Характеристика понятия «Художественный образ»
Худож,поэтич мышление — мышление в образах. Подавляющ больш-во слов явл лексемами перенос и описат знач. Мы произносим "защита", никак не связывая это сл с древ щитом, кот предохранял воинов от стрел и мечей.
Встречая в лит то или иное сравн-е и опред-е, мы помним и подразумеваем за ним услов и перенос знач. Горячее, жаркое, вспыльчивое сердце для нас привычный образ, определяющий душевные кач-ва человека.
Противополож худож мышл-ю явл науч мышл-е. Оно осущ-ся посредством абстракций, схем, формул. Языковая основа — слова в их прямом и спец знач, т. е. термины. Термины — это слова спец, дающие точное обозначение понятий и вещей в науке, технике, политике, дипломатии.
Худож образу свойственны чувств конкретность, органическая включенность личности автора, целостность, ассоциативность и многозначность.
Ред-ру необход глубоко понимать все св-ва худож образа, так как они во многом предопределяют его подход к анализу и оценке произведения.
Чувственная конкр-ть образа придает изображаемому явл наглядность ч/з воссоздание зримых признаков. Когда описываются внеш или внутр стороны явл с исп-ем слов, вызывающ нагляд представления, чит-ль как бы "видит" нарисованную картину в деталях. Чувств конкр-ть достигается, когда нет зрит эквивалента явл-ю, не исп-ся "интонационная наглядность", кот создает у чит-ля ощущ-е протяженности в пространстве.
Органич включенность авт проявл в том, что худож образ несет инф-ю одноврем и о субъекте, и об объекте познания. Чит-ль чувствует или понимает отнош авт к данному персонажу, событию, как бы сам присутствует в описываемом месте, сам "видит" происходящее. Это особенно наглядно выступает в произв-х, в кот повествование ведется от 1 лица.
Многознач-ть и ассоциатив-ть худож образа заключ в его способ-ти возбуждать фантазию чит-ля, мобилизовать множ-во ранее полученных впечатлений, представлений, хранящихся в сознании чел, давая широкие возм-ти для субъектив конкретизации воспринятого. Непосредств представление о предм или явл обогащается мировоззрением, жизненным опытом авт и чит-ля. Худож образ доп-ся ассоциациями и воспоминаниями, будит фантазию, заставляет "переживать" вновь и вновь прошедшее событие, ориентируясь на внутр отношение нему.
Лермонтовский "Парус" — наглядный пример многозначности образа. Вы остро видите и парус, и море, и струю "светлой лазури".
Худож образ может содержаться в одной строке и даже в одном слове:
На ознобной чужой стороне...
Эпитет "ознобная" создает впечатл о неприветной чужбине, на кот и впрямь "ознобно" человеку из другой стороны.
Все перечисленные св-ва худож образа проявляются не порознь, а вместе и одновременно, что позволяет говорить о его целостности, синтетичности.
34. Художественная литература
Редактор получает худ. пр-е в виде результата худож. творчества, закрепленного в худож. тексте. Худ. лит-ра — явление искусства, эстетически выражающее общественное сознание и формирующее его. Худ. лит-ра как вид искусства возникает на почве устно-поэтического народного творчества путем осознания личности в историческом процессе. Худ. лит-ра хранит, накапливает и передает от поколения к поколению эстетические, нравственные, философские, социальные ценности, выражает мировоззрение, идеалы. Она представляет собой формирующуюся на протяжении тысячелетий сложнейшую динамическую сис-му динамических родов, жанров, мотивов, сюжетов, образов, стиховых и прозаических форм, изобразительных средств языка.
Чем меньше человек обращается к литературе, тем он беднее, тем ограниченнее его духовный мир; чем теснее человек с ней связан, тем значительнее круг мыслей, чувств, представлений о жизни, которые иначе и не возникли бы у него. Поэтому лит-ра должна сопровождать людей в течение всей их жизни.
Лит-ра развивается вместе с развитием человечества, и, чтобы охватить ее, необходимо глубокое изучение лит-ры, нужно опираться на факты, которые может дать лит-ра. В мире создано множество произведений худ. лит-ры. Разобраться в них помогает история лит-ры. Часто приходится точно определить сам текст произведения, и здесь не обойтись без текстологии. Если имеем дело с древней литературой, с рукописями, то нам нужна палеография (знание истории письменности). В теорию лит-ры входит изучение композиции и сюжета, особенностей языка худож. лит-ры, стихосложения — всего того, что позволяет судить о мастерстве писателя, о богатстве худ. формы его произведений. Задача критики — откликаться на произведения худ. лит-ры, рассматривая их в свете тех задач, эстетических целей, которые подсказывает настоящее время. Критик не только оценивает сделанное писателем, он может, привлекая новые материалы, по-новому подойти к тому, что сказано писателем.
Основное отличие худ. лит-ры от других путей познания мира в том, что в лит. произведении речь прежде всего идет о человеке: его поступках, мыслях, чувствах, отношениях с др. людьми, предметах и природе, которые его окружают. Только в лит-ре человек выступает перед нами как живая личность. Даже если вспомнить произведения, в которых человек непосредственно не изображается, например стихи о природе, рассказы о животных, то видим, что, говоря о природе, поэт передает нам свое отношение к ней, мысли и чувства, которые она в нем возбудила. О чем бы писатель ни говорил, думает он о человеке.
30. Энциклопедические издания
Энциклопедия — однотомное или многотомное справочное издание, содержащее в обобщенном виде основные сведения по одной или всем отраслям знания и практической деятельности, изложенные в виде кратких статей, расположенных в алфавитном или систематическом порядке.
