта, которые дружески советовали мне учиться дальше, в школе рабо­чей молодежи, в которой я раньше занималась. 4. Поднявшись вверх по Волге, баржа будет выгружена на причалах Ярославля. 5. От науки тре­буются такие советы, применив которые получился бы большой эффект в практической работе. 6. Прочитав вторично рукопись, мне думается, что она нуждается в серьезной доработке. 7. Затем Сергеев назначается начальником автобазы, работая в этой должности полтора года. 8. Все изложение в книге сделано предельно коротко, учитывая бюджет време­ни практического врача. 9. Приехав во Владивосток, молодой коммер­сант на второй день был найден убитым. 10. Имеющиеся недостатки в этом деле вызывают необходимость справедливого решения поставлен­ного вопроса на конференции. 11. Надев пальто, у меня явилась мысль, что, будучи членом приемной комиссии, мне придется сегодня задер­жаться до позднего вечера. 12. В одном из залов ресторана, который был недавно отремонтирован, возник пожар, который вовремя был потушен и который не нанес большого ущерба. 13. Наша победа на этих соревнованиях — это фундаментальность си­стемы высшего спортивного совершенствования и организационной деятельности, доведенная до высокой степени профессионализма: шко­ла, детская спортивная школа, училище олимпийского резерва, школа высшего спортивного мастерства, сборная команда, и надо во весь го­лос сказать, что этот задел кончается, потому что редкие талантливые имена - это не система, а «золотая рыбка», выловленная на наших про­сторах.

5. Проанализируйте выбор управляемых форм с пред­логом и без предлога, укажите ошибки в управлении, исправьте их.

1. Префект не может изменить этого решения. 2. Стихотво­рений этих поэт публиковать не намерен. 3. Достойной мести придумать не мог. 4. Серьезные преступления вскрыты по производству алкогольных напитков. 5. Чтобы выявить отклонения по нормируемым оборотным средствам до установленных нормативов, составляют таблицу. 6. Боль­шая работа сейчас предстоит перед нашими сотрудниками, которые должны освоить компьютерную технику. 7. Ответ по его заявлению отправлен своевременно. 8. Редакция по­лучила много откликов по этому произведению. 9. Статья написана по той же теме. 10. Сомнительны показатели по использованию электроэ­нергии. 11. Началась подготовка по проведению выборов. 12. Потребно­сти Голландии по ржи, ячменю удовлетворяются импортом. 13. План по выпуску цветных металлов не выполняется. 14. Мать беспокоится за своего сына, воюющего в Чечне. 15. Эти факты говорят за то, что на заводе нет хорошего хозяина. 16. Необходимо точно определить по­требность кирпича и других материалов. 17. Аспирант должен предста­вить отчет в проделанной им работе. 18. Изобретатель удостоен высокой наградой. 19. Представитель строительной организации вновь заверил заказчика о своей готовности выполнить работу в срок. 20. Факты, о ко­торых изложил автор письма, при проверке полностью подтвердились. 21. Тютчев не мог противо­стоять перед обаянием Елены Денисьевой.

6. Проанализируйте употребление оборотов с предло­гами кроме, помимо, наряду, вместо и др. Объясните характер ошибок и устраните их.

1. В медпункте будут проводиться противогриппозные уколы, кроме освобожденных врачом. 2. Помимо большого экономического эффекта работы выполнены с высоким качеством. 3. Вместо отчета о работе Иванов организовал пикник. 4. Наряду со всеми положительными ка­чествами Петров был еще и прекрасный спортсмен. 5. Подобно многим другим его произведениям, идея этой картины вынашивалась худож­ником в течение ряда лет. 6. Вместе со всеми школами по обшей про­грамме проводятся экзамены в школах рабочей молодежи. 7. В периоды кризиса наряду с безработицей и резким снижением заработной платы занятых в производстве рабочих сокращаются и урезываются пособия по безработице и по болезни. 8. Кроме материальных потерь, гроссмей­стер находился еще в сильном цейтноте.

7. В отрывке из «Рапорта команду­ющего Северной группой Сибирской армии» генерала А.Н. Пепелева (1919 г.) отметьте разнотипное оформление одно­родных членов предложения при рубрикации. Отредактируйте текст.

Будет упущен момент — Россия погибнет в волнах новой анархии. Необходимо:

1) объявить торжественно о созыве Учредительного собрания по освобождении всей России...

2) немедленно и торжественно правительству объявить, что отныне по всей России земля будет принадлежать только тому, кто лично тру­дится на ней, и отойдет крестьянам без всяких выкупов и урезывания;

3) объявить всеобщую трудовую повинность без различия классов и состояния;

4) призыв на военную службу интеллигенции без всяких льгот и от­срочек — все равно должны защищать свою Родину;

5) невоенных обложить военным налогом...
В армии необходимо:

1) назначение особого главнокомандующего штабом, который дол­жен быть полевым, а не быть в Омске;

2) расследовать причину неудач на фронте;

3) упорядочить вопрос о комплектовании армии солдатами;

4) обеспечение семей призванных...

5) установление пенсий увечным воинам и семьям погибших в бою.

Цит. по: Военно-исторический журнал. Ноябрь—декабрь 1996. С. 82.

Наши рекомендации