ТЕМА № 6: РЕДАКТОРСКАЯ ОЦЕНКА ФОНИКИ ТЕКСТА

ПЛАН:

1. Значение звуковой организации речи. Требование благозвучия.

2. Стремление к благозвучию речи при стилистической правке текста.

3. Усиление звуковой выразительности речи в прозаическом тексте.

4. Случайные звуковые повторы в прозаических текстах.

5. Устранение недостатков фоники при стилистической правке текста.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:

1. В предложениях, взятых из радиопередач и газет, укажите случайные звуковые по­вторы, обратите внимание на неуместную рифму и ритмизацию речи. Отредактируйте предложения.

1. Произносятся с глубоким уважением ими имена героев войны. 2. Герои демонстрируют бесстрашие и благородство в борьбе с бандитами. 3. Основным методом изучения положений уставов, не связанных с практическими действиями обучаемых, обычно является беседа с разъяснением уставных положений при помощи плакатов, диафильмов и учебных кинофильмов. 4. В экс­периментах измерение импульсов вторичных частиц часто четко не удается выполнить. 5. Преподаватель дает учащимся ряд контрольных вопросов для уяснения усвоения материала. 6. Проблем предостаточно, и главная - сюрпризы капризной при­роды. 7. Успешно выдержавшие экзамены в ГМ получают удостовере­ния водителя автомобиля-любителя. 8. После экспедиции по традиции состоится отчет любителей подводного спорта. 9. Местком принял ре­шение о улучшении выдвижения на награждение премиями. 10. Этот дом надо снести и на месте его возвести новый пищеблок. 11. После про­хождения основного насаждения мутность воды уменьшается на 20% . 12. Пассажиры, курящие во время полета, аннулируются из салона само­лета. 13. Организуем систематически тематические выставки. 14. Поль­зуются успехом выступления по радио юристов и других специалистов.15. Уве­личение объема и усложнение технической информации вызвало необ­ходимость ее организации и систематизации. 16. Отсутствие данных до­кументов служит симптомом плохой организации управления, функция координирования осуществляется интуитивно, в связи с чем координи­рование малоэффективно. 17. Запуск в производство насосов перенесен из-за задержки с поставкой нержавеющей стали.

2. Укажите недостатки фоники, речевые ошибки, сти­листические недочеты, исправьте предложения.

1. Химизация приводит к аллергизации жителей этих регионов, ко­торые, по милости своего бездарного правительства, становятся жерт­вами цивилизации. 2. Новые элегантные сушуары украшают интерьер заново отремонтированной парикмахерской. 3. Индикация — это ре­гистрация какой-либо информации. 4. Наши три пятерки (они в трех разных формах: красной, желтой и зеленой) согласованно и организо­ванно посменно выполняют различные игровые упражнения. 5. Рост благополучия, хорошее воспитание, нормальное питание положительно скажутся на физическом состоянии поколения. 6. Заслуживает доброго слова Смирнова, которая обеспечивает детским питанием наших малы­шей. 7. Очень часто школьник до поступления в первый класс может начинать пробовать читать, считать и писать. 8. Стало меньше хворых ездить в Хвастовичи, за что следует хвалить фельдшера, которая со мно­гими болезнями справилась сама. 9. По линии налаживания посещения мы имеем улучшение. 10. Сегодня необходимо поговорить хотя б об обязательствах. 11. Взбаламученные в споре с порогами волны Дуная, добежав до плотины и мощно хлестнувшись о нее, поворачивают к бере­гам, чтобы попасть в пасть турбины. 12. Мы узнавали, не писали ли ли­тераторы об этих событиях. 13. Всякому из нас следует строго спросить с себя за порядок. 14. Крытый стадион открыт для всех. 15. Все слышали, как скрипят тормоза за закрытым окном. 16. Не видели ли вы Лидии?

3. В отрывках из текстов, подготовленных для радиопе­редач, выделите созвучные слова, разграничивая тавтологию и случай­ные звуковые повторы. Исправьте предложения, устраняя недочеты фоники и речевые ошибки.

1. Предложенный проект призван обеспечить своевременный разво­рот работ на всех объектах. 2. Очевидец рассказывал рассказы о раскулачивании кулаков, и эти рассказы оказали влияние на казаков. 3. Можно пользоваться как свежегашеной известью, так и известью, используе­мой ранее при строительных работах. При применении последней сле­дует следить, чтобы в почву вместе с известью не попал цемент. 4. Информация о температуре выдастся в виде, удобном для ввода в счетные, управляющие и направляющие устройства. 5. По­следний взнос внесли в копилку российского спорта наши шашисты. 6. Четкий пас Пасечника четко использовал Тарханов. 7. На юге уже весна шагает широким шагом. 8. Я лишь последний год войны прихватил - и то хватило горя... 9. Дом был вовсе не так богат, как выглядел на первый взгляд. 10. Отбросив вечерние страхи и сомнения, семенили люди. 10. Опустившись на стул, он застыл остолбенелым. 11. Тогда я еще не питал неприязни к этому упитанному юнцу. 12. Плуг заглубился на за­данную глубину. 13. Во многом способствует улучшению работы и лучшая организация труда и отдыха.



Наши рекомендации