Энциклопедии различают по целевому назначению, читательскому адресу, хар-ру инф-и, структуре издания, худ.-техническому и полиграфическому исполнению. Целевое назначение энц. изд-я означает его ориентированность на определенные потребности. Большинство энц-й рассчитано в равной степени как на специалистов, так и на широкие круги читателей, т. е. они сочетают в себе признаки науч. и науч.-попул. изд-й.
В зависимости от круга включенных сведений рзличают энциклопедии: универсальную (общую) и специализированную (отраслевую). Универсальная содержит сведения по всем отраслям знания и практической деятельности («Большая советская энциклопедия», «Малая советская энциклопедия», «Малый энциклопедический словарь»; в нашей стране — «Белорусская советская энциклопедия» 12т., «Белорусская краткая энциклопедия» 5 т., сейчас издается «Белорусская энциклопедия» 18 т.).
Огромный подъем культуры вызвал необычайно широкий спрос на отраслевые энциклопедии и словари: «Сельскохозяйственная энциклопедия», «Большая медицинская энц-я», «Краткая медицинская энц-я», «Историческая энц-я», «Философская энц-я», «Литературная энц-я», «Театральная энц-я», «Краткая географическая энц-я», «Краткая химическая энц-я», «Философский словарь», «Музыкальный словарь», «Юридический словарь»…
58 Язык научно-популярной литературы
Язык науч-популяр лит — это часть лит языка в широком смысле. Он должен учитывать язык классиков худ лит и язык ученых — пропагандистов научных знаний. С возрастанием значения науч-популяр лит увелич-ся влияние ее языка на язык др видов изд. Благодаря общедоступным сочинениям в короткий срок широко распростр-ся слова спец, вызванные к жизни совр развитием науки и техники. Примером может служить терминология, связ с исп-ем атомной энергии или с достижениями науки по завоеванию космоса. Язык популяр книг не может сод-ть отступлений от грамматики и должен удовлетворять 3 требованиям: обладать точностью языка науч лит, яркостью худ лит и быть понятным чит-м, на внимание кот рассчитано произведение. Простота изложения достигается стремлением приблизить язык науч-популяр лит к общеупотребляемому, всем понятному, исключением узкоспец выражений, собств имен и слож расчетов, не обязат для освоения основного содержания, объяснением незнакомых терминов и новых слов, отказом от повторения одних и тех же положений, отсутствием длинных периодов и сложных синтаксических конструкций. Говоря о языке науч-популяр лит, следует особо остановиться на употр терминов. Кажд наука имеет свою терминологию. Вводя чит-ей в курс последних событий науки и техники, знакомя с открытиями и изобретениями ученых и практиков, с совр состоянием пром-ти и с/х, авторы исп-т большое кол-во терминов. Употр их имеет много преимуществ: позволяет обозначить понятие точно и кратко, облегчает чтение специальных руководств и пособий. Однако неправильно думать, что любой термин обогащает язык читателя, придает научность тексту. Следует помнить, что терминологическая лексика неоднородна по сфере употребления: наряду с терминами общенаучными и общетехническими, входящими в общелитературный язык, есть термины узкоспециальные, которые находятся вне общего употребления. Установление сферы употребления терминов и осторожность при введении узкоспециальных обозначений в значительной мере определяют простоту, доступность популярной литературы. Чем руководствоваться редактору? Во-первых, оправдано употребление терминов, которые уже известны читателю; во-вторых, следует вводить лишь те новые термины, без которых обойтись невозможно; в-третьих, следует расшифровывать их значение. Издание научно-популярной литературы в цикле курса лекций "Редактирование отдельных видов литературы" занимает особое место. Как уже отмечалось, этот вид литературы выполняет три основные функции: информационную, воспитательную (или мировоззренческую) и практическую. Задача редактора вместе с автором состоит в том, чтобы при издании научно-популярной книги были обеспечены простота изложения, доступность читателю; новизна информации; занимательность изложения; языковая и стилистическая грамотность.
1 Анализ редактором художественного произведения
2 Виды учебных изданий
3 Задачи редактора при работе над художественной деталью в произведении
4 Задачи и особенности художественной литературы
5. Издания худ и детской лит в РБ
6. Классификация справочников
7. Лингвистические словари
8 Особенности редактирования научно-популярной литературы
9. Понятие «справочная литература»
10 Понятие «учебная литература»
11 Работа редактора над справочным аппаратом в научно-техн. литературе
12.Работа редактора по организации выпуска энциклопедий
13 Редактирование очерка
14. Редактирование произведений драматургии.
15. Редактирование произведений лирики.
16. Рерактирование произв. худ. л-ры для детей.
17 Редактирование рассказ
18. Редактирование романа
19. Ред-ая оценка худ-ого пр-ния
20. Роль справочного аппарата в научно-технической литературе
21 Роль научно-популярной литературы
22 Роль худож детали в произведении
23 Система персонажей в художественном произведении
24. Способы оценки ред-ром системы персонажей, сюжета
25 Справочники
26. Стилистическая правка худ. произведений
27 Стиль научно-популярной литературы
28. Сюжет и фабула худ пр-ния
29 Тематика научно-популярной литературы
30 Требования, предъявляемые к редактированию лингвистических словарей
31 Требования, предъявляемые к составлению словников и написанию статей
32 Требования, предъявляемые к учебной литературе в процессе ее редактирования
33 Характеристика понятия «Художественный образ»
34. Художественная литература
35. Энциклопедические издания
36 Язык научно-популярной литературы