Драма М.Ю. Лермонтова «Маскарад»
Романтический герой в бытовом окружении. Гордость и страдание. Арбенин, его любовь к Нине. Проблема зла, разлитого в душах людей. Маски внешней благопристойности. Мотив игры. Нравственное саморазрушение героя. Механизм возмездия в драме. Проблема судьбы.
Литература
История русской драматургии XVII - первой половины XIX вв. Л., 1982.
Коровин В.И. Творческий путь М.Ю. Лермонтова. М., 1973.
Лермонтовская энциклопедия. М., 1981.
Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. М.; Л., 1961.
Печорин в «Княгине Лиговской»
И в «Герое нашего времени» М.Ю. Лермонтова
Формирование образа героя времени в прозе Лермонтова. Тема демонической личности в «Княгине Лиговской». Эволюция образа Печорина от повести к роману. Значение места действия в повести (Петербург) и в романе (Кавказ). Самоанализ Печорина.
Литература
Герштейн Э.Г. «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова. М., 1976.
Коровин В.И. Творческий путь М.Ю. Лермонтова. М., 1973.
Мануйлов В.А. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: Комментарий. Л., 1975.
Удодов Б.Т. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». М., 1989.
Фантастика в повестях Н.В. Гоголя
Назначение фантастики в разных прозаических циклах Гоголя. Функции фантастики в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» и ее связь с народнопоэтической и литературной традицией. Фантастика в повести «Вий», ее особенности. Соотношение фантастики и гротеска в Петербургских повестях.
Литература
Дилакторская О.Г. Фантастическое в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя. Владивосток, 1986.
Кривонос В.Ш. Повести Гоголя: Пространство смысла. Самара, 2006.
Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме. М., 1996.
Маркович В.М. Петербургские повести Н.В. Гоголя. СПб., 1989.
Повесть Н.В. Гоголя «Старосветские помещики»
Место повести в составе «Миргорода». Мотивы любви и смерти в сюжете повести. Идиллическое начало. Соотношение идеального и реального. Авторская оценка изображаемого и ее формы в повести.
Литература
Гоголь: История и современность. М., 1985.
Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. М.; Л., 1959.
Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме. М., 1996.
Хлестаков и хлестаковщина
Характер Хлестакова и место героя в системе образов комедии «Ревизор». Превращение Хлестакова в нарицательный тип: социально-психологический облик, бытовое поведение, свойства личности. Объем понятия «хлестаковщина».
Литература
Вишневская И.Л. Гоголь и его комедии. М., 1976.
Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1988.
Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме. М., 1996.
Жанр «Мертвых душ» Н.В. Гоголя
Смысл авторского определения жанра «Мертвых душ» как «поэмы». Полемика 1840-х годов вокруг «Мертвых душ», спор о жанре. Новизна жанровой структуры «Мертвых душ». Жанр и образ автора. Особенности сюжета и композиции. Современная трактовка жанра «Мертвых душ».
Литература
Кривонос В.Ш. Гоголь: Проблемы творчества и интерпретации. Самара, 2009.
Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме. М., 1996.
Смирнова Е.А. Поэма Гоголя «Мертвые души». Л., 1987.
Темы рефератов
1. Басни И.А. Крылова. Жанровые особенности, образ автора.
2. Творчество В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова. Жанры, тематика.
3. Группировка персонажей и особенности конфликта в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»..
4. Чацкий, Молчалин и Софья в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
5. Лирика А.С. Пушкина. Тематика и основные мотивы.
6. Повествователь и герои в поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».
7. Герои и ситуации в романтических поэмах А.С. Пушкина («Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы»).
8. Алеко и цыганский мир в поэме А.С. Пушкина «Цыганы».
9. Поэма А.С. Пушкина «Полтава». Проблематика и сюжет.
10. Личность и история в стихотворной повести А.С. Пушкина «Медный всадник».
11. Маленькие трагедии А.С. Пушкина («Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы»). Ситуации и проблематика.
12. Герои и особенности конфликта в «Моцарте и Сальери» А.С. Пушкина.
13. Царь и самозванец в трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов».
14. Образ автора в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
15. Сюжет, пространство и время в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
16. Город и деревня в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
17. Онегин и Татьяна в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
18. Татьяна и Ольга в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
19. Персонажи и ситуации в «Повестях Белкина» А.С. Пушкина.
20. История героя в «Станционном смотрителе» А.С. Пушкина.
21. Герой и сюжет в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама».
22. Тема карт и карточной игры в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама».
23. Гринев и Пугачев в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина.
24. Гринев и Швабрин в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина.
25. Повествование и сюжет в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина.
26. Лирика М.Ю. Лермонтова. Тематика и основные мотивы.
27. Герои и мир в поэмах М.Ю. Лермонтова «Мцыри» и «Демон».
28. Драма М.Ю. Лермонтова «Маскарад». Герои и проблематика.
29. Композиция романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
30. Печорин и Максим Максимыч в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
31. «Журнал Печорина» и его место в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
32. Женские образы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
33. Повесть «Фаталист» и ее роль в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
34. Особенности фантастики в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя.
35. Повесть «Страшная месть» и ее место в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя.
36. Образ мира в «Миргороде» Н.В. Гоголя («Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»).
37. Герои и события в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
38. Особенности фантастики в повести Н.В. Гоголя «Вий».
39. Образ Петербурга в Петербургских повестях Н.В. Гоголя («Невский проспект», «Нос», «Шинель»).
40. Фантастическое и реальное в Петербургских повестях Н.В. Гоголя («Портрет», «Записки сумасшедшего», «Шинель»).
41. Роль гротеска в Петербургских повестях Н.В. Гоголя («Нос», «Шинель»).
42. Повествование и герой в повести Н.В. Гоголя «Шинель».
43. Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор». Жанровые особенности, характеры персонажей.
44. Образ «сборного города» в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
45. Хлестаков и «миражная интрига» в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»
46. «Мертвые души» Н.В. Гоголя. Образ автора и особенности повествования.
47. Композиция поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».
48. Биография Чичикова и ее роль в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
49. «Повесть о капитане Копейкине» и ее функции в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
50. Типы характеров в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые душ».